Музыкально-дидактические игры на уроках музыки в начальной школе.
презентация к уроку по музыке (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzkalno-didakticheskie_igry_dlya_detey.pptx | 703.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важную роль в развитии личности школьника на уроках музыки в начальной школе имеет музыкально - дидактическая игра, которая развивает творческие способности детей, помогает им самореализовываться , учит импровизировать, проявлять умения, навыки. Игра не утомляет ребят, она активизирует их интеллект, эмоции, обогащает их многосторонними впечатлениями. Это серьезное дело, которому учащиеся посвящают себя с увлечением и удовольствием. Музыкально дидактическая игра на уроке музыки в начальной школе это общение с учителем, радость. Приятные минуты, которые он им доставит, это общение с одноклассниками. И, конечно это и радость учителя, который проводит веселей, интересней и занимательней урок, что помогает моделировать музыкально – образовательную деятельность в игровой форме. Музыкально – дидактические игры разнообразны и включают в себя весь спектр для развития исполнительских и вокально - хоровых навыков, тембрового слуха, чувство ритма, музыкально – ритмических движений. Игра развивает воображение, память, мышление, внимание, помогает приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности учащихся.
Цели и задачи: Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания, связанные с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление. В соответствии с этим музыкальные игры имеют следующие задачи: 1. Коррекционные: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, тембр, динамику, ритм), координация движений; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения. 2. Оздоровительные: развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной; совершенствование способности снимать эмоциональное и физическое напряжение, укрепление «мышечного чувства»; развитие быстроты двигательной реакции. 3. Образовательные: обучение речевым, певческим навыкам; развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей; формирование умственных умений и действий. 4. Воспитательные: воспитание общей музыкальной, речевой культуры; формирование эстетическому восприятию окружающего мира; развитие эмоциональной сферы. 5 . Развивающие: развитие познавательной активности; поддержание устойчивого интереса; укрепление саморегуляции и контроля; развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Музыкально-дидактические игры: «Дружное ЭХО» Этот игровой прием не только развивает внимание, но и чувство ритма, а зачастую может служить игровой разминкой между различными видами деятельности на уроке. Присутствующие отвечают на звуки ведущего (учителя или сверстника) дружным эхом. Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притопыванием. Например, ученики после непродолжительных тренировок на нескольких занятиях научились дружно отхлопывать заданный ритм и делают это с явным удовольствием. Ведущий, видя, что задание «эхо» становится слишком легким, а это грозит в недалеком будущем потерей у детей интереса, неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза. В классе замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и хлопнул по ней два раза. Кто-то хлопнул еще раньше о стену, которая была у него за спиной. А кто-то все еще растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали. «Эхо» можно использовать в разных моментах урока. Но продолжительность его не должна быть большой.
“ Создай паспорт ” Это игра используется: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; для создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Создаем паспорт на композиторов, инструменты, музыкальные стили, произведения с которыми познакомились в ходе уроков. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики по определенному плану. Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками , а в младших классах учителем. Например, вот такой паспорт создали мои дети, изучая произведение В.А.Моцарта Имя – Лакримоза; Создатель – В.А.Моцарт; Прописка – 7 часть из «Реквиема»; Где служит – в церкви, костёле; Особые приметы – траурная музыка, звучит на латинском языке, исполняется смешанным хором в сопровождении оркестра.
«Сочинение загадок» (методика А.А. Нестеренко) Традиционно работа с загадками основывается на их отгадывании, учить детей отгадывать загаданный объект. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Можно использовать некоторые модели для составления загадок на основе описания признаков объектов из методики А.А. Нестеренко «Страна Загадок». Ученики вполне справляются с составлением метафор как на полуактивном уровне, т.е. в сотворчестве с педагогом, так и самостоятельно. Алгоритм сочинения загадок А.А. Нестеренко благодаря своей универсальности может использоваться на протяжении всего урока. Загадка составляется в несколько этапов: Выбрать объект, про который будет придумываться загадка. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта. Исключить объекты, обладающие такими же признаками. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).
Для наглядности в начальный период обучения рекомендуется использовать опорные схемы: загадки по признакам : Какой? Что такое же? HO! НE! загадки по действиям: Что делает? Что делает то же действие? HO! НE! загадки по ассоциации : На что похоже? Чем отличается? KAK. A НE. Можно помочь в создании загадки наводящими вопросами. Например: — Придумайте, на что похож … — С чем можно сравнить … — Назовите, какие признаки есть у … — Что может делать … При составление загадок можно использовать и другую модель «Какой? Кто такой же?» У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например: Какая? Кто такая же? нарядная барышня Нарядная, как барышня. Сверкающая звезда Сверкающая, как звезда. привлекающая модница Привлекающая внимание, но не модница внимание Ответ: новогодняя елка.
«Шапка вопросов» Это вид игры требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Способствует углублению знаний учащихся о каком-либо музыкальном произведении, стиле, композиторе и т.д. После знакомства с произведением (стилем, композитором) дети должны написать записку с тремя вопросами: Вопрос «на знание материала», свидетельствующий о том, что я знаю эту музыку, литературное произведение и.т.д. - ситуация знающего и проверяющего других ученика. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать - ситуация незнающего, но желающего узнать ученика. Вопрос - просьба дать совет (на выяснение другого мнения о произведении по сравнению со своим) -ситуация сомневающегося, советующегося ученика. Все записки складываются в шапку, перемешиваются и вытаскиваются по одной каждым учеником, который отвечает. Возможен обмен записками. Подобная работа в ряде случаев может заменить анализ, разбор, произведения после его восприятия. Ведь для того, чтобы сформулировать вопросы, ученику нужно спроектировать в уме возможные ответы и представить себе содержание тех областей, где эти ответы могут быть найдены другими. «Шапка вопросов», объявленная перед слушанием, просмотром или чтением, является эффективным способом организации процесса восприятия искусства.
« Символическая аналогия » В разделе «Пение» очень удачно на занятиях, особенно в начальных классах, проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу Символическая аналогия . Дети сами или с помощью учителя придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их.
Дихотомия. « Да-нетка » (методика Т.А. Сидорчук ) Очень часто на занятии возникает необходимость выявить необходимый материал из проблемного поля . Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации, для решения творческой задачи. Основной прием для сужения поля поиска – игра « Да-нет ». Это метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да - нет». Задавать вопросы - это такое же ценное умение, как и давать ответы. Вот несколько примеров использования этого приёма.
«Нотный ряд». (Музыкальный ряд) Этот вариант игры « Да-нет » провожу с целью закрепить знания о последовательности нот в звукоряде в пределах одной октавы. - Ребята я на звукоряде загадала нотку. Найдите её, придерживаясь правил. - Это нота ФА? - Это нота выше ФА? - Это нота между фа и си? И т.д. Можно по аналогии провести игру «Музыкальный ряд», в которой ученикам необходимо найти загаданный инструмент
«Слово – предложение – вопрос - ответ» Очень полезное и эффективное упражнение Слово – предложение - вопрос-ответ. Учитель указывает на ученика и говорит: “Слово” Ученик говорит какое-то слово, которое ему нравится или кажется интересным. Учитель указывает другого ученика и говорит: “Предложение”. Этот ученик произносит предложение, в которое включено это слово. Далее по указанию учителя третий ученик задаёт вопрос к предложению второго ученика — не формально, а по смыслу. Когда учитель указывает четвёртого ученика, тот отвечает на вопрос так, будто он был задан ему. Возможен усиленный вариант, когда учеников, работающих со словом, пять: первый называет слово, второй объясняет его значение, третий составляет предложение. Вместо значения можно требовать синоним, антоним, предложения можно составлять с ними, а не с исходным словом. Можно придумать множество и других вариантов. Вот несколько примеров: • слово — предложение — вопрос — ответ . Танец – Любит русский и испанец веселый и задорный танец.- Перечисли известные тебе танцы? - Вальс, ча-ча-ча, хип-хоп , тик-тоник, менуэт. • имя — предложение — вопрос — ответ. Чайковский – Чайковский известный русский дирижер и композитор. – Какое его произведение стало «визитной карточкой»? – Балет «Щелкунчик»
« Слушание с остановками » Непременное условие для использования и приема “слушание с остановками” найти оптимальные моменты для остановки, предлагая детям самим определить дальнейшее развитие сюжета. Можно задавать на остановке по два или три вопроса, чтобы очевиднее стала динамика изменения предположений на основе новой порции информации. Дети предлагают свои варианты ответов. Затем ребята прослушивают фрагмент сказки, сравнивают со своими ответами. Этот приём особенно эффективен на этапе слушания музыки, при условии, что музыкальное сочинение достаточно продолжительное, как, например, мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад», сказка С.Прокофьева «Петя и волк» и т.д.
«Буквенный диктант» Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово. Например: О – клавишно – духовой инструмент (орган); Р – музыкальное сочинение траурного характера в память о погибших (реквием); З – сказочный балет С.Прокофьева («Золушка»); Б - низкий мужской голос (бас) А – легенда о домбре ( Аксак кулан); Из первых букв оставляем слово-анаграмму – Образ При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов
« Синквейн » " Сinq " во французском значит пять. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Синквейн используется на заключительной стадии урока – рефлексии, для анализа изучения материала, целостного осмысления, обобщения полученной информации. Строгие правила составления “ синквейнов ” таковы: тема, выраженная одним словом – существительным. описание темы в двух словах – прилагательные. описание действия тремя словами – глаголами. фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме. одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Составленные “ синквейны ” обсуждаются всем классом и т.д…
Петя Любопытный, храбрый. Гуляет, спасает, ловит. Смелый мальчик не боится волка. Герой. Песня красивая добрая звучит веселит радует Песня учит добру Свет! Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве: инструмента для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся; средства развития творческой выразительности.
Таким образом, роль игры на уроке музыки, действительно, весомая. Хорошая музыкальная игра может вызвать у школьника эмоциональное состояние, нужное для восприятия, происходящего на уроке. Воздействие игры мною рассмотрено все три аспекта. Первый аспект — физиологический, связанный с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М.Догеля , И.М.Сеченова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой , дыхательной, опорно-двигательной системы, формирует произвольность психических функций. Второй аспект — психологический. Музыка воздействует на эмоционально- личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений. Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.
Список литературы: Лободина С.В. Как развить способности ребёнка. - СПб: Питер Паблишинг , 2000. Анисимова Г.И. Методические рекомендации. - Ярославль: Академия развития, 2008. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. - М.: Владос , 2000. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. - М.: Лада, 2005. Груздова И.В. Навстречу музыке. – Феникс, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на уроке музыки в начальной школе
Игры на уроке музыки в начальной школеВ музыкальном искусстве, как и в игре - гармония свободы, фантазии, эмоциональная напряженность....
Статья на тему: "Образовательные игры на уроках музыки в начальной школе"
Публикация является обобщением опыта преподавателя музыки и рассказывает об эффективной форме познавательной и творческой деятельности школьника - образовательных играх....
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"
Пластическое интонирование часто используется как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...
Методическая разработка по теме:"Игра на уроках музыки в коррекционной школе"
Игра на уроках музыки в школе - одна из форм творческого самовыражения. Разнообразие музыкальных игр. Музыкальные игры на уроках музыки в начальной школе....
Урок музыки в начальной школе "Музыка в храме"
Урок музыкт в начальной школе "Музыка в храме". Знакомство с музыкой П. И. Чайковского, как создателя не только светской но и духовной музыки. Музыкальнвй материал: УУтренняя молитва»,...