сценарий урока " В сказочной стране гномов"
план-конспект занятия по музыке (3 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий урока музыки 3 класс
Тема урока: «В сказочной стране гномов. Эдвард Григ «В пещере горного короля»»
Цель урока:
Осмысление образа сказочных героев (гномов и троллей) посредством выразительных и изобразительных возможностей произведений искусства.
Задачи урока:
- Обеспечить условия для формирования навыка слушания и исполнения музыки, умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыкальных произведений, главными героями которых являются сказочные существа – гномы и тролли.
- Способствовать развитию у обучающихся воображения и фантазии, творческой инициативы в процессе слухового и зрительного восприятия музыкальных образов, в практике коллективного музицирования.
- Применять знания об основных средствах музыкальной выразительности и музыкальных формах при анализе прослушанного или исполняемого произведения; уметь выявлять роль средств музыкальной выразительности в раскрытии мифологических тем и сюжетов.
- Развивать у детей способность к нравственно-эстетическому переживанию; ощущению и воплощению целостности, гармонии и волшебной красоты окружающего мира.
Тип урока – Урок изучения нового материала.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, иллюстративный и нотный материалы, маршрутные листы.
Музыкальный материал:
- И.Крутой «Нарисуй» (пение)
- «Тролли», музыка Г.Гладкова, стихи из норвежской народной поэзии в переводе Ю.Вронского (слушание, пение)
- Эдвард Григ «Шествие гномов» (слушание)
1.Организационный момент И.Крутой «Нарисуй!» | -- знакомая музыка встречала? - как встречала, как звучала музыка? Когда нам весело, мы двигаемся в такт ритмичной, радостной музыки, когда нам грустно- наша печаль растворяется в нежной, напевной задушевной музыке. Я вижу что эта музыка подняла вам настроение Сегодня на уроке вам понадобиться и хорошее настроение, и бодрость духа, и силы, чтобы отправиться в путешествие. - вы любите путешествовать? - Расскажите куда и как можно путешествовать? С помощью музыки мы можем полететь на луну, оказаться на солнечной полянке, в Антарктиде, в волшебном лесу… Разные бывают путешествия, но самые удивительные – это воображаемые, мысленные. Наше воображение не ограничено во времени и пространстве! И мы с вами отправляемся в сказку | ||||||||||
МОТИВАЦИЯ | -Скажите, о чем нам может рассказать сказка? - В чем смысл волшебства? - А какие вы сказки любите больше всего, почему? - А чем заканчиваются сказки? (Добро побеждает зло, зло всегда наказано) - Посмотрите на свои рабочие листы, что вы видите? - С какими сказочными героями мы встретимся в нашем сказочном путешествии? Сформулируйте тему урока | сказка - сочетание реальных событий (происходящих на самом деле) и вымышленных; волшебство – это особенные звуки и необычные слова (заклинания), волшебные жесты и магические движения; волшебство – это умение видеть необыкновенное в обыденном и умение делать из обычного волшебное; гномы – сказочные карлики, бородаты и славятся богатством и мастерством; трудолюбивы, суетливы и пугливы; живут в лесу, далеко в горах, на крышах домов и т.д. В процессе беседы выявляется, что данная тема - одна из любимых детьми, потому что «маленький человечек» (пусть даже с бородой) очень похож на любого ребёнка. Он – маленький волшебник, который делает мир добрым и красивым. | |||||||||
.«Тролли», музыка Г.Гладкова, стихи из норвежской народной поэзии в переводе Ю.Вронского (прослушивание и знакомство с содержанием песни). Характеристика видов деятельности:
| - А что вы знаете про троллей? - какими представили себе троллей, - как они выглядят, - чем занимаются, - что роднит их с гномами, - чем они от них отличаются? - А каким бывает ? Ответ подскажет стих (прочитайте!) Жили-были трое троллей На вершинах дальних гор. Жили тролли, не скучали. Хоть молчали с давних пор. Как-то раз, никто не знает, От каких таких причин В той стране раздался грохот: «Что за шум?» - спросил один. Но затих ужасный грохот, И опять настал покой. Двести лет прошло в молчанье: «Это мышь», - сказал другой. А когда еще столетье Протекло над краем снов, Третий тролль сказал: «Прощайте, ненавижу болтунов!» - Какие тролли в стихотворении - Я предлагаю вам побывать в роли скульпторов. Кто-нибудь из вас был в Хабаровске на прудах? Какие скульптуры сказочных героев видели? Давайте придумаем скульптурную композицию - А если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили на эти слова? Какие музыкально выразительные средства выбрали (Дети РАБОТАЮТ в маршрутных листах) Справочный материал в помощь! -А композитор Ген.Гладков увидел троллей вот такими - Совпало ли видение ваше с композиторским? Можете подпевать Мне понравилось | В процессе беседы выявляется, что он и добродушный и выступает как радушный хозяин. Случается, что тролль помогает человеку, а человек — троллю. В данной песне тролли – не страшные. Но несколько угрюмые, немногословные, малообщительные. тролль (по-шведски значит — очарование, колдовство) — сверхъестественное существо из скандинавской мифологии — то ли карлик, то ли наоборот, великан. Представляют собой горных духов. Увидеть тролля можно в глухом лесу или высоко в горах. Тролль с виду похож на гору или гигантский валун, поросший мхом и вереском, а иногда и деревьями. По преданиям, великаны враждовали с богами и людьми. О них говорили, что они свирепы, жестоки и упрямы. Рассказывают, что не всегда тролль вредит человеку, Ленивые, неразговорчивые, равнодушные, серьезные | |||||||||
Э.Григ «Шествие гномов» (слушание) Анализ средств музыкальной выразительности, выявление структуры произведения – особенностей музыкальной формы. Задачи: формирование культуры слушания музыки, развитие ассоциативно-образного мышления, художественного воображения. Характеристика видов деятельности: - наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов; - распознавать художественный смысл трехчастной формы. | Гномы – это сказочные человечки, живущие в лесу. Они быстрые, немного неуклюжие. Они идут гурьбой, прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место. Это фантастические существа, не очень красивые, даже немного уродливые. В сказках говорится, что они охраняют богатства – клады с сокровищами, которые прячут под землёй. Мы смотрели мультфильм «Белоснежка и семь гномов». В этой сказке рассказывается о гномах, которые добывали сокровища – алмазы, высекая их молоточками в горных породах, в пещерах. Они каждое утро уходили на работу, а вечером возвращались в свой домик. Среди них были сердитые, злые гномы (Ворчун, Профессор) и забавные, смешные (Апчхи), был и добрый, самый маленький гномик, который всегда попадал в смешные истории. Одна их пьес Э.Грига называется «Шествие гномов» - Каких гномов изобразил Э.Григ в своей пьесе «Шествие гномов» - А почему пьеса Э.Грига называется «Шествие гномов»? Что такое шествие? Предполагаемые ответы обучающихся: Музыка похожа на марш, но не совсем обычный, какой-то сказочный. Слышны внезапные, неожиданные удары (акценты), прыжки, ужимки, будто гномы прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают. Музыка больше похожа не на марш, а на фантастический танец. Характер этой части был не постоянный, он менялся. Сначала музыка была тихой, таинственной, загадочной, будто подкрадывающейся, потом очень громкой и злой, а в конце – опять тихой. Можно себе представить, что гномы сначала приближались издалека, а потом удалились. Вначале музыка была затаённая, сердитая, таинственная, колючая, отрывистая. Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей, недовольной, тёмной, тяжёлой. Гномы подошли совсем близко. Но вот музыка затихает, гномы удаляются. - Как образ развивается дальше? - Какой характер во II части? (предполагаемые ответы обучающихся: Музыка средней части – волшебная, нежная, мечтательная, созерцательная. Может быть, композитор хотел изобразить, как сверкают как огоньки сокровища гномов, их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье. Музыка звучит светло, завороженно, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими драгоценностями, рассматривают их. Музыка тоже мерцает и искрится, сверкает, поблёскивает, переливается. Маршевость сменилась танцевальностью. Две мелодии в средней части, задумчивая и мерцающая, повторяются дважды. Второй раз они звучат ещё светлее, выше, прозрачнее. - Как заканчивается это произведение? К чему привело музыкальное развитие? - как графически можно изобразить строение этой музыки? в которой I и III части – похожие, сходные темы, а во второй части – показ новой темы, нового образа (серединный контраст). | В пьесе Грига рассказывается про гномов не очень добрых, потому что музыка звучит таинственно, она иногда страшная, злая. КОНТРАСТ – резкая смена цвета, настроения | |||||||||
Итог урока. Характеристика сказочного образа гномов на основе анализа и сравнений музыкальных произведений разных жанров. Составление таблицы: | Наш урок подходит к концу и я прошу вас заполнить сравнительную таблицу
| ||||||||||
Вывод: -Что интересного и полезного мы узнали, побывав в музыкальной сказочной стране гномов? Какие положительные качества обнаружили у гномов благодаря музыкальной характеристике этого образа? Чему нас учит сказка и музыка на эту тему? Доброте, трудолюбию, жизнелюбию, взаимопомощи, отзывчивости, умению дружить и радоваться жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»
Индивидуальное занятие с использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»...
Сценарий урока музыки: «Сказочные музыкальные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.
Урок музыки в 4 классе: «Сказочные музыкальные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова....
Методическая разработка урока по письму 1 класс "Сказочные приключения гнома Тимоши". Письмо слогов, слов с изученными буквами. УМК "Школа России".
В период адаптации ребенка к школе, очень нужны уроки, приближенные к игровой деятельности. На уроке первоклассники не только вспоминают сказку "Гуси-лебеди", но и выполняют необходимые задания....
Интегрированный урок "Тайны сказочной страны"
Интегрированный урок "Тайны сказочной страны"...
3 кл. 3 ур. "В сказочной стране гномов"
К учебнику: «Музыка. 3 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...
презентация урока "В сказочной стране гномов" 3 класс
Рассмотреть отражение мифологических сюжетов в музыке Э. Грига; 2. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особ...
Технологическая карта урока изоискусства «Сказочная страна. Создание панно» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с особенностями панно; формирование представлений об отношении людей к сказкам и их предназначении; выполнить панно «Сказочн...