Статья на тему: "Образовательные игры на уроках музыки в начальной школе"
статья по музыке по теме
Публикация является обобщением опыта преподавателя музыки и рассказывает об эффективной форме познавательной и творческой деятельности школьника - образовательных играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 9.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дзюба Елена Николаевна
учитель музыки
МБОУ СОШ г. Котовска Тамбовской области
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Игра - это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности..."
В.А. Сухомлинский
В наше время в связи с интенсивными учебными нагрузками у детей начальной школы часто возникают проблемы, связанные со здоровьем и понижением уровня активности на уроках: дети часто устают или наоборот, становятся гиперактивными. Помочь педагогу в решении этой проблемы смогут учебные виды работ, которые снимают напряжение и усталость, а также являются эффективной формой познавательной и творческой деятельности школьника. В частности, в данной статье речь пойдёт об образовательных играх.
Как известно, игра является традиционным методом обучения и воспитания в начальных классах. Это один из основных видов познавательной деятельности и релаксации, используемых в учебном процессе. Благодаря играм развиваются внимание, мышление, творческие и музыкальные способности, креативность учащихся. Использование образовательных игр способствует повышению интереса к предмету, объединению детского коллектива, развитию коммуникативности школьников, поскольку игра - очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой он чувствует себя комфортно и раскованно. Образовательные игры выступают не только в роли коллективного развлечения, но и решают определённые задачи обучения на разных этапах урока. Эта форма работы является активной, практико-ориентированной и поэтому весьма эффективной.
Многие педагоги в учебно-воспитательной деятельности охотно используют образовательные уроки – игры – такие формы учебного занятия, в ходе проведения которых моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. У школьников во время такого урока возникает игровое состояние – они перевоплощаются и примеряют на себе разные роли, овладевают коммуникативными умениями, развивают способности к восприятию и сопереживанию. В качестве примеров таких образовательных уроков можно привести исторические реконструкции, игры-дискуссии, игры-исследования, ролевые игры. Ролевые игры подразделяются на конкурсы (соревнования) или экскурсии (путешествия), в которых дети «перемещаются» и путешествуют в определённой пространственной среде.
На уроках музыки в начальной школе я применяю обе разновидности ролевых игр: мы совершаем экскурсии (путешествия) в Музыкальную и Сказочную страны, отправляемся в гости к Осени, Зиме, Весне и Лету, изучаем музыкальную культуру разных стран. Большую роль в планировании и проведении этих уроков играют элементы арт-терапии: театрализация, сказкотерапия, эстетотерапия, улыбкотерапия, а также компьютерные технологии, с помощью которых создаётся настоящее виртуальное путешествие. Помимо этого, в моей методической копилке есть несколько уроков, построенных в форме игр-исследований, когда в начале урока выдвигается гипотеза, которую в процессе учебной деятельности мы вместе с учениками доказываем или опровергаем.
Соревнования (конкурсы) часто применяются как элемент урока. Это различные музыкальные конкурсы: игры с песнями («Допой песню», «Сложи песню», «Угадай песню» и т.д.), а также музыкальные загадки, которые оформляются в интерактивную презентацию и объединяются по темам (музыкальные инструменты, ноты, звуки и т.д.). Очень популярна у учеников моя авторская игра «Выбери песню». Она проводится по следующей методике: 1) создаётся интерактивная презентация с триггерами, в которой используется дополнительный песенный материал, а слова песен пишутся на слайдах; 2) ребята на начальном слайде выбирают геометрическую фигуру, с помощью которой компьютер «сам» показывает им песню, которая затем исполняется.
Новые технологии принесли современным детям увлечение пением караоке, т. е. пением под фонограмму известных эстрадных и детских песен. На уроках музыки, кроме традиционного пения, я часто провожу караоке-разминки с исполнением известных детских песен. Это позволяет поднять детям настроение и вызвать у них положительные эмоции. Караоке задействуется при проведении таких мероприятий, как «Угадай мелодию», «Два рояля», «Песни со звёздами». В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительное влияние игровой ситуации, а также состязательности, что в конечном итоге интенсифицирует процесс познавательной деятельности детей.
По итогам четвертей или учебного года я использую проверочные работы в форме викторин, кроссвордов, тестов, провожу музыкальные турниры «Умники и умницы». Также как элемент урока эти формы присутствуют на занятиях, посвящённых обобщающему повторению, контролю и проверке знаний, умений и навыков.
На уроках музыки игры часто применяются для облегчения понимания детьми содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы процессы слушания музыки или её разучивания не оказались слишком утомительными. Мною разработана серия оригинальных игр, целостно развивающих творческий потенциал личности ребёнка. Например, к их числу относится «Музыкальная копилка слов» - дидактическая игра, которая применяется с 1 класса. Очень важно, чтобы прослушав музыку, ребята могли рассказать о ней, выразить словами свои чувства, эмоции и настроение. Но, к сожалению, когда учитель предлагает детям рассказать о характере музыки, дети часто затрудняются ответить, молчат или характеризуют музыку словами «весёлая»/«грустная». Бедный словарный запас - бич современных детей. Незнание подходящих слов приводит к тому, что ребёнок не может правильно выражать свои мысли. Для того чтобы расширить словарный запас, на моих уроках используется игра «Музыкальная копилка слов», с помощью которой проводится работа по обогащению речи учащихся начальных классов разнообразными художественными эпитетами для приобретения школьниками умения рассуждать о музыке. Проводим игру в двух вариантах: с помощью специальных карточек и интерактивного компьютерного варианта. Если регулярно включать эту игру в учебный процесс, к окончанию начальной школы дети знают много описательных слов, уверенно и разнообразно рассуждают о музыке.
Игра, как один из основных активных методов, во все времена оставалась и остается одним из главных средств развития творческой личности и поэтому игровая деятельность на моих уроках является одним из важных методов. Многие новые игры находятся сейчас в процессе разработки, но есть уже и результаты: в ноябре 2014 года я приняла участие в Международном дистанционном проекте "Образовательные игры", проводимом Детским информационным агентством «CREATIV» и получила диплом III степени за интерактивную образовательную викторину-игру для начальных классов. «Что ты знаешь о Моцарте». Надеюсь, что использование музыкальных образовательных игр на уроках поможет мне воодушевить каждого ребёнка в процессе занятий, даст возможность детям найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности. А это в полной мере отвечает необходимым стандартам современного образования, а также является одним из главных факторов достижения важных задач, которые ставит перед собой музыкальное воспитание.
Список использованной литературы:
1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В., Черная М.Ю. Музыкальный компьютер и синтезатор в педагогическом процессе. Учебно-методическое пособие. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009
2. Волшебный граммофон. Ред. - сост. Л.И.Жук - МН.: Изд. ООО "Красико - Принт", 2002. - 128 с. - (Праздник в школе).
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991
Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007
4. Горбунова И.Б., Привалова С.Ю. Музыкальный инструмент для каждого ребенка. Учебно-методическое пособие. – СПб: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2009.
5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.
6. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб: Речь, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на уроке музыки в начальной школе
Игры на уроке музыки в начальной школеВ музыкальном искусстве, как и в игре - гармония свободы, фантазии, эмоциональная напряженность....
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"
Пластическое интонирование часто используется как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...
Музыкально-дидактические игры на уроках музыки в начальной школе.
Важную роль в развитии личности школьника на уроках музыки в начальной школе имеет музыкально - дидактическая игра, котора...
Статья- "Дидактические игры на уроках математики в начальной школе"
Дидактические игры на математике...
Урок музыки в начальной школе "Музыка в храме"
Урок музыкт в начальной школе "Музыка в храме". Знакомство с музыкой П. И. Чайковского, как создателя не только светской но и духовной музыки. Музыкальнвй материал: УУтренняя молитва»,...