Конспекты уроков музыки 2 класс
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Конспекты музыки 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikiy_kolokolnyy_zvon.docx | 17.93 КБ |
gimn_rossii.docx | 1.43 МБ |
den_polnyy_sobytiy.docx | 20.65 КБ |
zdravstvuy_rodina_moya_2_kl.docx | 22.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока «Великий колокольный звон. Звучащие картины»
2 класс
Цель: познакомить с колоколами, колокольным звоном, тембрами колоколов; научить определять на слух разные виды колокольных звонов (в данном случае – благовест).
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать разные виды колокольных звонов; использовать различные приёмы вокального исполнения.
Музыкальные материалы: С.В. Рахманинов “Итальянская полька”; М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог 2 картина, оркестровое вступление; Колокольные звоны: благовест, набат,
Ход урока
I. Вход в класс
С.В. Рахманинов “Итальянская полька”
II. Организационный момент (музыкальное приветствие)
III. Беседа с учащимися:
1.
а) Ребята, давайте вспомним, на чём держится музыка?
б) Что это за киты?
в) Сколько китов мы знаем? (три)
г) Назовите их. (Кит марш, Кит песня, Кит танец)
2. Сейчас проведем небольшую “Угадай – ку” “Какой кит звучит”.
а) “Маленькая полька” – Д. Кабалевского
б) “Вальс” – Д. Кабалевского
в) “Марш” – Д. Кабалевского
г) “Полька” – М. Глинки
д) “Веселый музыкант” – В. Филиппенко – исполнение песни. Какая в ней особенность? (киты встретились)
IV. Новая тема.
1. Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета “Музыка” – называется он “О России петь, что стремиться в храм”, и тема нашего урока – “Великий колокольный звон”. Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов.
Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такая версия: «кол о кол» - удар одного кола о другой, что напоминает предшественника самого колокола – деревянное било.
Впервые колокольные звоны появились в 13веке в Новгороде и до сих пор продолжают нас радовать своей музыкой.
Записываем в тетради.
1.НАБАТ – ТРЕВОЖНО, ВЗВОЛНОВАННО СООБЩАЛ О ПОЖАРЕ, ВОЙНЕ.
2. Трезвон – радостно, празднично, торжественно
3. Благовест – благая, хорошая весть
Сейчас я предлагаю вам послушать колокольный звон из оперы русского композитора М.П. Мусоргского, и сразу же даю задание – определить характер у этого музыкального отрывка. Но прежде вспомним правила слушания музыки: до конца слушаем музыкальный отрывок, хором не отвечаем, с места не выкрикиваем.
2. Слушание музыки и анализ: М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог, 2 картина оркестровое вступление.
– Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие и маленькие).
– А как вы догадались? (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола).
– Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины. О чем нам может говорить голос Родины? (о добре, о любви, иногда о горе, печали).
– Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое какое – нибудь несчастье). Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же, наоборот, громким)
– А когда колокол может говорить нам о радости, о любви? (победа, родился кто-то). А каким голосом с нами колокол будет говорить о добре, о любви? (нежным, тихим, ласковым, добрым).
– Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу. Вы сказали сейчас о том, какой он, голос – низкий, высокий, громкий, тихий и т.д. другими словами вы назвали ТЕМБР голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким.
– Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много, но сегодня мы с вами познакомимся только с одним звоном. Называется он БЛАГОВЕСТ = БЛАГО = добро, радость, праздник + ВЕСТ= весть = ДОБРАЯ ВЕСТЬ. (повторить несколько раз вслух слово благовест!!!)
Давайте еще раз послушаем благовест.
(Игра “Большие – маленькие колокола)
Слушание музыки.
3. Работа с учебником
– В нашем учебнике есть иллюстрации картин русского художника Исаака Левитана. Давайте внимательно рассмотрим, что же изображено на этих картинах. (РАЗБОР – во время разбора картин необходимо заострить внимание не только на то, что изображено на картинах, но и на то, какие цвета использовал художник. Дети должны постараться объяснить значение этой цветовой гаммы).
– Взглянув еще раз на картины Исаака Левитана, попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова – подсказки, которые даны у вас в учебниках на цветных плашках. (на картине “Вечерний звон” колокольный звон будет задушевным, нежным, радостным, задумчивым; а на картине “Над вечным покоем” – печальным, грустным, скорбным, задумчивым
V. Итог урока
– Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о колоколах, колокольном звоне, о том, что каждый колокол имеет свой тембр).
– Что такое тембр? (окраска звука).
– С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом).
– Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).
– Откройте, пожалуйста, дневники, запишите домашнее задание
Домашнее задание
повторить дома все, о чем мы с вами говорили на уроке.
– Оценки за урок
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки во втором классе
Учителя музыки Сидоровой Светланы Леонидовны
ГБОУ СОШ № 2044
Тема урока: раздел: «День полный событий». «Танец. Танец. Танец»
Место урока в системе уроков: текущий
Цель урока: Показать многообразие танцевальных жанров на примере: Камаринской, Трепака, Гопака, Бульбы, Лезгинки, Вальса, Полонеза, Польки.
Задачи урока: Закреплять понятие жанр, лад, метр, доля, мелодия. Развивать у детей умение чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о ней. Развивать творческие способности: внимание, воображение, фантазию, музыкальный кругозор. Способствовать воспитанию люби к инструментальному исполнению. Умению работать в коллективе и уважительному отношению ко всем участникам образовательного процесса.
Тип урока: комбинированный с элементами закрепления материала и систематизации знаний.
Методы: Объяснительно – наглядные.
Формы организации учебной деятельности: Групповая, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: Музыкальный центр, ноутбук.
Литература: «Музыкальная литература», В.Владимиров, А.Лагутин. «Музыкальная литература», Д.Сорокотягин, «Музыкальная литература», И.Прохорова
Содержание
Со звонком учащиеся входят в класс, встают около своих парт.
Учитель: Музыкальное приветствие в мажоре. Прозвенел звонок, начался урок, здравствуйте!
Учащиеся: Здравствуйте.
Учитель: Садитесь. Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Танец». Что же это такое в вашем понимании?
Учащиеся: Движения под музыку.
Учитель: Я полностью с вами согласна. Действительно, танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу танец тесно связан с бытом, тем, что каждого из нас окружает. Танцы по – своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей. Разнообразие же танцев родилось из характера народа, его жизни и образа знаний. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок. И так, начинается наше путешествие в страну танцев с камаринской – это русская народная пляска, веселого, задорного характера. Она имеет быстрый темп, мажорный лад, двухдольный размер.
Звучит «Камаринская», р.н.п
Учитель: Ребята, какой характер исполнения этого танца? Какой музыкальный инструмент сопровождает его на протяжении всего звучания?
Учащиеся: Веселый, озорной, звучит балалайка.
Учитель: Правильно, характер задора и веселья, а вот музыкальное сопровождение основывается на звучании балалайки, гармонике, дудке. Теперь я предлагаю вам немного посостязаться между собой в изобретательности и мастерстве.
Под музыку «Камаринской» учащиеся выполняют танцевальные движения «ковырялочка». Садятся за парты.
Учитель: Следуя дальше, я предлагаю вам остановиться еще на одном русском народном танце, который называется - трепак. Как и камаринская, он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп, двухдольный размер. Но если камаринской свойственна лукавая грациозность, юмор, то в трепаке преобладают широкий размах, удаль, лихой задор. Мужчины, танцующие эту пляску, как бы состязаются друг с другом в быстроте и ловкости. Давайте послушаем музыку этого танца внимательно.
Звучит «Трепак» из балета «Щелкунчик», П.И.Чайковского
Учитель: Что объединяет эти два танца и чем они отличаются друг от друга?
Учащиеся: Они веселого характера, энергичные.
Учитель: Конечно характер и настроение, вы правы. А еще к концу танца, как это бывает в народных плясках, темп стремительно нарастает. Кажется, что заключительные аккорды прерывают танец в самом его разгаре.
Пришло время нам с вами отправиться в Украину, где зародился танец под название Гопак. Что же это за танец? Гопак – украинский народный танец удалого, веселого характера. Он имеет подвижный темп и двухдольный размер. В основу танца положена мелодия украинской народной песни «На бережку у ставки». Давайте внимательно послушаем и определим, какой танец рисует нам музыка?
Звучит украинский народный танец «Гопак»
Учитель: Кто мне сможет ответить на вопрос?
Учащиеся: Танец начинается сдержанно, но постепенно разгорается, становится все более энергичным и задорным. В музыке мы слышим плавные кружения, прыжки, притопывания и присядку.
Учитель: Предлагаю вам сейчас показать в своих движениях эти особенности.
Звучит украинский народный танец «Гопак», учащиеся исполняют танцевальные движения: полочка и выбрасывание ног вперед. Дети садятся за парты.
Учитель: Продолжаем наше путешествие, которое ведет нас прямо в Белоруссию, где немало увлекательных плясок создал белорусский народ. Очень популярны в Белоруссии такие танцы, как лявониха, крыжачок, бульба. Особенно большой любовью пользуется бульба. Это танец в быстром темпе, двухдольном размере, с острым ритмом, задорной мелодией в мажорном ладу. Слова, которые получили распространение с мелодией бульбы, имеют шуточное содержание. В них воспевается обыкновенная, хорошо всем знакомая картошка:
Из мешка бери картошку
И питайся понемножку.
Можешь есть ее вареной
Иль в мундире запеченой.
Давайте сейчас послушаем музыку этого танца.
Звучит белорусский народный танец «Бульба»
Учитель: Какое настроение дарит нам музыка этого танца?
Учащиеся: Она легкая, изящная.
Учитель: Вы правы, настроение легкости и полетности, где – то присутствует напоминание музыки веселой польки.
Следуем дальше. Следующая наша с вами остановка на Кавказе. Что же это такое?
Учащиеся: Кавказ – это местность, обнесенная горами.
Учитель: Правильно, живет там кавказский народ, который очень любит свой национальный танец – лезгинка. Таней этот очень живописен: бурная, огненная стремительность чередуется с мягкой грациозностью. При этом быстрые, энергичные движения присуще пляске мужчин, а плавные – женщинам. Давайте послушаем музыку этого танца, и постараемся услышать женскую и мужскую партию исполнения.
Звучит Лезгинка
Учитель: А теперь я попрошу всех встать в круг, который составляет основу этого танца.
В центр мы попросим выйти солиста (выходит желающий), который будет исполнять характерные для этого танца движения.
Звучит музыка Лезгинки, учащиеся танцуют, затем садятся за парты.
Учитель: Вот и подошло время нам с вами заглянуть в далекую Европу, где с давних пор известен вальс. Свое происхождение вальс ведет от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера. Он был распространен в Австрии, Германии, Чехии. В 19 веке вальс стал популярным во всей Европе. Музыка вальса очень разнообразна. Давайте с вами послушаем ее и определим, какая она.
Звучит вальс из оперы К.М. Вебера «Волшебный стрелок».
Учащиеся: Музыка вальса веселая, выразительная.
Учитель: Совершенно верно, она имеет всего одну тему, которая звучит несколько раз на протяжении пьесы. Давайте теперь пригласим на вальс пару наших одноклассников, которые передадут через движения все настроение и красоту этого танца.
Звучит вальс из оперы Вебера «Волшебный стрелок», пара одноклассников танцует, затем садится за парту.
Учитель: Остальным вальсам свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным среди слушателей. Всем известно, что вальс всегда присутствовал на балах, как парный танец. Но не стоит забывать и полонез – польский национальный танец, торжественный, величавый танец – шествие. Его музыкальный размер также трехдольный, но движение спокойное, неторопливое, с акцентом на сильной, первой доле такта. Композиторы создавали полонезы как самостоятельные инструментальные пьесы, и охотно включали их в свои оперы и балеты. Сейчас мы с вами послушаем полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки
Звучит полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какой музыкальный язык этого танца – шествия?
Учащиеся: Торжественный, строгий, гармоничный.
Учитель: Совершенно верно, все пришедшие гости на бал следовали под музыку полонеза строго, торжественно, неторопливо. Вот и мы сейчас с вами попробуем представить себя на балу.
Под музыку полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки учащиеся парами движутся по классу, садятся за парты.
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какие танцы вы исполняли в детском саду?
Учащиеся: Польку.
Учитель: Правильно. А вы знаете, что полька – это чешкий танец живого, бодрого характера. Польке свойственны задор, юмор. Музыкальный же размер польки две четверти, темп – подвижный, иногда даже быстрый. К жанру польки обращались в своем творчестве многие композиторы, в том числе и Сергей Васильевич Рахманинов. Давайте послушаем музыку его польки.
Звучит полька С.В.Рахманинова
Учащиеся: Музыка этой польки веселая, жизнерадостная, полетная.
Учитель: Правильно, эта полька захватывает своей жизнерадостностью и искрящимся весельем. Основная тема танца легкая и изящная. Давайте теперь вспомним основные движения этого танца и исполним их.
Звучит полька С.В.Рахманинова, учащиеся выполняют танцевальные движения, садятся за парты.
Учитель: Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну танца. Сегодня мы с вами услышали много танцевальной музыки, вспомнили и разучили характерные движения отдельных танцев. Убедились, что танцевальные ритмы можно услышать в песенных, инструментальных и музыкально – театральных сочинениях. А самое главное – сделали вывод, что танцевальная музыка сыграла большую роль в развитии всей музыкальной культуры.
Музыкальное прощание в миноре: Прозвенел звонок, кончился урок. До свиданья.
Учащиеся: До свиданья.
Предварительный просмотр:
Тема урока «Здравствуй, Родина моя»
2 класс
ЦЕЛЬ: на примере музыкальных сочинений русских композиторов воспитать в детях чувство любви к своей Родине, к своему дому. Научить детей слушать музыку, давать определение мелодии, её характеру звучания и правильному пению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся научатся понимать особенности вокальной и инструментальной музыки; использовать различные приёмы вокального исполнения.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проэктор, презентация по теме, содержащая музыкальный материал ( «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, «Моя Россия» Г.Струве, Государственный гимн Российской Федерации» А. Александрова), баян.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Вход в класс.
- Приветствие-попевка.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Здравствуйте, ребята! Прошло лето, и мы вновь с вами встретились, чтобы продолжить наше увлекательное путешествие по волшебному океану под названием «Музыка».
Тема нашего урока: «Музыкальные образы родного края» и его (урок) мы начнём с прослушивания музыки композитора М.П.Мусоргского.
2. Введение в тему урока
Слушание
(звучит «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» композитора Модеста Петровича Мусоргского)
УЧИТЕЛЬ.
Итак, я предлагаю высказать своё мнение. Какую картину рисует музыка, какими чувствами наполнена музыка, что вы почувствовали при прослушивании музыки и какие картины, образы рождались у вас?
ДЕТИ.(ответы)
УЧИТЕЛЬ.
Правильно, композитор рисует картину природы, картину наших российских просторов, а именно красочный, волшебный рассвет на Москве-реке. Москва - красивейший и любимый наш город. Творцы прекрасного воспевали Москву в стихах и поэмах, писали полотна, отражали образ великого города в музыке. Один из шедевров вы сейчас услышали, и я думаю, что вы не остались равнодушными. Музыка Мусоргского нас перенесла из класса в летнее московское утро, когда всё просыпается ото сна, солнце, как бы лениво поднимается, освещая всё вокруг. Вот оно позолотило гладь реки и медленно поплыло по небосводу, оповещая о новом дне.
Когда мы произносим слово «Москва», мы ощущаем необычное чувство, чувство торжественности. А почему?
ДЕТИ(ответы)
УЧИТЕЛЬ.
Правильно, нас переполняет чувство гордости, потому что, Москва – столица нашей Родины, сердце России. Мы очень любим свою Родину, место, где мы родились, шумный дворик, весёлых друзей, родителей, всё то, что нас окружает с детских лет.
«Что такое Родина?» -
Маму я спросила.
Улыбнулась мама,
Повела рукой:
«Это наша Родина,
Милая Россия.
Нет другой на свете
Родины такой!»
Облаками светятся в небе самолёты,
В космосе ракеты мирные летят.
Окружила Родина лаской и заботой,
И любовью нежною всех своих ребят.
В сердце ты у каждого Родина-Россия,
Белые берёзки, колос налитой.
Нет тебя привольнее, нет тебя красивей,
Нет другой на свете Родины такой.
Послушайте, пожалуйста, песню о России.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «У МОЕЙ РОССИИ»
УЧИТЕЛЬ.
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь!
Учитель.
Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут
люди.
Ребята, а кто руководит нашим государством?
Дети. Президент – Путин В.В.
УЧИТЕЛЬ.
Правильно. У каждого государства есть свой Государственный Гимн. Что такое гимн?
УЧЕНИК.
- Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая
исполняется в особо торжественных случаях: во время подъёма
государственного флага, во время национальных праздников,
во время проведения воинских ритуалов и спортивных
соревнований.
УЧИТЕЛЬ.
При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его,
встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется
уважение к стране, чей гимн звучит.
Звучит Гимн.
УЧИТЕЛЬ.
Ребята, скажите, как называется село, в котором вы живёте?
Любите ли вы своё село? А за что вы его любите? Что вы можете сделать, чтобы оно было ещё лучше, краше, богаче?
4. РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ
Утром солнышко встаёт,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я -
Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю птицам я
Отвечаю травам я,
Отвечаю солнцу я -
Здравствуй, Родина моя!
5. ИТОГ УРОКА
УЧИТЕЛЬ.
Помните, дети, «родина любимая, что мать родимая!».
Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои стихи и песни, мелодия которых также широка и величава, как наши российские просторы. Сегодня мы убедились в этом, прослушивая музыку и М.П. Мусоргского, и песню Г. Струве, и гимн композитора А.В. Александрова.
Завершить урок я предлагаю прослушиванием музыки русского композитора М.И. Глинки, которая называется «Патриотическая песня».
СЛУШАНИЕ «ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ» М. ГЛИНКИ
УЧИТЕЛЬ.Урок закончен. Спасибо за внимание. До свидание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим муз...
Конспект урока музыки для 1 класса "Осенние краски в музыке"
Урок музыки в первом классе с элементами театрализации. Тема: "Осенние краски в музыке"....
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...