Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыкальный сказочник"
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Автор - составитель: Назарова Н.А., учитель музыки ГБОУ №13 Приморского района Санкт-Петербурга.
Данная технологическая карта урока музыки "Музыкальный сказочник" разработана на основе программы "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной для общеобразовательных школ в соотстветствии с требованиями ФГОС. Тип урока - комбинированный, основные технологии: проблемно-диалогическая технология (фасилитированная дискуссия), элементы технологии критического мышления (кроссенс, синквейн), ИК-технологии (программа QR – коды).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_uroka_muzykal_nyy_skazochnik_.docx | 43.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Ф.И.О. учителя: Назарова Наталья Анатольевна
ГБОУ школа №13 Приморского района Санкт-Петербурга
Предмет: музыка
УМК: Музыка Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Класс: 4
Тип урока: Комбинированный
Образовательные технологии, методы, приемы: проблемно-диалогическая технология (фасилитированная дискуссия), элементы технологии критического мышления (кроссенс, синквейн), ИК-технологии (программа QR – коды), ретроспективный метод, наглядно-иллюстративный метод (презентация), метод размышления о музыке, метод подводящего и побуждающего диалога, метод наблюдения за музыкой, практический метод, прием двигательной импровизации.
Оборудование: компьютер, проектор, акустическая аппаратура, элементы восточных костюмов (чалма, опахало, платок с восточным орнаментом, украшения), красочная книга сказок «1001 ночь».
Методическое обеспечение, ресурсы: презентация в программе Microsoft PowerPoint, аудиозапись 1 части симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада» «Море. Синдбадов корабль», портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова, раздаточный материал: карточки для синквейна «Н.А. Римский-Корсаков», листочки – «кирпичики» для рефлексии и «крыша» с надписью «Урок».
Организация пространства: дети сидят за партами как обычно.
Тема года (тема раздела) | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | |||
Тема урока | Музыкальный сказочник | |||
Цель | Цель урока для учащихся | Педагогическая цель урока | ||
Осознание мастерства композитора Н.А.Римского-Корсакова на примере симфонической сюиты «Шехеразада» | Создание условий для осознания мастерства композитора Н.А.Римского-Корсакова на примере симфонической сюиты «Шехеразада» | |||
Задачи | Задачи урока для учащихся | Педагогические задачи урока | ||
1. Вспомнить сюжет сказок «1001 ночь», прослушать темы Шахриара и Шахерезады, выявить средства музыкальной выразительности и связать их с образом, передать музыкальный образ с помощью двигательной импровизации. 2. Прослушать 1 часть симфонической сюиты «Шехеразада» «Море. Синдбадов корабль», подобрать эпитеты, описывающие образ моря, в процессе беседы аргументировать своё понимание термина «музыкальная живопись». 3. При повторном прослушивании 1 части симфонической сюиты определить, в чем состоял авторский замысел произведения. 4. Вспомнить, какие еще музыкальные сказки Н.А.Римского-Корсакова имеют (несут) духовно-нравственную ценность. 5. Сделать вывод о мастерстве композитора Н.А.Римского-Корсакова в виде синквейна и сравнить ответы друг друга. | Воспитательные – содействовать достижению личностных результатов:
Развивающие – способствовать достижению метапредметных результатов (УУД):
Образовательные – обеспечить достижение предметных результатов:
| |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика, задания для учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
| Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность и предлагает решить кроссенс «Сказки», состоящий из фрагментов сказочных опер Н.А.Римского-Корсакова. Вы узнали эти сказки? | Приветствуют учителя, включаются в деятельность: решают кроссенс и определяют, что ключ его – сказки. Узнают их. | Повторение музыкальных сказок композитора Н.А.Римского-Корсакова, | Регулятивные (способность к мобилизации в учебную деятельность). Познавательные логические (анализ с целью выделения общего признака, установление причинно-следственных связей) |
| Сообщает, что эти сказки объединяет еще и личность композитора. Учитель демонстрирует портрет Н.А.Римского-Корсакова, просит узнать его. Вводит в словарь учащихся термин «Музыкальная сказка». Предлагает определить название сказки, о которой пойдет речь на уроке, путём рассуждения и, опираясь на атрибуты, присутствующие в классе (книга «1001 ночь», чалма, опахало, платок с восточным орнаментом, украшения). После прослушивания тем Шехеразады и Шахриара, предлагает вспомнить имена главных героев сюиты и их характеры, особенности восточной музыки, средства музыкальной выразительности в связи с образом. - Какие инструменты изображают тему Шахриара? (медные духовые) - Почему (они придают образу воинственности) - Динамика – форте (с целью изображения повелительной речи, приказ - Регистр низкий почему? (он уже немолод и мелодия становится грозной) - Какие инструменты изображают Шехеразаду? (скрипка, арфа) - Почему? (с целью подчеркнуть нежность и женственность образа, сладкий голос)…. Предлагает мальчикам изобразить Шахриара пОзой, мимикой, а девочкам - превратиться в восточных красавиц и движениями, мимикой изобразить Шехеразаду. Прослушиваем темы еще раз. Учитель комментирует позы, мимику, движения детей. | Рассматривают и узнают портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова. Осваивают понятие «музыкальная сказка» в процессе беседы. Определяют название произведения, которое будет звучать на уроке, пользуясь подсказками, присутствующими в оформлении класса. Определяют, каким героям какие предметы принадлежат. Слушают темы Шахриара и Шехеразады, вспоминают в процессе беседы имена героев, их характеры, особенности восточной интонации, средства музыкальной выразительности, определяют, что образы выразительные. Мальчики изображают Шахриара, а девочки - восточную красавицу Шахеразаду. Лучшие актеры на перемене после урока примерят костюмы героев. | Освоение понятия «Музыкальная сказка» Формирование навыка осмысленного слушания, узнавания музыки; закрепление знания средств музыкальной выразительности. Развитие умения передавать музыкальный образ с помощью двигательной импровизации | Коммуникативные (умение выстраивать диалогическую речь, участвовать в коллективном обсуждении, выражать точно и полно свои мысли) Личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, выражение личностного отношения через творческую деятельность). |
| Инициирует побуждающий диалог на тему мастерства композитора, опираясь на знания и опыт учащихся (тема звучит меньше минуты, а воображение слушателя уже нарисовало образ героя, его внешний и внутренний мир); подводит к определению темы урока, помогая наводящими вопросами: - как можно назвать композитора, который так мастерски изображает в музыке сказочных героев? Записывает тему на доске: «Музыкальный сказочник». Предлагает сформулировать цель урока, заполнив пробелы во фразе: «Осознание мастерства…… на примере…» | Участвуют в обсуждении, определяют тему урока, отвечая на наводящие вопросы. Формулируют цель урока, заполняя пробелы фразы. Осмысливают и принимают цель урока и задачи. | Осмысление понятий «Музыкальный сказочник», «мастерство композитора». | Регулятивные (определение темы и цели урока, готовность принимать учебные задачи). Коммуникативные (умение слушать ответы друг друга, участвовать в обсуждении) |
| Предлагает учащимся кратко вспомнить сюжет сказок «1001 ночь». Предлагает прослушать фрагмент из 1 части симфонической сюиты «Шехеразада» (с разработки до темы корабля), и попытаться понять, что описывает Шехеразада в своей первой сказке, какой образ? Организует анализ произведения с помощью фасилитированной дискуссии c опорой на алгоритм В.В.Петрушина, которому сопутствуют еще 2 прослушивания. 1.Выявление главного настроения,образа - почему решили, что это море? (в музыке слышно покачивание, плеск волн) - почему не речка или ручей? (мелодия широкая, регистр низкий, что говорит о просторе, объеме) Сообщает название 1 части «Море. Синдбадов корабль» Затем, организует второе прослушивание произведения и предлагает в процессе прослушивания записать в тетрадь прилагательные, описывающие море (это наглядно демонстрирует развитие и изменения художественного образа моря). Продолжается дискуссия: 2.Определение средств музыкальной выразительности 3. Рассмотрение особенностей развития художественного образа, опираясь на записи. В процессе дискуссии помогает детям средства музыкальной выразительности связать с образом, акцентирует внимание на понятии «музыкальная живопись» и изобразительности образа. Предлагает детям в процессе третьего прослушивания проследить развитие тем Шахриара и Шехеразады, ответив на три вопроса: - из какой темы «выросла» тема моря? Почему? - какая тема завершает произведение? - кто победит: Шахриар или Шахерезада? Продолжается дискуссия: 4. Выявление главной идеи произведения 5. Понимание позиции автора. 6. Нахождение собственного личностного смысла. Подводит учащихся к пониманию того, что Н.А.Римский-Корсаков не просто нарисовал музыкальную картину моря, но и описал поединок Шахриара и Шехеразады. Оружие Шахриара – грубая сила, оружие рассказчицы – ее литературный талант и фантазия. Он – мастер, объединивший в одном произведении и изобразительность моря, сказки и выразительные образы главных героев сказки! | Вспоминают сюжет сказок «1001 ночь». Осознанно прослушивают 1 часть симфонической сюиты «Шехеразада» и пытаются определить образ в музыке. Участвуют в обсуждении произведения (фасилитированной дискуссии). Повторно слушают произведение, в процессе которого записывают в тетрадь прилагательные, описывающие море. Затем, зачитывают по одному прилагательному, не повторяясь. Делают вывод, что образ моря постоянно меняется, анализируют средства музыкальной выразительности, устанавливают их связь с образом. Осознают, что композитору удалось мастерски изобразить, «нарисовать» море очень ярким и разным: он им любуется, наслаждается, но воспринимает его, как могучую стихию. Такие произведения называют «Музыкальная живопись», образ изобразительный. Третий раз осознанно слушают произведение и отвечают на вопросы. В процессе дискуссии выясняют, что тема моря «вырастает» из т.Шахриара, потому что они близки по характеру: суровые, сильные, величественные. Произведение заканчивается темой Шахриара, но измененной (она стала светлее и мягче), потому что грозный султан смягчился. Победа за Шехеразадой, султан дарует ей жизнь. Подходят к осознанию главной идеи произведения: грубая сила Шахриара бессильна перед мудростью и литературным талантом Шехеразады. Художник побеждает тирана. Ум и талант побеждает силу. Делают вывод, что Н.А.Римский-Корсаков мастерски объединил изобразительный образ моря и выразительные образы Шахриара и Шехеразады. | Закрепление понятия «симфоническая сюита». Знакомство с 1 частью симфонической сюиты «Шехеразада»Развитие умения выявлять образ в изобразительной и выразительной музыке. Закрепление навыка художественного анализа произведения с выходом на авторский замысел. | Коммуникативные (умение слушать ответы друг друга, участвовать в дискуссии, выражать точно и полно свои мысли, аргументировать ответ; развитие навыков суждения об основной идее произведения). Познавательные (умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать вывод) Личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание ценности таких качеств личности, как острый ум, мудрость, талант; ценностное отношение к понятиям «мастер», «художник»; понимание, что ценность произведения – это не только эстетическое удовольствие, но прежде всего, его нравственное содержание, затрагивающее этические чувства) |
| Учитель предлагает вернуться к кроссенсу и ответить на вопрос, в каких еще музыкальных сказках Н.А.Римского-Корсакова побеждают положительные качества героев: ум, добро, искренность, правда, любовь, талант, вера в чудо? | Рассматривают картинки кроссенса, вспоминают названия сказок и их мораль, участвуют в диалоге и делают вывод, что добро побеждает зло! Сказки учат добру. | Повторение названий произведений Н.А.Римского-Корсакова. Закрепление понятия «опера» | Личностные (понимание нравственно-этической ценности сказок, их воспитательную функцию и преимущества положительных качеств личности, уважительное отношение к творчеству композитора ) |
| Предлагает сделать вывод о мастерстве композитора Н.А.Римского-Корсакова в виде синквейна «Римский-Корсаков». Затем, просит сравнить свои синквейны с соседом по парте и отметить близкие по смыслу ответы. Желающие зачитывают их. | Делают вывод о мастерстве композитора и решают синквейн «Римский-Корсаков», сравнивают свои ответы с ответами соседа, отмечают общее, затем - выборочно зачитывают строки синквейна (по желанию) и сдают работу учителю для последующего анализа. | Обобщение представлений о ценности произведений Н.А.Римского-Корсакова и его мастерства, как Музыкального сказочника. | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, выполнять учебные действия) Познавательные (умение решать задачи творческого и поискового характера, сравнивать, обобщать) Коммуникативные (умение сотрудничать в парах, принимать мнение друг друга) Личностные (понимание ценности произведений Римского-Корсакова и его мастерства, как Музыкального сказочника) |
| Раздает ученикам «кирпичики» с вопросами и предлагает каждому ученику оценить свое участие в процессе урока и качество знаний, продолжив фразу, записанную на листочке: - Я узнал, что…. - Я научился ….. - Я почувствовал, что …. Просит разместить «кирпичики» под крышу «Урок» в определенную колонку и найти близкие для себя высказывания в других колонках. Учитель «складывает» ответы на каждый вопрос в одно утверждение. | Записывают продолжение фразы, размещают свои «кирпичики» под крышу в определенную колонку, знакомятся с высказываниями одноклассников из других колонок и устно выбирают близкие для себя. | Обобщение знаний | Регулятивные (навыки самооценки и осознание качества усвоения материала) Познавательные (умение четко и полно формулировать свои мысли) Коммуникативные (умение анализировать и принимать мнение друг друга) |
| Раздает QR-коды с 1 частью сюиты «Шехеразада» и задание на выбор: 1. Создать на компьютере или нарисовать афишу к произведению Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада» формат А3. 2. На перемене сфотографироваться в костюмах Шехеразады и Шахриара, наложить фон восточной тематики с помощью известных им программ, распечатать и поучаствовать в конкурсе «Лучший сказочный образ» | Вклеивают QR-коды, выбирают задание, при желании делятся по 2-3 человека, задают уточняющие вопросы. | Закрепление новых знаний. | Личностные (выражение личного отношения к изученному на уроке) Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"
В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....
Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».
Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Технологическая карта урока музыки в 4 классепо программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.Сеу4.Шмагиной...
Технологическая карта. Урок музыки.Тема: Цвет и звук:"Музыка витража"
Урок муыки 4 класс, на тему Цвет и звук: "Музыка витража". УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А
Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А...