Урок "Зимний вечер, зимнее утро"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Бабанина Ирина Ивановна

Форма проведения: урок – прогулка.  Тип урока: углубление в тему

Художественно-педагогическая идея урока:
Во взаимосвязи смежных видов искусств –  музыки, литературы  и живописи раскрыть новые грани поэзии А.С.Пушкина.

Цель урока: сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_4_klass_zimneeutro_zimniy_vecher.docx37.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки, 4 класс

Тема урока: «Зимнее утро. Зимний вечер»

Форма проведения: урок – прогулка.  Тип урока: углубление в тему

Художественно-педагогическая идея урока:
Во взаимосвязи смежных видов искусств –  музыки, литературы  и живописи раскрыть новые грани поэзии А.С.Пушкина.

Цель урока: сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.

Задачи:

1. Познакомить с образом зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов - П.И.Чайковского,  С.Прокофьева.

2. Во время слушания развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Прививать любовь к природе, обогащать духовный мир ребёнка.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: Научаться анализировать музыкальные произведения; сравнивать; обобщать. Выразительно исполнять песни.

Формирование УУД:

Личностные действия:  формировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства, развивать ассоциативно-образного мышления.

Регулятивные действия: формировать умение выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные действия: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные действия: формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству, и музыкальной деятельности.

Метапредметные: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов.

Личностные: развивать эмоциональное восприятие произведений искусства.

Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы изобразительного искусства.

Выявлять родство художественных  образов разных искусств (общность тем).

Материально-техническое оснащение: синтезатор, мультимедийная доска, компьютер, раздаточный материал.

Музыкальный материал: П. Чайковский «Осенняя песня», «Зимнее утро», Г. Свиридов «Осень», «Зимняя дорога» , из музыки к повести А.С.Пушкина “Метель”, М. Яковлев «Зимний вечер»

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности Организационный момент.

Учитель: Ребята, подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к уроку, у всех хорошее настроение и рабочий настрой.

Приветствие: Пропевание вокальной распевки - приветствия.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. В один урок нам необходимо вместить целый день, проведенный с Пушкиным. Попробуем? Тогда мы отправляемся в музыкальное путешествие, и назовем его  «Один день с Пушкиным».

Любимое время года поэта? (Осень, это самое любимое время года А. С. Пушкина.) Какое стихотворение об осени вы знаете?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Учитель: А с каким музыкальным произведением познакомились на предыдущем  уроке? Проведем музыкальный опрос, звучат «Осенняя песнь» П.И.Чайковского, «Осень» Г Свиридова.

Учитель: Приятна мне твоя прощальная краса. О какой красе повествует поэт?

Дети: О прощальной.

Учитель: Давайте и мы попрощаемся с осенью, и приготовимся к встрече зимы(снимают листья с доски)

Исполнение песни «Осенние дорожки»

Учитель: С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

Учитель: А как заканчивается день?

Дети: Вечером. Все возвращаются домой.

Формулирование темы урока, постановка цели

Учитель: Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

Дети: Утро. Вечер.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. Запишите эту тему в тетрадь.

Учитель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

Учитель: Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?  Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов - П.И.Чайковского, Г. Свиридова, М. Яковлева.

У вас на столах лежит таблица, и в течение урока мы с вами будем заполнять её.

Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда? Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.

Дети: За окошком красивое морозное утро?

Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму.

Дети: Светлые, жизнерадостные.

Учитель: Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Давайте и мы возьмем таблицу и запишем, какая зима на картине.

(учащиеся заполняют 1 столбик)

Картины

(краски)

Поэзия

(слово)

Музыка

(ноты)

мягкая

пушистая

красивая

спокойная

тихая

нежная

Учитель:А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.

Учитель: Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Учитель: Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».

Какое же зимнее утро?

Дети: Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное. Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку? Попробуем и мы стать композиторами и спеть свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки

Учитель: Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

(учащиеся заполняют 2 столбик)

Картины

(краски)

Поэзия

(слово)

Музыка

(ноты)

мягкая

морозная

пушистая

чудесная

красивая

солнечная

спокойная

бодрая

тихая

искрящая

нежная

сверкающая

Учитель: Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор? Послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка?

Слушание  и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского

Учитель: Какие у вас возникли ощущения?

Дети:  Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.        

Учитель:  Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?

Дети:  Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.

Учитель: А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Дети:  Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу

Картины

(краски)

Поэзия

(слово)

Музыка

(ноты)

мягкая

морозная

вьюжная

пушистая

чудесная

тревожная

красивая

солнечная

метельная

спокойная

бодрая

холодная

тихая

искрящая

хмурая

нежная

сверкающая

встревоженная

Учитель: Посмотрите на все три ваши колонки. Какая же зима у нас получилось?  Дети: Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.

Учитель: Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.

Как зимой нам поиграть?

Будем мы снежки кидать.    Физминутка

(Игра в снежки) кидая снежок, учитываем темп музыки.

Наверное у вас замёрзли ручки давайте их погреем (греют ручки, дуют на них)

Учитель. По какой же дороге мы поедем вместе с Пушкиным? 
Дети. По длинной. Чтобы получить больше впечатлений. 
Итак, я рада, что вы выбрали дорогу, на которой будут трудные, творческие задания, интересные встречи. Но если мы будем работать сообща, помогая друг другу и приходя на выручку, то преодолеем её и узнаем, куда так спешил Пушкин.  А как вы думаете, на каком транспорте путешествовал поэт?
Дети. На лошадях.

Учитель.   Звучит «Зимняя дорога» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» (видеофрагмент симфонического оркестра)

Задание №1 (на индивидуальных раздаточных листах)

Отметьте галочкой, кто из композиторов сочинил это произведение:
Мусоргский
Прокофьев
Свиридов
Чайковский

Задание №2 Напишите названия инструментов, звучащих в музыке «Зимняя дорога»

Слышите? Это мчится тройка,  она будто летит по заснеженным равнинам....… На бескрайних просторах России, когда до нужного места можно было ехать сутки, а то и двое, в чистом поле вдоль дороги стояли высокие столбы, на которых висели небольшие колокола. В них никогда не звонили люди, но в пургу и метель без этих колоколов можно было сбиться с дороги и затеряться среди снегов. Для чего нужны были такие колокола?
Дети. 
Во время метели, от сильного ветра колокола раскачивались и звонили. 
Ямщик ехал на их звон, ведь они стояли вдоль дороги. 
Эти колокола помогали не сбиться в пути во время метели.
Учитель. Правильно, ребята, вот поэтому им дали название - метельные колокола. Давайте и мы поможем поэту не заблудиться в метель.

Групповая работа. Дети делятся на группы по 2 человека и на колокольчиках и треугольниках каждая группа исполняют «Метельную импровизацию» под песню Г. Свиридрва «Зимняя дорога».

Учитель: Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Эти стихи - одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.

Учитель: Какой вечер предстал перед нами

Дети: Холодный, метельный.

Учитель: Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.

Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?

Дети: Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».

Учитель: Ударения в словах падают, на какие звуки?

Дети: о, а, у, е, и.

Учитель: Что они изображают?

Дети: Завывание вьюги.

Учитель: Давайте изобразим, завывание вьюги (учащиеся на гласные изображают завывание вьюги)

Исполним песню «Зимний вечер», музыка Яковлева, сл. А. Пушкина

Учитель: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?

Дети: Тема зимы.

Учитель: Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Рассказывают, что нового узнали на уроке, с какими музыкальными произведениями познакомились, называют авторов.

Итог урока: Что больше всего вам запомнилось на уроке?

Выбери одно из утверждений:

Я работал на уроке много и с увлечением (вешают на доску солнышко)

Мне было интересно, но я был не очень активен (вешают на доску снеговика)

Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен (вешают на доску снежинку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее утро. Зимний вечер.

Презентация к уроку музыки по теме "Зимнее утро. Зимний вечер"....

урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер".

урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер" в разделе "День, полный событий"....

Конспект урока музыки в 4 классе «Зимнее утро, зимний вечер…»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро, зимний вечер..."...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...

Урок по литературному чтению. 3 класс. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Урок по литературному чтению. 3 класс.  А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера....