Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков
Цели урока:
- Познакомить с музыкой русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
- Участие в исполнении оперных фрагментов с использованием детских музыкальных инструментов.
- Формировать потребность в общении с музыкой.
- Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
- Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
- Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
- Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
- Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).
- Н.А. Римский-Корсаков. Белка. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Аранжировка для детского оркестра Г. Струве (игра на детских музыкальных инструментах).
- Г. Струве, стихи А. Пушкина. «Ветер по морю гуляет…» (пение).
- Во саду ли, в огороде. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах).
Дополнительный материал:
- Картинки.
- Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова.
- Презентация к уроку
- Детские музыкальные инструменты
Ход урока:
- Организационный момент.
Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
- Сообщение темы урока.
Скажите ребята, а вы любите море? А что такое море? А кто из вас когда-нибудь был на море? (За правильные ответы раздаю «кораблики»).
Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Представьте себе, что мы на этом корабле. Он называется «Алмаз».
Скажите, а это корабль современный или старинный? А как вы догадались? Мы с вами поплывем на этом корабле не одни. Ведь никто из нас не умеет управлять кораблем. Скажите, а кто управляет кораблем? Конечно, капитан – это человек, который знает все о морском деле. И это будет великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сегодня мы познакомимся с этим удивительным композитором-сказочником Н. А. Римским-Корсаковым. Николая Андреевича Римского-Корсакова справедливо называют композитором-сказочником. Лучшие его произведения написаны на основе известных сказок: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» …
Итак, наше морское путешествие начинается.
Звучит «Звук волн»
Почему же композитор, и вдруг капитан? – спросите вы. Сейчас мы познакомимся с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым поближе, и вы все поймете.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье.
Перед вами дом, где родился и провел свое детство Римский-Корсаков.
Первоначальное общее и музыкальное образование маленький Ника, как его звали домашние, получил дома. С детства его влекло к музыке. Мама композитора научила маленького Нику любить всё прекрасное.
По семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге. Так Николай стал кадетом. Там он изучал не только военные науки, но и продолжал обучаться игре на фортепиано.
Получив звание офицера, он отправляется в трехгодичное плавание на клипере «Алмаз». Много ярких образов природы, особенно картин моря, осталось в его памяти за время путешествия.
За время этого долгого плавания он повидал суровые северные моря и тропический океан, испытал океанские штормы и штили. Это послужило композитору источником вдохновения. С большим мастерством композитор живописал средствами музыки разные явления природы.
Писать музыку в каютных условиях было не так легко, ведь не было рояля. Как только корабль заходил в порт, Римский-Корсаков бежал в близлежащий ресторан, где был инструмент, чтобы сыграть то, что сочинил в пути.
Вернувшись из плавания, Николай Андреевич понял, что море он, конечно же, очень любит, но всю свою остальную жизнь хочет связать с музыкой. В своем творчестве он часто обращается к морской тематике, у него есть чудесные картины моря. И сейчас мы послушаем одну из них, а вы подумайте и скажите, какое море изображено на этой музыкальной картине, и куда, как вы думаете, мы поплывем под эту музыку?
Звучит «Интродукция» к 2 акту оперы «Сказка о царе Салтане»
На фоне музыки читаю:
«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет…»
После прослушивания предлагаю детям продолжить, повторяю вопросы. (ответы детей)
Конечно, мы приплыли на сказочный остров Буян.
А из какой сказки этот остров? Правильно, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди». А о чем эта сказка? (ответы детей)
Ребята, а кто написал эту сказку? Верно, Александр Сергеевич Пушкин.
А вот Н.А.Римскому-Корсакову так понравился сюжет этой сказки, что он написал музыкальную сказку, точнее, оперу «Сказка о царе Салтане».
Ребята, может быть, кто-нибудь скажет, что такое опера? Верно, это спектакль, в котором действующие лица поют. Но, оказывается, совсем необязательно петь, чтобы показать какой-нибудь сказочный образ, как вы только что убедились сами, на примере картины моря.
Ребята, вспомните, пожалуйста, какие чудеса происходили в «Сказке о царе Салтане». (Ответы: белочка, 33 богатыря, царевна-Лебедь). А кто эти чудеса совершал? Правильно, царевна-Лебедь.
А вот Римский-Корсаков изобразил эти три чуда при помощи музыкальных красок. И сейчас мы познакомимся с ними. Итак, перед вами - белочка.
«Ель стоит перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет…
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.»
Звучит «Три чуда – «Белочка»
Ребята, как композитор показал нам образ белочки? Какая была музыка? (Ответы детей: высокая, легкая, быстрая, отрывистая и т.д.)
А какие инструменты звучали? (обратить внимание на треугольник).
А вы узнали эту мелодию? Вспомните сказку – ведь белочка пела песенку. Какую?
Правильно, русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
Игра на детских музыкальных инструментах русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
Ну, а мы идем по острову Буяну, посмотреть следующее чудо – 33 богатыря.
«…Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар, горя,
Тридцать три богатыря…
Все стройны как на подбор –
С ними дядька Черномор…»
Звучит «три чуда – «33 богатыря»
Скажите, ребята, а эта музыкальная картина отличалась от предыдущей, от образа Белочки? А чем отличалась? Какой характер музыки? (ответы детей)
С помощью чего получился такой характер и образ? (жанр – марш, инструменты – весь оркестр, соло трубы – фанфары, динамика – громко).
На острове Буяне нас с вами ждет еще одно – последнее – чудо. Верно, это Царевна-лебедь.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть –
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как-речь-то говорит –
Словно реченька журчит…»
Звучит «Три чуда - Лебедь»
Ребята, скажите, а по этой музыке можно сказать – молодая царевна или старая, добрая или злая, красивая или нет?
А как композитор передал, что царевна-Лебедь красивая и молодая? (Мелодия плавная, инструменты – флейта и скрипка, звучит нежно и напевно. Похожа на песню.)
Согласны ли вы, что каждое из чудес мы можем не только услышать, но и увидеть в музыке?
Молодцы, ребята. Понравилось вам наше путешествие? Но, к сожалению, пора нам с вами и домой отплывать. Давайте попрощаемся с гостеприимным островом Буяном.
Звучит «Интродукция» к 2 акту оперы «Сказка о царе Салтане»
На фоне музыки говорю:
Что ж, ребята, вот и закончилось наше морское путешествие. Но мы не будем прощаться ни с морем, ни с капитаном – НА. Римским-Корсаковым. Еще много раз мы будем с ними встречаться, но уже на других уроках.
Вокально-хоровая работа.
Г. Струве, стихи А. Пушкина. «Ветер по морю гуляет…» (пение).
- Итог урока.
Мы познакомились с музыкой русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, участвовали в исполнении оперных фрагментов с использованием детских музыкальных инструментов.
А сейчас посмотрите, сколько корабликов вы собрали, посчитайте их, и мы все посмотрим, кто сегодня был самым активным и внимательным.
(Выставление оценок)
- Домашнее задание.
Нарисовать рисунки к фрагменту «Три чуда» оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков музыки 1 класс по программе Критской.
Конспекты уроков по музыке 1 класс. Программа Критской....
Поурочное планирование уроков музыки 1 класс по программе Критской.
Конспекты уроков по музыке 1 класс. Программа Критской....
Календарно - тематическое планирование 1 - 4 класс по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Календарно - тематическое планирование для 1 - 4 классы по ФГОС...
Календарно- тематическое планирование. Предмет : музыка. 3 класс. (Авторы программы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.) 2017-2018гг.
Календарно- тематическое планирование. Предмет : музыка...
Технологическая карта урока музыки 2 класс по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С
Технологическая карта урока музыки 2 класс...
Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак «Вечный солнечный свет в музыке! Имя тебе Моцарт»
Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак «Вечный солнечный свет в музыке! Имя тебе Моцарт»...
Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак "Картинки с выставки"
Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак "Картинки с выставки"...