"Великий колокольный звон"
план-конспект занятия по музыке (2 класс)
Развернутая методическая разработка урока во 2 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_velikiy_kolokolnyy_zvon.doc | 90.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель музыки Ксенофонтова Елена Павловна
МОУ СОШ № 1 г. Звенигорода
Методическая разработка открытого урока
«Великий колокольный звон» 2-й класс.
Введение.
В современном обществе последнее время отмечается значительное снижение общекультурного уровня. В большом потоке быстро получаемой информации у нынешних школьников порой утрачивается момент удовлетворения от собственного открытия знания. И, как нельзя вовремя в нашей стране был введен Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором полностью изменились цели о приоритеты образования. На первый план выдвигается формирование компетенций и универсальных учебных действий. Мы, педагоги, должны заложить в маленькой личности алгоритмы работы с информацией, сформировать способности к самостоятельному обучению.
К сожалению, снижается и эмоциональная отзывчивость молодого поколения, а также умение слушать, слышать и анализировать услышанное. Как учитель музыки могу отметить, что введение слушания и анализ классического музыкального произведения проходит у учащихся достаточно сложно. Они выращены на других ритмах и интонациях, с детства привыкают воспринимать звучание музыки как фон к какой-либо деятельности. И, порой, бывает очень сложно настроить на активное слушание музыки. Опираясь на выше сказанное, я нахожусь в постоянном поиске новых форм работы на уроке, способов вовлечения учащихся в музыкально-творческую деятельность, вызывающую чувство восхищения от встреч с музыкой.
Данная методическая разработка является обобщением некоторых собственных наработок и подготовлена на представление в конкурсе «Учитель года» как открытый урок.
Урок проводится в оборудованном кабинете музыки, включающем фортепиано, аудиоаппаратуру, мультимедиаустановку и компьютер.
По условиям конкурса урок соответствует текущей теме образовательной программы Сергеевой Г.П. «Музыка. 1-4 классы» (Предметная линия Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой): 2 класс, урок № 15.
Тема урока: «Великий колокольный звон»
Раздел программы: «О России петь – что стремиться в храм»
Педагогическая цель урока: Способствовать ознакомлению с духовной культурой, знакомство с колокольным звоном, как явлением и исследование его особенностей, знакомство с композиторской музыкой, основанной на интонациях колокольного звона.
Тип урока: урок-викторина.
Планируемые результаты:
- учащиеся узнают: историю происхождения колокольного звона; его виды, название и звучание; познакомятся с произведением М.П. Мусоргского «Великий колокольный звон» вступление к опере «Борис Годунов»
- учащиеся научатся: определять тембры колоколов, виды звонов, сопоставлять звучание колоколов с их оркестровой имитацией и собственным воспроизведением, ставить и решать учебные задачи, получат опыт исследовательско-творческой деятельности.
- у учащихся будет формироваться: уважительное отношение к культуре и традициям своего города, русской культуре и духовной культуре в частности.
- Метапредметные результаты:
- личностные: воспитание любви и бережного отношения к истории и культуре своего края, проявление эмоциональной отзывчивости на получаемый материал;
- регулятивные: умение принимать и находить решение задачи, развитие навыков анализа, сопоставления и дифференциации, классификации и обобщения имеющихся знаний, умения активно слушать, грамотно выстраивать речь формулировать и оценивать свой ответ, умение слышать себя и контролировать свое исполнение;
- познавательные: сопоставление имеющихся знаний, писк новых опираясь на предлагаемые источники, усвоение терминов и понятий;
- коммуникативные:умение общаться со сверстниками, слушать своих товарищей, принимать и корректировать предложения других, вести диалог, работать в коллективе.
Образовательные ресурсы: З. Садовская «Мой город звоном знаменит», Видеоролик «Колокольный звон в Саввино-Сторожевском монастыре», презентация «Великий колокольный звон», фотогалерея известных русских колоколов, раздаточный материал: рабочий лист с заданиями, «Словарь интересных слов» (даются краткие определения новых для второклассников слов), картонная заготовка в форме колокольчика для выполнения домашнего задания, шумовые инструменты – колокольчики.
Музыкальный материал: Е. Теличева, Сл. М. Долинова «Бубенчики», М. П. Мусоргский «Великий колокольный звон» Вступление к опере «Борис Годунов», аудиозапись колокольных звонов: благовест, набат, трезвон, Рождество» из репертуара группы «Волшебники двора».
Основная часть.
Рассмотрим подробнее основные этапы урока. Перед началом урока у учащимся выдается раздаточный материал, состоящий из рабочего листа с заданиями, «Словаря интересных слов» (даются краткие определения новых для второклассников слов), картонной заготовка в форме колокольчика для выполнения домашнего задания
- Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
Основная задача - создание эмоционально-художественной атмосферы урока с помощью видеоролика «Колокольный звон в Саввино-Сторожевском монастыре» и стихотворения звенигородской поэтессы Зои Садовской «Мой город звоном знаменит». Учащиеся без особого труда узнают свои знакомые в городе места, что уже у них вызывает маленькое чувство радости – «Я здесь был!».
- Формулировка темы урока.
Формулировку темы я считаю целесообразно выделить отдельным этапом урока, поскольку здесь я применяю методику постановки проблемной ситуации. Здание «Логическая цепочка» где учащимся предлагается выявить основной общий признак, удалить «лишние» слова и выделить ключевое слово (монастырь, березка, звонница, барабан, молитва, облака, колокольный звон). В помощь учащимся дается «Словарь интересных слов», в которых есть определения всех «сложных» слов, которые не употребляются в обычной жизни детей этого возраста. На выполнение задание отводится 1 минута и 1 минута для обсуждения. Но за такой небольшой промежуток времени мы решаем сразу две задачи: активизации познавательных процессов, и повышение мотивации.
- Постановка учебной задачи.
Затем приступаем к анализу эпиграфа урока. Здесь важно верно сформулировать учебную задачу. Говорить о колокольном звоне можно бесконечно долго, это тема далеко не одного урока музыки. В нашем случае это второе знакомство с этим культурным и музыкальным явлением нашей жизни. И, главной задачей этого урока становится ответ на вопрос: «О чем и как поют колокола». На этом же этапе урока обозначаем ключевой музыкальный термин этого урока – тембр (окраска звука).
- Распевка.
Для меня очень важно, чтобы этот с одной стороны технический этап урока всегда имел смысловую нагрузку. В условиях предложенной темы – есть очень много вариантов для проявления креативности.
- Сначала мы пытаемся изобразить большие колокола (подбирается слог «Бом» или «Дон», соответствующий звучанию в нижнем регистре). Параллельно проводим аналогии, что тембр зависит и от размера инструмента, и от его материала.
- Затем разбираем фонетику самого слова «Ко-ло-кол». Слоги сами по себе звенят, глубоко и собранно. Разрабатывая средний регистр, мы в процессе деятельности совершаем еще одно маленькое открытие: «Вот почему колокол получил такое название»!
- А как изобразим маленькие колокольчики? (дети могут предложить свои варианты слогов). А теперь попробуем соединить все три разных тембра. Если класс достаточно подготовлен, то на этом этапе уроке вполне может зазвучать многоголосье.
- Специально для этого урока были приготовлены два красочных колокольчика настроенных на разные тоны. Делим класс пополам и сначала по очереди, а затем вместе пытаемся чисто воспроизвести звучание этих колокольчиков.
- И завершает распевку небольшая песня Е. Теличевой на стихи М. Долинова «Бубенчики». Настроем к песне стало сообщение о том, что именно такой маленький полевой цветок стал прообразом первого колокола. А как он звучал ребята должны изобразить сами.
Таким образом, обычный и, по своей природе мало интересный, процесс разогрева голосового аппарата, в нашем случае решает массу педагогических задач, формирует регулятивные, познавательные (мы осознанно выращиваем интонацию в своем исполнении), коммуникативные и личностные УУД. Обращаю внимание на еще один важный момент, пение сопровождается определенными движениями по системе К.Орфа, что полностью погружает нас в интоноционно-исполнительскую деятельность.
- Теория музыки.
Итак, мы попытались изобразить как могут звучать колокола, а теперь пришло время разобраться, какой же смысл в этом звоне. Учащиеся ранее на уроках уже касались этой темы и имеют представление о видах колокольного звона: благовест, набат и трезвон. Поэтому этап коллективного обсуждения я опять-таки заменяю выполнением следующей текстовой задачи. В раздаточном материале дается обобщенное определение видов колокольного звона, перед учащимися ставится задача правильно распределить по ним музыкальные фрагменты. На выполнение работы отводится 2 минуты. Таким образом, мы вспоминаем звучание самих колокольных звонов, закрепляем теоретические знания и проводим темброво-интонационный анализ.
- Активное слушание музыки.
И только после такой большой подготовительной работы мы приступаем к знакомству с произведением классического музыкального репертуара. Перед нами стоит сразу несколько задач: раскрываем главную мысль автора, проводим аналогию между естественным звучанием звона и его оркестровой имитацией (отмечаем тембры звучащих инструментов), из предложенного списка определений подбираем наиболее подходящие к звучащей музыке и раскрашиваем изображенный на листе колокол в ту цветовую гамму, которая соответствует звучащим тембрам и музыкальным краскам. Такое насыщенное задание обусловлено обозначенной во введении проблеме: современным детям, особенно младшего школьного возраста очень сложно организовать себя во время слушания серьезной музыки. Поэтому я применяю здесь метод перевода в другую модальность, то есть в другие близкие художественные области. Благодаря этому, мы получаем почти полный интонационный анализ произведения. Подводя итоги этой работы и опрашивая варианты ответов мы закрепляем мелодическую линию только что звучавшего произведения собственным исполнением и подводим итог, выявляющий основной замысел композитора.
- Обобщение.
Чтобы обобщение материала урока не превратилось в банальное опрашивание детей, я предлагаю это сделать, возвращаясь к истории нашего города. История главного колокола, который увековечен на нашем флаге и гербе говорит о его силе. А представив себя в роли гида, рассказывающего иностранцам о колокольном звоне, учащиеся без труда восстановят нам материал урока. Опять мы видим активизацию всех УУД.
- Рефлексия.
И в заключении урока снова совместная вокально-исполнительская деятельность. Сейчас в преддверии Рождественских праздников все колокола России звучат особенно радостно, так как несут благую весть. Здесь я предлагаю дополнить свое исполнение звучанием легких маленьких колокольчиков. Также учащиеся получают творческое домашнее задание.
Помимо эмоционально-яркого завершения урока и часто создающихся ситуаций успеха, учащиеся оценивали свою работу в рабочем листе. В правой колонке после каждого задания им предлагается оценить свою работу по следующим критериям:
- Выполнил задание быстро и правильно;
- Выполнил задание быстро, но не правильно;
- Выполнял задание долго, но верно;
- Не справился с заданием.
Таким образом на протяжении всего урока работала система самоконтроля.
Технологическая карта урока.
№ | Этап урока | Материал урока | Взаимодействие в образовательном процессе | Результат | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Прогнозируемый результат | |||
1. | Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) | Видеоролик «Колокольный звон в Саввино-Сторожевском монастыре» Зоя Садовская «Мой город – звоном знаменит» Мой город звоном знаменит В воскресный день и в праздники С утра до ночи он звенит Колоколами разными. Звенит Звенигород весной, когда звенят капели, Звенят пичуги в летний зной в тени столетней ели, Здесь листопад и тот звенит, Собой скрывая пригород… Мой город звоном знаменит – На то он и Звенигород! | Читает стихотворение Зои Садовской | Знакомятся с видеоматериалом, слушают учителя. | Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на получаемый материал | Создание эмоционально-художественной атмосферы урока. |
2. | Формулировка темы урока | Раздаточный материал: здание 1. «Логическая цепочка» (монастырь, березка, звонница, барабан, молитва, облака, колокольный звон) «Словарь интересных слов» | - Добрый день! Наше сегодняшнее знакомство я не случайно начала с сердца нашего любимого города. Думаю, вы с удовольствием назовете мне это место. - Но, не о городе пойдет сегодня речь… А о чем, вы мне скажете, выполнив следующее задание: зачеркните лишние слова, выделить цветом главное слово. - Какое слово получилось главным? - Кто уже может озвучить тему урока. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют текстовую задачу, оценивают свой результат, формулируют тему урока и записывают ее в рабочий лист раздаточного материала. | Регулятивные: умение принимать и находить решение задачи, формулировать и оценивать свой ответ Познавательные: сопоставление имеющихся знаний, писк новых опираясь на предлагаемые источники. | Выполнение задания, решение проблемной ситуации. |
3. | Постановка учебной задачи | Эпиграф урока (записан на доске и на раздаточном материале): Много лет живете вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить… Дм. Белухин «Колокола» | - А кто-нибудь знает, о чем могут нам поведать колокола? Обратите внимание на эпиграф. - У каждого колокола есть своя история и свой неповторимый голос, от чего это зависит? - Как называется окраска голоса (тембр)? | Формулируют учебную задачу: о чем и как поют колокола. Анализ эпиграфа. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: воспитание любви и бережного отношения к истории и культуре своего края. Коммуникативные: умение вести диалог, слушать своих товарищей. | Выявить суть рассматриваемой темы. |
4. | Распевка | Комплекс распевочных упражнений, основанных на фонетике слова Легенда о колокольчике. Е. Теличева, Сл. М. Долинова «Бубенчики» Ритмический оркестр. | - А теперь и мы попробуем изобразить тембры разных колоколов: распевка – выращивание интонации звона. - Почему именно колокольчик? (коротко рассказать суть легенды) Работа с музыкальным произведением. | Работают вместе с учителем, разогревают голосовой аппарат, анализируя теоретический материал | Регулятивные: умение слышать себя и контролировать свое исполнение. Познавательные: умение анализировать качество выполняемых действий в опоре на получаемую информацию Коммуникативные: умение работать в коллективе, формирование эмоциональной отзывчивости на коллективную вокально-хоровую деятельность. | Разогреть голосовой аппарат, выявить фонематиескую основу слов: колокол, колокола, колокольчики. |
5. | Теория музыки | Задача на определение видов колокольного звона. Раздаточный материал: задание 2. и музыкальные примеры (благовест, набат, трезвон). «Словарь интересных слов». | - Подведем итог: тембр каждого колокола зависит от его размера материала и предназначения. - А каким бывает колокольный звон вы уже проходили на уроках раньше. Давайте вспомним и выполним следующее задание: организовать работу по определению видов колокольного звона. | Обобщают полученную информацию, выполняют задание, оценивают свой результат. | Личностные: уважительное отношение к культурным традициям. Регулятивные: развитие навыков анализа, сопоставления и дифференциации и классификации имеющихся знаний, умения активно слушать. Познавательные: усвоение терминов и понятий. | Выполнить задание по классификации колокольных звонов. |
6. | Активное слушание музыки | М. П. Мусоргский «Великий колокольный звон» Вступление к опере «Борис Годунов» Раздаточный материал: задание 3. | - Колокол всю жизнь сопровождал русского человека. Поэтому очень часто композиторы его старались изобразить в своей музыке. Например, М.П. Мусоргскогий так начинает свою оперу «Борис Годунов». Чтобы зрителю сразу стало понятно, о чем будет идти речь на сцене. У нас с вами сейчас достаточно информации, чтобы раскрыть задумку автора. Слушая эту музыку вы выполняете задание 3. | Активно слушают и анализируют музыкальное произведение самостоятельно, выполняя предложенное задание, оценивают свой результат. | Личностные: формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение. Регулятивные: развития навыков сравнения и сопоставления музыкального материала, выявление темброво-интонационной сути произведения. Познавательные: поиск решения на поставленные задачи, анализ и синтез имеющихся знаний. | Выявить основную мысль композитора, объяснить какими средствами он это доносит до слушателя. |
7. | Обобщение | Из истории звенигородских колоколов. | Анализ ответов, помочь сформулировать основную мысль М.П. Мусоргского, что развитие сюжета в опере будет проходить очень непросто, очень тревожно было в то время на Руси. Так и в жизни самих колоколов была у каждого своя. Рассказать историю главного Звенигородского колокола – увековечен на гербе города. - А город наш все больше и больше привлекает внимание. Представьте ситуацию, что к вам обратился турист-иностранец, что бы вы теперь смогли рассказать ему о колокольном звоне. | Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученную информацию | Личностные: воспитание гордости за свой город и культуру своего народа. Регулятивные: умение обобщать и классифицировать свои знания, грамотно выстраивать речь. Коммуникативные: умение общаться со сверстниками, слушать и корректировать предложения других, вести диалог. | Обобщение темы урока. |
8. | Рефлексия | «Рождество» из репертуара группы «Волшебники двора» | - Этим уроком мы завершаем наш раздел учебника «О России петь, что стремиться в храм» - А кто знает, какой у нас впереди православный праздник? Возьмем в руки наши легкие колокольчики и поведаем о нем радостным и нежным звоном. Организация вокально-хоровой работы. - Я оставляю вам на память о сегодняшнем уроке простой колокольчик, а вы дома раскрасьте его в такой цвет, какое у вас сегодня сложилось настроение. Жду фото ваших работ! | Работают вместе с учителем, выражая свое отношение. | Личностные: эмоциональная отзывчивость к происходящему на уроке. Регулятивные: развитие навыков самоконтроля в коллективной деятельности. Коммуникативные: умение работать в коллективе, слышать друг друга. | Эмоциональ но-деятель ностный финал урока. |
Заключение.
В данной методической разработке я попыталась решить некоторые из остро стоящих на сегодня вопросов организации урока музыки:
- Ввдедение в урок текстовых задач, способствовало развитию познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, повышающих мотивацию учащихся.
- Постаралась реализовать известный всем, но не всегда применяемый системно-деятельностный подход, который заключается не в повторении действий учителя, а в собственном осмыслении через действие и проникновение в интонационную основу музыки.
- Организовала активное слушания музыки с помощью дополнительных заданий.
- Ввела методику К.Орфа как средство постижения и переинтонирования окружающего мира, а так же способствует реализации системно-деятельностного подхода.
- Создание на уроке ситуаций успеха постоянно способствовало высокой мотивации учащихся.
Таким образом, цель нашей методической разработки урока достигнута, задачи реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великий колокольный звон
Презентация "Великий колокольный звон" к уроку музыки для 2 класса по программе Е. Д. Критской....
Разработка урока во 2 классе "Великий колокольный звон"
Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава что звон» Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. В этом мы можем убедиться в стихах классиков...
Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"
Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме " Великий колокольный звон", из раздела " О России - петь что стремиться в храм", по программе " Музыка" авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Ш...
"Великий колокольный звон"
Конспект урока по музыке во втором классе по программе Сергеевой Г.П.,Критской Е.Д. ,презентация с текстом к слайдам...
" Великий колокольный звон"
Внеклассное занятие для учащихся 2 класса...
Конспект урока 2 класса на тему "Великий колокольный звон"
Рассказ детям про великий колокольный звон....
Интегрированный урок по музыке и ИЗО во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон"
Технологическая карта урока музыки во 2 классе. II четверть. Раздел: «О России петь – что стремиться в храм». Тема: «Великий колокольный звон».Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С....