"Великий колокольный звон"
план-конспект занятия по музыке (2 класс)

Ксенофонтова Елена Павловна

Развернутая методическая разработка урока во 2 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_velikiy_kolokolnyy_zvon.doc90.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки Ксенофонтова Елена Павловна

МОУ СОШ № 1 г. Звенигорода

Методическая разработка открытого урока

«Великий колокольный звон» 2-й класс.

Введение.

        В современном обществе последнее время отмечается значительное снижение общекультурного уровня. В большом потоке быстро получаемой информации у нынешних школьников порой утрачивается момент удовлетворения от собственного открытия знания. И, как нельзя вовремя в нашей стране был введен Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором полностью изменились цели о приоритеты образования. На первый план выдвигается формирование компетенций и универсальных учебных действий. Мы, педагоги, должны заложить в маленькой личности алгоритмы работы с информацией, сформировать способности к самостоятельному обучению.

К сожалению, снижается и эмоциональная отзывчивость молодого поколения, а также умение слушать, слышать и анализировать услышанное. Как учитель музыки могу отметить, что введение слушания и анализ классического музыкального произведения проходит у учащихся достаточно сложно. Они выращены на других ритмах и интонациях, с детства привыкают воспринимать звучание музыки как фон к какой-либо деятельности. И, порой, бывает очень сложно настроить на активное слушание музыки. Опираясь на выше сказанное, я нахожусь в постоянном поиске новых форм работы на уроке, способов вовлечения учащихся в музыкально-творческую деятельность, вызывающую чувство восхищения от встреч с музыкой.

Данная методическая разработка является обобщением некоторых собственных наработок и подготовлена на представление в конкурсе «Учитель года» как открытый урок.

Урок проводится в оборудованном кабинете музыки, включающем фортепиано, аудиоаппаратуру, мультимедиаустановку и компьютер.

По условиям конкурса урок соответствует текущей теме образовательной программы Сергеевой Г.П. «Музыка. 1-4 классы» (Предметная линия Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой): 2 класс, урок № 15.

Тема урока: «Великий колокольный звон»

Раздел программы: «О России петь – что стремиться в храм»

Педагогическая цель урока: Способствовать ознакомлению с духовной культурой, знакомство с колокольным звоном, как явлением и исследование его особенностей, знакомство с композиторской музыкой, основанной на интонациях колокольного звона.

Тип урока: урок-викторина.

Планируемые результаты:

  • учащиеся узнают: историю происхождения колокольного звона; его виды, название и звучание; познакомятся с произведением М.П. Мусоргского «Великий колокольный звон» вступление к опере «Борис Годунов»
  • учащиеся научатся: определять тембры колоколов, виды звонов, сопоставлять звучание колоколов с их оркестровой имитацией и собственным воспроизведением, ставить и решать учебные задачи, получат опыт исследовательско-творческой деятельности.
  • у учащихся будет формироваться: уважительное отношение к культуре и традициям своего города, русской культуре и духовной культуре в частности.
  • Метапредметные результаты:
  • личностные: воспитание любви и бережного отношения к истории и культуре своего края, проявление эмоциональной отзывчивости на получаемый материал;
  • регулятивные:  умение принимать и находить решение задачи, развитие навыков анализа, сопоставления и дифференциации, классификации и обобщения имеющихся знаний, умения активно слушать, грамотно выстраивать речь формулировать и оценивать свой ответ, умение слышать себя и контролировать свое исполнение;
  • познавательные: сопоставление имеющихся знаний, писк новых опираясь на предлагаемые источники, усвоение терминов и понятий;
  • коммуникативные:умение общаться со сверстниками, слушать своих товарищей, принимать и корректировать предложения других, вести диалог, работать в коллективе.

Образовательные ресурсы: З. Садовская «Мой город звоном знаменит», Видеоролик «Колокольный звон в Саввино-Сторожевском монастыре», презентация «Великий колокольный звон», фотогалерея известных русских колоколов, раздаточный материал: рабочий лист с заданиями, «Словарь интересных слов» (даются краткие определения новых для второклассников слов), картонная заготовка в форме колокольчика для выполнения домашнего задания, шумовые инструменты –  колокольчики.

Музыкальный материал: Е. Теличева, Сл. М. Долинова «Бубенчики», М. П. Мусоргский «Великий колокольный звон» Вступление к опере «Борис Годунов», аудиозапись колокольных звонов: благовест, набат, трезвон, Рождество» из репертуара группы «Волшебники двора».

Основная часть.

Рассмотрим подробнее основные этапы урока. Перед началом урока у учащимся выдается раздаточный материал, состоящий из рабочего листа с заданиями, «Словаря интересных слов» (даются краткие определения новых для второклассников слов), картонной заготовка в форме колокольчика для выполнения домашнего задания

  1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

Основная задача - создание эмоционально-художественной атмосферы урока с помощью видеоролика «Колокольный звон в Саввино-Сторожевском монастыре» и стихотворения звенигородской поэтессы Зои Садовской «Мой город звоном знаменит». Учащиеся без особого труда узнают свои знакомые в городе места, что уже у них вызывает маленькое чувство радости – «Я здесь был!».

  1. Формулировка темы урока.

Формулировку темы я считаю целесообразно выделить отдельным этапом урока, поскольку здесь я применяю методику постановки проблемной ситуации. Здание «Логическая цепочка»  где учащимся предлагается выявить основной общий признак, удалить «лишние» слова и выделить ключевое слово (монастырь, березка, звонница, барабан, молитва, облака, колокольный звон). В помощь учащимся дается «Словарь интересных слов», в которых есть определения всех «сложных» слов, которые не употребляются в обычной жизни детей этого возраста. На выполнение задание отводится 1 минута и 1 минута для обсуждения. Но за такой небольшой промежуток времени мы решаем сразу две задачи: активизации познавательных процессов, и повышение мотивации.

  1. Постановка учебной задачи.

Затем приступаем к анализу эпиграфа урока. Здесь важно верно сформулировать учебную задачу. Говорить о колокольном звоне можно бесконечно долго, это тема далеко не одного урока музыки. В нашем случае это второе знакомство с этим культурным и музыкальным явлением нашей жизни. И, главной задачей этого урока становится ответ на вопрос: «О чем и как поют колокола». На этом же этапе урока обозначаем ключевой музыкальный термин этого урока – тембр (окраска звука).

  1. Распевка.

Для меня очень важно, чтобы этот с одной стороны технический этап урока всегда имел смысловую нагрузку. В условиях предложенной темы – есть очень много вариантов для проявления креативности.

  • Сначала мы пытаемся изобразить большие колокола (подбирается слог «Бом» или «Дон», соответствующий звучанию в нижнем регистре). Параллельно проводим аналогии, что тембр зависит и от размера инструмента, и от его материала.
  • Затем разбираем фонетику самого слова «Ко-ло-кол». Слоги сами по себе звенят, глубоко и собранно. Разрабатывая средний регистр, мы в процессе деятельности совершаем еще одно маленькое открытие: «Вот почему колокол получил такое название»!
  • А как изобразим маленькие колокольчики? (дети могут предложить свои варианты слогов). А теперь попробуем соединить все три разных тембра. Если класс достаточно подготовлен, то на этом этапе уроке вполне может зазвучать многоголосье.
  • Специально для этого урока были приготовлены два красочных колокольчика настроенных на разные тоны. Делим класс пополам и сначала по очереди, а затем вместе пытаемся чисто воспроизвести звучание этих колокольчиков.
  • И завершает распевку небольшая песня Е. Теличевой на стихи М. Долинова «Бубенчики». Настроем к песне стало сообщение о том, что именно такой маленький полевой цветок стал прообразом первого колокола. А как он звучал ребята должны изобразить сами.

Таким образом, обычный и, по своей природе мало интересный, процесс разогрева голосового аппарата, в нашем случае решает массу педагогических задач, формирует регулятивные, познавательные (мы осознанно выращиваем интонацию в своем исполнении), коммуникативные и личностные УУД. Обращаю внимание на еще один важный момент, пение сопровождается определенными движениями по системе К.Орфа, что полностью погружает нас в интоноционно-исполнительскую деятельность.

  1. Теория музыки.

Итак, мы попытались изобразить как могут звучать колокола, а теперь пришло время разобраться, какой же смысл в этом звоне. Учащиеся ранее на уроках уже касались этой темы и имеют представление о видах колокольного звона: благовест, набат и трезвон. Поэтому этап коллективного обсуждения я опять-таки заменяю выполнением следующей текстовой задачи. В раздаточном материале дается обобщенное определение видов колокольного звона, перед учащимися ставится задача правильно распределить по ним музыкальные фрагменты. На выполнение работы отводится 2 минуты. Таким образом, мы вспоминаем звучание самих колокольных звонов, закрепляем теоретические знания и проводим темброво-интонационный анализ.

  1. Активное слушание музыки.

И только после такой большой подготовительной работы мы приступаем к знакомству с произведением классического музыкального репертуара. Перед нами стоит сразу несколько задач: раскрываем главную мысль автора, проводим аналогию между естественным звучанием звона и его оркестровой имитацией (отмечаем тембры звучащих инструментов), из предложенного списка определений подбираем наиболее подходящие к звучащей музыке и раскрашиваем изображенный на листе колокол в ту цветовую гамму, которая соответствует звучащим тембрам и музыкальным краскам. Такое насыщенное задание обусловлено обозначенной во введении проблеме: современным детям, особенно младшего школьного возраста очень сложно организовать себя во время слушания серьезной музыки. Поэтому я применяю здесь метод перевода в другую модальность, то есть в другие близкие художественные области. Благодаря этому, мы получаем почти полный интонационный анализ произведения. Подводя итоги этой работы и опрашивая варианты ответов мы закрепляем мелодическую линию только что звучавшего произведения собственным исполнением и подводим итог, выявляющий основной замысел композитора.

  1. Обобщение.

Чтобы обобщение материала урока не превратилось в банальное опрашивание детей, я предлагаю это сделать, возвращаясь к истории нашего города. История главного колокола, который увековечен на нашем флаге и гербе говорит о его силе. А представив себя в роли гида, рассказывающего иностранцам о колокольном звоне, учащиеся без труда восстановят нам материал урока. Опять мы видим активизацию всех УУД.

  1. Рефлексия.

И в заключении урока снова совместная вокально-исполнительская деятельность. Сейчас в преддверии Рождественских праздников все колокола России звучат особенно радостно, так как несут благую весть. Здесь я предлагаю дополнить свое исполнение звучанием легких маленьких колокольчиков. Также учащиеся получают творческое домашнее задание.

Помимо эмоционально-яркого завершения урока и часто создающихся ситуаций успеха, учащиеся оценивали свою работу в рабочем листе. В правой колонке после каждого задания им предлагается оценить свою работу по следующим критериям:

  • Выполнил задание быстро и правильно;
  • Выполнил задание быстро, но не правильно;
  • Выполнял задание долго, но верно;
  • Не справился с заданием.

Таким образом на протяжении всего урока работала система самоконтроля.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Материал урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Прогнозируемый результат

1.

Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Видеоролик «Колокольный звон в Саввино-Сторожевском монастыре»

Зоя Садовская «Мой город – звоном знаменит»

Мой город звоном знаменит

В воскресный день и в праздники

С утра до ночи он звенит

Колоколами разными.

Звенит Звенигород весной, когда звенят капели,

Звенят пичуги в летний зной в тени столетней ели,

Здесь листопад и тот звенит,

Собой скрывая пригород…

Мой город звоном знаменит –

На то он и Звенигород!

Читает стихотворение

Зои Садовской

Знакомятся с видеоматериалом, слушают учителя.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на получаемый материал

Создание эмоционально-художественной атмосферы урока.

2.

Формулировка темы урока

Раздаточный материал: здание 1. «Логическая цепочка» (монастырь, березка, звонница, барабан, молитва, облака, колокольный звон)

«Словарь интересных слов»

- Добрый день! Наше сегодняшнее знакомство я не случайно начала с сердца нашего любимого города. Думаю, вы с удовольствием назовете мне это место.

- Но, не о городе пойдет сегодня речь…

А о чем, вы мне скажете, выполнив следующее задание: зачеркните лишние слова, выделить цветом главное слово.

 - Какое слово получилось главным?

- Кто уже может озвучить тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют текстовую задачу, оценивают свой результат, формулируют тему урока и записывают ее в рабочий лист раздаточного материала.

Регулятивные:  умение принимать и находить решение задачи, формулировать и оценивать свой ответ

Познавательные: сопоставление имеющихся знаний, писк новых опираясь на предлагаемые источники.

Выполнение задания, решение проблемной ситуации.

3.

Постановка учебной задачи

Эпиграф урока (записан на доске и на раздаточном материале):

Много лет живете вы, колокола,

Много знаете о жизни на Руси,

Много сможете, наверно, рассказать,

Что нельзя забыть и что нельзя простить…

Дм. Белухин «Колокола»

- А кто-нибудь знает, о чем могут нам поведать колокола? Обратите внимание на эпиграф.

- У каждого колокола есть своя история и свой неповторимый голос, от чего это зависит?

 - Как называется окраска голоса (тембр)?

Формулируют учебную задачу: о чем и как поют колокола.

Анализ эпиграфа.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: воспитание любви и бережного отношения к истории и культуре своего края.

Коммуникативные: умение вести диалог, слушать своих товарищей.

Выявить суть рассматриваемой темы.

4.

Распевка

Комплекс распевочных упражнений, основанных на фонетике слова

Легенда о колокольчике.

Е. Теличева, Сл. М. Долинова «Бубенчики»

Ритмический оркестр.

- А теперь и мы попробуем изобразить тембры разных колоколов: распевка –  выращивание интонации звона.

- Почему именно колокольчик? (коротко рассказать суть легенды)

Работа с музыкальным произведением.

Работают вместе с учителем, разогревают голосовой аппарат, анализируя теоретический материал

Регулятивные: умение слышать себя и контролировать свое исполнение.

Познавательные: умение анализировать качество выполняемых действий в опоре на получаемую информацию

Коммуникативные: умение работать в коллективе, формирование эмоциональной отзывчивости на коллективную вокально-хоровую деятельность.

Разогреть голосовой аппарат, выявить фонематиескую основу слов: колокол, колокола, колокольчики.

5.

Теория музыки

Задача на определение видов колокольного звона. Раздаточный материал: задание 2. и музыкальные примеры (благовест, набат, трезвон).

«Словарь интересных слов».

- Подведем итог: тембр каждого колокола зависит от его размера материала и  предназначения.

- А каким бывает колокольный звон вы уже проходили на уроках раньше. Давайте вспомним и выполним следующее задание: организовать работу по определению видов колокольного звона.

Обобщают полученную информацию, выполняют задание, оценивают свой результат.

Личностные: уважительное отношение к культурным традициям.

Регулятивные: развитие навыков анализа, сопоставления и дифференциации и классификации имеющихся знаний, умения активно слушать.

Познавательные: усвоение терминов и понятий.

Выполнить задание по классификации колокольных звонов.

6.

Активное слушание музыки

М. П. Мусоргский «Великий колокольный звон» Вступление к опере «Борис Годунов»

Раздаточный материал: задание 3.

- Колокол  всю жизнь сопровождал русского человека. Поэтому очень часто композиторы его старались изобразить в своей музыке. Например, М.П. Мусоргскогий так начинает свою  оперу «Борис Годунов». Чтобы зрителю сразу стало понятно, о чем будет идти речь на сцене. У нас с вами сейчас достаточно информации, чтобы раскрыть задумку автора.

Слушая эту музыку вы выполняете задание 3.

Активно слушают и анализируют музыкальное произведение самостоятельно, выполняя предложенное задание, оценивают свой результат.

Личностные: формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение.

Регулятивные: развития навыков сравнения и сопоставления музыкального материала, выявление темброво-интонационной сути произведения.

Познавательные: поиск решения на поставленные задачи, анализ и синтез имеющихся знаний.

Выявить основную мысль композитора, объяснить какими средствами он это доносит до слушателя.

7.

Обобщение

Из истории звенигородских колоколов.

Анализ ответов, помочь сформулировать основную мысль М.П. Мусоргского, что развитие сюжета в опере будет проходить очень непросто, очень тревожно было в то время на Руси. Так и в жизни самих колоколов была у каждого своя.

Рассказать историю главного Звенигородского колокола – увековечен на гербе города.

- А город наш все больше и больше привлекает внимание. Представьте ситуацию, что к вам обратился турист-иностранец, что бы вы теперь смогли рассказать ему о колокольном звоне.

Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученную информацию

Личностные: воспитание гордости за свой город и культуру своего народа.

Регулятивные: умение обобщать и классифицировать свои знания, грамотно выстраивать речь.

Коммуникативные: умение общаться со сверстниками, слушать и корректировать предложения других, вести диалог.

Обобщение темы урока.

8.

Рефлексия

«Рождество» из репертуара группы «Волшебники двора»

- Этим уроком мы завершаем наш раздел учебника «О России петь, что стремиться в храм»

- А кто знает, какой у нас впереди православный праздник? Возьмем в руки наши легкие колокольчики и поведаем о нем радостным и нежным звоном.

Организация вокально-хоровой работы.

- Я оставляю вам на память о сегодняшнем уроке простой колокольчик, а вы дома раскрасьте его в такой цвет, какое у вас сегодня сложилось настроение. Жду фото ваших работ!

Работают вместе с учителем, выражая свое отношение.

Личностные: эмоциональная отзывчивость к происходящему на уроке.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля в коллективной деятельности.

Коммуникативные: умение работать в коллективе, слышать друг друга.

Эмоциональ

но-деятель

ностный финал урока.

Заключение.

В данной методической разработке я попыталась решить некоторые из остро стоящих на сегодня вопросов организации урока музыки:

  • Ввдедение в урок текстовых задач, способствовало развитию познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, повышающих мотивацию учащихся.
  • Постаралась реализовать известный всем, но не всегда применяемый системно-деятельностный подход, который заключается не в повторении действий учителя, а в собственном осмыслении через действие и проникновение в интонационную основу музыки.
  • Организовала активное слушания музыки с помощью дополнительных заданий.
  • Ввела методику К.Орфа как средство постижения и переинтонирования окружающего мира, а так же способствует реализации системно-деятельностного подхода.
  • Создание на уроке ситуаций успеха постоянно способствовало высокой мотивации учащихся.

Таким образом, цель нашей методической разработки урока достигнута, задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий колокольный звон

Презентация  "Великий колокольный звон" к уроку музыки для 2 класса  по программе Е. Д. Критской....

Разработка урока во 2 классе "Великий колокольный звон"

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава что звон» Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. В этом мы можем убедиться в стихах классиков...

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме " Великий колокольный звон", из раздела " О России - петь что стремиться в храм", по программе " Музыка" авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Ш...

"Великий колокольный звон"

Конспект урока по музыке во втором классе по программе Сергеевой Г.П.,Критской Е.Д. ,презентация с текстом к слайдам...

" Великий колокольный звон"

Внеклассное занятие для учащихся 2 класса...

Конспект урока 2 класса на тему "Великий колокольный звон"

Рассказ детям про великий колокольный звон....

Интегрированный урок по музыке и ИЗО во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон"

Технологическая карта урока музыки во 2 классе. II четверть. Раздел: «О России петь – что стремиться в храм». Тема: «Великий колокольный звон».Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С....