Конспект открытого занятия по музыке с использованием ИКТ На тему: «Марш»
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Журавлёва Инга Николаевна

Тема : «Марш»

Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.

 Цель: ознакомление детей с музыкальным жанром марш.

Задачи :

  • Познакомить с военно-строевыми, спортивными, походными, торжественными, сказочными маршами.
  • Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид,  тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». 
  • Учить различать характер музыки.
  • Воспитывать  культуру слушания симфонической музыки.
  • Развить музыкальные способности детей через активную творческую деятельность

Методы:

1.      Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).

2.      Метод контрастного сопоставления.

3.      Метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).

4.      Метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Виды деятельности на занятии:

1.      Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.

2.      Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).

3.      Работа с наглядными пособиями (презентация).

Оборудование к уроку: smart-доска, мультимедийное оборудование, компьютер, фортепиано или синтезатор,          презентация в программе Power Point.

Материалы к уроку:

Сергей Прокофьев «Марш» из «Детского альбома»

Георгий Свиридов «Военный марш»

Сергей Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

А.Ермолов, А.Морозов песня «Паровоз букашка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marsh_otkrytoe_zanyatietekst.docx27.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по музыке с использованием ИКТ

(22.02.2013 г.)

Тема : «Марш»

Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.

 Цель: ознакомление детей с музыкальным жанром марш.

Задачи :

  1. Познакомить с военно-строевыми, спортивными, походными, торжественными, сказочными маршами.
  2. Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид,  тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».  
  3. Учить различать характер музыки.
  4. Воспитывать  культуру слушания симфонической музыки.
  5. Развить музыкальные способности детей через активную творческую деятельность

Методы:

1.        Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).

2.        Метод контрастного сопоставления.

3.        Метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).

4.        Метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Виды деятельности на занятии:

1.        Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.

2.        Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).

3.        Работа с наглядными пособиями (презентация).

Оборудование к уроку: smart-доска, мультимедийное оборудование, компьютер, фортепиано или синтезатор,         презентация в программе Power Point.

Материалы к уроку:

Сергей Прокофьев «Марш» из «Детского альбома»

Георгий Свиридов «Военный марш»

Сергей Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

А.Ермолов, А.Морозов песня «Паровоз букашка»

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы познакомитесь с музыкальным жанром марш. Мы выясним с вами, какие бывают марши и поговорим о том где мы можем услышать марши. Итак, темой сегодняшнего занятия марш.

Музыка, сопровождающая движения людей, известна с глубокой древности. Она была призвана объединять эти движения и потому всегда соответствовала их характеру – торжественному и неторопливому, или бодрому, энергичному. Так возникли марши. Теперь под их музыку проходят различные массовые шествия.

  1. Торжественные марши звучат – во время народных праздников и парадов.
  2. Военно-строевые, походные  мы слышим– когда марширует войсковая часть или другая организационная колонна людей.
  3. Спортивные марши звучат– на физкультурных парадах и соревнованиях.
  4. Траурные марши исполняются– в скорбные дни похорон.

Поэтому марши бывают  торжественные, военно-строевые, походные, спортивные, похоронные.

При всем разнообразии маршей им присуще общие черты: это  четкий ритм шага, и марш всегда исполняется под счет: “раз-два”.

Послушаем фрагмент музыки марша: «Марш» из «Детского альбома» Сергея Прокофьева.

Учитель:Вспомните, кто написал эту музыку?

Дети: Сергей Прокофьев.

Учитель: Верно, это музыка знаменитого русского композитора Сергея Прокофьева. Этот марш необычный, он звучит  тихо, осторожно.

По характеру марш шутливый, сказочный, чудной. В музыке слышатся неожиданные подпрыгивания, акценты, приседания. Под него могут шагать какие-нибудь смешные фантастические существа..

Мы с вами уже слушали этот марш и даже мысленно фантазировали под эту музыку. И дома я просила вас нарисовать ваши фантазии. И сейчас мы с вами ещё раз послушаем марш Сергея Прокофьева и увидим ваших смешных человечков.

Слушаем и смотрим презентацию ваших рисунков  в Power Point

Учитель: Да это марш комический , марш-шутка.

А мы сейчас вспомним ещё один марш совсем другой по характеру.

Звучит фрагмент музыки: Георгий Свиридов «Военный марш»

Учитель: Кто написал эту музыку?

Дети: Георгий Свиридов.

Учитель: Верно. Эту музыку написал русский композитор Георгий Свиридов и называется эта музыка «Военный марш». По характеру  марш торжественный, смелый, победный. Музыка горделивая, решительная, воинственная, смелая. Такую музыку мы называем военно-строевой марш. Такой марш мы можем услышать на военных парадах в исполнении духового оркестра. Давайте превратимся в военных и перенесёмся на Красную площадь, на репетицию парада.

Ритмическая композиция.

Сейчас мы вспомним ещё одно произведение, с которым мы познакомились на занятиях. Это симфоническая сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева. Почему она называется симфонической?

 Дети: её исполняет симфонический оркестр.

Учитель: Правильно. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки.. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. Сергей Прокофьев был первым композитором, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя свой голос или – тембр. А так же, у каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. У птички – своя, у кошки – своя. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Давайте вспомним наших героев.

Презентация.

Слайд 1- звучит мелодия Пети.

Учитель: Главный герой: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует). Какие инструменты исполняют лейтмотив Пети?

Дети: скрипки, виолончели, альты, контрабасы.

Учитель: Вы правы. Лейтмотив Пети исполняют инструменты симфонического оркестра. Покажите движениями рук, как играют на скрипке, виолончели, контрабасе. (Дети встают,  под музыку имитируют игру на инструментах).

Слайд 2 -звучит мелодия птички.

Учитель:Это – птичка.  Какое настроение у птички?
Дети: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Учитель: Верно. мелодия звучит быстро, в высоком регистре. Можно представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Какой инструмент исполняет лейтмотив птички?

Дети: флейта.

Учитель: правильно. К какой группе инструментов относится флейта?
Дети: флейта – деревянный духовой инструмент.

Учитель: покажите игру на флейте.

Слайд 3 звучит лейтмотив утки.

Учитель: это - утка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает. Какой инструмент исполняет лейтмотив Уточки?

Дети: гобой.

Учитель: Какой тембр у гобоя?
Дети: Тембр гобоя спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.

Учитель: К какой группе инструментов относится гобой?
Дети: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов

Слайд 4 звучит лейтмотив кошки.

Учитель:Это – Кошка.  Мелодия звучит осторожно, тихо. В музыке слышны  шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

 Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? -Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Кларнет – деревянный духовой инструмент.

Слайд 5 звучит лейтмотив дедушки.

Учитель: Это - Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его. Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?».

 Инструмент, исполняющий лейтмотив Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Дети: Густой, низкий.

Учитель: Музыка может не только похоже передавать тембр голоса, но и изображать движение, манеру походки. Персонажи сказки легко узнаются ещё и потому, что каждый образ композитор очень тонко характеризует через манеру двигаться: птичка порхает быстро, беззаботно и весело, утка двигается медленно, неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Кошка двигается крадучись, осторожно, ловко.

Передавая манеру двигаться, композитор часто использует в своей сказке марш. Но характер этих маршей совершенно разный.

Игра: «Угадай, кто идёт?» (дети под музыку изображают движения героев)

  1. Тема Пети –написана в жанре марша. Марш весёлый и легкий.
  2. Тема дедушки это тоже марш, но тяжёлый, сердитый, суровый, медленный.
  3. Тема утки это тоже марш – медленный марш: ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку.
  4. Тема кошки – это тоже марш, изображающий  шаги осторожной, крадущейся кошки.
  5. Тема волка тоже немного похожа на марш. Она передаёт его грозные шаги.

Вот такая замечательная, поучительная сказка, которая знакомит нас с музыкальными инструментами симфонического оркестра и различными по характеру маршами.

Итог: Что же такое марш?

Марш – это музыка сопровождающая движения, своем четким единообразным ритмом она помогает идти.

В заключении нашего занятия мы вспомним ещё один марш, походный марш или марш-песню, с которой мы отправимся в поход по волшебной стране.

Дети исполняют песню А.Ермолова, А.Морозова «Паровоз букашка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по музыке в 3 классе по теме "Мажор и минор"

Данный урок разработан по музыке  для 3 класса коррекционной общеобразовательной школы  8 вида ....

Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"

Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 4 классе Тема занятия : " Зимний пейзаж"

Конспект открытого занятия по внеурочнойдеятельности в 4 классеТема занятия : " Зимний пейзаж" Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение ккультурным ценностям челов...

План-конспект открытого урока немецкого языка с использованием ИКТ по теме «Was feiern unsere Freunde im Frühling? Und wir?» в 4 классе (учитель Смирнова М.Ю.)

Конспект урока по немецкому языку для 4 класса с использованием ИКТпо теме "Что празднуют наши друзья весной?"...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...