Творческий проект «Спорт в истории и творчестве»
методическая разработка по музыке
Данная методическая разработка раскрывает этапы работы над творческим проектом «Спорт в истории и творчестве».
Методическая разработка предназначена для учителей музыки и учащихся 1-11 классов.
В результате реализации проекта обучающиеся познакомились с проектной деятельностью, познакомились со спортивной музыкой, песнями и гимнами олимпиад России: XXII Летних олимпийских игр в Москве 1980г. и с современной спортивной музыкой Зимней Олимпиады в Сочи 2014г.
Основная идея нашего проекта заключалась в знакомстве, анализе и сравнении музыкального творчества двух эпох.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_sport_v_istorii_i_tvorchestve.docx | 29.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Творческий проект
«Спорт в истории и творчестве»
Автор: Павлова Татьяна Викторовна
Пояснительная записка
Данная методическая разработка раскрывает этапы работы над творческим проектом «Спорт в истории и творчестве».
Методическая разработка предназначена для учителей музыки и учащихся 1-11 классов.
В результате реализации проекта обучающиеся познакомились с проектной деятельностью, познакомились со спортивной музыкой, песнями и гимнами олимпиад России: XXII Летних олимпийских игр в Москве 1980г. и с современной спортивной музыкой Зимней Олимпиады в Сочи 2014г.
Разучили песни:
- «Гол, гол, гол все на футбол!»;
- «Спортивный марш». Музыка Исаака Дунаевского, Cлова В. Лебедева-Кумача;
- «Трус не играет в хоккей». Музыка А. Пахмутовой, Слова С Гребенникова и
Н. Добронравова;
- «Герои спорта». Музыка А. Пахмутовой, Слова Н.Добронравова;
- «Оле-оле-оле-оле, Россия, вперёд!»;
Основная идея нашего проекта заключалась в знакомстве, анализе и сравнении музыкального творчества двух эпох.
Классификация проекта: творческий
Предметная область: музыкально-исполнительское искусство, а также накопление сведений из области истории отечественного эстрадного искусства второй половины ХХ века, знаний о музыке, композиторах и исполнителях, киноискусство и др.
Целевой возраст: Обучающиеся 7-16 лет.
Реализация проекта проходила в три этапа:
- Поисково-исследовательский;
- Технологический;
- Заключительный.
Поисково-исследовательский этап
Цель проекта: развивать познавательные навыки воспитанников, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, совершенствовать коммуникативные умения, работая в различных группах.
Формы занятий:
- Работа по группам, общие занятия, репетиции;
- самостоятельная работа (см. приложение №1);
- просмотр видео и аудио материалов.
I. Метод проблемного обучения:
- метод создания проблемно - поисковой ситуации;
- эвристический или частично-поисковый метод (см. приложение №1);
II. Наглядные методы:
- видеометод;
- метод демонстраций;
III. Общепедагогические методы:
- обобщения и сравнения;
IV. Словесные методы:
- словесное описание (перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму);
- беседа;
- дискуссия (см. приложение №1);
V. Практические методы обучения:
- упражнения;
- практическая работа (разучивание репертуара).
Актуализация темы проекта Современный россиянин - это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. «В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества».
Работая над творческим проектом «Спорт в истории и творчестве» дети чувствовали потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Они не просто разучили и исполнили репертуар, но и пробовали себя в разных видах деятельности:
- самостоятельно искали информацию об истории песни, её авторах;
- слушали многочисленные варианты исполнения, представляли наиболее понравившихся исполнителей всем участникам проекта на занятиях (видеоролики);
- дискутировали, отстаивали собственное мнение;
- а также принимали активное участие в постановке номера, придумывали движения исходя из содержания текста песни и музыки;
- пробовали себя в роли сценаристов и артистов, готовясь к презентации проекта.
Работа над проектом развивает и совершенствует навыки и умения которые обязательно пригодятся участникам проекта в будущем. Умение планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям понадобятся ребятам во взрослой жизни.
Технологический этап
Стадии | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Определение цели проекта | Педагог озвучивает тему творческого проекта и знакомит с целью проектной деятельности. | Участники проекта подхватывают проектную инициативу. |
Разработка проектного задания | Педагог знакомит обучающихся с песней «Спортивное попурри». | Воспитанники слушают и делятся своими музыкально-слуховыми впечатлениями о песне. |
Формирование творческих групп | Педагог предлагает воспитанникам распределить песни собранные в «Попурри» по группам для детального знакомства с ними, разучивания и дальнейшего представления их слушателям. | Воспитанники выбирают песню. |
Организация познавательной деятельности | Педагог озвучивает возможные формы и методы работы над песней, проводит организационную работу по определению роли и вида деятельности каждого участника проекта. | Участники проекта договариваются друг с другом о вариантах работы над песней, определяют свою роль в команде. |
Поиск и изучение информации, работа над проектом. | Педагог направляет поисковую деятельности участников проекта, обобщает, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, иногда выступает в роли эксперта, но в целом позиция педагога должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности воспитанников. Разучивает на занятиях групп репертуар, организует общие занятия-репетиции. А также проводит фотосъёмку на занятиях для создания наглядности в представлении темы проекта. | Участники проекта самостоятельно собирают информацию об истории песни, её авторах; слушают различные варианты исполнения, представляли наиболее понравившихся исполнителей всем участникам проекта на занятиях (видеоролики); делятся своими впечатлениями и мнениями, кому что понравилось, дискутируют, отстаивают собственное мнение. Принимают активное участие в постановке номера, придумывают движения исходя из содержания текста песни и музыки. |
Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Педагог принимает участие в обсуждении форм представления результатов творческого проекта. | Участники проекта в группах, а затем на общих студийных занятиях-репетициях обсуждают формы представления результата творческой деятельности, пробуют себя в роли сценаристов и артистов, готовясь к презентации проекта. |
Оформление результатов | Педагог совместно с воспитанниками отбирает материал для наглядного представления работы над проектом, выступает в роли режиссера при постановке номера и интервью (придуманный коллективом вид презентации). | Участники проекта вначале по группам, потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты работы, репетируют выступление на презентации. |
Презентация | Педагог организует экспертизу (выступление на презентации темы «Спорт в истории и творчестве»). | Воспитанники студии рассказывают об идее проекта, формах и методах работы над ним и о результатах проектной деятельности коллектива в виде интервью. |
Рефлексия | Оценивает свою деятельность по активности учащихся в работе над проектом и качеству выступления на презентации темы проекта. | Участники проекта подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают результаты выступления. |
Заключительный этап
Представление творческого продукта проходило в форме интервью: участники проекта, отвечая на заранее подготовленные вопросы, рассказали о работе коллектива над творческим проектом (см. приложение №2), педагог в это время демонстрировал слайды с фотографиями и основной информацией, которая была интересна воспитанникам в ходе работы над проектом.
Приложение №1
Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда воспитанники обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.
Самостоятельная работа - важный и нужный этап в организации занятия, и его необходимо продумывать наиболее тщательно. Лучше всего дать сначала ряд опорных вопросов. При выборе вида самостоятельной работы надо подходить к воспитанникам дифференцированию, учитывая их возможности.
Форма организации самостоятельной работы, наиболее способствующая обобщению и углублению ранее приобретенных знаний и - главное - развитию умений самостоятельно овладевать новыми знаниями, развитию творческой активности, инициативы, склонностей и способностей.
Эвристический или частично-поисковый метод - применяется тогда, когда педагог ставит цель обучить воспитанников отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами студентов частичный поиск новых знаний. Поиски решения проблемы осуществляются либо в виде определенных практических действий, либо путем наглядно-действенного или абстрактного мышления - на основе личных наблюдений или информации, полученной от преподавателя, из письменных источников. Педагог в начале занятия ставит перед воспитанниками проблему в словесной форме, или путем демонстрации опыта, или в виде задания, состоящего в том, чтобы на основе полученной информации о фактах, событиях, воспитанники сделали самостоятельные выводы, пришли к определенному обобщению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)
Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...
Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)
Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...
Творческий проект "История Великой Отечественной войны в историях наших семей"
Творческий проект«История Великой Отечественной войны в историях наших семей»Цель нашего творческого проекта: Воспитать любовь к Родине через знакомство с историей участия своих родных в с...
Творческий проект декоративно-прикладного творчества «Детских рук мастерство» - Панно «Лилия»
Творческий проект декоративно-прикладного творчества «Детских рук мастерство» Тема работы: Панно «Лилия»...
Доклад на тему: "Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Художественное творчество"
Выступление на школьном МО...
Творческий проект "История моей истории"
Проек "История моей истории" направлен на изучение родословной каждого ученика класса, на развитие творческих инициатив ребят и их родителей, создание условий на совместную деятельность, формирование ...
Технологическая карта творческого проекта реальной выставки «История моего Героя»
quot;Формирование ценностного отношения младших школьников к культурно-образовательной среде музея через вовлечение в краеведческую деятельность»на примере реализаци...