Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыкальный сказочник"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Назарова Наталья Анатольевна

Автор - составитель: Назарова Н.А., учитель музыки ГБОУ №13 Приморского района Санкт-Петербурга.

Данная технологическая карта урока музыки "Музыкальный сказочник" разработана на основе программы "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной для общеобразовательных школ в соотстветствии с требованиями ФГОС.  Тип урока - комбинированный, основные технологии: проблемно-диалогическая технология (фасилитированная дискуссия), элементы технологии критического мышления (кроссенс, синквейн), ИК-технологии (программа QR – коды).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_muzykal_nyy_skazochnik_.docx43.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя: Назарова Наталья Анатольевна

ГБОУ школа №13 Приморского района Санкт-Петербурга

Предмет: музыка

УМК: Музыка Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Класс: 4

Тип урока: Комбинированный 

Образовательные технологии, методы, приемы: проблемно-диалогическая технология (фасилитированная дискуссия), элементы технологии критического мышления (кроссенс, синквейн), ИК-технологии (программа QR – коды), ретроспективный метод, наглядно-иллюстративный метод (презентация), метод размышления о музыке, метод подводящего и побуждающего диалога, метод наблюдения за музыкой, практический метод, прием двигательной импровизации.

Оборудование: компьютер, проектор, акустическая аппаратура, элементы восточных костюмов (чалма, опахало, платок с восточным орнаментом, украшения), красочная книга сказок «1001 ночь».

Методическое обеспечение, ресурсы: презентация в программе Microsoft PowerPoint, аудиозапись 1 части симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада» «Море. Синдбадов корабль», портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова, раздаточный материал: карточки для синквейна «Н.А. Римский-Корсаков», листочки – «кирпичики» для рефлексии и «крыша» с надписью «Урок».

 Организация пространства: дети сидят за партами как обычно.

Тема года

(тема раздела)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

Тема урока

Музыкальный сказочник

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Осознание мастерства композитора Н.А.Римского-Корсакова на примере симфонической сюиты «Шехеразада»

Создание условий для осознания мастерства композитора                    Н.А.Римского-Корсакова на примере симфонической сюиты «Шехеразада»

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1. Вспомнить сюжет сказок «1001 ночь»,  прослушать темы Шахриара и Шахерезады, выявить средства музыкальной выразительности и связать их с образом, передать музыкальный образ с помощью двигательной импровизации.

2. Прослушать 1 часть симфонической сюиты «Шехеразада» «Море. Синдбадов корабль», подобрать эпитеты, описывающие образ моря,  в процессе беседы аргументировать своё понимание термина «музыкальная живопись».

3. При повторном прослушивании 1 части симфонической сюиты определить, в чем состоял авторский замысел произведения.

4. Вспомнить, какие еще музыкальные сказки Н.А.Римского-Корсакова имеют (несут) духовно-нравственную ценность.

5. Сделать вывод о мастерстве композитора Н.А.Римского-Корсакова в виде синквейна и сравнить ответы друг  друга.        

Воспитательные – содействовать достижению личностных результатов:

  • Способствовать осознанию культурно-исторической ценности произведений композитора Н.А. Римского-Корсакова, ценности его мастерства.
  • Воспитывать уважительное отношение к творчеству композитора. 
  •  Способствовать выражению личностного отношения к героям произведения через творческую деятельность (двигательную импровизацию на уроке и в процессе выполнения домашнего задания).
  • Развивать духовно-нравственные этические чувства, эмоциональную отзывчивость, умение воспринимать красоту природы, понимать ценность сказки и преимущество положительных качеств личности (мудрости, находчивости, таланта, душевной красоты).

Развивающие – способствовать достижению метапредметных результатов (УУД):

  • Способствовать развитию интеллектуальной культуры: умению сравнивать, анализировать, обобщать информацию, выделять общий признак, делать вывод.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры: умения выстраивать диалогическую речь, участвовать в коллективном обсуждении, выражать точно и полно свои мысли, слышать ответы друг друга.
  • Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью: способности мобилизации в учебную деятельность, определения темы и цели урока, готовности принимать учебные задачи, способности выполнять учебные действия.
  • Способствовать формированию рефлексивной культуры: навыков самооценки, осознанию качества усвоения материала.

Образовательные – обеспечить достижение предметных результатов:

  • Закреплять навыки художественного анализа произведения и умение определять средства музыкальной выразительности в музыке.
  • Развивать умение осмысленного слушания, выявления образа в изобразительной и выразительной музыке, передавать музыкальный образ с помощью двигательной импровизации, понимать авторский замысел произведения.
  • Познакомить учащихся с 1 частью симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада», обозначить особенности восточной интонации.
  • Способствовать освоению понятий «Музыкальная сказка», «Музыкальная живопись», закрепление понятия «опера», «симфоническая сюита».
  • Формировать навыки творческой деятельности в процессе вокализации главных тем симфонической сюиты «Шехеразада».

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность и предлагает решить кроссенс «Сказки», состоящий из фрагментов сказочных опер Н.А.Римского-Корсакова. Вы узнали эти сказки?

Приветствуют учителя, включаются в деятельность: решают кроссенс и определяют, что ключ его – сказки. Узнают их.

Повторение музыкальных сказок композитора Н.А.Римского-Корсакова,

Регулятивные (способность к мобилизации в учебную деятельность).

Познавательные логические (анализ с целью выделения общего признака, установление причинно-следственных связей)

  1. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания)

Сообщает, что эти сказки объединяет еще и личность композитора.

Учитель демонстрирует портрет Н.А.Римского-Корсакова, просит узнать его. Вводит в словарь учащихся термин «Музыкальная сказка».

Предлагает определить название сказки, о которой пойдет речь на уроке, путём рассуждения и, опираясь на атрибуты, присутствующие в классе (книга «1001 ночь», чалма, опахало, платок с восточным орнаментом, украшения). После прослушивания тем Шехеразады и Шахриара, предлагает вспомнить имена главных героев сюиты и их характеры, особенности восточной музыки, средства музыкальной выразительности в связи с образом.

- Какие инструменты изображают тему Шахриара? (медные духовые)

- Почему (они придают образу воинственности)

- Динамика – форте (с целью изображения повелительной речи, приказ

- Регистр низкий почему? (он уже немолод и мелодия становится грозной)

- Какие инструменты изображают Шехеразаду? (скрипка, арфа)

- Почему? (с целью подчеркнуть  нежность и женственность образа, сладкий голос)….

Предлагает мальчикам изобразить Шахриара пОзой, мимикой, а девочкам - превратиться в восточных красавиц и  движениями, мимикой изобразить Шехеразаду.

Прослушиваем темы еще раз.

Учитель комментирует позы, мимику, движения детей.

Рассматривают и узнают портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова. Осваивают понятие «музыкальная сказка» в процессе беседы.

Определяют название произведения, которое будет звучать на уроке, пользуясь подсказками, присутствующими в оформлении класса. Определяют, каким героям какие предметы принадлежат. Слушают темы Шахриара и Шехеразады, вспоминают в процессе беседы имена героев, их характеры, особенности восточной интонации, средства музыкальной выразительности, определяют, что образы выразительные.

Мальчики изображают Шахриара, а девочки - восточную красавицу Шахеразаду.

Лучшие актеры на перемене после урока примерят костюмы героев.

Освоение понятия «Музыкальная сказка»

Формирование навыка осмысленного слушания, узнавания музыки;

закрепление знания средств музыкальной выразительности.

Развитие умения передавать музыкальный образ с помощью двигательной импровизации

Коммуникативные (умение выстраивать диалогическую речь, участвовать в коллективном обсуждении, выражать точно и полно свои мысли)

Личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, выражение личностного отношения через творческую деятельность).

  1. Постановка учебной задачи (формулирование темы урока, целеполагание)

Инициирует побуждающий диалог на тему мастерства композитора, опираясь на знания и опыт учащихся (тема звучит меньше минуты, а воображение слушателя уже нарисовало образ героя, его внешний и внутренний мир); подводит к определению темы урока, помогая наводящими вопросами:

- как можно назвать композитора, который так мастерски изображает в музыке сказочных героев?

Записывает тему на доске: «Музыкальный сказочник».

Предлагает сформулировать цель урока, заполнив пробелы во фразе: «Осознание мастерства…… на примере…»

Участвуют в обсуждении, определяют тему урока, отвечая на наводящие вопросы. Формулируют цель урока, заполняя пробелы фразы. Осмысливают и принимают цель урока и задачи.

Осмысление понятий «Музыкальный сказочник», «мастерство композитора».

Регулятивные (определение темы и цели урока, готовность принимать учебные задачи).

Коммуникативные (умение слушать ответы друг друга, участвовать в обсуждении)

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

Предлагает учащимся кратко вспомнить сюжет сказок «1001 ночь».

Предлагает прослушать фрагмент из 1 части симфонической сюиты «Шехеразада» (с разработки до темы корабля), и попытаться понять, что описывает Шехеразада в своей первой сказке, какой образ?

Организует анализ произведения с помощью фасилитированной дискуссии c опорой на алгоритм В.В.Петрушина, которому сопутствуют еще 2 прослушивания.

1.Выявление главного настроения,образа

- почему решили, что это море? (в музыке слышно покачивание, плеск волн)

- почему не речка или ручей? (мелодия широкая, регистр низкий, что говорит о просторе, объеме)

Сообщает название 1 части «Море. Синдбадов корабль»

Затем, организует второе прослушивание произведения и предлагает в процессе прослушивания записать в тетрадь прилагательные, описывающие море (это наглядно демонстрирует развитие и изменения художественного образа моря). Продолжается дискуссия:

2.Определение средств музыкальной выразительности

3. Рассмотрение особенностей развития художественного образа, опираясь на записи.

В процессе дискуссии помогает детям средства музыкальной выразительности связать с образом, акцентирует внимание на понятии «музыкальная живопись» и изобразительности образа.

Предлагает детям в процессе третьего прослушивания проследить развитие тем Шахриара и Шехеразады, ответив на три вопроса:

- из какой темы «выросла» тема моря? Почему?

- какая тема завершает произведение?

- кто победит: Шахриар или Шахерезада?

Продолжается дискуссия:

4. Выявление главной идеи произведения

5. Понимание позиции автора.

6. Нахождение собственного личностного смысла.

Подводит учащихся к пониманию того, что Н.А.Римский-Корсаков не просто нарисовал музыкальную картину моря, но и описал поединок Шахриара и Шехеразады. Оружие Шахриара – грубая сила, оружие рассказчицы – ее литературный талант и фантазия. Он – мастер, объединивший в одном произведении и изобразительность моря, сказки и выразительные образы главных героев сказки!

Вспоминают сюжет сказок «1001 ночь». Осознанно прослушивают 1 часть симфонической сюиты «Шехеразада» и пытаются определить образ в музыке.

Участвуют в обсуждении произведения (фасилитированной дискуссии).

Повторно слушают произведение, в процессе которого записывают в тетрадь прилагательные, описывающие  море.

Затем, зачитывают по одному прилагательному, не повторяясь. Делают вывод, что образ моря постоянно меняется, анализируют средства музыкальной выразительности, устанавливают их связь с образом.

Осознают, что композитору удалось мастерски изобразить, «нарисовать» море очень ярким и разным: он им любуется, наслаждается, но воспринимает его, как могучую стихию. Такие произведения называют «Музыкальная живопись», образ изобразительный.

Третий раз осознанно слушают произведение и отвечают на вопросы. В процессе дискуссии выясняют, что тема моря «вырастает» из т.Шахриара, потому что они близки по характеру: суровые, сильные, величественные. Произведение заканчивается темой Шахриара, но измененной (она стала светлее и мягче), потому что грозный султан смягчился. Победа за Шехеразадой, султан дарует ей жизнь.

Подходят к осознанию главной идеи произведения: грубая сила Шахриара бессильна перед мудростью и литературным талантом Шехеразады. Художник побеждает тирана. Ум и талант побеждает силу.

Делают вывод, что

Н.А.Римский-Корсаков мастерски объединил изобразительный образ моря и выразительные образы Шахриара и Шехеразады.

Закрепление понятия «симфоническая сюита».

Знакомство с 1 частью симфонической сюиты «Шехеразада»Развитие умения выявлять образ в изобразительной и выразительной музыке.

Закрепление навыка художественного анализа произведения с выходом на авторский замысел.

Коммуникативные (умение слушать ответы друг друга, участвовать в дискуссии, выражать точно и полно свои мысли, аргументировать ответ; развитие навыков суждения об основной идее произведения).

Познавательные

(умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать вывод)

Личностные

(эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание ценности таких качеств личности, как острый ум, мудрость, талант; ценностное отношение к понятиям «мастер», «художник»; понимание, что ценность произведения – это не только эстетическое удовольствие, но прежде всего, его нравственное содержание, затрагивающее этические чувства)

  1. Включение новых знаний в систему знаний и повторение*

Учитель предлагает вернуться к кроссенсу и ответить на вопрос, в каких еще музыкальных сказках Н.А.Римского-Корсакова побеждают положительные качества героев: ум, добро, искренность, правда, любовь, талант, вера в чудо?

Рассматривают картинки кроссенса, вспоминают названия сказок и их мораль, участвуют в диалоге и делают вывод, что добро побеждает зло! Сказки учат добру.

Повторение названий произведений Н.А.Римского-Корсакова.

Закрепление понятия «опера»

Личностные

(понимание нравственно-этической ценности сказок, их воспитательную функцию и преимущества положительных качеств личности, уважительное отношение к творчеству композитора )

  1. Подведение итогов по теме урока (личностные результаты)

Предлагает сделать вывод о мастерстве композитора Н.А.Римского-Корсакова в виде синквейна «Римский-Корсаков». Затем, просит сравнить свои синквейны с соседом по парте и отметить близкие по смыслу ответы. Желающие зачитывают их.

Делают вывод о мастерстве композитора и решают синквейн «Римский-Корсаков», сравнивают свои ответы с ответами соседа, отмечают общее, затем - выборочно зачитывают строки синквейна (по желанию) и сдают работу учителю для последующего анализа.

Обобщение представлений о ценности произведений  Н.А.Римского-Корсакова и его мастерства, как Музыкального сказочника.

Регулятивные

(готовность принимать учебные задачи, выполнять учебные действия)

Познавательные (умение решать задачи творческого и поискового характера, сравнивать, обобщать)

Коммуникативные (умение сотрудничать в парах, принимать мнение друг друга)

Личностные (понимание ценности произведений Римского-Корсакова и его мастерства, как Музыкального сказочника)

  1. Рефлексия (осознание учащимися качества своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка)

Раздает ученикам «кирпичики» с вопросами и предлагает каждому ученику оценить свое участие в процессе урока и качество знаний, продолжив фразу, записанную на листочке:

- Я узнал, что….

- Я научился …..

- Я почувствовал, что ….

Просит разместить «кирпичики» под крышу «Урок» в определенную колонку и найти близкие для себя высказывания в других колонках.

Учитель «складывает» ответы на каждый вопрос в одно утверждение.

Записывают продолжение фразы, размещают свои «кирпичики» под крышу в определенную колонку, знакомятся с высказываниями одноклассников из других колонок и устно выбирают близкие для себя.

Обобщение знаний

Регулятивные (навыки самооценки и осознание качества усвоения материала)

Познавательные

(умение четко и полно формулировать свои мысли)

Коммуникативные (умение анализировать и принимать мнение друг друга)

  1. Домашнее задание

Раздает QR-коды с 1 частью сюиты «Шехеразада» и задание на выбор:

1. Создать на компьютере или нарисовать афишу к произведению Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада» формат А3.

2. На перемене сфотографироваться в костюмах Шехеразады и Шахриара, наложить фон восточной тематики с помощью известных им программ, распечатать и поучаствовать в конкурсе «Лучший сказочный образ»

Вклеивают QR-коды, выбирают задание, при желании делятся по 2-3 человека, задают уточняющие вопросы.

Закрепление новых знаний.

Личностные

(выражение личного отношения к изученному на уроке)

Регулятивные (готовность  принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Технологическая карта урока  музыки в 4  классепо программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.Сеу4.Шмагиной...

Технологическая карта. Урок музыки.Тема: Цвет и звук:"Музыка витража"

Урок муыки 4 класс, на тему Цвет и звук: "Музыка витража". УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А

Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А...