Научная статья Амраховой Ирины Анатольевны воспитателя ГПД гимназии
статья по музыке (3 класс)
Роль музыки в становлении личности учеников начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_amrahovoy_iriny_anatolevny_vospitatelya_gpd_gimnazii.docx | 18.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Научная статья Амраховой Ирины Анатольевны воспитателя ГПД гимназии № 524 Московского района
на тему:
«Актуальная проблема приобщения к музыкальной культуре учеников начальной школы»
Санкт-Петербург 2022 год
Содержание
I Вводная часть. Цель. Задачи.
II Основная часть. Актуальность темы
III Заключительная часть. ВыводI
IV Литература. «Музыкальное развитие детей» О. П. Радынова. Москва «Гуманистический центр ВЛАДОС», 1997 год
I Часть
Основной целью музыкального воспитания, в том числе по разделу «Слушание музыки», является формирование начала музыкальной культуры, способствующей формированию общей духовной культуры ребенка.
Раздел «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:
- Знакомить детей с художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки.
- Развить музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.
- Дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, средств выразительности, формировать оценочное отношение.
II Часть
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности^ восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных нструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности.
Восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях.
Сведения о музыке также даются в опоре на живое се звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. И все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития. Необходимо развивать в детстве все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развивать общие и специальные музыкальные способности, склонности к каким-либо видам музыкальной деятельности.
Любому виду музыкальной деятельности предшествует восприятие музыки - слушание и осознание ее эмоционального содержания. Дети находят черты общего и различного в характере частей музыкального произведения, образы, и даже отдельные интонации. При этом участвуют и развиваются такие механизмы мышления как сравнение, анализ, синтез, развивается образная речь детей, с помощью которой дети выражают свои впечатления.
При восприятии музыки дети различают ее настроения, их смену, элементы изобразительности, наиболее яркие средства музыкальной выразительности, жанровые особенности произведения в теснейшей связи эмоций и мышления.
Восприятие музыки - это активный процесс, требующий от ребенка включения внимания. Оно способствует и развитию воображения, воли.
Экспериментальные исследования показали, что формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ребенку ощутить характер музыки, смену настроений. Это могут быть элементарные движения рук - плавные или более активные, беззвучные хлопки, удары пальцев о ладонь, хлопки пи коленям, удары кулачков, игры-забавы с песнями из русского фольклора.
Двигательные реакции на изменения характера, темпа, регистра, динамики, фактуры способствует развитию интереса детей к музыке помогает формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания услышанных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей; у них формируются основы музыкального вкуса.
При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. Воображение обогащает все творческие проявления детей. Формирование начал музыкального мышления позволяет детям адекватно и творчески воспринимать музыкальные образы.
Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы процесс музыкального воспитания способствовал формированию предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.
Только развивая эмоции, интересы, музыкальное мышление, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.
Младшие школьники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственною аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, усваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Музыка развивает ребенка и умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующие настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными Можно задействовать разные виды исполнительства, включать творческие задания: побуждать детей к выражению переживаний в образном слове, музыкально-ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании. Объединение разных видов музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли восприятия музыки способствует отказу от излишней заорганизованности процесса обучения, развитию воображения, фантазии, интереса к музыке.
Успех музыкального развития детей зависит от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народная музыка. Основы музыкального вкуса формируются с раннего детства. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонации, сопереживать настроениям. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у человека положительные эмоции.
Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей.
Таким образом, репертуар, который слышат дети, влияет на формирование отношения к музыке.
Нужно формировать в представлении ребенка эталоны красоты на основе высокохудожественных образцов музыкального искусства.
Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. Важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства.
Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Это альбомы фортепианных пьес для детей П . Чайковского, А. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С. Майкопара, С, Прокофьева, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича и др. Симфонические произведения - «Детская симфония» И. Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева.
Помимо «детской» музыки, очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разного времени - старинную музыку А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, произведения В. А. Моцарта, Л, Бетховена, Ф. Мендельсона, О. Шумана, Ф. Шопена, М. Глинки. П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича и других зарубежных и отечественных композиторов-классиков, формировать у детей эталоны красоты.
IV Часть
Вывод:
Музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Она оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера. Совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»
Данная научно-методическая работа раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...
из опыта работы учителя МАОУ "СОШ № 2 п.Новоорск" Оренбургской области Гречуха Ирина Анатольевна
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теор...
Сказка "Заколдованный мальчик" автор Ларина Ирина Анатольевна и Ларин Максим
Сказка "Заколдованный мальчик"...
Научная статья Амраховой И.А. на тему: «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии»
Роль музыкотерапии в учебно-воспитательном, коррекционно-развивающем и лечебно-компенсаторном процессах....
Технологическая карта урока «Что узнали. Чему научились», математика, 1 класс. Автор: Жукова Ирина Анатольевна
1. ФИО учителя: Жукова Ирина Анатольевна2. УМК: «Школа России»3. Предмет: математика4. Класс...
Портфолио_Масувой Ирины Анатольевны
Документы для аттестации...
Индивидуальный план профессионального развития педагога Янпольской Ирины Анатольевны, учителя начальных классов
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в...