Методическая разработка урока музыки по теме "Концерт"
картотека по музыке (2 класс)

Козловская Лариса Валерьевна

Создание условий для формирования представлений о крупном инструментальном музыкальном жанре Концерт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_otkrytyy_urok_kontsert.docx25.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ «Форносовская ООШ»

Технологическая карта открытого урока музыки во 2 классе.

Учитель Л.В.Козловская.

2015 – 2016 учебный год.

Дата проведения: 20.04.2016г.

Тема урока: «Концерт».

Цель: формировать  у обучающихся представление о концерте как крупном инструментальном музыкальном жанре на примере песни Д.Кабалевского «Наш край» и Концерта №3 для фортепиано с оркестром (2 ч.)

Задачи:

Личностные:  развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;  любовь чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,

Регулятивные: учиться слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; развивать умения осмысливать полученную  информацию; формировать умения анализировать и оценивать свою деятельность

Познавательные:  учиться использовать специальную терминологию музыкального искусства; обобщать.

Предметные: эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Метапредметные:  овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

        

Тип урока: Комбинированный

Методы: эмоционально - драматический, моделирования эмоционально-образной ситуации, слуховой, наглядности, свободного дирижирования, рабочего аккомпанемента.

Технологии: кластер, содержательный анализ музыкального произведения.

Основные термины: песня, танец, марш, опера, балет, крупный музыкальный жанр, концерт.

Изучаемые произведения: Д.Кабалевкий «Наш край», Концерт №3 для фортепиано с оркестром

Оборудование: фортепиано, ноты, записи фрагментов музыкальных произведений, доска, мел, магнитола.

Место урока в тематическом планировании: 4 урок по теме «В концертном зале».

  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие «Колокольчик нам поет».

  1. Ход урока.

У: На каждом  уроке мы с вами общаемся с разнообразной музыкой, которая может нам рассказать …..

Д: Различные истории, сказки, …

У: Выразить?

Д: Чувства, настроения, эмоции.

У: А еще музыка позволяет нам путешествовать… Вот и сегодня  мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, а помогут нам известные вам музыкальные жанры…

Д: Песня, танец, марш, опера, балет.

У: Какие из перечисленных вами жанров мы можем отнести к основным?

Д: Песня, танец, марш.

У: А какие к крупным?

Д: Опера и балет (заполняется кластер)

У: Напомните, что  в музыке обозначает слово «крупный»?

Д: Продолжительный.

У: Что же такое «опера»

Д: Крупный музыкальный жанр, музыкальный спектакль, в котором все герои поют.

У: Балет?

Д: Балет крупный музыкальный жанр, музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют.

У: Какие жанры мы можем встретить в опере и балете?

Д: Песня, танец, марш.

У: Интересно, какой из основных музыкальных жанров поможет нам сегодня совершить путешествие? С каким крупным музыкальным жанром поможет познакомимся?

СЛУШАНИЕ. КАБАЛЕВСКИЙ «НАШ КРАЙ»

У: Какие чувства вы испытали, слушая музыкальное произведение?

Д: Чувства гордости, радости, светлые чувства.

У: О чем, на ваш взгляд, услышанное произведение?

Д: О Родине, родных краях, красоте родной природы.

У: Какой из известных вам основных музыкальных жанров прозвучал сейчас в классе?

Д: Песня.

У: Почему вы так решили? Назовите признаки жанра.

Д: Прозвучало непродолжительное вокальное произведение, в котором тесно связаны между собой поэтический текст и музыка.

У: Прослушайте песню советского композитора Дмитрия Кабалевского (показать портрет) еще раз. Какое бы название вы дали этой песне.

ПОВТОРНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ. КАБАЛЕВСКИЙ «НАШ КРАЙ»

У: Как бы вы назвали, прослушанную песню композитора?

Д: «Родина», «О Родине», «Красота природы», «Наш край».

У: Дмитрий Кабалевский назвал песню «Наш край», выразив в ней чувства любви к Родине, гордости за нее, описав красоту русской природы. А мы постараемся передать эти чувства своим исполнением. Сели ровно. Плечики опустили, горлышко расслабили.

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕРВОГО КУПЛЕТА ПЕСНИ КАБАЛЕВСКОГО «НАШ КРАЙ»

- разучивание мелодии песни,

- работа над ритмом,

- работа над интонацией, дикцией, артикуляцией,

- концертное исполнение песни.

  1. Физкультминутка.

У: Молодцы! Вам удалось передать чувство гордости и любви к Родине, родной стороне.

Представляете? Дмитрий Кабалевский оказался настоящим волшебником: он «подарил вторую жизнь» песне «Наш край». Предлагаю прослушать фрагмент из крупного музыкального произведения …

После прослушивания озвучьте  настроения, которые подарила вам музыка.

СЛУШАНИЕ. Д.КАБАЛЕВСКИЙ КОНЦЕРТ №3 ДЛЯ Ф-НО С ОРКЕСТРОМ, 2ч.

У: Итак, озвучьте, какие настроения выразила музыка?

Д: Радость, счастье, ….

У: Какие особенности звучания вы «заметили» в процессе прослушивания музыкального произведения?

Д: Услышали мелодию знакомой песни Дмитрия Кабалевского, звучание симфонического оркестра и солирующего инструмента – фортепиано.

У: Действительно Дмитрий Кабалевский использовал мелодию песни «Наш край» в своем крупном музыкальном произведении  - концерте.

Что же такое «концерт», дайте определение этому жанру.

Д: Концерт – это крупный инструментальный музыкальный жанр, «соревнование» между солирующим инструментом и симфоническим оркестром (определение записывают в тетради, оформляется кластер).

У: Концерт  в переводе с латинского языка означает состязаться, а с итальянского – согласие, т.е. исполняя концерт, солист, как бы соревнуется с оркестром, и в то же время он согласует с ним свою игру для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора.

При повторном прослушивании постарайтесь предположить, о чем рассказывает нам концерт Дмитрия Кабалевского, поднимите руку, когда услышите мелодию знакомой песни.

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ. Д.КАБАЛЕВСКИЙ КОНЦЕРТ №3 ДЛЯ Ф-НО С ОРКЕСТРОМ, 2 ч.

У: О чем же хотел нам рассказать композитор?

Д: О Родине, родной земле.

У: Что помогло вам понять содержание концерта?

Д: Мелодия песни «Наш край».

У: Вы правы! А еще эта песня помогла нам совершить увлекательное путешествие и познакомиться с крупным музыкальным жанром…

  1. Подведение итогов.

Д: … концерт.

У: Что же такое концерт?

Д: Концерт - это крупный инструментальный музыкальный жанр, «соревнование» между солирующим инструментом и симфоническим оркестром.

У: С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?

Д: Дмитрия Кабалевского.

  1. Оценивание.

  1. Домашнее задание.

Самоанализ

 урока  музыки по теме: «Концерт».

        Урок подготовлен и проведен во 2 классе. С данным классом я работаю 2ой год. В классе 29 человек:  12 девочек, 17 мальчиков; 10 из них – сильные учащиеся, 11 - имеют средние способности к обучению музыки, 8 – слабоуспевающие. При планировании урока учитывались психологические особенности контингента обучающихся, наличие знаний по музыке, выходящих за программу общеобразовательной школы (5 учеников занимаются в музыкальной школе).

        На изучение темы «Концерт» отведен 1 час. Исходя из темы урока, были выделены следующая цель и задачи:

Цель деятельности учителя: формировать  у обучающихся представление о концерте как крупном инструментальном музыкальном жанре на примере песни Д.Кабалевского «Наш край» и Концерта №3 для фортепиано с оркестром.

Задачи:

Личностные:  развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;  любовь чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,

Регулятивные: учиться слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; развивать умения осмысливать полученную  информацию; формировать умения анализировать и оценивать свою деятельность

Познавательные:  учиться использовать специальную терминологию музыкального искусства; обобщать.

Предметные: эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Метапредметные:  овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

        Осознание целей урока, его места в системе уроков музыки во втором классе определило замысел урока как урока комбинированного типа,  в рамках которого учащиеся получили представление о концерте – крупном инструментальном музыкальном жанре, «соревновании» между солирующим инструментом и симфоническим оркестром.

Исходя из замысла урока, был отобран необходимый теоретический, дидактический и наглядный материал: портрет композитора Д.Кабалевского, музыкальные фрагменты. Отобранный материал и структура урока в целом  позволили провести урок в рамках системно-деятельностного подхода через мотивирование к учебной деятельности, актуализацию знаний обучающихся, первичное закрепление полученных знаний с проговариванием во внешней речи,  а также рефлексию учебной деятельности на уроке.

Урок проводился в шесть этапов. После музыкального приветствия и проверки готовности учащихся к уроку, был организован фронтальный опрос с целью актуализации  знаний учащихся, необходимых для последующей работы на уроке.

Акцент при слушании и разучивании музыкальных произведений был сделан на повторение ранее изученного материала и знакомство обучающихся с концертом – крупным инструментальным музыкальным жанром.

Элементы повторения ранее изученного материала, вплетенные в рисунок урока, служили способом активизации учащихся, заинтересованности их изучаемым материалом.

Знания, полученные на данном уроке, помогут полнее раскрыть тему четверти «В концертном зале».

На уроке создавались условия (проблемная ситуация), способные развить музыкальное мышление, а так же условия для развития речи учащихся (требовалась полнота ответов), воображения.

Контроль знаний обучающихся осуществлялся через индивидуальные ответы учащихся.

     Урок закончился оценкой учащимися своей деятельности на уроке.

     Урок прошел в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Использование на уроке дидактических принципов доступности, интегрированного подхода, воспитывающего и развивающего обучения, принципа прочности, целенаправленности, научности, принципа связи обучения с жизнью, принципа систематичности и последовательности, сознательности и активности, принципа наглядности  помогло лучшему усвоению материала урока.

Цели и задачи урока были успешно достигнуты о чем свидетельствуют неплохие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки «В современных ритмах. Мюзикл»

Отличительной особенностью современного урока музыки  стало широкое применение межпредметных связей, охват большого  культурологического пространства. Также новый Образовательный стандарт пр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"

Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать    у обучающихся  умения определять  хар...

Методическая разработка урока музыки "Что за прелесть эти сказки!"

Урок музыки в 4 классе по теме "Что за прелесть эти сказки!" из цикла "День полный событий" посвящён творчеству А.С.ПушкинаАвтор: Супрун И.Н....

Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»

Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...