Открытое занятие по музыке С.Прокофьев "Петя и Волк"
план-конспект занятия по музыке (2 класс)
В этой сказке действуют такие герои: Петя, птичка, утка, кошка, дедушка, волк и охотники. Каждому действующему лицу в этой сказке Прокофьев дал свою музыкальную тему, которую исполняет определённый инструмент.
В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева Петя и Волк»
Тип урока - освоение новых знаний
Категория участников: младший школьный возраст Форма урока - урок - сказка.
Цель урока: знакомство с серьёзной симфонической музыкой на примере симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк», названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра.
Задачи:
- Познакомить с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;
- Сформировать знания о музыкальных инструментах симфонического оркестра и умений различать их по тембру, внешнему виду;
- Научить определять героев сказки по характеру музыки;
- Поощрять проявление творческой активности детей;
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к прослушиваемым музыкальным произведениям, воодушевлять их к высказыванию о характере музыкальных произведений;
- Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки;
- Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.
Методы обучения
Словесный: беседы «Творчество композитора С.С.Прокофьева», Что такое «Симфонический оркестр»?
Наглядный: карточки с изображение симфонического оркестра, музыкальный словарь с новыми терминами: «Тема», «тембр»,
Практический: повторение и закрепление ранее изученного материала
Обьяснительно-иллюстративный: показ презентации с помощью ИКТ.
Педагогические технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая, педагогика сотрудничества
Методическое обеспечение: слайдовая презентация, упражнения и практические задания.
Планируемые результаты урока: познакомятся с инструментами симфонического оркестра, научатся различать тембры музыкальных инструментов, слышать темы действующих лиц в исполнении музыкальных инструментов..
Метапредметные:
Познавательные: формировать умения эмоционально воспринимать музыкальные произведения, давать образную характеристику прослушанного произведения.
Регулятивные: формировать умение слушать музыкальное произведение, оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию.
Коммуникативные: уметь слушать, вести диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Личностные: научиться выражать свое отношение к искусству и музыке, формировать самосознание, позитивную самооценку.
Оборудование:
- Музыкальный центр, мультимедийное оборудование,
- Симфоническая сказка “Петя и Волк”, текст.
- Портрет композитора: С.С. Прокофьева
- Ширма, театральная кукла – волк
- Рисунки сказочных героев
- Рисунки и фотографии музыкальных инструментов симфонического оркестра
Демонстрационный материал: предметные рисунки музыкальных инструментов; портрет композитора С.С.Прокофьева; карточки «Симфонический оркестр».
Музыкальное сопровождение: С.С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», темы героев; песня «В гостях у сказки» (слова Ю. Ким, музыка В. Дашкевич)
Подготовительная работа:
1. Работа с литературой
2. Подбор музыкального оформления
3. Подбор иллюстраций
4. Оформление наглядного материала
5. Оформление презентации
6. Написание конспекта занятия
Ход занятия:
I. Организационный момент
- Музыкальное приветствие
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть «доброе утро» длится до вечера!
(здравствуйте, ребята)
Музыкальное приветствие по кругу
2. Музыкальная разминка (зарядка)
Вдох-выдох
Педагог: Что помогает нашему голосу быть сильным? (ответы детей) (ДЫХАНИЕ)
- Как называется правильное певческое дыхание? (диафрагмальное) Будем тренировать наше дыхание, сделаем дыхательную разминку
- Понюхаем вкусный аромат цветка на счёт 1,2 - сделаем задержку – на счёт 3,4 и медленно выдохнем на счёт 5,6,7,8
- На счёт 5,6,7,8 - медленно выдыхаем на цветочек со звуком «ф»
- Сделаем «волну» со звуком «ш»
тихо – громко; громко - тихо (на одном дыхании тихо – громко – тихо)
- Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на поезде, мы будем ехать на разных поездах и у каждого будет свой звук. Давайте попробуем изобразить грузовой поезд – «Ж-Ж-Ж»
скоростной поезд – «Ш-Ш-Ш»
почтовый поезд – «Ч-Ч-Ч»
поезд тормозит – «ззз»
выпускает пар – «с-с-с»
Педагог: Что обладает силой, громкостью, тембром, …(ГОЛОС). Что помогает нам проговаривать слова? (ответы детей)
Будем разогревать наш голос и не забудем про дыхание. Для этого разогреем наши мышцы. Сделаем удивлённое лицо, зажмуримся, вытянем губы трубочкой, широко улыбнёмся.
Сделаем вдох и на выдохе произнесём медленно – «Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки», далее делаем вдох и посчитаем Егорок, соединяя руки.
Споем с вами звукоряд, но не с названиями нот, а со звуком «бр». Вверх – четвертями, а вниз – восьмыми.
Мне кажется наш голосок готов к работе.
Попевка «Колокольчик»
Постановка темы и целей урока.
Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Догадайтесь о чём пойдет речь?
Легенда, предание народное,
Ребята её обожают.
Родители, если свободные,
Её тебе на ночь читают. (сказка).
А вы любите сказки? Я предлагаю вам красиво исполнить песню и погрузить нас всех в этот удивительный сказочный мир.
Исполнение песни «В гостях у сказки»
Педагог: Вы так красиво исполнили песню, что её услышали герои очень многих сказок (на ширме висят рисунки героев сказок) ….
За ширмой показывается Волк.
Волк: Здравствуйте, ой куда это я попал? Я слышал, здесь так красиво пели дети. А я очень люблю музыку… и петь тоже люблю… у-у-у
Педагог: Здравствуйте, а вы кто?
Волк: Я…Волк…Зубок.
Педагог: Ну так вот, уважаемый Зубок, вы попали на музыкальное занятие в центр дополнительного образования. Мы с ребятами очень любим сказки сегодня хотим попасть в этот удивительный мир.
Волк: - Я тоже сказки люблю, я ведь тоже из сказок. Вот вы, ребята, знаете сказки, в которых есть я? (ответы детей)
Волк: (плачет) нет, я не такой… Я хороший Волк, я петь люблю. Люблю оперы и балеты. Концерты там разные слушать. У-у-у. Я добрый волк. А нет ли какой – нибудь музыкальной сказки про меня?
Педагог: Знаешь, Волк, ты не плачь. Ты сегодня пришёл к нам на занятие…. А занятие у нас музыкальное. И, так как мы с ребятами любим музыку, мы сегодня расскажем тебе про одну музыкальную сказку, в которой тоже есть волк. Это сказка про Волка и мальчика Петю. Симфоническая сказка русского композитора С.С. Прокофьева «Петя и Волк».
- Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
(Ответы детей)
Педагог: - Это музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр.
И мы сегодня познакомимся с инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки «Петя и Волк».
(Педагог обращает внимание детей на рисунок «Симфонический оркестр»)
- Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. А для этого я предлагаю вам собрать музыкальное слово из этих букв.
(дети работают в команде)
Слово «ТЕМБР»
Педагог: Как каждый человек имеет голос, присущий только ему, так и каждый инструмент имеет свой неповторимый голос – «тембр», как говорят музыканты. В данной сказке каждый персонаж изображается каким-то похожим на него по характеру звучанием музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется.
В этой сказке действуют такие герои: Петя, Птичка, Утка, Дедушка, Охотники, Волк
Только отличие от тебя, Зубок, у волка из этой сказки совершенно другой характер.
Волк: А какой – другой?
Педагог: А вот послушайте музыку, которая звучит при появлении Волка, и догадайтесь! (слушают)
(ответы детей)
Педагог: Мрачная, страшная мелодия. А кто её исполняет? (показ картинки валторны)
- Вы когда – нибудь видели охотничий рог? Вот он. (показ рисунка охотничьего рога) В этот рог трубят охотники. И этот инструмент сделан из охотничьего рога. Это валторна. В оркестре, у Прокофьева, их - три.
(показ картинки с тремя валторнами).
И для каждой валторны композитор написал свою партию. Ещё там были ударные, как вы думаете, зачем композитор добавил ударные инструменты?
(ответы детей)
Педагог: Чтобы мелодия Волка казалась более грозной. Они помогают лучше нарисовать образ Волка. А теперь запоминайте новые музыкальные термины. Мы сейчас прослушали тему Волка.
Волк: Послушали тему? Как это?
Педагог: Каждому действующему лицу Прокофьев дал свою музыкальную тему, которую исполняет определённый музыкальный инструмент. Инструменты в оркестре, как актёры в театре – играют своих героев. Поэтому, когда персонаж появляется, обычно звучит его тема.
- Композитор сочинил эту сказку в 1936 году всего лишь за 4 дня!!! Она стала очень знаменитой. Во всём мире и взрослые, и дети знают и любят симфоническую сказку С.С. Прокофьева. Что же необычного в этой сказке, что она стала знаменита на весь мир?
Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Ведь многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Исполнялась эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов – в этом был педагогический смысл сказки. Итак, вы запомнили, как называется музыка, изображающая любой персонаж в музыкальном произведении (ТЕМА)
(показ музыкального слова ТЕМА- это…)
(показ презентации «Петя и Волк» музыкальные инструменты)
Тему Пети озвучивает скрипка, альт, виолончель и контрабас. Это струнно- смычковые музыкальные инструменты. Их звучание напоминает голос человека. (0:39)
Теперь появляется Птичка. Её озвучивает флейта. Она звучит тоненько и высоко. (0:55)
Утку озвучивает гобой. Он звучит голосом пониже. Даёт немного тяжёлый и неуклюжий звук. Кажется, как будто утка крякает. (1:06)
Следующий инструмент – кларнет. Он озвучивает кошку. Она ходит очень мягко на своих бархатных лапках. (1:28)
Одним из самых низких инструментов является фагот. Этим инструментом Прокофьев изобразил дедушку, любящего поворчать. (1:44)
Флейта, гобой, кларнет и фагот – это деревянные духовые инструменты.
Дальше появляется голодный Волк. Его озвучивает не один инструмент, а сразу три одинаковых инструмента – это валторны. Валторны – это медные духовые инструменты. (2:04)
Охотники идут довольно весёлой походкой. Их изображает весь оркестр. (2:23)
Они стреляют из ружей, озвученных большим барабаном и литаврами. Это ударные инструменты. (2:48)
Вот и все действующие лица сказки. А теперь я предлагаю вспомнить звучание этих инструментов.
(слушание фрагментов из сказки)
Я предлагаю вам, послушав тему героя, найти инструмент, который эту тему исполняет.
(пока звучит музыка, дети находят определённый инструмент, который звучит в данной теме)
Давайте немного отдохнём и сами поиграем. А помогут нам наши собственные инструменты: голос – наш музыкальный инструмент, ручки и ножки.
III. Физ.минутка
"Шумит, поёт, играет:"
Приготовьтесь детвора, ждёт вас новая игра: "Шумит, поёт, играет:", ваша задача: определить что шумит, что поёт, а что играет.
Например: Лес? - Что делает? - Шумит (потопать ногами)
Оркестр? - Что делает? - Играет (похлопать руками)
Хор? - Поёт (пойте звук "А")
Слова для игры: гроза, певица, поезд, ложки, солист, соловей, рояль, холодильник, балалайка, чайник, ветер, вокальный ансамбль, гитарист, трактор, вода в трубах, гармонь, литавры)
Закрепление новых знаний.
Педагог: На предыдущем уроке мы знакомились с вами с симфонической сказкой «Петя и Волк» на музыку С.С. Прокофьева…
Кто помнит, что произошло в сказке?
Сегодня я предлагаю вам самим поучаствовать в сказке, хотите? Но так как герои в сказке не говорят, потому что за них говорят инструменты, вы проявите свои таланты и с помощью пантомимы будете изображать всё, что происходит в сказке. А ты Зубок, вместе с нашими гостями устраивайся поудобнее и внимательно слушай…
Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. (3:08)
- Какая мелодия Пети?( беззаботная, приветливая, весёлая.)
-Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром.
(демонстрация муз. инструментов)
На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно» - весело закричала она. (4:13)
- Птичка какая? ( Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая.)
- Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. (демонстрация муз. инструмента)
Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. (5:52)
- Какая мелодия утки? (Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. )
- Музыка изображает эту походку – неторопливая, важная. Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже.
(демонстрация муз. инструмента)
Увидев утку, Птичка слетела на траву. Села рядом. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей? Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.
Они ещё долго спорили. (7:45)
Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка... (8:07)
- Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками.
(демонстрация муз.инструмента)
Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. (8:38)
«Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи, сердито закрякала на кошку.
Вышел дедушка. Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? (10:11)
- Какая мелодия изображает старого дедушку? (строгая, неторопливая, ворчливая мелодия.)
- Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент.
(демонстрация муз.инструмента)
Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку. (11:46)
И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. (12:26)
- Какая тема волка?( устрашающе грозная).
- Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые.
(демонстрация муз.инструмента)
Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает. (14:18)
Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке, птичка – на другой, подальше от кошки. (15:34)
А Волк ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами (16:07)
Между тем, пионер Петя, который остался стоять за запертой калиткой и видел все происходящее, нисколько не испугался. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка. (18:05)
Птичка почти задевала крыльями морду Волка, и он сердито прыгал за ней во все стороны. (18:35) Как раздражала птичка Волка.
И, когда Волк пытается поймать птичку, Петя накидывает волку на хвост петлю и затягивает (19:51) Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже (20:10)
Из леса показались Охотники. Они шли по следам Волка и стреляли из ружей (21:44 – 22:53)
Но Петя сказал: «Не стоит стрелять, мы с Птичкой уже поймали Волка! Помогите отвести его в Зоологический сад!» И вот представьте себе торжественное шествие (24:15) Впереди шёл Петя, за ним охотники вели Волка (24:47)
- Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры.
(демонстрация муз.инструментов)
- Произведение завершается всеобщим шествием. В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади? Дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
- Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.
- Это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание .
- И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.
- Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?
- А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?
- Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь.
- Домашнее задание
Нарисовать понравившегося героя музыкальной сказки «Петя и волк»
Сейчас вы услышите разные утверждения и если не согласны с утверждением, то говорите хором: «Нет, не мы!», и топаете ритмично ногами, а если согласны — «Ай да мы!» и хлопаете в ладоши
Вы, конечно, молодцы! (ответ)
Вялые все огурцы? (ответ)
Помогаете по дому! (ответ)
И не учитесь плохому! (ответ)
Защищаете детишек! (ответ)
Как наставите им шишек! (ответ)
И не сорите повсюду! (ответ)
Сами моете посуду! (ответ)
Это кто сейчас ответил? (ответ)
Невоспитанные дети! (ответ)
А раз вы воспитанные дети, давайте с вами попрощаемся, но сделаем это музыкально.
До- сви – да – ни- я (поют на одном звуке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по музыке с использованием ИКТ На тему: «Марш»
Тема : «Марш»Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом. Цель: ознакомление детей с музыкальным жанром марш.Задачи :Познакомить с военно-строевыми, спортивными, походными, торжественными, ...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки»
План - конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки» + презентация.Цель: создание оптимальных условий для вк...
Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"
Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...
занятие по музыке Опера. "Волк и семеро козлят"
Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов, учатся слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслажд...
План конспект урока музыки на тему «Мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова».
Плавн конспект по музыке для 3 класса....
Музыка 1 класс «Опера Волк и семеро козлят»
Конспект по музыкеТема: «Опера Волк и семеро козлят»...