Конспект урока по музыке "Народные праздники. Троица."
план-конспект урока по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по музыке "Народные праздники. Троица." | 20.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата: 8. 11. 209 ФИО учителя: Шартон Ирина Александровна
Школа: МОУ Варшавская СОШ ФИ студента: Ефименко Анастасия
Класс:4 ФИО методиста: Шелепова Д. А.
Кабинет: 4
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ
Тема: Народные праздники. Троица.
Цели деятельности учителя: знакомство детей с русскими народным творчеством, народными традициями, народными праздниками.
Планируемые результаты
Предметные: расширить и углубить представления учащихся о народных традициях празднования Троицы.
Личностные: воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, экран - используется слайдовая презентация (приложение №1), муз. центр.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1-2 мин | Играет народная музыка. | Под народную музыку дети входят в класс. | – самоопределение (Л); |
II. Актуализация знаний и мотивация | 4-5 мин | Ты откуда, русская Зародилась, музыка? То ли в поле чистом, То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки – Уронили дудки. Пролетели гуси – Уронили гусли. Их порою вешней Нашли, не удивились. Ну, а песня? С песней На Руси родились. (Геннадий Серебряков.) В современной науке о фольклоре принято разделять песни на жанры. Попробуйте их назвать. Сегодня мы поговорим об обрядовых песнях. Как же появлялись обрядовые песни? Люди не всегда были уверены в том, что поле принесет урожай, а охота и рыбная ловля будет удачной, будет здоровье и счастливо сложится жизнь. Значит, для того, чтобы все это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, ее нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы. | Дети перечисляют жанры русских народных песен. Ответы детей. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
III. Постановка учебной задачи | 4-5 мин | В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Сегодня мы поговорим об одном из этих праздников. А о каком вы догадаетесь, послушав песню. (Звучит песня № 2) -О каком празднике идет речь? С незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа Троицын день. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. (Слайд) -Что вы знаете или слышали об этом празднике? -Что бы вы хотели узнать о нем? -Какая цель нашего урока? -Как мы ее достигнем? | -Троица Ответы детей. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – планирование (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
IV. Открытие нового знания | 7-8 мин | Троица – великий праздник. К этому дню в русских деревнях завершались весенние полевые работы, а сенокос еще не начинался. В трудовых буднях получался некоторый перерыв, который заполнялся праздничными гуляньями, традиция проведения которых пришла из глубокой старины. Другое название праздника Праздник русской березки. Почему? С наступлением лета в старину начинались Зелёные святки – торжество в честь цветущей природы. Березка белая – символ расцвета природы. По библейским преданиям береза укрыла Богородицу и Христа в непогоду. (Слайд- иллюстрация березового леса). -Девушки в старину шли в лес, завивали венки на берёзках, украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Ветки берез свивали в венки с тайным умыслом. Ведь о чем думается в Троицу, когда березку завиваешь, то и сбудется! Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Надо нам на Троицу Ребяток угостить. Не забудьте лентами Березку нарядить, Веночки плести, Хороводы завести... -Выходите, становитесь в круг. Хороводы заведем, кудрявую березоньку величать будем. А какую песню про березку вы знаете? Прослушивание русской народной песни «Во поле берёза стояла» Разучивание Исполнение песни целиком. | Предполагают. -«Во поле березка стояла» Водят хоровод под песню, которую будут разучивать. | – познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); – поиск необходимой информации (П); – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 4-5 мин | Березе на Руси посвящалось много песен. А вы, ребята, знаете песни о березе. Конкурс (песенная перестрелка) Кто последний пропоет песню о березке тот и победил. | Участвуют в конкурсе. | – выполнение действий по алгоритму (П); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 4-5 мин | -Теперь, подойдите к учительскому столу и возьмите наглядные материалы и шаблоны для выполнения задания. -Задание такое: При помощи шаблонов заготовьте детали к своей будущей работе на тему «Наш весёлый хоровод». Этапы работы: 1.Выберите лист бумаги нужного цвета. Обведите шаблон №1 (сарафан). 2.При помощи ножниц вырежьте деталь сарафана. 3.Возьмите шаблон №2 – платок, обведите на лист цветной бумаги, вырежьте при помощи ножниц. 4.Деталь №3 – рукава следует обвести 2 раза. | Дети приступают к выполнению задания, учитель оказывает помощь в консультации учеников. | – выполнение действий по алгоритму (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
VII. Включение в систему знаний | 7-8 мин | Представьте, что вы художники и вам нужно сделать коллаж, составленный из ваших рисунков посвященный празднику Троице. Разделимся на 3 группы Первая группа будет рисовать зарисовки по теме «Троица в народной жизни» Вторая группа: «Троица – церковный праздник» Третья группа представит, что они журналисты и напишет заметку о празднике в стенгазету (по заготовленным текстам, которые нужно уточнить и исправить) | Делятся на 3 группы. Выполняют задание. | – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 1-2 мин | -Достигнута цель или нет? - Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Троица»? - Кому еще вы о нем расскажете? - Нужен ли этот народный праздник в современной жизни? - Охарактеризуйте сегодняшний урок. Каким он был для вас? - Чем он вас удивил? | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают мнение. | – рефлексия способов и условий действия (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте "Праздник Букваря"
Урок "Праздник Букваря" раз работан для учащихся 1 класса и является итоговым при изучении дисциплины "Обучение грамоте". Содержание, формы и методы, использованные на уроке, соответ...
Конспект урока ОРКСЭ тема "Праздники в религиях мира"
Урок открытия нового знания по предмету ОРКСЭ в 4 классе модуля "Основы мировых религиозных культур". Урок составлен в технологии критического мышления....
конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс
конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс...
Конспект урока по ИЗО « Праздник весны» 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе на тему « Праздник весны»...
Конспект урока-викторины"Православные праздники. Пасха"
Обучаясь на курсах в Московском институте открытого образования на курсах "Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе» мной был ...
Конспект урока по ОПК "Праздники в нашем доме. День ангела."
Данная разработка может быть использована не только в качестве урока, но и как внеклассное мероприятие....
Конспект урока изоискусства. Тема: Праздник «Мы - актеры». 3 класс (Б. М. Неменский)
Тема урока: Праздник «Мы - актеры» ...