Технологическая карта по музыке по теме "Симфоническая сказка "Петя и волк"
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по музыке (4 класс)
Тема урока | Симфоническая сказка «Петя и волк» | ||||||||
Тип урока | Комбинированный урок | ||||||||
Цель урока | Знакомство с симфонической сказкой «Петя и волк» | ||||||||
Задачи урока | Образовательные: познакомить с инструментами симфонического оркестра на примере сказки «Петя и волк». Развивающие: развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русской культуре. | ||||||||
Планируемые результаты изучения темы | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Ученик научится: узнавать основные закономерности музыкального искусства (сифоническая сказка); определять какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра; определять героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии. | Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. | Ученик получит возможность формирования: учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовности целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способности осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; представления о причинах успеха в учебе; представления о моральных нормах поведения. | |||||||
Ресурсы | |||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | |||||||
- | - | Презентация | |||||||
Этапы урока | |||||||||
№ | Этапы, Продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||
1. | Организационный этап 2 мин | Эмоционально настроить детей на предстоящую работу. | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте начнем наш урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу! Пусть весь урок вас будет сопровождать только хорошее настроение. | Метод: словесный. Форма: фронтальная. Приём: психологическая разрядка. | Приветствуют учителя. Позитивно настраиваются на работу. | Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. | |||
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 5 мин | Определить тему и цель урока. | Сегодняшний урок мы начнем с поэтической загадки: С болота, поросшего ряской, С полей, из лесного дупла, Певучая, добрая сказка По нотным тропинкам сошла. К тесовому дому под ели, Тропинка тебя приведет, Расскажет о Пете и Волке, Квартет, и кларнет, и фагот. Упрятаны в нотных страницах, Поляны, луга и леса. Для каждого зверя и птицы у сказки свои голоса: Пичугою флейта просвищет, Закрякает уткой фагот, А злого презлого волчищу, Валторны заменят собой, Однако к чему торопиться? Твоя эта сказка, бери, Волшебные двери- страницы, В нее поскорей отвори. -Ребята, работаем активно, за каждый верный ответ получаем нотку. Самый эрудированный ученик в конце урока становится дирижером нашего оркестра. О каком музыкальном произведении рассказывает это стихотворение? Это обычная сказка? Что отличает её от других сказок? Ребята, а почему сказка называется «симфоническая»? Совершенно верно! Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя тема, которую играет определенный музыкальный инструмент. Ребята, как вы думаете какова тема урока? Молодцы, вы правильно определили тему урока. Мы ознакомимся с симфонической сказкой С.С. Прокофьева «Петя и волк». | Метод: словесный. Форма: фронтальная. Прём: наводящие вопросы. | Слушают поэтическую загадку О сказке «Петя и волк» Это музыкальная симфоническая сказка Её играет симфонический оркестр. Симфоническая - от слова симфония. Симфоническая сказка о Пете и волке. | Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | |||
3. | Актуализация знаний 6 мин | Познакомиться с творчеством Сергея Сергеевича Прокофьева | А сейчас давайте послушаем доклад, который подготовил ученик С. О творчестве С.С. Прокофьева. Хорошо, спасибо. Получился хороший доклад. Положи дневник на стол. Ребята, так в каком году была написана сказка? Для того чтобы написать такую сказку-учебник, нужно очень хорошо знать оркестр, слышать внутренним слухом, «про себя», звучание каждого инструмента в отдельности и представлять себе, хорошо ли они звучат вместе при исполнении той или иной мелодии; твердо помнить достоинства и недостатки каждого инструмента. Музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. Мы в этом убедимся, познакомившись с симфонической сказкой Сергея Сергеевича Прокофьева “Петя и волк”. | Метод: словесный. Форма: индивидуальная. Приём: доклад. | Один ученик рассказывает, зо что получает отметку, остальные слушают. Сказка «Петя и волк» была написана в 1936 году. | Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. Ученик получит возможность формирования: учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовности целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способности осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; представления о причинах успеха в учебе; представления о моральных нормах поведения. | |||
4. | Первичное усвоение новых знаний. 10 мин | Определять какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра; определять героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии. | Ребята, посмотрите на слайды, в какую группу инструментов входят скрипка, альт, виолончель, контрабас? Молодцы ребята, а теперь посмотрите в какую группу инструментов входят флейта, гобой, кларнет, фагот? Правильно ребята, а теперь посмотрите в какую группу инструментов входят труба, тромбон, волторны? Хорошо, ребята, а теперь давайте посмотрим в какую группу входят барабан, литавры, гром? Петя - главный герой сказки. Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. (Слушание). Какой характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации вы услышали в этой мелодии? (Слушание). В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? Какие инструменты исполняют тему Пети? Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Послушайте тему Дедушки у С.Прокофьева, определите характер звучавшей интонации. (На экране – Дедушка). Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. Какой инструмент исполняет тему Дедушки? Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий? В состав оркестра включается новый инструмент. На экране – Кошка, Утка, Птичка Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание). Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта? Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку). Почему вы решили, что это кошка? На экране – Утка, Охотники, Волк Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ). (на экране – Уточка). Какой тембр у гобоя? К какой группе инструментов он относится? На экране – Петя, Кошка, Охотники, Волк. Кого из героев сказки изображает эта мелодия? Какой тембр у валторны? К какой группе инструментов она относится? Кого из действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили? Как же изобразил охотников Прокофьев? Молодцы! Физкультминутка (1 мин) Ребята, давайте немного разомнемся Вставайте, повторяем движения за героем | Метод: словесный. Форма: фронтальная. Прём: наводяшие вопросы. | Смотрят на слайд, какие инструменты входят в эту группу. Струнно-смычковые Деревянно- духовые Медно-духовые Ударные Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует. Это марш Тему Пети исполняет квартет струнных смычковых инструментов. Перечисляют инструменты Дедушка сердитый, строгий. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю. Дети внимательно слушают учителя Фагот Сердитый, ворчливый, густой, низкий Это птичка Её тему исполняет флейта. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками. Веселое, радостное, счастливое, беззаботное. Флейта – деревянный духовой инструмент. Тему исполняет кларнет. Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки хитренький, острожный. Уточка! Тему исполняет гобой. Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает. Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, в нижнем регистре. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. Валторна – самый высокий по звучанию из группы медных духовых инструментов оркестра. Её голос - поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил три валторны изображать рычание волка. Охотников Звучанием литавр и большого барабана (изображение выстрелов). Дети встают, повторяют движения за героем | Ученик научится: узнавать основные закономерности музыкального искусства (сифоническая сказка); определять какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра; определять героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии. Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. | |||
5. | Вокальная работа 10 мин | Исполнить песню. | Ребята! Как вы думаете, что помогло Пете, Уточке, Птичке и Кошке не попасть в зубы злому Волку? Конечно же, дружба! Давайте исполним «Песню о дружбе». Распевание. Исполнение «Песни о дружбе». | Метод: словесный. Форма: фронтальная. Прём: исполнение песни. | Дружба! | Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. | |||
6. | Рефлексия. Подведение итогов. 7 мин | Анализировать работу. | Ребята! Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? Вы работали очень активно. Молодцы! А вот и настал момент определить, кто же будет дирижером нашего оркестра. Пересчитайте нотки и покажите, сколько каждый из вас заработал на уроке ноток за ответы? Самым эрудированным музыкантом сегодня был _____________, ему я вручаю дирижерскую палочку, с помощью которой он продирижирует заключительным маршем сказки «Петя и волк», а вы покажите движениями рук как играет тот инструмент оркестра, который понравился больше всего. Звучит музыка «Шествия», выбранный дирижер руководит вымышленным оркестром. | Метод: словесный. Форма: фронтальная, индивидуальная. | Мы научились различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду. Определили героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии. Выяснили, какие музыкальные инструменты необходимо ввести в состав симфонического оркестра для исполнения сказки «Петя и волк» Сергей Прокофьева. | Ученик получит возможность формирования: учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. | |||
7. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин | Дать домашнее задание. | Открываем дневники и записываем домашнее задание: нарисовать героев сказки. | Метод: словесный. Форма: фронтальная. | Записывают домашнее задание. | Ученик получит возможность формирования: учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательного мероприятия по технологии АМО. Тема: Традиционные сказки о животных. Народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Урок плотный и насыщенный, но не в ущерб здоровью детей за счет равномерного распределения различных видов заданий и чередование мыслительной деятельности с разминкой, определение времени подачи...
Технологическая карта урока музыки во 2 классе Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С. С. Прокофьева "Петя и волк"
Технологическая карта урока музыки...
4 класс Литературное чтение (учебник В.Ю. Свиридовой ) Сочинение по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» Технологическая карта урока
Урок позволяет ознакомить с жизнью и творчеством М.В.Васнецова, учить «читать» картину, воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа, развивать умение составлять текст на заданн...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме: "Иван-царевич и серый волк"
Изучение новой сказки "Иван-царевич и серый волк", знакомство с главными геоями.На уроке проходит знакомство с новым материалом по данной теме. Для более глубокого понимания материала исполь...
Технологическая карта урока чтения по теме « Лисичка – сестричка и волк (русская народная сказка)» (4 класс)
Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы....
Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" ( 4 класс) , УМК "Школа России"
Цель урока: формирование умений у обучающихся написать сочинение- описание по картине.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова.2.Учить обучающихся писать сочи...