Программа дополнительного образования
рабочая программа по музыке (2, 3 класс)
Программа дополнительного образования для 2-3 классов по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_muzyka.docx | 231.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Комплекс основных характеристик программы.
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Нотка» является программой художественной направленности.
Актуальность программы определяется повышенным запросом социума (детей и их родителей) на занятия вокалом. В настоящее время наблюдается популяризация детского вокального творчества, о чем свидетельствует рост детских вокальных конкурсов и фестивалей. Пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Поэтому в руках умелого руководителя пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания.
В процессе обучения вокалу дети осваивают основы вокального искусства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства и сценического движения, приобщаются к национальному наследию и общечеловеческим ценностям. Именно поэтому занятия вокалом - действенное средство музыкально-эстетического воспитания.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 с изменениями от 30.09.2020 г.)
- «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)» ( утв. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242)
Программа синтезирует в себе несколько видов творчества: вокал, сценическое движение и актёрское мастерство.
Отличительные особенности программы:
Программа «Нотка» составлена на основе программы «Альянс» Погореловой Л.В. (Саратов, 2020г.), но отличается от нее меньшим объемом часов. В данной программе ребенок сам по согласованию с педагогом может выбрать репертуар. Диалоговая педагогика сотрудничества, творческая атмосфера внесёт радость в совместную работу педагога и учащихся, создаст творческий настрой, что окажет положительное влияние не только на музыкальное развитие ребенка, но и на нравственное формирование личности в целом.
Адресат программы – ДОП адресована учащимся в возрасте 8-9 лет
Срок освоения: 2 месяцев.
Общее количество часов: 8 часов
Режим занятий: периодичность занятий – 1 раза в неделю по 1 часу.
Возрастные особенности:
С раннего возраста дети испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Именно возраст младшего школьника считается временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте. Здесь ведётся кропотливая работа над воспитанием культуры звука, овладением различными манерами эстрадного пения, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: способствовать гармоничному развитию личности средствами вокального искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить основам эстрадного вокала, сценического движения, актерского мастерства;
- сформировать навыки певческой постановки голоса, дикции и артикуляции;
Развивающие:
- развивать навыки анализа и обобщения;
- развивать навыки самоконтроля и самооценки;
- развивать творческое мышление;
- развивать голос.
Воспитательные:
- сформировать устойчивый интерес к вокальному искусству и мотивацию к самовыражению;
- развивать коммуникативные способности детей, умение взаимодействовать в коллективе.
1. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития учащегося.
Предметными результатами являются:
- владение основами вокального исполнительства, сценического движения и актерского мастерства;
- знание строения артикуляционного аппарата и возможностей певческого голоса;
- умение с легкостью воспринимать и воспроизводить музыкальный материал.
Метапредметными результатами являются:
- навыки анализа, синтеза и обобщения;
- овладение навыками самоконтроля и самооценки;
- умение творчески мыслить.
Личностными результатами являются:
- устойчивый интерес к вокальному исполнительству и мотивация к самовыражению;
- формирование культуры поведения, доброжелательности, готовности к сотрудничеству в процессе творческой деятельности.
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование тем | всего | теория | практика | Формы контроля |
1 | Вводное занятие. Гигиена певческого голоса. Звукообразование и звуковедение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос |
2 | Вокальные упражнения. Разучивание песни «Новогоднее настроение» | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос |
3 | Постановка звука на опору. Разучивание песни «Новогодняя» | 1 | 0,5 | 0,5 | Самооценка обучающихся своих знаний и умений. |
4 | Пение учебно- тренировочного материала. | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, прослушивание |
5 | Работа над образом в песне. Разучивание песни ко Дню Защитника Отечества | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, прослушивание |
6 | Работа со скороговоркой | 1 | 0,5 | 0,5 | Самооценка обучающихся своих знаний и умений. |
7 | Вокально- ансамблевые работы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Коллективное пение |
8 | Концертная деятельность | 1 | 0,5 | 0,5 | Коллективное пение |
Итого: | 8 | 4 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ учебного плана
- Вводное занятие. Гигиена певческого голоса. Звукообразование и звуковедение.
Теория: Знакомство с Программой. Особенности работы. Техника безопасности. Гигиена певческого голоса. Приёмы по охране голоса. Постановка голоса. Звукообразование – рождение звука. Звуковедение.
Практика. Прослушивание голосов. Входная диагностика: выявление музыкального слуха, проверка чувства ритма, музыкальной памяти. Формирование навыка по охране голоса. Упражнения певческой постановки голоса. Упражнения на разные виды звуковедения.
2. Вокальные упражнения. Разучивание песни «Новогоднее настроение»
Теория: Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков.
Практика: Строение голосового аппарата (демонстрация схемы на экране). Разучивание вокальных распевок. Работа над тренировочным материалом.
3. Постановка звука на опору. Разучивание песни «Новогодняя»
Теория «Вокальное дыхание» – самый важный механизм в пении. Комплекс упражнений для развития певческого дыхания. Понятие «Опора звука». Постановка звука на опору. Атака звука
Практика Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Упражнения для развития атаки звука
4. Пение учебно-тренировочного материала.
Практика: Разучивание вокальных распевок. Работа над тренировочным материалом.
5. Работа над образом в песне. Разучивание песни ко Дню Защитника Отечества
Теория: Актёрское мастерство, приёмы, тренинги. Сценический имидж.
Практика: Упражнения на развитие воображения и взаимодействия с партнерами. Эмоционально-выразительные жесты, мимика. Работа над сценическим имиджем, воссоздание сценического образа исполнителя в песне.
6. Работа со скороговоркой.
Теория Скороговорки. История возникновения
Практика Работа со скороговоркой. Упражнения на артикуляцию и дыхание.
7. Вокально-ансамблевые работы.
Теория: Аккомпанемент, фонограмма (аранжировка).Теоретические знания поэтапной работы над песней.
Практика: Поэтапная работа над песней: главная эмоциональная кульминация в песне; передача художественного образа в песне. Вокально-ансамблевые работы. Проверка усвоения песни и мелодии в целом.
8. Концертная деятельность
Теория: Подготовка к мероприятиям, праздникам.
Практика: Выступление/запись с концертным номером на школьном мероприятии
1.5.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ИХ ПЕРИОДИЧНОСТЬ.
- Входная аттестация для определения первоначального уровня предметных знаний, метапредметных и личностных результатов.
Форма проведения:
- выявление музыкального слуха (пропеть заданную ноту),
- проверка чувства ритма (прохлопывание ритмических рисунков), музыкальная память (пропеть куплет и припев любой песни);
- индивидуальный опрос, беседа.
- Текущая аттестация проводится в течение 2 месяцев и служит для оценки уровня и качества освоения тем программы и личностных качеств учащихся, осуществляется на занятиях.
Форма проведения:
- устная (фронтальный опрос, беседа);
- индивидуальная;
- наблюдение;
- самооценка обучающихся своих знаний и умений.
- Промежуточная аттестация - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения темы определенного периода обучения
Форма проведения:
- устная (фронтальный опрос, беседа);
- исполнение произведения, концертного номера.
- Итоговая аттестация проводится для определения итогового уровня освоения программы.
Форма проведения:
- исполнение произведения, концертного номера;
- личные достижения каждого учащегося,
- отчётный концерт.
2 .КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Методическое обеспечение.
Образовательные технологии
Общей чертой образовательных технологий, обеспечивающих реализацию программы, является их ориентация на развитие:
- самостоятельного и творческого мышления;
- умения сосредоточиться на работе и довести начатое дело до конца;
- навыков рефлексии;
- коммуникативной культуры, т.е. умения участвовать в коллективном поиске и публично представлять результаты выступлений.
Для успешной реализации программы применяются следующие технологии:
- Технология развивающего обучения,
- Технология коллективно-творческих дел,
- Здоровьесберегающая технология (дыхательная гимнастика),
- Информационно-коммуникационная технология,
- Игровая технология.
Для освоения учащимися полного курса Программы используются следующие методы:
словесный: объяснение музыкальных терминов, вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;
наглядный: демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудиоиллюстраций, видеопримеров, слайдов и т.д.
практический: показ педагогом вокальных, артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений и заданий;
репродуктивный метод: метод показа и подражания;
проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения;
творческий метод: определяет качественно-результативный показатель практического воплощения программы, благодаря ему проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика;
метод импровизации и сценического движения - это один из основных методов программы (умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями), его использование позволяет поднять исполнительское мастерство на новый уровень. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными.
Программа предусматривает следующие формы учебной деятельности учащихся:
- Фронтальная (фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всей группе учащихся);
- Индивидуальная (индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу, выполнение домашнего задания);
- Групповая (вокально - ансамблевые работы)
2.2 Условия реализации программы:
Материально-технические обеспечение:
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с учащимися объединения необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
- Наличие учебного кабинета.
- Наличие актового зала.
- Компьютер (ноутбук) с мультимедиа колонки хорошего качества.
- Записи фонограмм в режиме «+» и «-», флеш-накопитель.
- Зеркало.
- Подборка репертуара.
Учебно-методические материалы
Методические пособия | Информационные сайты о выставках и конкурсах. Федеральные образовательные ресурсы. Методические материалы. |
Диагностика | Физминутки, пальчиковая гимнастика, таблицы мониторинга и диагностики |
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог музыки, имеющий профессиональное образование, соответствующее профилю объединения, обладающий соответствующими знаниями и навыками работы в области вокального и сценического творчества.
2.3. Календарный учебный график
№п/п | Дата проведения занятия | Время проведения занятия | Тип занятия | Часы | Тема занятия
| Место проведения | Форма контроля |
1 | Комбинированное | 1 | Вводное занятие. Гигиена певческого голоса. Звукообразование и звуковедение. | МБОУ – СОШ №2 | Входная диагностика. | ||
2 | Изучение нового материала, применение полученных знаний | 1 | Вокальные упражнения. Разучивание песни «Новогоднее настроение» | МБОУ-СОШ №2 | Фронтальный опрос | ||
3 | Изучение нового материала, применение полученных знаний | 1 | Постановка звука на опору. Разучивание песни «Новогодняя» | МБОУ-СОШ №2 | Фронтальный опрос | ||
4 | Изучение нового материала, применение полученных знаний | 1 | Пение учебно- тренировочного материала. | МБОУ-СОШ №2 | Самооценка обучающихся своих знаний и умений. | ||
5 | Изучение нового материала, применение полученных знаний | 1 | Работа над образом в песне. Разучивание песни ко Дню Защитника Отечества | МБОУ-СОШ №2 | Опрос, прослушивание | ||
6 | Изучение нового материала, применение полученных знаний | 1 | Работа со скороговорками. | МБОУ-СОШ №2 | Опрос, прослушивание | ||
7 | Изучение нового материала, применение полученных знаний | 1 | Вокально- ансамблевые работы. | МБОУ-СОШ №2 | Коллективное пение | ||
8 | Изучение нового материала, применение полученных знаний | 1 | Концертная деятельность | МБОУ-СОШ №2 | Прослушивание | ||
8 | Итого часов | 8 |
2.4.Оценочные материалы
Программа предусматривает пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов:
№ п/п | Вид результата | Проверяемые результаты | Формы контроля |
1. | Предметные (теоретические знания) | Знание базовых понятий вокальной деятельности, основ сценического движения, основ актёрского мастерства | Тест «Вместе учимся мы петь» (приложение №1); Вопросы и задания итоговой аттестации (приложение №2); Групповой тренинг на воображение, общение и снятие зажимов по разделу «Актёрское мастерство». (приложение №3); |
Предметные (практические умения) | Вокальные способности, начальные хореографические навыки, актерские навыки | Педагогическое наблюдение, выступления на мероприятиях, отчетный концерт, анализ выполненных работ. | |
2. | Метапредмет-ные: познавательные | Умение перерабатывать информацию ( анализировать, обобщать, классифицировать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта | Тест «Найди несколько различий (Приложение № 4) |
Регулятивные | Умение анализировать работу над песней, овладение навыками самоконтроля и самооценки) | Пробы на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) (приложение №5) | |
3. | Личностные | Умение применять действия для осуществления сотрудничества. | Методика «Совместная сортировка» (Бурменская Л.В.) (приложение №6); |
Нравственная позиция, обеспечивающая личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»,адаптирован ная Н.В. Кулешовой. (приложение №7); |
2.5. Список литературы.
Список литературы, рекомендованной для педагога.
- Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – Москва : Академия педагогических наук РСФСР, 1954.-44 с.
- Варламов А. Е. Полная школа пения. [Текст]: учебное пособие, 3-е изд. А. Е. Варламов - Санкт-Петербург: Лань : Планета музыки, 2008.- 120 с.
- Дмитриев Л.Л. Основы вокальной методики. – Москва: Просвещение, 2000 г. –204с.
- Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании. Книга для учителя. Москва: Книга, 2004.-192 с.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- Москва: Каро, 2005. – 122с.
- Методы работы с детским вокально-хоровым коллективом./ сост. Осеннева М.С., Самарина В.А., Укулова Л.И.. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 283 с.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно- воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.- 256 с.
- Погребинская М. Веселый разговор: музыкальные скороговорки для младшего и среднего возраста.- Санкт-Петербург: Композитор, 2007.-80 с.
- Учите детей петь. /сост. Орлова Т.М., Бенина С.И. – Москва: Просвещение, 1987 г. – 242с.
Список литературы, рекомендованной для детей.
- Гульянц Е.И.Детям о музыке – Москва: Аквариум, 1996.–388с.
- Истолин С.В. Я познаю мир. Музыка./ Дет. энцикл. – Москва: Астрель, 2002.– 396 с.
- Погребинская М. Веселый разговор: музыкальные скороговорки для
младшего и среднего возраста.- Санкт-Петербург: Композитор, 2007.-80 с.
Ссылки на сайты:
http://www.duet-music.ru/3.6.html
http://www.ark.ru/ins/pocherk/oa-articles/rockvocalist.html
http://www.shkola-ritma.narod.ru/linksRS.html
http://www.shkola-ritma.narod.ru/
http://guitarize.com/index.php?option=com_content&task=view&id=21&Itemid=31
http://rockaluga.ru/2010/stati/pervyie-shagi-kaluzhskogo-vokalista/
Приложение № 1
Тест « Вместе учимся мы петь».
Цель: выявление уровня знаний по разделу «Формирование вокальных навыков».
Форма проведения: письменный тест, учащемуся предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
- вопрос: К какому разделу относится упражнение «Лё-ли-лё-ли-лель»? а) Артикуляция и дикция;
б) Дыхательная гимнастика;
в) Вокальные упражнения (Пение учебно-тренировочного материала);
г) Звукообразование
- вопрос: Нотный стан – это…. а) полочка для нот;
б) одна линия, где пишутся ноты; в) три линии, где пишутся ноты; г) пять линии, где пишутся ноты;
- вопрос: Какой знак повышает ноту на полтона? а) Диез (#)
б) Бемоль (b) в) Бекар
- вопрос: Какой знак понижает ноту на полтона? а) Диез (#)
б) Бемоль (b) в) Бекар
- вопрос: К какому разделу относится упражнение «Ба-да-ба-да-ба-да-ба» а) Звукообразование;
б) Артикуляция и дикция;
в) Основы актёрского мастерства; г) Основы сценического движения.
- вопрос: Какое упражнение не относиться к вокальным упражнениям? а) «До-до-ре-до,до-ре-до-ре-ми…»;
б) «Эхо, отзовись»;
в) «Пространственный тренинг»;
г) «Мы перебегали берега, перебегали берега».
- вопрос: Упражнение «Московский звукоряд» относиться к разделам: а) Дыхательная гимнастика;
б) Артикуляция и дикция;
в) Основа музыкальной грамоты;
г) Вокальные упражнения. Пение учебно-тренировочного материала. Оценка результатов теста:
10 баллов - ребенок правильно ответил на 7 вопросов; 8-9 баллов - ребенок правильно ответил на 6 вопросов; 6-7 баллов - ребенок правильно ответил на 5 вопросов; 4-5 баллов - ребенок правильно ответил на 4 вопросов; 2-3 балла - ребенок правильно ответил на 3 вопросов; 0-1 балл - ребенок правильно ответил на 2 вопросов; Выводы об уровне развития восприятия:
10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий
0-1 балл - очень низкий.
Приложение № 2
Вопросы и задания итоговой аттестации
«Формирование вокальных навыков».
Теоретический блок.
Цель: выявление уровня знаний по разделу «Формирование вокальных навыков».
Форма проведения: устные ответы по билетам,
билеты по 2 вопроса: 1-й вопрос - теоретический, 2-й вопрос-практический (творческое задание).
Метод оценивания: устный опрос, наблюдение за приобретёнными навыками, анализ результата;
- Что такое певческая установка?
- Что такое ансамбль и строй?
- Строение голосового аппарата.
- Что такое ритм? Повторить ритмический рисунок, заданный педагогом, или ритмическую организацию стихотворения:
«Андрей воробей, не гоняй голубей, Гоняй галочек из-под палочек!»
- Что такое певческое дыхание, типы дыхания? (Упражнения дыхательной гимнастики.) Как правильно пользоваться дыханием?
- На каких «трех китах» строится музыка?
- Что такое музыкальный звук? Свойства музыкального звука.
- Что такое интонация?
- Какие вы знаете основные приемы звуковедения?
- Что такое дикция?
- Какие основные средства музыкальной выразительности вы знаете?
- Что такое нотный стан и звукоряд?
- Сколько тонов и полутонов в октаве?
- Почему надо обязательно распеваться перед исполнением песни?
Практический блок. Творческие задания.
- Вспомнить и пропеть песни, где встречаются слова «остров», «мама», «зима», «Россия»,
«бабушка», «щенок», «контрольная».
- На предложенный текст придумать ритмический рисунок в размере 2/4.
- Определить на слух три жанра в музыке «песня», «танец», «марш» и дать анализ.
По данной методике в индивидуальной карте результатов диагностики указывается: Высший уровень знаний и навыков - 3 балла в карте
Средний уровень знаний и навыков – 2 балла в карте Низкий уровень знаний и навыков – 1 балл в карте
Приложение № 3
Групповой тренинг на воображение, общение и снятие зажимов по разделу «Актёрское мастерство».
Цель: выявление уровня знаний по разделу «Актёрское мастерство»;
Форма (ситуация оценивания): групповая работа учащихся в репетиционной комнате;
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата; Форма расположения участников и позиция ведущего (тренера).
Расположение участников – КРУГ. Круг отражает важные психологические механизмы, действующие в тренинге: круг создаёт возможности равенства всех участников (в т.ч. и с педагогом), круг увеличивает взаимное эмоциональное заражение, круг объединяет, круг даёт педагогу возможность более легко отследить всё происходящее.
Позиция педагога - «на равных»: расположение в общем кругу, подчинение общим правилам тренинга, отсутствие права на итоговые суждения.
- Разминка.
Включает ряд психо-физических действий, движений, которые помогают уменьшить зажатость (зажимы), расположить друг к другу, а также - создать атмосферу открытости, внимания, видения и слышания друг друга.
- Основные упражнения.
Их подбор связан с целью тренинга, т.е. с тем опытом, который нужно сформировать. Есть ряд правил для тренинга, которые нужно обговаривать в самом начале
- правило участия:
- в выполнении упражнения «Ба-да-ба-да-ба-да-ба», «Холодный ветер», «Надувающийся шарик» участвуют все, иногда все одновременно, иногда в парах, иногда по очереди, но участвуют все!
- игровое упражнение «Эхо, отзовись», упражнение на актёрское взаимодействие
«Говорящие ладошки»- выполняются в парах;
- правило «здесь и теперь»: говорят о том, что происходит на занятии, об отношении, эмоциях, чувствах и пр., используя «Я-сообщение».
- правило обратной связи: каждый имеет право получить оценку своих действий, мнение о себе, попросив об этом кого-то. Без просьбы оценка не даётся.
- Рефлексия.
Сначала педагог просит вспомнить, назвать всё, что было на занятии. Затем предлагает высказаться, сделав «Я-сообщение», (педагог предлагает облака «тегов»)
-я думаю, что... ……………….
-я понял, что…………………...
-я научился…………………….
-я смог………………………….
-было трудно…………………..
-было интересно узнать……….
-меня удивило………………….
-мне захотелось………...............
-я почувствовал…………………
При этом действует магическое слово-правило: «Пропускаю».
По данной методике в индивидуальной карте результатов диагностики указывается: Высший уровень творческого воображения и общения - 3 балла в карте
Средний уровень творческого воображения и общения – 2 балла в карте Низкий уровень творческого воображения и общения – 1 балл в карте
Приложение № 4
Познавательные учебные действия - Тест “Найди несколько различий?”
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.
Форма проведения: письменный опрос.
Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и
отметить значком (V). Оценка результатов теста:
10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. Выводы об уровне развития восприятия:
10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий
0-1 балл - очень низкий.
По данной методике в индивидуальной карте результатов диагностики указывается: Очень высокий и высокий уровни - 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий и очень низкий уровни – 1 балл
Приложение № 5
Регулятивные учебные действия - Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8—9 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: обучающемуся предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.). Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и са моконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Т е к с т 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Т е к с т 2
На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.
Уровни сформированности внимания:
- 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.
- 3—4 — средний уровень внимания.
- Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.
По данной методике в индивидуальной карте результатов диагностики указывается: Высший уровень внимания - 3 балла в карте
Средний уровень внимания – 2 балла в карте Низкий уровень внимания – 1 балл в карте
Приложение № 6
Методика «Совместная сортировка» (Бурменская Л.В.)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся парами
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата
Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так». Материал: Каждая пара учащихся получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
- умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
- низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
- средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
- высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.
По данной методике в индивидуальной карте освоения результатов указывается: Высокий уровень - 3 балла
Средний уровень – 2 балла Низкий уровень– 1 балл
Приложение №7
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой.
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
- Тебе нравиться когда тебя уважают твои одногруппники? А) Нравится
Б) Не очень нравится В) Не нравится
- Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А) Сделаю замечание и помогу убрать
Б) Сделаю замечание и подожду пока он все уберет В) Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
- Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А) Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую. Б) Не знаю
В) Тихонько отдам, чтобы не заметили
- Как ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А) Извинюсь и уберу за собой Б) Не знаю
В) Ничего делать не буду, есть же уборщица
- Часто ты приходишь на занятия в студию в грязной одежде? А) Нет
Б) Иногда В) Да
- Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь педагога и спрятал(а) ее?
А) Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке Б) Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В) Сделаю вид, что не заметил
- Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А) Часто Б) Иногда
В) Почти никогда
- Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке кабинета или репетиционной комнаты?
А) Часто Б) Иногда
В) Почти никогда Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла, За второй ответ (Б) – 1 балл, За третий ответ (В) – 0 баллов. Интерпретация:Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя на занятии, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): учащиеся посещают занятия в студии неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одногруппниками, взаимоотношениях с педагогом.
По данной методике в индивидуальной карте освоения результатов указывается: Высокий уровень и уровень выше среднего - 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень и ниже среднего – 1 балл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...