План-конспект музыкального занятия по теме "Хоровод муз"
план-конспект урока по музыке (3, 4 класс)
Разработка состоит из плана-конспекта музыкального занятия по теме "Хоровод муз", предусмотренная УМК Критской для начальных классов с авторскими нововведениями помимо тех, что указываются в программе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p_ns_m_horoovod_muz.docx | 158.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Технологическая карта
музыкального занятия с детьми младшего школьного возраста на тему: «Хоровод муз»
Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Разработала: студентка группы ПДО 4.2.Пашкова А.С.
Проверила: преподаватель практики Гох С. В.
Оценка:_________
Подпись____________
Волгодонск, 2021
Пояснительная записка
Тема: «Хоровод муз»
Дата: 24.11.2021
Возраст: 7-8 лет;
Продолжительность занятия: 45 минут;
Форма занятия: тематическое;
Цель: Раскрыть характерные особенности, ключевые сходства и различия хороводов народов мира, организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний: хоровод как вид древнего кругового танца;
Задачи:
Образовательные:
- Формировать знания о хороводе как разновидности массового танца, история его развития и бытования;
- Формировать интерес к окружающему миру через изучение особенностей танцевальной культуры разных народов мира;
- Расширение кругозора учащихся с помощью знакомства с народной музыкой различных национальностей, её сопоставления и выявления общности жизненного содержания;
Развивающие:
- Развивать у детей умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме;
- Развивать умение учащихся определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
Воспитывающие:
- Организовать деятельность учащихся по освоению знаний через выполнения хороводных движений;
- Воспитать у детей интерес к самостоятельной творческой работе;
- Формировать навыки сублимации информации и выведения конечных результатов в процессе учебно-познавательной деятельности;
Планируемые предметные результаты:
- Уметь находить необходимую информацию из видеофрагментов, музыки, наглядных пособий;
Планируемые метапредметные результаты:
- Формировать реализацию творческого потенциала в процессе индивидуальной и коллективной работы на уроке;
- Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной, коллективной и групповой деятельности;
Планируемые личностные результаты:
- Приобретение и развитие у детей умения участвовать в диалоге и в беседе в процессе групповой работы;
Методы:
- словесный (рассказ по теме урока, беседа с детьми, вопросы, рефлексия);
- метод создания проблемной ситуации (задавание детям вопросов и побуждение к поиску ответов на них путем рефлексии и размышлений);
- наглядно-зрительный (просмотр презентации);
- фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
- коллективный (групповая работа на этапе проведения практической и теоретической частей урока);
Методическое обеспечение:
1) Учебник «Музыка» 1 класс; авторы Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;
2) Рабочая тетрадь «Музыка» -1 класс, авторы Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;
3) Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы». М., 2015 г.
4) Инфоурок. 1 класс. Урок 1.«Хоровод муз».
Ресурсный материал:
- Видеозаписи – концерт ансамбля «Березка», «Сырба» (молдавский народный танец), «Сиртаки» (греческий танец), «Хэйро» (эвенский хоровод), «Гарба» (народный индийский танец штата Гуджарат).
СанПиН:
- Нормы и правила пожарной безопасности были соблюдены, температура была оптимальной для нахождения детей в кабинете, мебель (стулья, парты и шкафы) и ее расстановка опасности и рисков порчи здоровья не представляла, освещение было хорошим и в надлежащем количестве;
Оборудование: ноутбук, колонки, наклейки с оценками, медаль;
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В 1 КЛАССЕ
Тема: «Хоровод муз»
№ | Этап занятия (продолжительность) | Дидактические задачи | Содержание деятельности педагога | Формы контроля | Критерии оценки | УУД |
I | Организационный (3 мин) | Организация детей, создание порядка в классе и сосредоточение их внимания на предстоящем уроке | Музыкальное приветствие (см. приложение) | Вопрос: ребята, хорошее ли у вас сегодня настроение? Вы готовы начинать наше занятие? | Оптимистичный настрой детей и их готовность начать занятие; | - Мотивация к включению в процесс занятия; |
II | Основной (37 мин) | - Знакомство детей с покровительницами искусства – музами, краткий рассказ о каждой из них и ее предназначении; - Раскрытие понятия «хоровод», что дает посмотреть на него под другим углом, знакомство с хороводными танцами разных народов мира, анализ их сходств и особенностей на материале просмотренных видеороликов; | - Показ мультмедийной презентации по теме занятия, демонстрация видеороликов о различных хороводных танцах народов мира; | - Опрос, фиксирование новых терминов в тетрадях; | Оценка 5 – ребенок внимательно слушал, отвечал на все контрольные вопросы;
Оценка 3 – ребенок практически не отвечал и почти не проявлял заинтересованности в происходящем на занятии; |
- Навыки зрительного анализа разнохарактерных произведений одного жанра, умение видеть их сходства и различия; |
III | Заключительный (5 мин) | Подведение итогов | - Анкетирование детей, проведение теста по теме занятия; | Вопросы: С чем вы сегодня познакомились? Что нового сделали? Чему новому научились? Какие новые термины вы сегодня узнали? | Оценка 5 – все ответы правильные; Оценка 4 – правильные 6-8 ответов из 10; Оценка 3 – менее 5 правильных ответов; |
Содержание занятия
Здравствуйте, ребята! Как быстро пролетел месяц! Я очень рада видеть вас вновь на уроке музыки. И перед началом хочу сразу сказать, что тот, кто лучше всех будет работать на уроке, получит медаль «Самый внимательный» (показывает медаль).
Посмотрите на слайд? Кого вы на нем видите? А можете ли вы сказать по одежде, из какой страны эти девушки?
Все правильно, они из Греции. Но перед нами не просто девушки, а Музы. Итак, ушки на макушки и приготовьтесь слушать!
Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А местом обитания девяти муз непременно была гора Парнас с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона.
- Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.
- Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.
- Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη) – покровительница трагедии.
- Противоположность Мельпомене — Талия (Θάλεια). Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав.
- Что касается музы Эрато (Ερατώ), она покровительствовала любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака. Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений.
- А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος.
- Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.
- Покровительницей истории была Клио (Κλειώ), которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок — символ благородства.
- Ещё одна, девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.
Ребята, к нам на урок сегодня пришла одна из них – Муза танца. Кто помнит, как ее зовут? Она поможет нам разобрать одно новое слово: хоровод. Наверняка, вы с этим понятием знакомы и хороводы водили. Вы же знаете знаменитый детский хоровод «Каравай»?
А теперь подумайте и скажите, когда люди поют и танцуют? (Ответы детей: на празднике – день рождения, Новый год, народные праздники). Правильно. На праздниках все люди поют, танцуют, веселятся, но песня и танец как бы перестаёт быть каким-то особенным музыкальным искусством. Люди просто развлекаются, отдыхают. А когда мама поёт колыбельную песню, никому в голову не придёт, что она занимается вокальным искусством. Музыка становится частью нашей жизни. Причём незаменимой частью! Сегодня музыка поможет нам путешествовать во время урока по разным странам. Но для этого мы должны вернуться к хороводу.
Хорово́д - древний народный круговой обрядовый танец. В России культура вождения хоровода очень сильно связана с различными календарными обрядами. Причем в этих обрядах принимали участие все желающие. Люди верили, что ведение хоровода защищает их от бед и несчастий, и призывает в их поселение удачу. Замкнутый круг хоровода и держащихся за руки людей создает чувство защищенности и взаимопомощи. Помимо этого, хороводы подкрепляются и общей песней, своего рода заговором. Распространён он был у славян, то есть наших предков, но встречается и у других народов. Для этого мы отправимся в путешествие по разным странам мира.
- И начнем мы, конечно же, с нашего русского хоровода. Как я уже говорила раньше, русские хороводы имеют разные виды, а именно: обрядовый, повседневный, свадебный, праздничный и т.д. Хороводы бывают разными по своему исполнению. В разных регионах хороводы отличаются своим ритмом, рисунками и разнообразием костюмов. Давайте посмотрим русский хоровод в исполнении знаменитого народного ансамбля «Берёзка», о котором знают также за границей и снимают множество фильмов. Обратите внимание на рисунок этого хоровода (просмотр видео – Хоровод в исполнении ансамбля «Берёзка»)
- Второй хоровод мы увидим на нашем русском Севере, покрытом снегом. На прошлом занятии мы там уже были. Но тогда мы с вами узнали о таком малочисленном народе, как эвенки, а сегодня познакомимся с другим. Их названия очень похожи. Называются они эвены, и у них есть свой хоровод под названием Хэйро, что переводится, как «встреча солнца». И сейчас мы посмотрим его в исполнении одноименного танцевального коллектива (просмотр видео «Танец таймырских бубнов в исполнении ансамбля «Хэйро»).
- Что вы можете сказать об этом танце? Какой он по характеру? Чем отличается от «Березки» а чем на нее похож?
3) Третьей остановкой у нас будет родина наших помощниц Муз – Греция. Вам приходилось раньше слышать слово Сиртаки? Это и есть греческий хоровод. Однако его ошибочно считают древним, ведь его создали всего 57 лет назад - в 1964 году - для фильма «Грек Зорба». Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий старинного танца воинов. После выхода фильма на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции, хотя многие до сих пор ошибочно считают его древним (просмотр видео – греческий танец «Сиртаки»).
- Какой по характеру этот танец? Чем хоровод «Берёзка» отличается от танца «Сиртаки», а чем похож? (ответы детей: обсудить темп, динамику, рисунок танца, настроение).
4) А теперь отправимся в Молдавию, где нам предстоит увидеть молдавский хоровод под названием Сырба. Молдова — страна небольшая, но танцами богата не меньше, чем садами и виноградниками. Весёлые, живые, зажигательные танцы молдаван рождены под ярким солнцем. Аккомпанементом для танцев служит игра на скрипке, дудках, свирелях, цимбалах, барабанах. Молдавские танцы делятся на три категории: сюжетные и бессюжетные. Сырба относится ко второй категории, а ее название переводится, как «сербская», потому что корни у этого танца сербские. Мы посмотрим этот танец в исполнении детского танцевального коллектива детской школы искусств города Первомайска (просмотр видео: «Сырба»).
Похожа молдавская «Сырба» на греческий танец «Сиртаки»? А на русский хоровод «Берёзка» похожа? В их чём сходство? В чём различие? (слушает ответы). Ребята, вы все молодцы! Я даже теряюсь, кому вручить медаль! Посмотрю до конца урока, кто будет самый активный.
5) Напоследок давайте познакомимся с индийским вариантом хоровода. Он называется Гарба. Он популярен во всей Индии, но родиной его является штат Гуджарат. Как и наши русские хороводы, он имеет множество фигур и рисунков, но главная фигура там все же круг, потому что он тоже символизирует солнце. Танцуется он главным образом во время двух самых значимых праздников:
- на Праздник Девяти Ночей – Наваратри. Девушки надевают очень пышные юбки (до трех штук), а мужчины – тюрбаны с большими веерами наверху. И те и другие просто с ног до головы обвешаны украшениями;
- и на Фестиваль Красок Холи – в день, когда принято обсыпать друг друга цветными порошками и измазываться краской (там его, как правило, танцуют вокруг или возле больших глиняных или каменных светильников с маленькими углублениями для свечей). Схемы движения, как правило, круговые, во время танцы главный круг нередко делится на два: внутренний женский и наружный мужской.
В этом танце заложен глубокий смысл. Вращающиеся по кругу танцоры символизируют течение времени. Как Вселенная и все что в ней, рождается, развивается и умирает, а после опять от смерти возвращается к жизни, так и все во Вселенной находится в постоянном круговороте времени, но лишь Богиня-Мать неподвижна и всегда находится в центре всего, неизменная и постоянная.
Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из популярного индийского фильма «Рам и Лила», в котором и увидим этот танец во всей красе (просмотр видеофрагмента из фильм «Рам и Лила» с танцем Гарба). На каком празднике из тех, что я назвала, его танцевали? Правильно, это был праздник Красок Холи.
Итак, мы сегодня на уроке разобрали понятие хоровод и посмотрели пять разных хороводов. Вы должны понять, ребята, что ХОРОВОД — это не просто танец. Это образ жизни как наших предков, так и других народов. В хороводе заводились знакомства, в хороводе люди встречались с родными и близкими. В хороводе юноши и девушки знакомились, выбирали себе суженных. Хороводы водили нарядные, в лучших костюмах. Скажите, чем различаются все эти хороводы? Как вы думаете, почему они разные? (слушает ответы) Совершенно верно, в разных районах России и по всему миру существуют свои местные особенности исполнения. Это связано с климатическими условиями, бытового уклада, взаимоотношениями, разнообразие костюмов.
Еще одно главное их сходство в том, что в какие бы замысловатые фигуры не закручивался танец, он все равно в итоге приходит к первоначальной фигуре – какой? Правильно, кругу! А что является символом хоровода? Правильно, солнце!
(Подсчёт жетонов. Награждение медалью «Самый внимательный на уроке»).
Послушайте домашнее задание:
Всем спасибо за работу на уроке.
Урок окончен. До свидания!
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"
Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком...
ПЛАН - КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ» (3 КЛАСС)
Представленный план - конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству раскрывает содержание четырех комплексных уроков: 2 часа технологии и 2 часа изобразительног...
План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»
Представлен подробный план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс ...
План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Зиме не лето, в шубу одета»
Представлен подробный план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Зима не лето, в шубу одета» (3 класс): Орнамент в украшении народной о...
План – конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству «Лепка барельефа «Золотая рыбка» 3 класс
Представлен подробный план – конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству (2 урока) «Лепка барельефа «Золотая рыбка» (3 класс)....
План-конспект учебно-тренировочного занятия по баскетболу с учащимися 3х классов по теме: "Совершенствование технических приемов в баскетболе"
В плане дается материал для совершенствования техники игры в баскетбол юных спортсменов. Продолжительность занятия 80 минут....
План-конспект урока "Музыкальные инструменты"
Цели урока: Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: скрипка – баян, гусли – арфа – фортепианоЗадачи урока: ...