Программа дополнительного образования
рабочая программа по музыке (2, 3 класс)

Богданова Евгения Владимировна

Программа дополнительного образования для 2-3 классов по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_muzyka.docx231.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Комплекс основных характеристик программы.

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования «Нотка» является программой художественной направленности.

Актуальность программы определяется повышенным запросом социума (детей и их родителей) на занятия вокалом. В настоящее время наблюдается популяризация детского вокального творчества, о чем свидетельствует рост детских вокальных конкурсов и фестивалей. Пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Поэтому в руках умелого руководителя пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания.

В процессе обучения вокалу дети осваивают основы вокального искусства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства и сценического движения, приобщаются к национальному наследию и общечеловеческим ценностям. Именно поэтому занятия вокалом - действенное средство музыкально-эстетического воспитания.

        Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 с изменениями от 30.09.2020 г.)
  • «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)» ( утв. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242)

  Программа синтезирует в себе несколько видов творчества: вокал, сценическое движение и актёрское мастерство.

        Отличительные особенности программы:

Программа «Нотка» составлена на основе программы «Альянс» Погореловой Л.В. (Саратов, 2020г.), но отличается от нее меньшим объемом часов. В данной программе ребенок сам по согласованию с педагогом может выбрать репертуар. Диалоговая педагогика сотрудничества, творческая атмосфера внесёт радость в совместную работу педагога и учащихся, создаст творческий настрой, что окажет положительное влияние не только на музыкальное развитие ребенка, но и на нравственное формирование личности в целом.        

Адресат программы – ДОП адресована учащимся в возрасте 8-9 лет

Срок освоения: 2 месяцев.

Общее количество часов: 8 часов

Режим занятий: периодичность занятий – 1 раза в неделю по 1 часу.

Возрастные особенности:

 С раннего возраста дети испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Именно возраст младшего школьника считается временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте. Здесь ведётся кропотливая работа над воспитанием культуры звука, овладением различными манерами эстрадного пения, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.

1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:  способствовать гармоничному развитию личности средствами вокального искусства. 

Задачи программы:

    Обучающие:

- обучить основам эстрадного вокала, сценического движения, актерского мастерства;

- сформировать навыки певческой постановки голоса, дикции и артикуляции;

   Развивающие:

- развивать навыки анализа и обобщения;

- развивать навыки самоконтроля и самооценки;

- развивать творческое мышление;

- развивать голос.

     Воспитательные:

- сформировать устойчивый интерес к вокальному искусству и мотивацию к самовыражению;

- развивать коммуникативные способности детей, умение взаимодействовать в коллективе.

1. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития учащегося. 

    Предметными результатами являются:  

- владение основами вокального исполнительства, сценического движения и актерского мастерства;

- знание строения артикуляционного аппарата и возможностей певческого голоса;

- умение с легкостью воспринимать и воспроизводить музыкальный материал.

    Метапредметными результатами являются:

- навыки анализа, синтеза и обобщения;

- овладение навыками самоконтроля и самооценки;

- умение творчески мыслить.

     Личностными результатами  являются:

- устойчивый интерес к вокальному исполнительству и мотивация к самовыражению;

- формирование культуры поведения, доброжелательности, готовности к сотрудничеству в процессе творческой деятельности.

1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Наименование тем

всего

теория

практика

Формы контроля

1

Вводное занятие. Гигиена

певческого голоса. Звукообразование и

звуковедение.

1

0,5

0,5

Фронтальный опрос

2

Вокальные упражнения.  Разучивание песни «Новогоднее настроение»

1

0,5

0,5

Фронтальный опрос

3

Постановка звука на опору. Разучивание песни «Новогодняя»

1

0,5

0,5

Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

4

Пение учебно- тренировочного

материала.

1

0,5

0,5

Опрос, прослушивание

5

Работа над образом в песне. Разучивание песни ко Дню Защитника Отечества

1

0,5

0,5

Опрос, прослушивание

6

Работа со скороговоркой

1

0,5

0,5

Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

7

Вокально-

ансамблевые работы.

1

0,5

0,5

Коллективное пение

8

Концертная деятельность

1

0,5

0,5

Коллективное пение

Итого:

8

4

4

СОДЕРЖАНИЕ учебного плана

  1. Вводное занятие. Гигиена певческого голоса. Звукообразование и звуковедение.

Теория: Знакомство с Программой. Особенности работы. Техника безопасности. Гигиена певческого голоса. Приёмы по охране голоса. Постановка голоса. Звукообразование – рождение звука. Звуковедение.

Практика. Прослушивание голосов. Входная диагностика: выявление музыкального слуха, проверка чувства ритма, музыкальной памяти. Формирование навыка по охране голоса. Упражнения певческой постановки голоса. Упражнения на разные виды звуковедения.

2. Вокальные упражнения. Разучивание песни «Новогоднее настроение»

Теория: Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков.

Практика: Строение голосового аппарата (демонстрация схемы на экране). Разучивание вокальных распевок. Работа над тренировочным материалом.

3. Постановка звука на опору. Разучивание песни «Новогодняя»

Теория «Вокальное дыхание» – самый важный механизм в пении. Комплекс упражнений для развития певческого дыхания. Понятие «Опора звука». Постановка звука на опору. Атака звука

Практика Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Упражнения для развития атаки звука

4. Пение учебно-тренировочного материала.

Практика: Разучивание вокальных распевок. Работа над тренировочным материалом.

5. Работа над образом в  песне. Разучивание песни ко Дню Защитника Отечества

Теория: Актёрское мастерство, приёмы, тренинги. Сценический  имидж.

Практика: Упражнения на развитие воображения и взаимодействия с партнерами. Эмоционально-выразительные жесты, мимика. Работа над сценическим имиджем, воссоздание сценического образа исполнителя в песне.

6. Работа со скороговоркой.

Теория Скороговорки. История возникновения

Практика Работа со скороговоркой. Упражнения на артикуляцию и дыхание.

7. Вокально-ансамблевые работы.

Теория: Аккомпанемент, фонограмма (аранжировка).Теоретические знания поэтапной работы над песней.

Практика: Поэтапная работа над песней: главная эмоциональная кульминация в песне; передача художественного образа в песне. Вокально-ансамблевые работы. Проверка усвоения песни и мелодии в целом.

8. Концертная деятельность

Теория: Подготовка к мероприятиям, праздникам.

Практика: Выступление/запись с концертным номером на школьном мероприятии

1.5.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ИХ ПЕРИОДИЧНОСТЬ.

  1. Входная аттестация для определения первоначального уровня  предметных знаний, метапредметных и личностных результатов.

Форма проведения:

 - выявление музыкального слуха (пропеть заданную ноту),                            

- проверка        чувства        ритма (прохлопывание    ритмических  рисунков), музыкальная память (пропеть куплет и припев любой песни);

- индивидуальный опрос, беседа.

  1. Текущая аттестация проводится в течение 2 месяцев и служит для  оценки уровня и качества освоения тем программы и личностных качеств учащихся, осуществляется на занятиях.

Форма проведения:

- устная (фронтальный опрос, беседа);

  • индивидуальная;

- наблюдение;

      - самооценка обучающихся своих знаний и умений.

  1. Промежуточная аттестация - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения темы определенного периода обучения

Форма проведения:

  • устная (фронтальный опрос, беседа);
  • исполнение произведения, концертного номера.
  1. Итоговая аттестация проводится для определения итогового уровня освоения  программы.

Форма проведения:

- исполнение произведения, концертного номера;

- личные достижения каждого учащегося,

- отчётный концерт.

2 .КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Методическое обеспечение.

                    Образовательные технологии

Общей чертой образовательных технологий, обеспечивающих реализацию программы, является их ориентация на развитие:

 - самостоятельного и творческого мышления;

- умения сосредоточиться на работе и довести начатое дело до конца;

- навыков рефлексии;

- коммуникативной культуры, т.е. умения участвовать в коллективном поиске и публично представлять результаты выступлений.

Для успешной реализации программы применяются следующие технологии:

- Технология развивающего обучения,

- Технология коллективно-творческих дел,

- Здоровьесберегающая технология (дыхательная гимнастика),

- Информационно-коммуникационная технология,

- Игровая технология.

Для освоения учащимися полного курса Программы используются следующие методы:

словесный:   объяснение   музыкальных    терминов,    вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;

наглядный:   демонстрация   педагогом   образца   исполнения,   использование аудиоиллюстраций, видеопримеров, слайдов и т.д.

практический:    показ     педагогом    вокальных,     артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений и заданий;

репродуктивный метод: метод показа и подражания;

проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения;

творческий метод: определяет качественно-результативный показатель практического воплощения программы, благодаря ему проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика;

метод импровизации и сценического движения - это один из основных методов программы (умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями), его использование позволяет поднять исполнительское мастерство на новый уровень. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными.

Программа предусматривает следующие формы учебной деятельности учащихся:

- Фронтальная (фронтальная работа  предусматривает подачу учебного материала всей   группе учащихся);

-  Индивидуальная (индивидуальная        форма предполагает самостоятельную работу,  выполнение домашнего задания);

- Групповая (вокально - ансамблевые работы)

2.2  Условия реализации программы:

  Материально-технические обеспечение:

Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с учащимися объединения необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:

  1. Наличие учебного кабинета.  
  2. Наличие актового зала.
  3. Компьютер (ноутбук) с мультимедиа колонки хорошего качества.
  4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-», флеш-накопитель.
  5. Зеркало.
  6. Подборка репертуара.

Учебно-методические материалы

Методические пособия

Информационные сайты о выставках и конкурсах. Федеральные образовательные ресурсы. Методические материалы.

Диагностика

Физминутки, пальчиковая гимнастика, таблицы мониторинга и диагностики

Кадровое обеспечение.

Программу реализует педагог музыки, имеющий профессиональное образование, соответствующее профилю объединения, обладающий соответствующими знаниями и навыками работы в области вокального и сценического творчества.

2.3. Календарный учебный график

№п/п

Дата проведения занятия

Время проведения занятия

Тип  занятия

Часы

Тема занятия

         

Место проведения

Форма контроля

1

Комбинированное

1

Вводное занятие. Гигиена

певческого голоса. Звукообразование и

звуковедение.

МБОУ – СОШ №2

Входная диагностика.

2

Изучение нового материала, применение полученных знаний

1

Вокальные упражнения.  Разучивание песни «Новогоднее настроение»

МБОУ-СОШ №2

Фронтальный опрос

3

Изучение нового материала, применение полученных знаний

1

Постановка звука на опору. Разучивание песни «Новогодняя»

МБОУ-СОШ №2

Фронтальный опрос

4

Изучение нового материала, применение полученных знаний

1

Пение учебно- тренировочного

материала.

МБОУ-СОШ №2

Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

5

Изучение нового материала, применение полученных знаний

1

Работа над образом в песне. Разучивание песни ко Дню Защитника Отечества

МБОУ-СОШ №2

Опрос, прослушивание

6

Изучение нового материала, применение полученных знаний

1

Работа со скороговорками.

МБОУ-СОШ №2

Опрос, прослушивание

7

Изучение нового материала, применение полученных знаний

1

Вокально-

ансамблевые работы.

МБОУ-СОШ №2

Коллективное пение

8

Изучение нового материала, применение полученных знаний

1

Концертная деятельность

МБОУ-СОШ №2

Прослушивание

8

Итого часов

8

                                        2.4.Оценочные материалы

Программа предусматривает пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов:

№ п/п

Вид результата

Проверяемые результаты

Формы контроля

1.

Предметные (теоретические знания)

Знание базовых понятий вокальной деятельности, основ сценического движения, основ актёрского мастерства

Тест «Вместе учимся мы  петь» (приложение №1); Вопросы и задания итоговой аттестации (приложение №2); Групповой тренинг на воображение, общение и снятие зажимов по разделу «Актёрское мастерство». (приложение №3);

Предметные (практические умения)

Вокальные способности, начальные хореографические навыки, актерские навыки

Педагогическое наблюдение, выступления на мероприятиях, отчетный концерт, анализ выполненных работ.

2.

Метапредмет-ные: познавательные

Умение перерабатывать информацию ( анализировать, обобщать, классифицировать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта

Тест «Найди несколько различий (Приложение № 4)

Регулятивные

 Умение анализировать работу над песней, овладение навыками самоконтроля и самооценки)

Пробы на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) (приложение №5)

3.

Личностные

Умение         применять  действия для осуществления сотрудничества.

Методика «Совместная сортировка» (Бурменская Л.В.) (приложение №6);

Нравственная позиция, обеспечивающая  личностный моральный выбор на        основе социальных и личностных ценностей.

Методика        «Что такое хорошо        и                что такое плохо»,адаптирован

ная     Н.В. Кулешовой. (приложение №7);

2.5. Список литературы.

Список литературы, рекомендованной для педагога.

  1. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – Москва :  Академия педагогических наук РСФСР, 1954.-44 с.
  2. Варламов А. Е. Полная школа пения. [Текст]: учебное пособие, 3-е изд. А. Е. Варламов  -                  Санкт-Петербург: Лань : Планета музыки, 2008.- 120 с.
  3. Дмитриев Л.Л.  Основы вокальной методики. – Москва: Просвещение, 2000 г. –204с.
  4. Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании. Книга для учителя. Москва: Книга, 2004.-192 с.
  5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- Москва: Каро, 2005. – 122с.
  6. Методы работы с детским вокально-хоровым коллективом./ сост. Осеннева М.С., Самарина В.А., Укулова Л.И.. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 283 с.
  7. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно- воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.- 256 с.
  8. Погребинская М. Веселый разговор: музыкальные скороговорки для младшего и  среднего возраста.- Санкт-Петербург: Композитор, 2007.-80 с.
  9. Учите детей петь. /сост. Орлова Т.М., Бенина С.И. – Москва: Просвещение, 1987 г. – 242с.

Список литературы, рекомендованной для детей.

  1. Гульянц Е.И.Детям о музыке – Москва: Аквариум, 1996.–388с.
  2. Истолин С.В. Я познаю мир. Музыка./ Дет. энцикл. – Москва: Астрель, 2002.– 396 с.
  3. Погребинская М. Веселый разговор: музыкальные скороговорки для  

младшего и  среднего возраста.- Санкт-Петербург: Композитор, 2007.-80 с.

Ссылки на сайты:

http://www.duet-music.ru/3.6.html

http://www.ark.ru/ins/pocherk/oa-articles/rockvocalist.html 

http://www.shkola-ritma.narod.ru/linksRS.html 

http://www.strelnikova.ru/ _

http://www.shkola-ritma.narod.ru/

http://guitarize.com/index.php?option=com_content&task=view&id=21&Itemid=31 

http://rockaluga.ru/2010/stati/pervyie-shagi-kaluzhskogo-vokalista/        

Приложение № 1

Тест « Вместе учимся мы петь».

Цель: выявление уровня знаний по разделу «Формирование вокальных навыков».

Форма проведения: письменный тест, учащемуся предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов ответов.

  1. вопрос: К какому разделу относится упражнение «Лё-ли-лё-ли-лель»? а) Артикуляция и дикция;

б) Дыхательная гимнастика;

в) Вокальные упражнения (Пение учебно-тренировочного материала);

г) Звукообразование

  1. вопрос: Нотный стан – это…. а) полочка для нот;

б) одна линия, где пишутся ноты; в) три линии, где пишутся ноты; г) пять линии, где пишутся ноты;

  1. вопрос: Какой знак повышает ноту на полтона? а) Диез (#)

б) Бемоль (b) в) Бекар

  1. вопрос: Какой знак понижает ноту на полтона? а) Диез (#)

б) Бемоль (b) в) Бекар

  1.  вопрос: К какому разделу относится упражнение «Ба-да-ба-да-ба-да-ба» а) Звукообразование;

б) Артикуляция и дикция;

в) Основы актёрского мастерства; г) Основы сценического движения.

  1. вопрос: Какое упражнение не относиться к вокальным упражнениям? а) «До-до-ре-до,до-ре-до-ре-ми…»;

б) «Эхо, отзовись»;

в) «Пространственный тренинг»;

г) «Мы перебегали берега, перебегали берега».

  1. вопрос: Упражнение «Московский звукоряд» относиться к разделам: а) Дыхательная гимнастика;

б) Артикуляция и дикция;

в) Основа музыкальной грамоты;

г) Вокальные упражнения. Пение учебно-тренировочного материала. Оценка результатов теста:

10 баллов - ребенок правильно ответил на 7 вопросов; 8-9 баллов - ребенок правильно ответил на 6 вопросов; 6-7 баллов - ребенок правильно ответил на 5 вопросов; 4-5 баллов - ребенок правильно ответил на 4 вопросов; 2-3 балла - ребенок правильно ответил на 3 вопросов; 0-1 балл - ребенок правильно ответил на 2 вопросов; Выводы об уровне развития восприятия:

10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий

0-1 балл - очень низкий.

Приложение № 2

Вопросы и задания итоговой аттестации

«Формирование вокальных навыков».

Теоретический блок.

Цель: выявление уровня знаний по разделу «Формирование вокальных навыков».

Форма проведения: устные ответы по билетам,

билеты по 2 вопроса: 1-й вопрос - теоретический, 2-й вопрос-практический (творческое задание).

Метод оценивания: устный опрос, наблюдение        за приобретёнными навыками, анализ результата;

  1. Что такое певческая установка?
  2. Что такое ансамбль и строй?
  3. Строение голосового аппарата.
  4. Что такое ритм? Повторить ритмический рисунок, заданный педагогом, или ритмическую организацию стихотворения:

«Андрей воробей, не гоняй голубей, Гоняй галочек из-под палочек!»

  1. Что такое певческое дыхание, типы дыхания? (Упражнения дыхательной гимнастики.) Как правильно пользоваться дыханием?
  2. На каких «трех китах» строится музыка?
  3. Что такое музыкальный звук? Свойства музыкального звука.
  4. Что такое интонация?
  5. Какие вы знаете основные приемы звуковедения?
  6. Что такое дикция?
  7. Какие основные средства музыкальной выразительности вы знаете?
  8. Что такое нотный стан и звукоряд?
  9. Сколько тонов и полутонов в октаве?
  10. Почему надо обязательно распеваться перед исполнением песни?

Практический блок. Творческие задания.

  1. Вспомнить и пропеть песни, где встречаются слова «остров», «мама», «зима», «Россия»,

«бабушка», «щенок», «контрольная».

  1. На предложенный текст придумать ритмический рисунок в размере 2/4.
  2. Определить на слух три жанра в музыке «песня», «танец», «марш» и дать анализ.

По данной методике в индивидуальной карте результатов диагностики указывается: Высший уровень знаний и навыков - 3 балла в карте

Средний уровень знаний и навыков – 2 балла в карте Низкий уровень знаний и навыков – 1 балл в карте

Приложение № 3

Групповой тренинг на воображение, общение и снятие зажимов по разделу «Актёрское мастерство».

Цель: выявление уровня знаний по разделу «Актёрское мастерство»;

Форма (ситуация оценивания): групповая работа учащихся в репетиционной комнате;

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата; Форма расположения участников и позиция ведущего (тренера).

Расположение участников – КРУГ. Круг отражает важные психологические механизмы, действующие в тренинге: круг создаёт возможности равенства всех участников (в т.ч. и с педагогом), круг увеличивает взаимное эмоциональное заражение, круг объединяет, круг даёт педагогу возможность более легко отследить всё происходящее.

Позиция педагога - «на равных»: расположение в общем кругу, подчинение общим правилам тренинга, отсутствие права на итоговые суждения.

  1. Разминка.

Включает ряд психо-физических действий, движений, которые помогают уменьшить зажатость (зажимы), расположить друг к другу, а также - создать атмосферу открытости, внимания, видения и слышания друг друга.

  1. Основные упражнения.

Их подбор связан с целью тренинга, т.е. с тем опытом, который нужно сформировать. Есть ряд правил для тренинга, которые нужно обговаривать в самом начале

  • правило участия:
  • в выполнении упражнения «Ба-да-ба-да-ба-да-ба», «Холодный ветер», «Надувающийся шарик» участвуют все, иногда все одновременно, иногда в парах, иногда по очереди, но участвуют все!
  • игровое упражнение «Эхо, отзовись», упражнение на актёрское взаимодействие

«Говорящие ладошки»- выполняются в парах;

  • правило «здесь и теперь»: говорят о том, что происходит на занятии, об отношении, эмоциях, чувствах и пр., используя «Я-сообщение».
  • правило обратной связи: каждый имеет право получить оценку своих действий, мнение о себе, попросив об этом кого-то. Без просьбы оценка не даётся.
  1. Рефлексия.

Сначала педагог просит вспомнить, назвать всё, что было на занятии. Затем предлагает высказаться, сделав «Я-сообщение», (педагог предлагает облака «тегов»)

думаю, что... ……………….

-я понял, что…………………...

-я научился…………………….

-я смог………………………….

-было трудно…………………..

-было интересно узнать……….

-меня удивило………………….

-мне захотелось………...............

-я почувствовал…………………

При этом действует магическое слово-правило: «Пропускаю».

По данной методике в индивидуальной карте результатов диагностики указывается: Высший уровень творческого воображения и общения - 3 балла в карте

Средний уровень творческого воображения и общения – 2 балла в карте Низкий уровень творческого воображения и общения – 1 балл в карте

Приложение № 4

Познавательные учебные действия - Тест “Найди несколько различий?”

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Форма проведения: письменный опрос.

Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и

отметить значком (V). Оценка результатов теста:

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. Выводы об уровне развития восприятия:

10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий

0-1 балл - очень низкий.

По данной методике в индивидуальной карте результатов диагностики указывается: Очень высокий и высокий уровни - 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий и очень низкий уровни – 1 балл

Приложение № 5

Регулятивные учебные действия - Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8—9 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: обучающемуся предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.). Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и са моконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Т е к с т 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Т е к с т 2

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.

Уровни сформированности внимания:

  1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.
  2. 3—4 — средний уровень внимания.
  3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.

По данной методике в индивидуальной карте результатов диагностики указывается: Высший уровень внимания - 3 балла в карте

Средний уровень внимания – 2 балла в карте Низкий уровень внимания – 1 балл в карте

Приложение № 6

Методика «Совместная сортировка» (Бурменская Л.В.)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся парами

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так». Материал: Каждая пара учащихся получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
  • умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

  1. низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
  2. средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
  3. высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.

По данной методике в индивидуальной карте освоения результатов указывается: Высокий уровень -  3 балла

Средний уровень – 2 балла   Низкий уровень– 1 балл

Приложение №7

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой.

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

  1. Тебе нравиться когда тебя уважают твои одногруппники? А) Нравится

Б) Не очень нравится В) Не нравится

  1. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А) Сделаю замечание и помогу убрать

Б) Сделаю замечание и подожду пока он все уберет В) Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

  1. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А) Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую. Б) Не знаю

В) Тихонько отдам, чтобы не заметили

  1. Как ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А) Извинюсь и уберу за собой Б) Не знаю

В) Ничего делать не буду, есть же уборщица

  1. Часто ты приходишь на занятия в студию в грязной одежде? А) Нет

Б) Иногда В) Да

  1. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь педагога и спрятал(а) ее?

А) Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке Б) Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В) Сделаю вид, что не заметил

  1. Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А) Часто Б) Иногда

В) Почти никогда

  1. Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке кабинета или репетиционной комнаты?

А) Часто Б) Иногда

В) Почти никогда Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла, За второй ответ (Б) – 1 балл, За третий ответ (В) – 0 баллов. Интерпретация:Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя на занятии, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Низкий уровень (0-5 баллов): учащиеся посещают занятия в студии неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одногруппниками, взаимоотношениях с педагогом.

По данной методике в индивидуальной карте освоения результатов указывается: Высокий уровень и уровень выше среднего - 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень и ниже среднего – 1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...