4 класс Литературное чтение (учебник В.Ю. Свиридовой ) Сочинение по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» Технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок позволяет ознакомить с жизнью и творчеством М.В.Васнецова, учить «читать» картину, воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа, развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, последовательность в его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными его предложениями. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_literaturnoe_chtenie.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс Литературное чтение (учебник В.Ю. Свиридовой с.179 «Картинная галерея») Тема: Сочинение по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | |
Педагогическая цель | Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя) |
Задачи урока: | Познакомить с жизнью и творчеством М.В.Васнецова, учить «читать» картину, воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа, развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, последовательность в его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными его предложениями. |
Планируемые | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов |
Личностные | Иметь эстетические потребности, ценности и чувства; проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – используют иллюстрации для решения учебной задачи; логические – Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи |
Формы организации деятельности детей | коллективная, индивидуальная. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Развитие речи. Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор; мультимедийное приложение к уроку (презентация,); |
Образовательные ресурсы | Учебник, с.179. Репродукция картины М.В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке», презентация к уроку |
Ход урока 1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 2. Самоопределение к учебной деятельности 3. Постановка учебной задачи 4. Усвоение новых знаний и способов действий. 5. Закрепление знаний и способов действий 6. Итог 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке– | Учитель: Подровнялись.Тихо сели. На соседа посмотрели. Дружелюбно улыбнулись. И ко мне все повернулись. Учитель: Где работают дружно,А спорят по делу, Там и сказке можно Появиться смело! -Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся? (в сказку). -А поможет нам попасть в сказку художник М.В. Васнецов. -Где вы слышали это имя? (на уроке литературного чтения, когда читали «Иван-царевич и серый волк» рассматривали иллюстрации художника) - На уроке мы будем писать сочинение по картине художника М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке». -Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (учиться описывать картину, правильно строить предложения, составлять текст и др.) Рассказ о жизни художника М.В.Васнецова. -Давайте сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём. С творчеством В.М.Васнецова мы с вами ещё не знакомы. Но у нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике. В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта.С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами. -Посмотрите, какие замечательные картины написал В.И.Васнецов. Пока вы их будете рассматривать , я вам зачитаю слова А.И.Успенского , сказанные им о В.М.Васнецове : « Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времён». Действительно, рассматривая его картины, мы видим, как он изобразил богатырей на своей картине, какая у него замечательная Снегурочка, посмотрите на задумчивую Алёнушку и Прекрасную Елену с Иваном –царевичем. -Сегодня у нас великолепная возможность ближе изучить картину « Иван-царевич на Сером волке». Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, мы должны провести подготовительную работу. Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в темный лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры,- цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира. Перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова « Иван – царевич на Сером волке» Посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях. Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей картины. Обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо). Беседа по содержанию сказки. - Перед тем, как начать работу над сочинением, вспомните содержание сказки «Иван-царевич и серый волк». Работа по картине. -Рассмотрите более внимательно репродукцию картины М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке», найдите её в «Картинной галерее» учебника. - Давайте представим себя в мастерской Виктора Михайловича Васнецова. Тишина. Пахнет красками, скипидаром, деревом. Берет художник в руки кисть, и видится ему лес. Зловеще сплелись ветки деревьев-великанов. Мхом, лишайником заросли почерневшие от времени стволы. Сыро. Топко. Что-то недоброе мерещится. Вспоминает Васнецов одну из своих любимых сказок: "Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает." Для написания сочинения нам помогут подготовительные упражнения :
Ребята обязательно все свои высказывания фиксируют в тетрадях.
При написании сочинения по картине вам помогут вопросы:
Все вопросы у вас на столе вам в помощь. Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим. Примерный план:
-Составьте примерный текст по плану. (заслушиваются 1-2 ученика) Словарно- орфографическая работа. - Ребята, давайте подробно рассмотрим каждый образ картины. Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная. Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской. Скачка: быстрая, стремительная. (запись в черновиках нужных слов). Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота. Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится. 1.Сочинение по картине. Самостоятельная работа над сочинением. (Письмо по плану и опорным словам) 2.Проверка работы. Дети читают свои сочинения. -Чья работа вам больше понравилась? Почему? Закончите предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Ивана Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"
Разработка урока, технологическая карта, презентация к уроку....
Сочинение по картине Виктора Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке"
Раздаточный материал содержит план с опорными словами...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»» 4 класс, УМК Л.В. Занкова, учебник Свиридова В.Ю.
Данный конспект может быть исползован на уроках литературного чтения в 3-4 классе. Урок составлен по технологии системно-деятельностного подхода и технологии творческого чтения....
Урок литературного чтения во 2 классе "Сочинение по картине В.Васнецова "Иван Царевич на сером волке".
Урок и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Сочинение по картине В.В. Васнецова "Иван Царевич и Серый Волк"....
Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" ( 4 класс) , УМК "Школа России"
Цель урока: формирование умений у обучающихся написать сочинение- описание по картине.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова.2.Учить обучающихся писать сочи...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Русские народные сказки. Иван - царевич и Серый волк" ( УМК "Школа России" 3 класс)
Тема: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»Цели деятельности учителя: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки...
Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине И.Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"
Данный материал можно использовать на уроке русского языка в 3 классе при подготовке к написанию сочинения по картине И.Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"...