«Великий колокольный звон»
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Тема урока: «Великий колокольный звон»
Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. Познакомить учащихся с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов; сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси; закрепить полученные знания и подготовить учащихся к разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.
Метапредметные: формировать умение различать колокольные звоны; способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте; развивать творческие способности через организацию разных видов музыкальной деятельности.
Личностные: выражать свое отношение, чувства, эмоции к прослушанному музыкальному произведению, аргументируя личностными ощущениями; опираться на собственные предпочтения и свой личностный субъективный опыт, на свои интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности и учиться максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать, что говорит учитель.
Формируемые УУД:
Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении, выразительно исполняют музыкальные произведения.
Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя, художника и исполнителя, выполняют музыкально-творческие задания, оценивают правильность выполнения задания;
Познавательные: используют общие примеры решения исполнительской задачи, осуществляют поиск необходимой информации, соотносят иллюстративные материал и основное содержание музыкального, поэтического сочинения;
Оборудование: учебник по музыке 2 класс, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_klasskolokolnyy_zvon.docx | 23.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок № 10 Дата____________________2-А Учитель: Ломинская О. В.
Дата____________________2-Б Учитель: Ломинская О. В.
Тема урока: «Великий колокольный звон»
Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. Познакомить учащихся с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов; сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси; закрепить полученные знания и подготовить учащихся к разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.
Метапредметные: формировать умение различать колокольные звоны; способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте; развивать творческие способности через организацию разных видов музыкальной деятельности.
Личностные: выражать свое отношение, чувства, эмоции к прослушанному музыкальному произведению, аргументируя личностными ощущениями; опираться на собственные предпочтения и свой личностный субъективный опыт, на свои интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности и учиться максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать, что говорит учитель.
Формируемые УУД:
Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении, выразительно исполняют музыкальные произведения.
Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя, художника и исполнителя, выполняют музыкально-творческие задания, оценивают правильность выполнения задания;
Познавательные: используют общие примеры решения исполнительской задачи, осуществляют поиск необходимой информации, соотносят иллюстративные материал и основное содержание музыкального, поэтического сочинения;
Оборудование: учебник по музыке 2 класс, презентация
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Перекличка. Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.
II. Актуализация опорных знаний.
Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно.
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага.
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо!
– Так о чем мы с вами будем говорить на уроке?
III. Мотивационно-целевой этап
Мы будем говорить на уроке о колокольном звоне.
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Молодцы. Мне осталось лишь добавить одно слово – «Великий колокольный звон».
Сегодня на уроке мы будем говорить о звоне колоколов, колокольчиков и выяснять, когда появился колокольный звон, где его можно услышать, а также поговорим о его разновидностях и о том, какое место он занимал и занимает в жизни человека. Мы сегодня научимся различать виды колокольного звона и отличать их друг от друга.
IV. Работа по теме:
По преданию, в IV веке монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. (Звучит колокольчик). Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Какой?
Колокольчик
И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.
Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае.
В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений.
Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране.
Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров. Также при отливании колокола в медь стали добавлять серебро, отчего звучание стало новым – серебристым.
Особое место среди всех в мире колоколов, занимает "Царь колокол". Начиная с XVI в. этот колокол переливался несколько раз. Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл. В итоге общий вес его составил 201 т 924 кг. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см. До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого". Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.
Физминутка
У колоколов, как у людей, есть свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите, как он устроен: тулово, ухо и язык. И его голос, как у человека – поет и в нем есть душа.
Существует несколько видов колокольных звонов. С некоторыми мы сегодня познакомимся и будем учиться различать, вслушиваясь в их звучание.
Вслушайтесь в строчки поэтического текста С.Есенина, они вам помогут узнать вид колокольного звона.
Читаем стихотворение С.Есенина «Колокол дремавший…»
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою бледная луна.
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за рекою Благовеста звон.
О каком колокольном звоне идет речь в стихотворении?
В стихотворении идет речь о звоне – Благовест.
Благовест – название этого звона происходит от двух слов «Благая весть».
Что означают эти слова?
Радостная, добрая новость.
Благо = добро, радость, праздник
Вест = весть – добрая весть.
Благовест оповещает о хороших новостях, о победе над врагом, о празднике, о торжественном событии. Звучит при помощи одиночных редких ударов в один колокол. Послушайте колокольный звон Благовест и определите его характер.
Слушание: Колокольный звон «Благовест»
Какой характер колокольного звона «Благовест»?
Характер полетности, радости, светлый звон.
Повторное слушание: Колокольный звон «Благовест».
Сейчас прозвучит еще один вид колокольного звона. Послушайте и определите характер его звучания.
Слушание: Колокольный звон «Набат»
Какой характер звучания этого звона?
Колокольный звон передает характер тревоги, волнения.
О чем оповещает этот звон?
Оповещает о горе, беде, страданиях.
Этот колокольный звон называется Набат – вид колокольного звона, который представляет собой тревожные сигналы о бедствии (о пожаре, о нападении врага). Звучит при помощи частых ударов в один колокол.
Повторное слушание: Колокольный звон «Набат»
И еще один вид колокольного звона, с которым мы сегодня познакомимся. Давайте послушаем, как звучит этот вид колокольного звона, и какой характер этого звона.
Слушание: Колокольный звон «Трезвон»
Какой характер звучания этого звона?
Колокольный звон передает характер радости, праздника, звучит звонко.
А чем отличается этот звон от Благовеста и Набата?
В этом колокольном звоне много колоколов разных тембров звонят одновременно.
Какое настроение передает этот звон?
Настроение праздника, радости.
Этот колокольный звон называется Трезвон – самый сложный вид колокольного звона – звонят во все колокола, которые мы можем услышать во время радостных событий и праздников.
Повторное слушание: Колокольный звон «Трезвон»
В народе по особому, с любовью и гордостью относились к колоколам – что даже давали им имена – Сысой, Георгий, Гавриил, Лебедь, Медведь, Царь-колокол. Названия деталей колокола тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык. Колокола умеют говорить.
Да и судьба колокола, что судьба человеческая – колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Говорят, что один колокол испугал коня царя Ивана Грозного и тот велел отрубить колоколу уши.
Ребята, как называется дом, в котором живут колокола.
Этот дом называется колокольня.
Еще у этого здания есть второе название – ЗВОННИЦА. Почему его так называют?
Колокола звонят! Мы слышим колокольные звоны.
А кто руководит этим чудным ансамблем колоколов?
Мы знаем, что музыканта, играющего на пианино называют – пианист,
На скрипке – скрипач,
На гуслях – гусляр,
На колоколах – звонарь.
Итак, мы сегодня познакомились с колокольными звонами. Колокольные звоны – голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. Колокола – сама жизнь, история, часть музыкальной культуры России.
Колокольные звоны плывут над Россией,
Разгоняя все беды, над раздольем летят.
Колокольного звона не сыщешь красивей,
Об истории русской звоны те говорят!
V Вокально – хоровая работа.
VI Рефлексия и подведение итогов урока.
А теперь давайте подведем итоги нашего урока:
С каким инструментом мы сегодня познакомились? Когда он появился? Самый большой колокол в России? Виды звучания колокола?
Дети: Колокол. В 9 веке. Царь колокол, Набат, трезвон, благовест.
Повторение и закрепление пройденного материала.
Домашнее задание: Рисунок колокола придумать ему свое название.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великий колокольный звон
Презентация "Великий колокольный звон" к уроку музыки для 2 класса по программе Е. Д. Критской....
Разработка урока во 2 классе "Великий колокольный звон"
Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава что звон» Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. В этом мы можем убедиться в стихах классиков...
Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"
Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме " Великий колокольный звон", из раздела " О России - петь что стремиться в храм", по программе " Музыка" авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Ш...
"Великий колокольный звон"
Конспект урока по музыке во втором классе по программе Сергеевой Г.П.,Критской Е.Д. ,презентация с текстом к слайдам...
" Великий колокольный звон"
Внеклассное занятие для учащихся 2 класса...
Конспект урока 2 класса на тему "Великий колокольный звон"
Рассказ детям про великий колокольный звон....
Интегрированный урок по музыке и ИЗО во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон"
Технологическая карта урока музыки во 2 классе. II четверть. Раздел: «О России петь – что стремиться в храм». Тема: «Великий колокольный звон».Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С....