План-конспект музыкального занятия по теме "В детской. Игры и игрушки. Прогулка"
план-конспект урока по музыке (3 класс)
План-конспект музыкального занятия по теме "В детской. Игры и игрушки. Прогулка" ("День, полный событий"), выполненный в соответствии с требованиями, указанными в учебнике по музыке для 3 класса авторства Критской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pashkova_zanyatie_08.11.2021.docx | 49.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Технологическая карта
музыкального занятия для учащихся младшего школьного возраста
по теме «В детской. Игры и игрушки. Прогулка»
Разработала: студентка группы ПДО 4.2.Пашкова А.С.
Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Проверила: преподаватель Гох С. В.
Волгодонск, 2021
Пояснительная записка
Тема: «В детской. Игры и игрушки. Прогулка»
Дата: 15.11.2021;
Возраст: 8-10 лет;
Продолжительность занятия: 45 минут;
Форма занятия: комплексное;
Цель: формирование у детей музыкальной культуры и навыков работы с музыкальными произведениями с помощью музыкальных композиций авторства П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского;
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей вслушиваться в музыкальную речь каждого композитора, отличая произведение одного автора от произведений другого при условии, что они объединены общей темой;
- Формировать эстетические потребности учащихся;
Развивающие:
- Развивать этические чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление стилевых особенностей музыки М. Мусоргского и П. Чайковского;
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей интерес к музыке отечественных композиторов;
- Формировать умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
Планируемые предметные результаты:
- Ввести детей в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства;
- Преподнести им музыку как средство выражения эмоций и мыслей человека;
- Дать понятие о том, что характер звучания музыки и ее интонации - главные источники музыкальной речи;
Планируемые личностные результаты:
- Закрепление у детей навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- Формирование умение взаимодействовать друг с другом в паре и в группах во время работы на уроке;
Познавательные действия:
- Освоение детьми начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки;
Коммуникативные действия:
- Развитие навыков работы в группе, принимая равное участие, уметь помочь товарищу;
Методы:
- словесный (рассказ по теме урока, беседа с детьми, вопросы, коллективная рефлексия по окончании, домашнее задание);
- игровой (повторение и закрепление пройденного на уроке с помощью тематической игры «Ответь на вопросы»);
- наглядно-зрительный (просмотр презентации);
- наглядно-слуховой (слушание музыки);
- фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
- коллективный (поиск детьми ответов на вопросы в парах и в одиночку, анализ музыкальных произведений и их характера по таблице);
Методическое обеспечение:
Интернет-источники:
- https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-k-uroku-po-muzyke-v-detskoi-igry-i-i.html
- https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/12/15/rabochaya-programma-muzyka-3-klass-fgos-avtor-e-d-kritskaya
- https://compendium.su/music/1-4klass/52.html
- https://znanio.ru/media/prezentatsiya-k-uroku-po-muzyke-2-klass-v-detskoj-igry-i-igrushki-2491507
- https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-muzyke-dlya-3-klassa-po-teme-uroka-igry-i-igrushki-5323636.html
- https://ogubanova-dmouer.edumsko.ru/articles/post/1585708
Методические пособия:
1) Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл. М.: Просвещение, 2015 г.;
2) Пособие для учителя. Е.Д. Критская, Г. П.Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2011;
3) «Поурочные разработки 1-4 классы», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Просвещение, 2015;
СанПиН:
- Нормы и правила пожарной безопасности были соблюдены, температура была оптимальной для нахождения детей в кабинете, мебель (стулья, парты и шкафы) и ее расстановка опасности и рисков порчи здоровья не представляла, освещение было хорошим и в надлежащем количестве; также имели место элементы здоровьесберегающих технологий (чередование видов музыкальной деятельности);
Оборудование: ноутбук, колонки, цветные кружочки, таблицы для работы с прослушанными произведениями (х6), музыкальные словари эстетических эмоций (х6);
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: «В детской. Игры и игрушки. Прогулка»
№ | Этап занятия (продолжительность) | Дидактические задачи | Содержание деятельности педагога | Формы контроля | Критерии оценки | УУД |
I | Организационный (2 мин) | - Организация детей, создание порядка в классе, подготовка к предстоящему занятию; | - Вступительная речь, проведение разминки с детьми; | - Таковые на данном этапе отсутствовали; | - Оптимистичный настрой детей и их готовность начать занятие; | - Мотивация к включению в процесс занятия; |
II | Основной (43 мин) | - Прослушивание музыкальных произведений; - Обучение детей анализу услышанного и увиденного путем сравнения музыкальных произведений по таблице; | - Беседа, рассказ, вопросы; - Показ презентации; - Воспроизведение для слушания и сравнительного анализа детьми музыкальных произведений из альбома «В детской» и «Картины с выставки» М. П. Мусоргского («С няней», «Прогулка») и «Детского альбома» П. И. Чайковского («Нянина сказка»); - Проведение сравнительного анализа между «Няниной сказкой» и «С няней» по таблице; - Физкультминутка «Белочка» для разминки; - Работа с музыкальными словарями эстетических эмоций; | - Вопросы: - Вам это знакомо? - Это для вас ново? - А вы слышали об этом раньше? - Что вы думаете об этой песне? - Вы запомнили, что вам нужно сделать? - Записывание в тетради новых слов и их закрепление в памяти у детей; - Давайте повторим то, что мы только что записали; | - Оценка 5 - ребенок внимательно слушал, отвечал на каждый заданный вопрос;
- Оценка 3 – ребенок не старался отвечать на вопросы и проявлял мало внимания к происходящему на занятии; |
- Развитие умения работать в группе, в паре и по отдельности, слушать педагога; - Приобретения понятия о разных тонах окраски музыки, о музыкальном словаре эстетических эмоций; - Развитие умения подбирать к разнохарактерной музыке соответствующие ее звучанию цвета; |
III | Заключительный (4 мин) | - Подведение итогов, повторение и закрепление пройденного с помощью игры, озвучивание домашнего задания; | - Вопросы по теме занятия, задаваемые педагогом; - Проведение тематической игры для запоминания и закрепления пройденного на уроке материала; | - Вопросы: - С творчеством каких композиторов мы сегодня познакомились? - Какие мы прослушали музыкальные композиции? - Какие из них вам больше всего запомнились и почему? - Игра для проверки усвояемости знаний, состоящая из трех вопросов: 1) Вставь пропущенное слово (закрепление пройденных на уроке новых терминов и понятий); 2) Какой композитор изображен на слайде? (Тренировка памяти); 3) Установи соответствия (соотнести названия музыкальных произведений с альбомами, к которым они принадлежат); | - Оценка 5 – ребенок отвечал на каждый задаваемый ему вопрос;
- Оценка 3 – ребенок не старался отвечать;
| - Формирование навыков обдумывать новую информацию, принимать ее и делать логические выводы, извлекая при этом из услышанных материалов все самое важное; - Развитие умения работать с музыкальным и письменным материалом в группе и в одиночку; |
Содержание занятия
(1 слайд) Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. А перед началом занятия давайте сделаем небольшую зарядку, чтобы разогреться и поднять себе настроение. Я буду говорить, что делать, а вы повторяйте, движения очень простые. Попрошу всех встать:
Солнце утром рано встало (потягиваются)
Всех детишек приласкало (обнять ребенка)
С добрым утром, глазки, вы проснулись? (глаза)
С добрым утром, щечки, вы проснулись? (массируют щечки)
С добрым утром, ушки, вы проснулись? (массируют ушки)
С добрым утром, ручки, вы проснулись? (гладят кисти рук)
С добрым утром, солнце, я проснулся! (тянет руки вверх)
Молодцы, можете садиться! Наше занятие сегодня будет несколько необычным, но сперва давайте угадаем его тему. Дам вам небольшую подсказку (выкладывает на стол игрушки). Догадались, чем посвящено наше занятие? (слушает ответы) Верно, верно, нам предстоит с помощью музыки окунуться в наше с вами детство. Я думаю, у всех у нас там было очень много схожих черт.
(2 слайд) Скажите, где протекает большая часть жизни ребенка? (В детской!) Правильно, в детской. А чем дети в основном занимаются в своей комнате? (играют в игрушки!) Именно! А тема наша как раз и называется «В детской. Игры и игрушки. Прогулка» (3 слайд). Мы будем говорить о музыке, написанной для детей. Многие зарубежные и русские композиторы создавали детскую музыку, посвящали циклы своих произведений теме детей, игрушек и детства. И с такими произведениями мы с вами сегодня познакомимся.
Посмотрите на портреты двух композиторов. Назовите их имена (показывает портреты П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского, 4 слайд). Правильно, это Петр Ильич Чайковский и Модест Петрович Мусоргский (5 слайд). На прошлом занятии мы с вами уже знакомились с творчеством Чайковского и вы знаете, что ему принадлежит цикл «Времена года». Но есть у него и еще один, не менее известный, под названием «Детский альбом», с которым мы скоро познакомимся. У Модеста Петровича Мусоргского подобный тоже есть – только это вокальный цикл, и называется он «Детская», или, как его еще называют, «В детской» (6 слайд). Написать его композитора вдохновило общение с детьми его друга. По своей сути «Детская» - это вокальные сценки из жизни ребёнка. А теперь давайте откроем тетрадки и запишем новое словосочетание:
- Вокальный цикл - цикл романсов или песен, объединённых общей поэтической и музыкальной идеей (7 слайд);
Всего в этом альбоме 7 песен. Вот их названия. Их тоже нужно записать (8 слайд).
- Первая песня называется «С няней», мы сегодня её послушаем.
- Вторая песня «В углу» - сценка между рассерженной няней и наказанным ребенком.
- Песня третья «С куклой»;
- «Жук» - сценка встречи ребёнка и жука, четвёртая песня.
- Песня пятая «На сон грядущий» - вечерняя молитва ребенка. Девочка молится за своих близких, родных, товарищей по играм.
- Песня шестая «Кот Матрос» - скороговорка про кота, запустившего лапу в клетку со снегирем.
- И последняя, седьмая песня, «Поехал на палочке» - веселая поездка на воображаемой лошадке.
Как вы думаете, какими сценками из вашей жизни можно было бы дополнить сборник песен? (слушает ответы) Вот видите как у нас много всего интересного происходит!
1) А теперь перейдем к слушанию. Все песни мы слушать не будем, остановимся лишь на одной – «С няней» (9 слайд). Слушайте ее внимательно. Но так как слова местами не очень хорошо слышны, я раздам вам текст (слушают «С няней»). О чем это произведение? Сколько в нем героев? Как они действуют? Какими показаны герои? Чему они нас учат? Почему музыка звучит взволнованно, отрывисто, беспокойно? (слушает ответы)
(10 слайд) Переходим к «Детскому альбому» П.И. Чайковского, который включает в себя 24 фортепианных пьесы. Сам он об этом альбоме отзывался так: «Я посвятил его моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом». (11 слайд) Известная ученая и музыковед Полина Ефимовна Вайдман говорила: «Детский альбом, наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля, Бартока и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей». Давайте запишем некоторые из произведений этого альбома – так вы не только узнаете новое, но и соберет информацию для наших будущих заданий (13 слайд) (записывают названия: Утренняя молитва, Зимнее утро, Игра в лошадки, Мама, Марш деревянных солдатиков, Вальсик, Мазурка, Камаринская, Полька). И еще одна деталь. Вы сейчас услышали слово «пьеса». Знаете, что оно означает? (слушает ответы) Молодцы!
3) Итак, а теперь к слушанию (13 слайд). Названия я вам не скажу, вам предстоит попробовать его угадать (слушают «Нянину сказку»). А теперь скажите, как бы вы его назвали, и почему? (слушает ответы) На самом деле оно называется «Нянина сказка» (14 слайд). А теперь послушаем ее еще раз, но сперва я дам вам листочки со словами, описывающими характер музыки, а вы по окончании прослушивания должны будете отметить те из них, которые ей больше всего подходят. А знаете, почему вам представлены для анализа именно эти слова? (слушает ответы) Потому что именно они могут описать характер музыки и, к слову, носят свое собственное название, относятся к этакой отдельной категории. И сейчас мы это название запишем.
- Музыкальный словарь эстетических эмоций – словарь определений, которые существуют в музыке как признаки характера ее звучания (15 слайд);
(16 слайд) Сейчас вы будете сравнивать два музыкальных произведения по табличке. В ней указаны пункты, по которым вы должны сравнивать. Выполнять задание будете парами. Сейчас ещё раз послушайте песню «С няней» М.П. Мусоргского для запоминания и заполните таблицу (раздаёт таблички с указанием названия музыкальных произведений - «Нянина сказка» П.И. Чайковского, «С няней» М.П. Мусоргского, параметров сравнения – характер музыки, исполнитель, темп, интонация. Ученики слушают песню «С няней» и заполняют таблицу). Молодцы, вы отлично справились! А теперь главный вопрос. Сегодня на уроке вы ближе познакомились с музыкальными произведениями «С няней» и «Нянина сказка» двух разных композиторов. Подумайте, в чём сходство или различие этих двух композиций? (слушает ответы). Верно, верно, их сходство в том, что они написаны для детей, в них изображены образы детей. Различие в том, что Мусоргский писал песни, а Чайковский - музыкальные пьесы. А что насчет количества песен? (слушает ответы) Да, правильно, «Детский альбом» Чайковского включает в себя 24 пьесы, а «Детская» Мусоргского состоит всего из 7 песен.
(17 слайд) А теперь мы покидаем уютную детскую и отправляемся в картину галерею! Но там мы будем не только любоваться картинами, а еще и слушать музыку. И перед началом прослушивания я раздам вам цветные кружочки, а вы выберите тот, который по вашему мнению, подходит этой музыке по настроению (раздаёт разноцветные кружки и включает «Прогулку». Ученики слушают). Отлично, а теперь переверните их и прочитайте обозначения на оборотах. Да, все выбрали беспокойство, грусть, смятение, тревогу. Какое название мы могли бы дать этой песне? (слушает ответы) На самом деле она называется «Прогулка» и ее автором также является Мусоргский. Как вы думаете, почему у нее такие грустные интонации и звучит она не как музыка, олицетворяющая прогулку, а как похоронный марш? (слушает ответы) (18 слайд) Так сложилось, что она появилась под влиянием огромного количества тяжелых обстоятельств в жизни композитора. Но главной предпосылкой к этому стало то, что его лучший друг, художник Виктор Гартман, умер у него на руках, а затем сильно занемогла его сестра, другой лучший друг уехал за границу, и Модест Петрович оказался совершенно раздавлен. И вот однажды он попадает на выставку, посвященную Гартману и его творчеству, и жизнь вновь зажигается в его сердце. Тогда он и решает написать свой знаменитый цикл «Картины с выставки». Как вы думаете, почему она называется именно «Прогулка»? (слушает ответы) (19 слайд) Да, все абсолютно верно: в этой музыкальной композиции Модест Петрович изобразил самого себя, переходящего от картины к картине.
Сам цикл «Картины с выставки» также носит еще одно название – сюита. И сейчас мы его запишем:
- Сюита - музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой (20 слайд);
(21 слайд) А выходим из картинной галереи и оказываемся в лесу, через который нам предстоит пройти к новому заданию. Идем неторопливо, спокойно, расслаблено, слушаем пение птичек, и пока идем, можем как раз повторить те новые определения, которые мы записали… Ребята! Смотрите! Неожиданно мы видим белочку, которая предлагает нам сделать веселую разминку! (22 слайд) А для этого нам всем нужно встать!
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке.
(Прыжки на одной ножке)
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок. Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую мы ножку, (Сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три! Согнем левую мы ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали)
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком - другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки)
(23 слайд) А теперь мы пойдем по этой дорожке и проверим, насколько внимательными вы были на занятии!
- Вставьте пропущенные слова (ЗАДАНИЕ 1, 24-29 слайды).
- Назовите имя композитора, изображенного на слайде (ЗАДАНИЕ 2, 30-31 слайды).
- Какие из этих названий относятся к альбому Мусоргского, а какие – Чайковского? (ЗАДАНИЕ 3, 32-41 слайды).
- «Кот Матрос» - М.
- «Камаринская» - Ч.
- «Зимнее утро» - Ч.
- «С куклой» - М.
- «Мама» - Ч.
- «С няней» - М.
- «Мазурка» - Ч.
- «Жук» - М.
- «Вальсик» - Ч.
(42 слайд) Давайте, пока у нас есть 5 минут до конца урока, поговорим о том, что мы сегодня прошли. Музыку каких композиторов мы услышали? (слушает ответы) Молодцы, по вашим ответам я поняла, что вы внимательно слушали меня и много нового узнали о творчестве Чайковского и Мусоргского. Как вы думаете, мы с вами решили поставленные на уроке задачи? (Да!) А теперь домашнее задание: найдите в интернете, послушайте и сохраните другие песни из вокального цикла “Детская” М.Мусоргского, то есть, те 5, которых мы сегодня не касались. Послушайте их внимательно, и нарисуйте к ним иллюстрации. Те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках. Всем большое спасибо, и до новых интересных встреч и занятий! (43 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская игра и игрушка, экспертиза игровой продукции.
В итоговой зачетной работе рассказано об использовании игрушки, как неизменного спутника ребенка, ее правильном использовании, а также представлена экспертиза к игрушке "Пингвины на льдине",...
План - конспект по открытому занятию «Истоки» Тема: «Лес"
План - конспект по открытому занятию «Истоки» Тема: «Лес – зеленый друг. Царство природы. Дары леса. Тайны леса."...
План-конспект музыкального занятия по теме "Хоровод муз"
Разработка состоит из плана-конспекта музыкального занятия по теме "Хоровод муз", предусмотренная УМК Критской для начальных классов с авторскими нововведениями помимо тех, что указываются в...
План-конспект музыкального занятия по теме "Образ природы в музыке"
План-конспект музыкального занятия по теме "Образы природы в музыке" для учащихся 4 классов...
Презентация чистоговорок на тему"Детские игры. Игрушки"
Презентация поможет в работе по развитию дикции детей и автоматизации тех звуков, произнесение которых вызывает затруднение....
План-конспект коррекционно-развивающего занятия по теме: «Работа с актуальным эмоциональным состоянием с использованием пластилина».
Конспект группового занятия с целью коррекции змоционального состояния обучающихся. Работа с пластилином позволяет опосредованно через образ говорить о своем состоянии....
План-конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [с] в односложных и двусложных словах. (1 класс).
Тема: Автоматизация звука [с] в односложных и двусложных словах. (1 класс). Цель: закрепление правильного произношения звука [с] в словах.Задачи:Коррекционно-образовательные: закрепить...