Сценарий урока
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Конспект урока 3 класс "Портрет в музыке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_v_muzyke.docx | 20.85 КБ |
portret_v_muzyke.pptx | 1.04 МБ |
boltunya_tekst.docx | 12.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры.
Предметные УУД:
- изучение интонационно-образной природы музыкальных образов, установление взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке;
- знакомство учащихся со средствами музыкальной выразительности («цветик-семицветик»);
Регулятивные УУД:
- анализ музыкальных произведений, особенностей музыкального языка композиторов;
Коммуникативные УУД:
- умение работать коллективно, объективно оценивать друг друга;
- формирование певческих навыков, исполнительской и слушательской культуры.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: метод забегания вперед и возвращения назад.
Новые понятия: выразительность и изобразительность в музыке, интонация.
Формы и виды контроля: наблюдение, рассуждение.
Музыкальный материал: «Болтунья» (сл. А. Барто), «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта», Э. Григ «Утро», «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт», В. Шаинский, М. Танич «По секрету всему свету».
Наглядный материал:
- доска: Тема: «Портрет в музыке». Эпиграф: «В каждой интонации спрятан …человек» В. Медушевский;
- портрет С. С. Прокофьева;
- понятия: выразительность, изобразительность, интонация, контраст, скороговорка;
- презентация «Творчество С. С. Прокофьева».
Информационно-методическое обеспечение: магнитофон, CD-mp3, учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» 3 класс, плакат музыкального звукоряда, портреты Э. Грига, С. Прокофьева, «цветик-семицветик», баян, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, методические и нотные пособия.
Ход урока:
I. Организационный момент.
III. Актуализация знаний, УУД:
Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э. Грига «Утро».
У.: Что за мелодия прозвучала? Слышали ли вы её раньше?
Д.: Да, на прошлом уроке. Это «Утро» Э. Грига.
У.: Поём её с закрытым ртом, на гласную «а» (воздействует на печень), «о» (оживляет деятельность поджелудочной железы), «у» (отвечает за деятельность почек), «е» (оказывает воздействие на печень). А теперь со словами + (пластическое интонирование)
( ми мажор): «Солнышко всходит и небо синеет,
природа проснулась и утро пришло» ( на слове «утро» руки раскрыть вверх)
У.: Какие ещё композиторы отражали в своих произведениях времена года и даже время суток?
Д.: Чайковский, Мусоргский.
У.: Григ изобразил восход солнца. А чтобы нам было понятно, он подсказывает, даёт нам название пьесы – «Утро». Поправьте меня: «Григ создал портрет утра». Правильно?
Д.: Нет, Григ создал музыкальный пейзаж.
У.: Да, Григ нарисовал звуками пейзаж. А что такое портрет?
Д.: Портрет - это изображение человека.
У.: Правильно. Ребята, а с помощью чего можно нарисовать портрет?
Д.: Краски, кисти и т.д.
У.: А можно ли портрет нарисовать звуками?
Д.: Да, можно.
У.: Поэтому тема нашего урока звучит как?
Д.: «Портрет в музыке».
У.: Поможет нам раскрыть тему музыка С. С. Прокофьева. С. Прокофьев – мастер музыкального портрета. Откройте учебник на с. 26-29. Внизу на с.26 мы видим понятия «выразительность» и «изобразительность». Эти понятия вы будете видеть и на нашей доске.
IV. Первичное усвоение новых знаний:
У.: Музыка выражает чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность; музыка может рассказывать нам о картинах природы и различных движениях – это музыкальная изобразительность (показ на доске).
У.: Ребята, а какой музыкальный портрет нам нарисует эта музыка?
Звучит «Танец Анитры»
У.: Какой портрет рисует музыка: женский или мужской? Каков характер этой девушки? (грациозный, кокетливый, изящный). Какими музыкальными инструментами вы бы украсили эту красивую мелодию?
Д.: треугольник, колокольчик, металлофон.
У.: Ребята, эту девушку зовут Анитра. Она тоже живёт в сюите Э. Грига «Пер Гюнт». Но более подробно мы с ней познакомимся на следующих уроках в 3 классе. А теперь скажите мне, какие цвета преобладают в костюме нашей красавицы Анитры?
Д.: Синий, голубой, желтый, зелёный.
У.: Верно, ребята. А теперь посмотрите на наш музыкальный звукоряд, музыкальную радугу. Отыщите эти цвета в нотках. Что у нас получилось?
Д.: Это ноты: си, соль, фа, ми.
У.: Верно, молодцы! Давайте их пропоём. Что у нас получилось?
Д.: Это «Утро» Э. Грига.
У.: Да, ребята, таким образом мы нашли с вами интересную взаимосвязь двух произведений из одной сюиты. И это не единственный синтез: в сюите «Пер Гюнт» соединились также два вида искусства: музыка и литература. Ведь изначально драматург Генрик Ибсен написал драму «Пер Гюнт» в 1867 году, а спустя 7 лет она была поставлена в Норвегии).
Ибсен писал Григу: «Дрезден, 23 января 1874 г. Дорогой Эдвард Григ! Обращаюсь к вам с этими строками по поводу одного плана, который собираюсь привести в исполнение и относительно которого хотел бы узнать, согласитесь ли вы принять в нем участие…»
У.: Эдвард Григ с радостью откликнулся на предложение писателя снабдить постановку музыкой и сам разработал план музыкальной композиции. В будущем мы обязательно познакомимся с другими пьесами из этой сюиты.
А теперь, ребята, посмотрите на доску. Мы видим музыкальный «цветик-семицветик», который поможет нам рассуждать о музыке. Посмотрите, он очень похож на нашу музыкальную радугу. В середине цветка – интонация – это главное свойство в музыке, в ней есть всё понемножку от каждого лепестка (мелодия, ритм, темп, лад, регистр, динамика, тембр).
У.: Человек живёт в окружении других людей, общается с ними, обменивается впечатлениями, спорит со старыми друзьями, беседует с новыми знакомыми.
V. Развитие умений, применение знаний:
У.: А сейчас откройте учебник на с. 26. Прочитаем фрагмент стихотворение А. Барто «Болтунья».
Звучит фрагмент стихотворения.
Д.: Это болтушка Лида! Она любит болтать.
У.: Да, ребята, все мы – разные. Одни – молчуны, другие любят поговорить, иногда на них говорят «болтуны». Есть ли в вашем классе такие ребята? Что вы ещё заметили?
Д.: Быструю речь. Скороговорку.
( Вывешиваю понятие на доску).
У.: Давайте прослушаем песню «Болтунья» ещё раз и, слушая характер музыки, попробуем представить образ этой девочки.
Звучит «Болтунья» С. Прокофьева.
Выслушиваем ответы детей.
У.: Прочтите ещё раз эпиграф к нашему уроку: «В каждой интонации спрятан человек». Какой портрет мы смогли нарисовать благодаря музыке, какой образ? (ответы детей). В этом нам помогли средства музыкальной выразительности.
Работа с цветиком-семицветиком:
( лад, регистр, темп, тембр, динамика, ритм, мелодия).
У.: Следующий музыкальный образ переносит нас в Италию. Очень давно, в итальянском городе Верона произошла одна из мировых трагедий, которую написал великий драматург Уильям Шекспир. Уильям Шекспир – гениальный английский поэт и величайший драматург нашей эры. Его «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» известны всему миру! Шекспир ввел в английский язык около 3200 новых слов - больше, чем его литературные современники вместе взятые. Одна из его историй особенна. Это – «Ромео и Джульетта». Две знатные семьи этого города Монтекки и Капулетти постоянно враждовали друг с другом. Эта вражда была настолько непримирима, что родители этих семейств не заметили и не обратили внимание на один факт: их дети выросли и полюбили друг друга. Их звали Ромео и Джульетта. Вражда двух семей привела к трагической гибели их единственных детей. С. Прокофьев написал музыку к балету «Ромео и Джульетта».
На экране сцены из балета «Ромео и Джульетта» и портрет Г. Улановой в роли Джульетты - говорю об этом учащимся.
У.: Подумайте, кто спрятан за этой интонацией?
Играю начало «Джульетты-девочки».
Д.: Джульетта.
У.: Какой у неё характер? Что она делает? Какой вы её себе представляете?
Д.: Характер озорной, она бегает.
У.: Эта интонация построена в гамме до мажор, которая быстро взлетает вверх.
- поём гамму до мажор; - постепенно ускоряем на слог «лё».
Восприятие музыки от начала до конца.
У.: Подумайте, почему С. Прокофьев показывает нам Джульетту не одной, а несколькими темами?
Д.: Она бывает разной: легкой, мечтательной, влюбленной.
У.: Удивительно просто и вместе с тем предельно точно нарисовал Прокофьев образ очаровательной, беззаботной Джульетты. Музыка нам показывает то одну, то другую черту её характера – то весёлую резвость, то удивительную задумчивость. Образ становится живым, правдивым, полнокровным.
У.: А теперь я предлагаю вам самим нарисовать музыкальный портрет мальчика-хулигана из песни В. Шаинского и исполнить её для наших гостей.
Исполнение песни всем классом.
III.Рефлексия: У.: Ребята, что нового мы узнали на нашем уроке?
Что хотелось бы узнать больше?
Какая музыка создала вам хорошее настроение на целый день?
(ответы детей)
У.: Да, поэтому наш урок прошёл не зря! Молодцы! (подытоживая) Музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли и характеры людей. Через неё мы можем увидеть и восточную красавицу Анитру, и тараторящую без умолку Лиду, и легкую, мечтательную Джульетту, и двоечника из песни В. Шаинского.
Домашнее задание вам будет такое: нарисуйте самый понравившийся вам портрет из всех музыкальных произведений, звучавших на нашем сегодняшнем уроке.
У.: Урок окончен! Спасибо за совместную работу, ребята! С каким
настроением вы уйдете с урока музыки?
Музыкальное прощание: Учитель: «Наш урок окончен»
Ученики: «До свидания».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С.С. Прокофьев «Петя и волк»
Агния Барто Сергей Прокофьев
«Болтунья»
В каждой интонации спрятан человек интонация лад ритм мелодия тембр темп регистр динамика
Балет «Золушка» С.С. Прокофьев
Предварительный просмотр:
Это Вовка выдумал,
Что болтунья Лида мол.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
(сообщает спокойно)
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок – мне петь охота.
А за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото –
Это много слишком что – то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой – нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото,
Но мне еще и петь охота.
А за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда вчера я шла из зала:
«Драмкружок, кружок по фото –
Это много слишком что – то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой – нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото,
Но мне еще и петь охота.
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
(Немножко обиженно)
А у нас учитель строгий.
Он сегодня на уроке
Объяснял насчет Японии.
Вы спросите: «Кто не понял?»
Я спросила: «Как считаться,
Что японцы есть китайцы?"
Я спросила об Японии:
"Это там родились пони?»
А у нас учитель строгий.
Он сегодня на уроке
Объяснял насчет Японии.
Вы спросите: «Кто не понял?»
Потом учитель говорил,
Что был китайский мандарин.
Я учителя спросила:
«А есть японский апельсин?»
А у нас учитель строгий.
Он сегодня на уроке
Объяснял насчет Японии.
Вы спросите: «Кто не понял?»
Я спросила: «Как считаться,
Что японцы есть китайцы?
Я спросила об Японии:
"Это там родились пони?»
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
(сообщает обиженно)
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
Да чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате?
Что такое это, кстати?
Может это стратостат, -
Когда старосты летят?
Поднимусь на стратостате?
Что такое это, кстати?
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
Да чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате?
Что такое это, кстати?
Может это стратостат, -
Когда старосты летят?
Это Вовка выдумал.
Что болтунья Лида, мол,
А болтать – то мне когда?
Мне болтать – то некогда!
(очень обиженно)
У меня ещё нагрузки
По – немецки и по – русски.
Нам задание дано –
Чтение и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По – немецки и по – русски»
А он говорит: «Иди сюда
Я тебе ирису дам!»
У меня ещё нагрузки
По – немецки и по – русски.
А я говорю: «У меня нагрузки
По – немецки и по – русски»
А он говорит: «Иди сюда
Я тебе ирису дам!»
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».
«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...
Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"
Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...
Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"
Использование ИКТ в начальной школе по ФГОС Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...
Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"
Класс: 3Авторы учебника: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...