сценарий урока " В сказочной стране гномов"
план-конспект занятия по музыке (3 класс)

Силенко Елена Владимировна

Слушание музыки Э.Грига "Пер-Гюнт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v-skazochnoj-strane-gnomov.doc63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Сценарий урока музыки 3 класс

Тема урока: «В сказочной стране гномов. Эдвард Григ «В пещере горного короля»»        

Цель урока:

Осмысление образа сказочных героев (гномов и троллей) посредством выразительных и изобразительных возможностей произведений искусства. 

Задачи урока:

  1. Обеспечить условия для формирования навыка слушания и исполнения музыки, умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыкальных произведений, главными героями которых являются сказочные существа – гномы и тролли.
  2. Способствовать развитию у обучающихся воображения и фантазии, творческой инициативы в процессе слухового и зрительного восприятия музыкальных образов, в практике коллективного музицирования.
  3. Применять знания об основных средствах музыкальной выразительности и музыкальных формах при анализе прослушанного или исполняемого произведения; уметь выявлять роль средств музыкальной выразительности в раскрытии мифологических тем и сюжетов.
  4. Развивать у детей способность к нравственно-эстетическому переживанию; ощущению и воплощению целостности, гармонии и волшебной красоты окружающего мира.

Тип урока – Урок изучения нового материала.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, иллюстративный и нотный материалы, маршрутные листы.

Музыкальный материал:

  • И.Крутой «Нарисуй» (пение)
  • «Тролли», музыка Г.Гладкова, стихи из норвежской народной поэзии в переводе Ю.Вронского (слушание, пение)
  • Эдвард Григ «Шествие гномов» (слушание)

1.Организационный момент

И.Крутой

«Нарисуй!»

-- знакомая музыка встречала?

- как встречала, как звучала музыка?  

Когда нам весело, мы двигаемся в такт ритмичной, радостной музыки, когда нам грустно- наша печаль растворяется в нежной, напевной задушевной музыке.

 Я вижу что  эта музыка подняла вам настроение

Сегодня на уроке вам понадобиться и хорошее настроение,  и бодрость духа, и силы, чтобы отправиться в путешествие.

- вы любите  путешествовать?

-  Расскажите куда и как можно путешествовать? 

С помощью музыки мы можем полететь на луну, оказаться на солнечной полянке, в Антарктиде, в волшебном лесу…

Разные бывают путешествия, но самые удивительные – это воображаемые, мысленные.

Наше воображение не ограничено во времени и пространстве!

И мы с вами отправляемся в сказку

МОТИВАЦИЯ

-Скажите, о чем нам может рассказать сказка?

- В чем смысл волшебства?

- А какие вы сказки любите больше всего, почему?

- А чем заканчиваются сказки?

(Добро побеждает зло, зло всегда наказано)

- Посмотрите на свои рабочие листы, что вы видите?

- С какими сказочными героями мы встретимся в нашем сказочном путешествии?

Сформулируйте тему урока

сказка - сочетание реальных событий (происходящих на самом деле) и вымышленных;

волшебство – это особенные звуки и необычные слова (заклинания), волшебные жесты и магические движения;

волшебство – это умение видеть необыкновенное в обыденном и умение делать из обычного волшебное;

гномы  –  сказочные карлики, бородаты и славятся богатством и мастерством; трудолюбивы, суетливы и пугливы;  живут в лесу, далеко в горах, на крышах домов и т.д.

В процессе беседы выявляется, что данная тема - одна из любимых детьми, потому что «маленький человечек» (пусть даже с бородой) очень похож на любого ребёнка.                     Он – маленький волшебник, который делает мир добрым и красивым.

.«Тролли», музыка Г.Гладкова, стихи из норвежской народной поэзии в переводе Ю.Вронского  (прослушивание и знакомство с содержанием песни).

Характеристика видов деятельности:

  • Определять характер и содержание музыкального произведения.
  • Распозновать выразительные и изобразительные особенности музыки.

- А что вы знаете про троллей?

-  какими представили себе троллей,

 - как они выглядят,

 - чем занимаются,

- что роднит их с гномами,

- чем они от них отличаются?  

- А каким  бывает ? Ответ подскажет стих (прочитайте!)

Жили-были трое троллей                

На вершинах дальних гор.

Жили тролли, не скучали.

Хоть молчали с давних пор.

Как-то раз, никто не знает,

От каких таких причин

В той стране раздался грохот:

«Что за шум?» - спросил один.

Но затих ужасный грохот,

И опять настал покой.

Двести лет прошло в молчанье:

«Это мышь», - сказал другой.

А когда еще столетье

Протекло над краем снов,

Третий тролль сказал:

«Прощайте, ненавижу болтунов!»

-  Какие тролли в стихотворении

-  Я предлагаю вам побывать в роли скульпторов.

  Кто-нибудь из вас был в Хабаровске на прудах? Какие скульптуры сказочных героев видели? Давайте придумаем скульптурную композицию

 - А если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили на эти слова? Какие музыкально выразительные средства выбрали

(Дети РАБОТАЮТ в маршрутных листах)

Справочный материал в помощь!

-А композитор Ген.Гладков увидел троллей вот такими

- Совпало ли видение ваше с композиторским?

Можете подпевать

Мне понравилось

В процессе беседы выявляется, что

он и добродушный и выступает как радушный хозяин. Случается, что тролль помогает человеку, а человек — троллю.

В данной песне тролли – не страшные. Но несколько угрюмые, немногословные, малообщительные.

тролль (по-шведски значит — очарование, колдовство) — сверхъестественное существо из скандинавской мифологии — то ли карлик, то ли наоборот, великан. Представляют собой горных духов.

Увидеть тролля можно в глухом лесу или высоко в горах. Тролль с виду похож на гору или гигантский валун, поросший мхом и вереском, а иногда и деревьями. По преданиям, великаны враждовали с богами и людьми. О них говорили, что они свирепы, жестоки и упрямы. 

Рассказывают, что не всегда тролль вредит человеку,

Ленивые, неразговорчивые, равнодушные, серьезные

Э.Григ «Шествие гномов» (слушание)

Анализ средств музыкальной выразительности, выявление структуры произведения – особенностей музыкальной формы.  

Задачи: формирование культуры слушания музыки, развитие ассоциативно-образного мышления, художественного воображения.

Характеристика видов деятельности:

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов;

- распознавать художественный смысл трехчастной формы.

Гномы – это сказочные человечки, живущие в лесу. Они быстрые, немного неуклюжие. Они идут гурьбой, прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место.

Это фантастические существа, не очень красивые, даже немного уродливые. В сказках говорится, что они охраняют богатства – клады с сокровищами, которые прячут под землёй.

Мы смотрели мультфильм «Белоснежка и семь гномов». В этой сказке рассказывается о гномах, которые добывали сокровища – алмазы, высекая их молоточками в горных породах, в пещерах. Они каждое утро уходили на работу, а вечером возвращались в свой домик. Среди них были сердитые, злые гномы (Ворчун, Профессор) и забавные, смешные (Апчхи), был и добрый, самый маленький гномик, который всегда попадал в смешные истории.

Одна их пьес Э.Грига называется «Шествие гномов»

- Каких гномов изобразил Э.Григ в своей пьесе «Шествие гномов»

- А почему пьеса Э.Грига называется «Шествие гномов»? Что такое шествие?

Предполагаемые ответы обучающихся:

Музыка похожа на марш, но не совсем обычный, какой-то сказочный. Слышны внезапные, неожиданные удары (акценты), прыжки, ужимки, будто гномы прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают. Музыка больше похожа не на марш, а на фантастический танец.

Характер этой части был не постоянный, он менялся. Сначала музыка была тихой, таинственной,  загадочной, будто подкрадывающейся, потом очень громкой и злой, а в конце – опять тихой.

Можно себе представить, что гномы сначала приближались издалека, а потом удалились.

Вначале музыка была затаённая, сердитая, таинственная, колючая, отрывистая. Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей, недовольной, тёмной, тяжёлой. Гномы подошли совсем близко. Но вот музыка затихает, гномы удаляются.

 - Как образ развивается дальше?

- Какой характер во II части?

(предполагаемые ответы обучающихся:

Музыка средней части – волшебная, нежная, мечтательная, созерцательная.  Может быть, композитор хотел изобразить,  как сверкают как огоньки сокровища гномов, их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье. Музыка звучит светло, завороженно, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими драгоценностями, рассматривают их.  Музыка тоже мерцает и искрится, сверкает, поблёскивает, переливается. Маршевость сменилась танцевальностью.

Две мелодии в средней части, задумчивая и мерцающая, повторяются дважды. Второй раз они звучат ещё светлее, выше, прозрачнее.

- Как заканчивается это произведение? К чему привело музыкальное развитие?

- как графически можно изобразить строение этой музыки?

 в которой I и III части – похожие, сходные темы, а во второй части – показ новой темы, нового образа (серединный контраст).

В пьесе Грига рассказывается про гномов не очень добрых, потому что музыка звучит таинственно, она иногда страшная, злая.

КОНТРАСТ – резкая смена цвета, настроения

Итог урока.

Характеристика сказочного образа гномов на основе анализа и сравнений музыкальных произведений разных жанров.

Составление таблицы:

Наш урок подходит к концу и я прошу вас заполнить сравнительную таблицу

гномы

тролли

общее

Маленькие человечки, с бородой, в колпачках, волшебники, суетливые, быстрые.

различия

Добрые, весёлые, жизнерадостные, смешные, резвые, активные.

Угрюмые, сердитые, важные, молчаливые, немногословные, иногда злые.

Вывод:

-Что интересного и полезного мы узнали, побывав в музыкальной сказочной стране гномов? Какие положительные качества обнаружили у гномов благодаря музыкальной характеристике этого образа? Чему нас учит сказка и музыка на эту тему?

Доброте, трудолюбию, жизнелюбию, взаимопомощи, отзывчивости, умению дружить и радоваться жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

Сценарий урока музыки: «Сказочные музыкальные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

Урок музыки в 4 классе: «Сказочные музыкальные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова....

Методическая разработка урока по письму 1 класс "Сказочные приключения гнома Тимоши". Письмо слогов, слов с изученными буквами. УМК "Школа России".

В период адаптации ребенка к школе, очень нужны уроки, приближенные к игровой деятельности. На уроке первоклассники не только вспоминают сказку "Гуси-лебеди", но и выполняют  необходимые задания....

Интегрированный урок "Тайны сказочной страны"

Интегрированный урок "Тайны сказочной страны"...

3 кл. 3 ур. "В сказочной стране гномов"

К учебнику: «Музыка. 3 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...

презентация урока "В сказочной стране гномов" 3 класс

Рассмотреть отражение мифологических сюжетов в музыке Э. Грига;          2. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особ...

Технологическая карта урока изоискусства «Сказочная страна. Создание панно» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с особенностями панно; формирование представлений об отношении людей к сказкам и их предназначении; выполнить панно «Сказочн...