Технологическая карта урока музыки Музыкальные инструменты.Фортепиано 2 кл
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки во 2 «В» классе (УМК «Школа России») Студент: Ткаченко Елена Анатольевна Дата проведения: 4.10.2020 | |
Тема | Музыкальные инструменты. Фортепиано. |
Педагогическая цель | Способствовать формированию представлений о роли фортепиано в музыке, выразительных возможностях фортепиано, в создании различных образов, содействовать развитию умений определять жизненную основу музыкальных произведений, сопоставлять контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями, создать условия для ознакомления с детской музыкой П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева, воспитания грамотного слушателя. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Научится определять характер, настроение, интонационную и жанровую основу музыки; объяснить значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино;показать строение и механику работы фортепиано;познакомить с жизнью и творчеством П.И.Чайковского и С. С. Прокофьева. |
Личностные результаты | Проявляют эмоционально-ценностное отношение к музыке; расширяют свою ценностную сферу в процессе общения с музыкой, испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные:развивать слух, голос; уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки; определять средства музыкальной выразительности. Познавательные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной и классической музыки различных жанров; уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки; определять средства музыкальной выразительности;умение слышать и слушать музыку. |
Основные понятия и термины | Фортепиано, пианино, рояль, пианист, форте, пиано, пьеса. |
Методы, формы работы | Фронтальный; словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | Мультимедийная презентация, карточки для рефлексии. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников при готовности к сотрудничеству. | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Анатольевна, сегодня урок музыки проведу у вас я. - Присаживайтесь. - Ребята, повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачной работы. Я вам тоже желаю работать дружно, активно, и узнать для себя что - то новое. - Внимательно посмотрите, всё ли необходимое имеется у вас для урока.Так же, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Целеполагание. Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | Подведение к теме урока. | - Ребята, обратите внимание на доску. Сл.2 - Что изображено на ней? (музыкальные инструменты) - Правильно! Назовите мне их. (баян, скрипка, флейта, барабан, гитара) - Молодцы! Но сегодня мы с вами на уроке познакомимся ещё с одним музыкальным инструментом, который вы все знаете. - Чтобы узнать, что это за музыкальный инструмент, вам необходимо отгадать загадку. Сл.3 На концерте выступала Наша милая Татьяна, Как звезда она играла Целый час на… (Фортепиано) - Ребята, так как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня на уроке? (музыкальные инструменты) - А именно мы поговорим сегодня о фортепиано! Сл.4 | Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся. | Принимают учебную задачу; используют имеющиеся знания; Слушают учителя; Отвечают на вопросы. |
III. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Знакомство с терминами «Фортепиано», «Рояль», «Пианино», «Пианист». | - А как вы думаете, почему его так назвали? Как расшифровать его название? (ответы детей) Сл.5 - Фортепиано - клавишный музыкальный инструмент. Фортепиано в зависимости от желания музыканта могут играть как громко, так и тихо. Сильный удар - громкий звук (forte), слабый удар - тихий звук (piano). - Внимательно посмотрите на доску (указывает на клавесин). Сл.6 - А вот это клавесин - дедушка фортепиано! - Как вы думаете, почему я его назвала «дедушкой фортепиано»? (потому что изначально был клавесин, а потом, на его основе, придумали фортепиано) - Первое упоминание о клавесине было более шестистам лет назад! Представляете! Когда фортепиано был создан по его подобию только триста лет спустя. Поэтому его называют «дедушкой фортепиано», т. е. клавесин отошел на задний план, потому что его звук был не таким громким и ярким, какой позже появился у рояля. - Послушаем внимательно исполнение клавесина. (слушание) - Все заметили, как он отличается от всеми известного пианино, которое вы слышали почти на каждом уроке музыки? (ответы детей) - Теперь послушайте загадку. Сл.7 Очень музыку любили Две сестры, Наташа с Ниной, И поэтому купили Им большое… (Пианино) - Пианино – это дословно «маленькое фортепиано», уменьшенная копия фортепиано. Сл.8 - Итак, с каким инструментом мы сейчас познакомились? (мы познакомились с пианинном) - А что это такое пианино? (пианино – это дословно «маленькое фортепиано», уменьшенная копия фортепиано) - Правильно! Идём дальше. Сл.9 - Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (Рояль) - «Рояль» в переводе означает «королевский»- клавишный музыкальный инструмент. Клавиатура рояля такая же как у пианино, но звучит более мощно и ярко. Сл.10 - Итак, мы сейчас с каким музыкальным инструментом познакомились? (мы познакомились с роялем) - А что такое рояль? («Рояль» в переводе означает «королевский»- клавишный музыкальный инструмент. Клавиатура рояля такая же как у пианино, но звучит более мощно и ярко) - Кто такой пианист? (пианистом называют, человека, исполняющего музыкальные произведения на фортепиано) - Правильно! Пианист – это человек, который исполняет музыку на фортепиано. - А исполнитель - это музыкант, который играет на любом инструменте. Сл.11 - Сегодня мы ещё раз обратимся к уже знакомой нам музыке для детей Петра Ильича Чайковского эта пьеса из «Детского альбома» для фортепиано «Утренняя молитва». - И познакомимся с Сергеем Сергеевичем Прокофьевым и его пьесой для фортепиано «Утро» из альбома«Детская музыка». - Петр Ильич Чайковский жил и творил почти двести лет назад, а Сергей Сергеевич Прокофьев жил почти на полвека позже. Хочу обратить ваше внимание на то, какая разница в периодах жизни у композиторов, но творчество их не угасает и не забывается по сей день! | Рассказывает о понятиях «Фортепиано», «Рояль», «Пианино», «Пианист». Задает вопросы. | Слушают и воспринимают новую информацию. Отвечают на вопросы учителя. |
Рассказ о композиторе П. И. Чайковского. | - Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского, слушайте меня очень внимательно, потому что после прослушанного вам будет необходимо ответить на вопросы. Сл.12-13 - Петр Ильич Чайковский – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений. Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля 1840 года в небольшом городке Воткинске на Урале в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. В семье Петра Ильича не было профессиональных музыкантов, но все очень любили музыку: глава семейства играл на флейте, мать – на арфе и фортепиано. В биографии Петра Ильича Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. Чтобы стать композитором, Петр Ильич Чайковский окончил Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции. Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. | Ставит учебную задачу прослушать биографию композитора и ответить на вопросы для закрепления. | Слушают и воспринимают новую информацию о жизни и творчестве композитора. | |
Беседа о композиторе. | - В каком городе родился Пётр Ильич Чайковский? (в небольшом городке Воткинске на Урале) - На каких музыкальных инструментах любили играть его родители? (флейта, фортепиано, арфа) - В каком возрасте Пётр Ильич Чайковский уже умел играть на фортепиано? (в пятилетнем возрасте) - Сколько музыкальных произведений он написал?(он написал 80 музыкальных произведений) - Чтобы стать композитором, какое заведение ему пришлось закончить? (Петербургскую консерваторию) - Сколько создал опер? (14) - А сколько балета? (3) | Проводит первичное закрепление по прослушанному материалу, задает вопросы. | Закрепляют полученные знания, отвечая на вопросы учителя. | |
Слушание музыкального произведения. | - В «Детском альбоме», который написал Петр Ильич Чайковский всего 10 пьес, и мы с вами прослушаем пьесу для фортепиано «Утренняя молитва». - Ребята, а что такое молитва? (обращение к Богу) - А почему она называется утренней? (потому что человеческий день начинается с утра, он просыпается, открывает глаза, и он благодарен Богу за то, что он живёт на этой земле и он должен его благодарить) - Правильно! Ведь у многих людей день начинается с молитвы обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. - Итак, давайте повторим, что же такое молитва и почему она называется утренней? (молитва - это обращение к Богу, а утренняя она, потому что люди начинают свой день с утренней молитвы) - Правильно! Но перед прослушиванием мы ещё раз повторим, что такое пьеса? (пьеса – инструментальное произведение небольшого размера) - Молодцы! - Теперь после прослушивания вы должны будете ответить на вопросы, которые представлены на слайде. - Теперь сядьте как слушатель. - А как сидят слушатели? (правила слушателя) 1)Сидеть удобно; 2)Сидеть тихо; 3)Следить за звуками; 4)Думать о музыке; 5)Слушать инструменты; 6)Слушать, о чём она рассказывает. Сл.15 - Кто композитор прослушанного произведения? (Пётр Ильич Чайковский) - Как называется данная пьеса? («Утренняя молитва») - А из какого она альбома? (из «Детского альбома») - Какой музыкальный инструмент исполняет данную пьесу? (фортепиано) - Какой лад? (минор - грустный) - Динамика какая? (тихая) - Какой темп? (медленный) - Итак, как называется пьеса, которую мы сейчас с вами прослушали? (пьеса называется «Утренняя молитва») - А из какого альбома данная пьеса? (из «Детского альбома») - Кто композитор пьесы? (Пётр Ильич Чайковский) | Организовывает работу по прослушиванию музыкального произведения. | Приобретение умения осознанного высказывания о содержании, характере, особенностей языка музыкальных произведений разных эпох. | |
ФИЗМИНУТКА | - А теперь ребята давайте с вами немного отдохнём. - Встаньте и выйдите из-за ваших парт, смотрите на меня и повторяйте движения. Буратино потянулся, Раз нагнулся Два нагнулся. Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей на уроке. | Осуществляют практику утомления, повторяя движения за учителем. | |
Рассказ о композиторе С. С. Прокофьева. | - А теперь мы поговорим о жизни и творчестве второго композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, слушайте меня очень внимательно, потому что после прослушанного вам будет необходимо ответить на вопросы. Сл.16-17 Сергей Сергеевич Прокофьев – русский композитор, дирижер, пианист. Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии, в семье ученого-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева. Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Именно она привила любовь к музыке мальчику. Часто играла сыну Шопена и Бетховена. Начальное образование Прокофьев получил дома. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет. В возрасте 9-10 лет композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». С 1904 года учился в Петербургской консерватории. Сергей Сергеевич Прокофьев много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. Создавал прекрасные произведения для детей.Одним из увлечений Сергея Сергеевича Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку. | Показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт учащихся. | Слушают и воспринимают новую информацию. | |
Беседа о композиторе. | - Что вы интересного запомнили о композиторе? (ответы детей) - В каком городе родился Сергей Сергеевич Прокофьев? (в селе Сонцовка Екатеринославской губернии) - Кто занимался воспитанием Сергея Сергеевича Прокофьева? (его мама, она привила ему любовь к музыке) - Где получил начальное образование композитор? (дома) - Во сколько лет Сергей Сергеевич Прокофьев стал заниматься музыкой? (в 5 лет) - Какие оперы он написал в 9 лет? («Великан», «На пустынных островах») - Какое его было самое любимое увлечение? (одно из увлечений его было это шахматы) | Проводит первичное закрепление по прослушанному материалу, задает вопросы. | Закрепляют полученные знания, отвечая на вопросы учителя. | |
Слушание музыкального произведения. | - В альбоме «Детская музыка», который написал Сергей Сергеевич Прокофьев всего 12 пьес, написанных для детей, и мы с вами прослушаем пьесу для фортепиано «Утро». - Альбом «Детская музыка» - картинки природы и ребячьих забав, летний день с утра до вечера. Это цикл зарисовок, объединённых общим повествовательным ходом, и передающих чувство раскованности, свободы и своеобразного восторга, охватывающего ребёнка на природе. - А сейчас мы прослушаем данную пьесу и после прослушивания вы должна будете ответить на вопросы, которые представлены на слайде. -Теперь сядьте как слушатель. - А как сидят слушатели? (правила слушателя) 1)Сидеть удобно; 2)Сидеть тихо; 3)Следить за звуками; 4)Думать о музыке; 5)Слушать инструменты; 6)Слушать, о чем она рассказывает. Сл.19 - Кто композитор прослушанной пьесы? (Сергей Сергеевич Прокофьев) - Как называется данная пьеса? (пьеса называется «Утро») - А из какого она альбома? (из альбома «Детская музыка») - Какой музыкальный инструмент исполняет данную пьесу? (фортепиано) - Какой лад? (минор - грустная) - Динамика какая? (тихая) - Какой темп? (умеренный) - Итак, как называется пьеса, которую мы сейчас с вами прослушали? (пьеса называется «Утро») - А из какого альбома данная пьеса? (из альбома «Детская музыка») - Кто композитор пьесы? (Сергей Сергеевич Прокофьев) | Организовывает работу по прослушиванию музыкального произведения | Приобретение умения осознанного высказывания о содержании, характере, особенностей языка музыкальных произведений разных эпох. | |
Сравнительный анализ пьес «Утренняя молитва» и «Утро». | - Мы прослушали сегодня с вами два музыкальных произведения одинакового названия, но разных композиторов, а теперь выясним, что у них общего и чем они отличаются. - Ребят, какое первое музыкальное произведение мы слушали? (пьеса для фортепиано из «Утренняя молитва» из «Детского альбома) - Как называется втрое музыкальное произведение? (пьеса для фортепиано «Утро» из альбома «Детская музыка») - Ребята, если что-то схожее между двумя этими музыкальными произведениями? (да) - А что именно? (то, что оба композитора обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой, в музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей) - А что разного между двумя этими музыкальными произведениями? (музыка Петра Ильича Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Сергея Сергеевича Прокофьева рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней) - А характер этих двух музыкальных произведений одинаковый? (да) - Какой характер у первой пьесы? (спокойный, умиротворённый) - А какой характер у второй пьесы? (светлый, спокойный, таинственная) - Ребята, мы сейчас с вами выяснили, что характер данных пьес одинаковый, они обе спокойные. Например, пьеса Сергея Прокофьева «Утро» она неторопливая, спокойная, немного таинственная, изображает волшебную красоту восхода солнца, красоту природы, в«Утренней молитве» ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей. - Итак, мы можем сделать вывод, что пьеса «Утренняя молитва» из «Детского альбома» - это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром, а пьеса «Утро» из альбома «Детская музыка» передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. | Сравнивает с учащимися два музыкальных произведения, обобщает , задаёт вопросы, делает вывод. | Сравнивают два музыкальных произведения, обобщают. Отвечают на вопросы. | |
IV. Подведение итогов. Цель: оценить работу учащихся в ходе урока. Инициировать интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Обобщающая беседа. | - Итак, подведём итоги сегодняшнего урока. - Что такое фортепиано? (Фортепиано - клавишный музыкальный инструмент. Фортепиано в зависимости от желания музыканта могут играть как громко, так и тихо. Сильный удар - громкий звук (forte), слабый удар - тихий звук (piano)) - А что же такое пьеса? (пьеса – инструментальное произведение небольшого размера) - Как называется первая пьеса, которую мы сегодня с вами прослушали и из какого она альбома? (пьеса для фортепиано «Утренняя молитва» из «Детского альбома») - Кто композитор данной пьесы? (Пётр Ильич Чайковский) - С какой второй пьесой мы сегодня познакомились и из какого она альбома? (пьеса для фортепиано «Утро» из альбома «Детская музыка») - Кто композитор? (Сергей Сергеевич Прокофьев) | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Осуществляют активную и продуктивную деятельность. |
Рефлексия. | - На столах у вас лежат карточки «Для меня сегодняшний урок…», вам необходимо подчеркнуть фразу, характеризующая вашу работу на уроке по трем направлениям (какой для вас был урок? что вы делали на уроке? и какой итог на уроке вы получили?) - После завершения передайте листочки с последних парт на первую. - Молодцы! Урок окончен. - До свидания! | Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Обеспечивает оценивание учащимися своей работы на уроке. | Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, оценивают результаты своей деятельности ан уроке. |
Учитель: ________________ Методист: _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки. 3 класс "Музыкальные инструменты. Скрипка".
Урок разработан для 3 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергееевой.Цели урока: 1. Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте....
Технологическая карта урока музыки для 1 класса "Музыкальные жанры"
Проведение беседы о мелодии и музыкальных жанрах: песня, танец и марш. Рассказ о русском композиторе П.И.Чайковском и его «Детском альбоме»....
Технологическая карта урока музыки для 1 класса по теме «Музыкальная азбука» . Программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.
Технологическая карта урока музыки для 1 класса по теме «Музыкальная азбука»....
Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл".
Технологическая карта урока музыки в 4 классе разработана по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной (с применением ИКТ).Тема: «Театр музыкальн...
Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной
Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной...
Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыкальный сказочник"
Автор - составитель: Назарова Н.А., учитель музыки ГБОУ №13 Приморского района Санкт-Петербурга.Данная технологическая карта урока музыки "Музыкальный сказочник" разработана на основе програ...
Технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме "Какие бывают музыкальные интонации"
Это второй урок по теме "Музыкальные интонации".На этом уроке дети знакомятся с понятиями "драматическиепроизведения", "пунктирный ритм". Слушают Песню Клерхен "Грем...