Конспекты уроков музыки 2 класс
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Валентина Иннокентьевна Казакова

Конспекты музыки 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikiy_kolokolnyy_zvon.docx17.93 КБ
Файл gimn_rossii.docx1.43 МБ
Файл den_polnyy_sobytiy.docx20.65 КБ
Файл zdravstvuy_rodina_moya_2_kl.docx22.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока «Великий колокольный звон. Звучащие картины»

2 класс

Цель: познакомить с колоколами, колокольным звоном, тембрами колоколов; научить определять на слух разные виды колокольных звонов (в данном случае – благовест).

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать разные виды колокольных звонов; использовать различные приёмы вокального исполнения.

Музыкальные материалы:  С.В. Рахманинов “Итальянская полька”; М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог 2 картина, оркестровое вступление;  Колокольные звоны: благовест, набат,

Ход урока

I. Вход в класс

С.В. Рахманинов “Итальянская полька”

II. Организационный момент (музыкальное приветствие)

III. Беседа с учащимися:

1.

а) Ребята, давайте вспомним, на чём держится музыка?
б) Что это за киты?
в) Сколько китов мы знаем? (
три)
г) Назовите их. (
Кит марш, Кит песня, Кит танец)

2. Сейчас проведем небольшую “Угадай – ку” “Какой кит звучит”.

а) “Маленькая полька” – Д. Кабалевского
б) “Вальс” – Д. Кабалевского
в) “Марш” – Д. Кабалевского
г) “Полька” – М. Глинки
д) “Веселый музыкант” – В. Филиппенко – исполнение песни. Какая в ней особенность? (
киты встретились)

IV. Новая тема.

1. Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета “Музыка” – называется он “О России петь, что стремиться в храм”, и тема нашего урока – “Великий колокольный звон”. Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов.

Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такая версия: «кол о кол» - удар одного кола о другой, что напоминает предшественника самого колокола – деревянное било.

Впервые колокольные звоны появились в 13веке в Новгороде и до сих пор продолжают нас радовать своей музыкой.

Записываем  в тетради.

1.НАБАТ – ТРЕВОЖНО, ВЗВОЛНОВАННО СООБЩАЛ О ПОЖАРЕ, ВОЙНЕ.

2. Трезвон – радостно, празднично, торжественно

3. Благовест – благая, хорошая весть

Сейчас я предлагаю вам послушать колокольный звон из оперы русского композитора М.П. Мусоргского, и сразу же даю задание – определить характер у этого музыкального отрывка. Но прежде вспомним правила слушания музыки: до конца слушаем музыкальный отрывок, хором не отвечаем, с места не выкрикиваем.

2. Слушание музыки и анализ: М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог, 2 картина оркестровое вступление.

– Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие и маленькие).

– А как вы догадались? (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола).

– Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины. О чем нам может говорить голос Родины? (о добре, о любви, иногда о горе, печали).

Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое какое – нибудь несчастье). Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же, наоборот, громким)

– А когда колокол может говорить нам о радости, о любви? (победа, родился кто-то). А каким голосом с нами колокол будет говорить о добре, о любви? (нежным, тихим, ласковым, добрым).

– Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу. Вы сказали сейчас о том, какой он, голос – низкий, высокий, громкий, тихий и т.д. другими словами вы назвали ТЕМБР голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким.

– Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много, но сегодня мы с вами познакомимся только с одним звоном. Называется он БЛАГОВЕСТ = БЛАГО = добро, радость, праздник + ВЕСТ= весть = ДОБРАЯ ВЕСТЬ. (повторить несколько раз вслух слово благовест!!!)

Давайте еще раз послушаем благовест.

(Игра “Большие – маленькие колокола)

Слушание музыки. 

3. Работа с учебником

– В нашем учебнике  есть иллюстрации картин русского художника Исаака Левитана. Давайте внимательно рассмотрим, что же изображено на этих картинах. (РАЗБОР – во время разбора картин необходимо заострить внимание не только на то, что изображено на картинах, но и на то, какие цвета использовал художник. Дети должны постараться объяснить значение этой цветовой гаммы). 

– Взглянув еще раз на картины Исаака Левитана, попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова – подсказки, которые даны у вас в учебниках на цветных плашках. (на картине “Вечерний звон” колокольный звон будет задушевным, нежным, радостным, задумчивым; а на картине “Над вечным покоем” – печальным, грустным, скорбным, задумчивым

V. Итог урока

– Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о колоколах, колокольном звоне, о том, что каждый колокол имеет свой тембр).

– Что такое тембр? (окраска звука).

– С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом).

– Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).

– Откройте, пожалуйста, дневники, запишите домашнее задание

Домашнее задание

 повторить дома все, о чем мы с вами говорили на уроке.

– Оценки за урок


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки во  втором  классе

Учителя музыки Сидоровой Светланы Леонидовны

ГБОУ СОШ № 2044

Тема урока:  раздел: «День полный событий». «Танец. Танец. Танец»

Место урока в системе уроков: текущий

Цель урока:  Показать многообразие танцевальных жанров  на примере:  Камаринской,  Трепака, Гопака, Бульбы, Лезгинки, Вальса, Полонеза, Польки.

Задачи урока: Закреплять  понятие жанр, лад, метр, доля, мелодия. Развивать у детей умение чувствовать  характер музыки, высказывать свои впечатления о ней. Развивать творческие способности: внимание, воображение, фантазию, музыкальный кругозор. Способствовать воспитанию люби к инструментальному  исполнению. Умению  работать в коллективе и уважительному отношению ко всем участникам образовательного процесса.

Тип урока: комбинированный с элементами закрепления материала и систематизации знаний.

Методы: Объяснительно – наглядные.

Формы организации учебной деятельности: Групповая, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: Музыкальный центр, ноутбук.

Литература: «Музыкальная литература», В.Владимиров, А.Лагутин. «Музыкальная литература», Д.Сорокотягин, «Музыкальная литература», И.Прохорова

Содержание

Со звонком учащиеся входят в класс, встают около своих парт.

Учитель: Музыкальное приветствие в мажоре. Прозвенел звонок, начался урок, здравствуйте!

Учащиеся: Здравствуйте.

Учитель: Садитесь. Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Танец». Что же это такое в вашем понимании?

Учащиеся: Движения  под музыку.  

Учитель: Я полностью с вами согласна. Действительно, танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу танец тесно связан с бытом, тем, что каждого из нас окружает. Танцы  по – своему  отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей. Разнообразие же танцев родилось из характера народа, его жизни и образа знаний. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок. И так, начинается  наше путешествие в страну танцев с камаринской – это русская народная пляска, веселого, задорного характера. Она имеет быстрый темп, мажорный лад, двухдольный размер.

Звучит «Камаринская», р.н.п

Учитель: Ребята, какой  характер исполнения  этого  танца? Какой музыкальный инструмент сопровождает его на протяжении всего звучания?

Учащиеся: Веселый, озорной, звучит балалайка.

Учитель: Правильно, характер задора и веселья, а вот музыкальное сопровождение основывается на звучании балалайки, гармонике, дудке. Теперь я предлагаю вам немного посостязаться  между собой в изобретательности и мастерстве.

Под музыку «Камаринской» учащиеся выполняют танцевальные движения «ковырялочка». Садятся за парты.

Учитель: Следуя дальше, я предлагаю вам остановиться еще на одном русском народном танце, который называется  - трепак. Как и камаринская, он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп, двухдольный размер. Но если камаринской свойственна лукавая грациозность, юмор, то в трепаке преобладают широкий размах, удаль, лихой задор. Мужчины, танцующие эту пляску, как бы состязаются друг с другом в быстроте и ловкости. Давайте послушаем музыку этого танца внимательно.

Звучит «Трепак» из балета  «Щелкунчик», П.И.Чайковского

Учитель:  Что  объединяет эти  два  танца и чем они отличаются друг от друга?

Учащиеся: Они веселого характера, энергичные.

Учитель: Конечно характер и настроение, вы правы. А еще к концу танца, как это бывает в народных плясках, темп стремительно нарастает. Кажется, что заключительные аккорды прерывают танец в самом его разгаре.

Пришло время нам с вами отправиться в Украину, где зародился танец под название Гопак. Что же это за танец? Гопак – украинский народный танец удалого, веселого характера. Он имеет подвижный темп и двухдольный размер. В основу танца положена мелодия украинской народной песни «На бережку у ставки». Давайте внимательно послушаем и определим, какой танец рисует нам  музыка?

Звучит украинский народный танец «Гопак»

Учитель: Кто мне сможет ответить на вопрос?

Учащиеся: Танец начинается сдержанно, но постепенно разгорается, становится все более энергичным и задорным. В музыке мы слышим плавные кружения, прыжки, притопывания и присядку.

Учитель: Предлагаю вам сейчас  показать в своих движениях эти особенности.

Звучит  украинский народный танец «Гопак», учащиеся исполняют танцевальные движения: полочка и выбрасывание ног вперед. Дети садятся за парты.

Учитель: Продолжаем наше путешествие, которое ведет  нас прямо в Белоруссию, где немало увлекательных плясок  создал белорусский народ. Очень популярны в Белоруссии такие танцы, как лявониха, крыжачок, бульба. Особенно большой любовью пользуется бульба. Это танец в быстром темпе, двухдольном размере, с острым ритмом, задорной мелодией в мажорном ладу. Слова, которые получили распространение с мелодией бульбы, имеют шуточное содержание. В них воспевается обыкновенная, хорошо всем знакомая картошка:

Из мешка бери картошку

И питайся понемножку.

Можешь есть ее вареной

Иль в  мундире запеченой.

Давайте сейчас  послушаем музыку этого танца.

Звучит белорусский народный танец «Бульба»

Учитель: Какое настроение дарит нам музыка этого танца?

Учащиеся: Она легкая, изящная.

Учитель: Вы правы, настроение легкости и полетности, где – то присутствует   напоминание  музыки веселой  польки.

Следуем дальше. Следующая наша с вами остановка на Кавказе. Что же это такое?

Учащиеся: Кавказ – это местность, обнесенная горами.

Учитель: Правильно, живет там кавказский народ, который очень любит свой национальный танец – лезгинка. Таней этот очень живописен: бурная, огненная стремительность чередуется с мягкой грациозностью. При этом быстрые, энергичные движения присуще пляске мужчин, а плавные – женщинам. Давайте послушаем музыку этого танца, и постараемся услышать  женскую и мужскую партию исполнения.

Звучит Лезгинка

Учитель: А теперь я попрошу всех встать в круг, который  составляет основу этого танца.

В центр мы попросим выйти солиста  (выходит желающий), который будет исполнять характерные для этого танца движения.

Звучит музыка Лезгинки,  учащиеся танцуют, затем садятся за парты.

Учитель: Вот и подошло время нам с вами заглянуть в далекую Европу, где с давних пор известен  вальс. Свое происхождение вальс ведет от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера. Он был распространен в Австрии, Германии, Чехии. В 19 веке вальс  стал популярным во всей Европе. Музыка вальса очень разнообразна. Давайте с вами послушаем ее и определим, какая она.

Звучит вальс из оперы К.М. Вебера «Волшебный стрелок».

Учащиеся: Музыка вальса веселая, выразительная.

Учитель: Совершенно верно, она имеет всего одну тему, которая звучит несколько раз на протяжении пьесы. Давайте теперь пригласим на вальс пару наших одноклассников, которые  передадут через движения все настроение и красоту этого танца.

Звучит вальс из оперы Вебера «Волшебный стрелок», пара одноклассников танцует, затем садится за парту.

Учитель: Остальным вальсам свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным среди слушателей. Всем известно, что вальс всегда присутствовал на балах, как парный танец. Но не стоит забывать и полонез –  польский национальный танец, торжественный, величавый танец – шествие. Его музыкальный размер также трехдольный, но движение спокойное, неторопливое, с акцентом на сильной, первой доле такта. Композиторы создавали полонезы как самостоятельные инструментальные пьесы, и охотно включали их в свои оперы и балеты. Сейчас мы с вами послушаем полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки

Звучит полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки

Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какой музыкальный язык этого танца – шествия?

Учащиеся: Торжественный, строгий, гармоничный.

Учитель: Совершенно верно, все пришедшие гости на бал следовали под музыку полонеза строго, торжественно, неторопливо. Вот и мы сейчас с вами попробуем представить себя на балу.

Под музыку полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки учащиеся парами движутся по классу, садятся за парты.

Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какие танцы вы исполняли в детском саду?

Учащиеся: Польку.

Учитель: Правильно. А вы знаете, что полька – это чешкий танец живого, бодрого характера. Польке свойственны задор, юмор. Музыкальный же размер польки две четверти, темп – подвижный, иногда даже быстрый. К жанру польки обращались в своем творчестве многие композиторы, в том числе и Сергей Васильевич Рахманинов. Давайте послушаем музыку его польки.

Звучит полька С.В.Рахманинова

Учащиеся: Музыка этой польки веселая, жизнерадостная, полетная.

Учитель: Правильно, эта полька захватывает своей жизнерадостностью и искрящимся весельем. Основная тема танца легкая и изящная. Давайте теперь вспомним основные движения этого танца и исполним их.

Звучит полька С.В.Рахманинова, учащиеся выполняют танцевальные движения, садятся за парты.

Учитель: Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну танца. Сегодня мы с вами услышали много танцевальной музыки, вспомнили и разучили характерные движения отдельных  танцев. Убедились, что танцевальные ритмы можно услышать в песенных, инструментальных и музыкально – театральных сочинениях. А самое главное – сделали вывод, что танцевальная музыка сыграла большую роль в развитии всей музыкальной культуры.

Музыкальное прощание в миноре: Прозвенел звонок, кончился урок. До свиданья.

Учащиеся: До свиданья.

 



Предварительный просмотр:

Тема урока  «Здравствуй, Родина моя»

2 класс

ЦЕЛЬ: на примере музыкальных сочинений русских композиторов воспитать в детях чувство любви к своей Родине, к своему дому. Научить детей слушать музыку, давать определение мелодии, её характеру звучания и правильному пению.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся научатся понимать особенности вокальной и инструментальной музыки; использовать различные приёмы вокального исполнения.

ОБОРУДОВАНИЕ:  мультимедийный проэктор, презентация по теме, содержащая музыкальный материал ( «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, «Моя Россия» Г.Струве, Государственный гимн Российской Федерации» А. Александрова), баян.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1. Вход в класс.
  2. Приветствие-попевка.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Здравствуйте, ребята!  Прошло лето, и мы вновь с вами встретились, чтобы продолжить наше увлекательное путешествие по волшебному океану под названием «Музыка».

Тема нашего урока: «Музыкальные образы родного края» и его (урок) мы начнём с прослушивания музыки композитора М.П.Мусоргского.

2. Введение в тему урока

Слушание

(звучит «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» композитора Модеста Петровича Мусоргского)

УЧИТЕЛЬ.

Итак, я предлагаю высказать своё мнение. Какую картину рисует музыка, какими чувствами наполнена музыка, что вы почувствовали при прослушивании музыки и какие картины, образы рождались у вас?

ДЕТИ.(ответы)

УЧИТЕЛЬ.

Правильно, композитор рисует картину природы, картину наших российских просторов, а именно красочный, волшебный рассвет на Москве-реке. Москва - красивейший и любимый наш город. Творцы прекрасного воспевали Москву в стихах и поэмах, писали полотна, отражали образ великого города в музыке. Один из шедевров вы сейчас услышали, и я думаю, что вы не остались равнодушными. Музыка Мусоргского нас перенесла из класса в летнее московское утро, когда всё просыпается ото сна, солнце, как бы лениво поднимается, освещая всё вокруг. Вот оно позолотило гладь реки и медленно поплыло по небосводу, оповещая о новом дне.

Когда мы произносим слово «Москва», мы ощущаем необычное чувство, чувство торжественности. А почему?

ДЕТИ(ответы)

УЧИТЕЛЬ.

Правильно, нас переполняет чувство гордости, потому что, Москва – столица нашей Родины, сердце России. Мы очень любим свою Родину, место, где мы родились, шумный дворик, весёлых друзей, родителей, всё то, что нас окружает с детских лет.

 «Что такое Родина?» -

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Это наша Родина,

Милая Россия.

Нет другой на свете

Родины такой!»

Облаками светятся в небе самолёты,

В космосе ракеты мирные летят.

Окружила Родина лаской и заботой,

И любовью нежною всех своих ребят.

В сердце ты у каждого Родина-Россия,

Белые берёзки, колос налитой.

Нет тебя привольнее, нет тебя красивей,

Нет другой на свете Родины такой.

Послушайте, пожалуйста, песню о России.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «У МОЕЙ РОССИИ»

УЧИТЕЛЬ.

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою – рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

Учитель.

  Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут

                люди.

Ребята, а кто руководит нашим государством?

Дети. Президент – Путин В.В.

УЧИТЕЛЬ.

Правильно. У каждого государства есть свой Государственный Гимн. Что такое гимн?

 УЧЕНИК.

-  Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая

исполняется в особо торжественных случаях: во время подъёма

государственного флага, во время национальных праздников,

во время проведения воинских ритуалов и спортивных

соревнований.

УЧИТЕЛЬ.

При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его,

встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется

уважение к стране, чей гимн звучит.

Звучит Гимн.

 УЧИТЕЛЬ.

Ребята, скажите, как называется село, в котором вы живёте?

Любите ли вы своё село? А за что вы его любите?  Что вы можете сделать, чтобы оно было ещё лучше, краше, богаче?

4. РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ

Утром солнышко встаёт,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я -

Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю птицам я

Отвечаю травам я,

Отвечаю солнцу я -

Здравствуй, Родина моя!

5. ИТОГ УРОКА

УЧИТЕЛЬ.

Помните, дети, «родина любимая, что мать родимая!».

Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои стихи и песни, мелодия которых также широка и величава, как наши российские просторы. Сегодня мы убедились в этом, прослушивая музыку и М.П. Мусоргского, и песню Г. Струве, и гимн композитора А.В. Александрова.

Завершить урок я предлагаю прослушиванием музыки  русского композитора М.И. Глинки, которая называется «Патриотическая песня».

СЛУШАНИЕ «ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ» М. ГЛИНКИ

УЧИТЕЛЬ.Урок закончен. Спасибо за внимание.  До свидание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Конспект урока музыки для 1 класса "Осенние краски в музыке"

Урок музыки в первом классе с элементами театрализации.  Тема: "Осенние краски в музыке"....

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...