Урок "Зимний вечер, зимнее утро"
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Форма проведения: урок – прогулка. Тип урока: углубление в тему
Художественно-педагогическая идея урока:
Во взаимосвязи смежных видов искусств – музыки, литературы и живописи раскрыть новые грани поэзии А.С.Пушкина.
Цель урока: сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_4_klass_zimneeutro_zimniy_vecher.docx | 37.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки, 4 класс
Тема урока: «Зимнее утро. Зимний вечер»
Форма проведения: урок – прогулка. Тип урока: углубление в тему
Художественно-педагогическая идея урока:
Во взаимосвязи смежных видов искусств – музыки, литературы и живописи раскрыть новые грани поэзии А.С.Пушкина.
Цель урока: сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.
Задачи:
1. Познакомить с образом зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов - П.И.Чайковского, С.Прокофьева.
2. Во время слушания развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
3. Прививать любовь к природе, обогащать духовный мир ребёнка.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: Научаться анализировать музыкальные произведения; сравнивать; обобщать. Выразительно исполнять песни.
Формирование УУД:
Личностные действия: формировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства, развивать ассоциативно-образного мышления.
Регулятивные действия: формировать умение выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные действия: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные действия: формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству, и музыкальной деятельности.
Метапредметные: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов.
Личностные: развивать эмоциональное восприятие произведений искусства.
Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы изобразительного искусства.
Выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем).
Материально-техническое оснащение: синтезатор, мультимедийная доска, компьютер, раздаточный материал.
Музыкальный материал: П. Чайковский «Осенняя песня», «Зимнее утро», Г. Свиридов «Осень», «Зимняя дорога» , из музыки к повести А.С.Пушкина “Метель”, М. Яковлев «Зимний вечер»
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности Организационный момент.
Учитель: Ребята, подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к уроку, у всех хорошее настроение и рабочий настрой.
Приветствие: Пропевание вокальной распевки - приветствия.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель. В один урок нам необходимо вместить целый день, проведенный с Пушкиным. Попробуем? Тогда мы отправляемся в музыкальное путешествие, и назовем его «Один день с Пушкиным».
Любимое время года поэта? (Осень, это самое любимое время года А. С. Пушкина.) Какое стихотворение об осени вы знаете?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Учитель: А с каким музыкальным произведением познакомились на предыдущем уроке? Проведем музыкальный опрос, звучат «Осенняя песнь» П.И.Чайковского, «Осень» Г Свиридова.
Учитель: Приятна мне твоя прощальная краса. О какой красе повествует поэт?
Дети: О прощальной.
Учитель: Давайте и мы попрощаемся с осенью, и приготовимся к встрече зимы(снимают листья с доски)
Исполнение песни «Осенние дорожки»
Учитель: С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?
Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.
Учитель: А как заканчивается день?
Дети: Вечером. Все возвращаются домой.
Формулирование темы урока, постановка цели
Учитель: Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?
Дети: Утро. Вечер.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. Запишите эту тему в тетрадь.
Учитель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?
Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.
Учитель: Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос? Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов - П.И.Чайковского, Г. Свиридова, М. Яковлева.
У вас на столах лежит таблица, и в течение урока мы с вами будем заполнять её.
Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда? Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.
Дети: За окошком красивое морозное утро?
Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму.
Дети: Светлые, жизнерадостные.
Учитель: Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Давайте и мы возьмем таблицу и запишем, какая зима на картине.
(учащиеся заполняют 1 столбик)
Картины (краски) | Поэзия (слово) | Музыка (ноты) |
мягкая | ||
пушистая | ||
красивая | ||
спокойная | ||
тихая | ||
нежная |
Учитель:А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.
Учитель: Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Учитель: Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
Какое же зимнее утро?
Дети: Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное. Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку? Попробуем и мы стать композиторами и спеть свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки
Учитель: Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?
(учащиеся заполняют 2 столбик)
Картины (краски) | Поэзия (слово) | Музыка (ноты) |
мягкая | морозная | |
пушистая | чудесная | |
красивая | солнечная | |
спокойная | бодрая | |
тихая | искрящая | |
нежная | сверкающая |
Учитель: Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор? Послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка?
Слушание и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского
Учитель: Какие у вас возникли ощущения?
Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.
Учитель: Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?
Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.
Учитель: А в каком темпе исполняется это произведение и почему?
Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.
Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу
Картины (краски) | Поэзия (слово) | Музыка (ноты) |
мягкая | морозная | вьюжная |
пушистая | чудесная | тревожная |
красивая | солнечная | метельная |
спокойная | бодрая | холодная |
тихая | искрящая | хмурая |
нежная | сверкающая | встревоженная |
Учитель: Посмотрите на все три ваши колонки. Какая же зима у нас получилось? Дети: Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.
Учитель: Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.
Как зимой нам поиграть?
Будем мы снежки кидать. Физминутка
(Игра в снежки) кидая снежок, учитываем темп музыки.
Наверное у вас замёрзли ручки давайте их погреем (греют ручки, дуют на них)
Учитель. По какой же дороге мы поедем вместе с Пушкиным?
Дети. По длинной. Чтобы получить больше впечатлений.
Итак, я рада, что вы выбрали дорогу, на которой будут трудные, творческие задания, интересные встречи. Но если мы будем работать сообща, помогая друг другу и приходя на выручку, то преодолеем её и узнаем, куда так спешил Пушкин. А как вы думаете, на каком транспорте путешествовал поэт?
Дети. На лошадях.
Учитель. Звучит «Зимняя дорога» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» (видеофрагмент симфонического оркестра)
Задание №1 (на индивидуальных раздаточных листах)
Отметьте галочкой, кто из композиторов сочинил это произведение:
Мусоргский
Прокофьев
Свиридов
Чайковский
Задание №2 Напишите названия инструментов, звучащих в музыке «Зимняя дорога»
Слышите? Это мчится тройка, она будто летит по заснеженным равнинам....… На бескрайних просторах России, когда до нужного места можно было ехать сутки, а то и двое, в чистом поле вдоль дороги стояли высокие столбы, на которых висели небольшие колокола. В них никогда не звонили люди, но в пургу и метель без этих колоколов можно было сбиться с дороги и затеряться среди снегов. Для чего нужны были такие колокола?
Дети.
Во время метели, от сильного ветра колокола раскачивались и звонили.
Ямщик ехал на их звон, ведь они стояли вдоль дороги.
Эти колокола помогали не сбиться в пути во время метели.
Учитель. Правильно, ребята, вот поэтому им дали название - метельные колокола. Давайте и мы поможем поэту не заблудиться в метель.
Групповая работа. Дети делятся на группы по 2 человека и на колокольчиках и треугольниках каждая группа исполняют «Метельную импровизацию» под песню Г. Свиридрва «Зимняя дорога».
Учитель: Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Эти стихи - одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.
Учитель: Какой вечер предстал перед нами
Дети: Холодный, метельный.
Учитель: Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?
Дети: Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».
Учитель: Ударения в словах падают, на какие звуки?
Дети: о, а, у, е, и.
Учитель: Что они изображают?
Дети: Завывание вьюги.
Учитель: Давайте изобразим, завывание вьюги (учащиеся на гласные изображают завывание вьюги)
Исполним песню «Зимний вечер», музыка Яковлева, сл. А. Пушкина
Учитель: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?
Дети: Тема зимы.
Учитель: Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы
Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Рассказывают, что нового узнали на уроке, с какими музыкальными произведениями познакомились, называют авторов.
Итог урока: Что больше всего вам запомнилось на уроке?
Выбери одно из утверждений:
Я работал на уроке много и с увлечением (вешают на доску солнышко)
Мне было интересно, но я был не очень активен (вешают на доску снеговика)
Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен (вешают на доску снежинку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зимнее утро. Зимний вечер.
Презентация к уроку музыки по теме "Зимнее утро. Зимний вечер"....
урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер".
урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер" в разделе "День, полный событий"....
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс, по теме А.С.Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер.
программа Школа России, 2 четверть...
Конспект урока музыки в 4 классе «Зимнее утро, зимний вечер…»
Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро, зимний вечер..."...
Раздаточный материал к уроку музыки в 4 классе «Зимнее утро, зимний вечер…»
Раздаточный материал к уроку музыки...
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...
Урок по литературному чтению. 3 класс. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.
Урок по литературному чтению. 3 класс. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера....