Компетентность как способ достижения положительных результатов в вокально – хоровой деятельности на уроках музыки.
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Проблема определения мастерства учителя возникла уже давно.
По мнению В. О. Ключевского, чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. Профессиональные компетенции учителя музыки это интегрированное качество личности, в котором деятельность учителя характеризуется как комплексная, сочетающая в себе различные составляющие, направленные на совершенствование профессиональной культуры и педагогического мастерства.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 386
Кировского района Санкт-Петербурга
Компетентность как способ достижения
положительных результатов в вокально – хоровой
деятельности на уроках музыки.
Выполнила: Ушакова Земфира Олеговна
Учитель музыки ГБОУ СОШ № 386
Санкт Петербург
2021 г
«Музыка - могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие ребёнка...».
В. Сухомлинский
Школа 21 века…Компетентность в школе.
Все мы учились в школе, и понимаем, что она во многом определяет кем мы будем и какими мы будем.
Новое время диктует новые правила. Сегодня школа формирует конкурентно-способную личность обладающую мобильностью знаний с целью адаптации в обществе, где люди взаимодействуют, сотрудничают друг с другом.
Благодаря компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что важно и актуально в данный момент в нашем обществе.
При сохранении основ образования (научность, системность, логичность, преемственность, наглядность, доступность) усилена практическая жизненная направленность.
В федеральном государственном образовательном стандарте компетентность это «способность активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях».
Проблема определения мастерства учителя возникла уже давно.
По мнению В. О. Ключевского, чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь
О многогранности компетенции учителя музыки еще в 1926 г. писал В. Асафьев «Педагог музыки в общеобразовательной школе не должен быть только «спецом» в одной какой-нибудь области музыки. Он должен быть и теоретиком, и историком музыки,и этнографом музыки, и исполнителем, хорошо владеющим инструментом, чтобы всегда мог бы привлечь внимание с одной или другой стороны. Но важнее всего, чтобы он знал литературу музыки, т.е. как можно больше произведений музыки, чтобы в эволюции музыки не чувствовались пропасти между композиторами или в творчестве одного композитора».
Профессиональные компетенции учителя музыки это интегрированное качество личности, в котором деятельность учителя характеризуется как комплексная, сочетающая в себе различные составляющие, направленные на совершенствование профессиональной культуры и педагогического мастерства.
Хочу привести, в сокращении конечно, несколько видов компетенций по Дж. Равену, которые я использую для достижения положительных результатов в вокально-хоровой деятельности на уроках музыки:
- вовлечение эмоций в процесс деятельности;
- готовность и способность обучаться самостоятельно;
- уверенность в себе;
- самоконтроль;
- внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;
- самостоятельность мышления, оригинальность;
- критическое мышление;
- готовность решать сложные вопросы;
- готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
- настойчивость;
- доверие;
- способность принимать решения;
- персональная ответственность;
- способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
- способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
- способность эффективно работать в качестве подчиненного;
- терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих; [№ 2, с. 281–296].
Так же хочется вспомнить об основных компетенциях, которые традиционно используются в вокально – хоровой работе:
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, региональный компонент, исполнение песен народов мира ( параллельно изучая историю и традиции этого народа), исполнение песен на иностранном языке (правильное произношение, художественный перевод текста),параллели между музыкой и искусством (живопись, литература, архитектура, скульптура, хореография, народное творчество, театр, кино), формирование уважения и бережного отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов, для того, чтобы лучше понимать мир человека.
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью понимать и осознавать смысл произведения, видеть как это помогает понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение в жизни, учит верно ставить цели для своих действий и поступков, принимать решения.
- Учебно-познавательные компетенции. Цель, планирование, анализ, самооценка, исследование, интеллектуальная и самостоятельная познавательная деятельность. Постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение. Способы организации вокально–хоровых знаний, умений и навыков (распевание, пение, работа над дыханием, интонацией, дикцией, ритмом, унисоном, многоголосием), развитие музыкальных способностей ( музыкальный слух, музыкальная память, голос). Очень важным элементом является воспитание эстетических чувств и способности к сопереживанию в музыке, так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития нравственного сознания от роста знаний. Еще К. Д. Ушинский предупреждал, что «…общество, преимущественно заботящееся об образовании ума, совершает "большой промах", ибо человек "более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает" (Ушинский, соч. т. 9, М., 1948, стр. 117-118).
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к отбору информации для разучивания произведений. Владение современными средствами информации (компьютер, принтер, модем, интерактивная доска, проектор, мультимедиа), информационными технологиями (интернет, видеозапись, аудиокниги). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, создание презентаций, запись песен на носитель или на телефон учащихся.
- Коммуникативные компетенции. Навыки работы в коллективе, группе, владение различными социальными ролями. Очень важно создать дружный, крепкий, сплочённый коллектив работающий вместе. К. Д. Ушинский писал: "Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце" (К.Д. Ушинский. соч., т. 3,М., 1948)
- Здоровье сберегающие компетенции. Это знание и соблюдение норм здорового образа жизни (опасность курения, алкоголизма, наркомании), знание и соблюдение правил личной гигиены и гигиены голоса, изучение валеологии, дыхательной гимнастики (по методике А.Н. Стрельниковой).
- Социально-трудовые компетенции. Взаимодействие с обществом, коллективом, друзьями, одноклассниками.В процессе коллективного пения формируются навыки сотрудничества, толерантности, социальной мобильности. Уважение и принятие человека другой расы, национальности, религии, статуса, пола. Совместное пение учит работать в команде, сотрудничать, сохраняя свою индивидуальность, быть терпимыми друг к другу, «болеть» душой за общее дело, радоваться успехам своих товарищей, принимать других детей такими, какие они есть.
- Компетенции гражданственности. Это знания и соблюдение прав и обязанностей ученика на уроке, в коллективе, в жизни. Это гражданский долг, знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн), изучение патриотических произведений, которые формируют любовь и уважение к родине.
Использование в работе выше перечисленных компетенций, помогает мне добиться положительных результатов в вокально- хоровой деятельности на уроках музыки, формируя при этом творческую, активную, конкурентно-способную личность с универсальными способами действий.
Список используемой литературы:
- Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. – М.: Таланты – XXI век, 2004. – 496 с.
- Равен Дж. Компетентность в современномобществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002
- Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике/ В. Г. Ражников. – М.: Классика – ХХI, 2004. – 136 с.
- Садовникова. И. Компетентный учитель – компетентный ученик /И. Садовникова // Директор школы.- 2009.-№8.-С.26-30
- Трунцева Т.Н. К вопросу о деятельностных способах формирования профессиональной компетентности учителя /Т.Н. Трунцева // Профильная школа.- 2010.- №4.-С.33-36; №2.-С.48-49
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., Л., РСФСР, 1948-1952 - 11 т.
https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ushinskij/polnoe-sobranie-sochinenij-v-11-tomah/
- Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика» по методике А.Н. Стрельниковой., АСС-Центр ЮНИВЕСТ М.// 2009
- Юсфин А. Г. Музыка – сила жизни / А. Г. Юсфин. – СПб.: Аюрведа Плюс, 2006. – 260
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе
Материал из опыты работы...
Коллективное пение и развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе
Эта статья о подборке музыкального материала для начальной школы об определении тембра голоса, о проблемах развития вокальных навыков....
Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса
Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...
Создание художественного образа вокально-хорового произведения на уроке музыки
В статье освещаются отдельные вопросы создания художественого образа при работе над вокально-хоровыми произведения на уроке музыки....
«Развитие познавательных и вокально-хоровых навыков на уроке музыки»
В статье рассказывается о том, как научить детей петь и приобщать к искусству с первых уроков музыки....
"ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"
Проблеме XXI века сохранения и укрепления здоровья принадлежит ведущая роль. Сегодня наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, это одна из главных стратегических зад...
Вокально-хоровые навыки на уроках музыки и внеклассной работе с младшими школьниками.
laquo;Каждый класс – хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление»....