Межпредметные связи на уроках музыки
статья по музыке (2, 3, 4 класс)
Межпредметные связи на уроках музыки.
Композитор Георгий Васильевич Свиридов и поэт Игорь Северянин.
Тихонова Елена Анатольевна
учитель музыки
Гимназии №116
Приморского района
города Санкт-Петербурга
Введение.
Историю музыки невозможно представить без поэзии, живописи, всего мира искусства. И как показывает практика, связь музыки и других искусств является основополагающей особенностью, когда все композиторы, поэты, художники через временные нити видят ход истории через века. Так было с многими произведениями великих композиторов. Эти связи играют важную роль не только в музыкально-поэтическом, но и в духовно-патриотическом воспитании тех, кто будет нашим будущим. С самого раннего детства закладывается фундамент для видения искусства не только со стороны музыкальной или поэтической связи, но и важнейшей духовно -патриотической направленности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся.
«Музыка для меня та же поэзия и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая» (Ромен Роллан)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_svyazi_na_urokah_muzyki.docx | 24.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Межпредметные связи на уроках музыки.
Композитор Георгий Васильевич Свиридов и поэт Игорь Северянин.
Тихонова Елена Анатольевна
учитель музыки
Гимназии №116
Приморского района
города Санкт-Петербурга
Введение.
Историю музыки невозможно представить без поэзии, живописи, всего мира искусства. И как показывает практика, связь музыки и других искусств является основополагающей особенностью, когда все композиторы, поэты, художники через временные нити видят ход истории через века. Так было с многими произведениями великих композиторов. Эти связи играют важную роль не только в музыкально-поэтическом, но и в духовно-патриотическом воспитании тех, кто будет нашим будущим. С самого раннего детства закладывается фундамент для видения искусства не только со стороны музыкальной или поэтической связи, но и важнейшей духовно -патриотической направленности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся.
«Музыка для меня та же поэзия и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая» (Ромен Роллан)
Георгий Васильевич Свиридов.
Музыка композитора Георгия Васильевича Свиридова постоянно звучит в концертных залах, по телевидению и радио. Большое духовное и музыкальное наследство выразилось в отношении композитора к Родине, нашло выражение в огромном количестве произведений-симфонических, вокально-хоровых, в которых образ Отчизны предстаёт перед слушателями, как монументальная звуковая фреска, в которой Свиридов музыкальной кистью рисует Россию «Страну простора, страну песни, страну минора, страну Христа!».
«Музыка, -писал Г.В. Свиридов, -предназначена для духовного совершенствования человека. В этом её основная миссия»
Творчество Георгия Васильевича Свиридова неразрывно связано с образным миром поэзии, а круг поэтов, чьи стихи легли в основу его музыки (кантат, ораторий, вокальных циклов, отдельных романсов и песен) чрезвычайно широк. В музыке Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражается в богатстве оркестровых красок, оригинальной ладовой структуре, кристально чистых мелодиях.
Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитор использует интонационно -ладовые элементы древнего православного знаменного распева. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя, прежде всего, сыном своей земли.
В самой музыке Г.В. Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и художественными вехами русской культуры.
Вокально-хоровую музыку Г. В. Свиридова невозможно спутать ни с какой другой -её образный мир, берущие за душу интонации, доступность, покоряют слушателей с первых звуков.
Тема Родины проходит через все произведения композитора, своей музыкой он заставляет думать, скорбить и мыслить. И здесь невозможно не упомянуть о произведении, известным нам под названием «Запевка», на слова поэта Игоря Северянина. Как уже упоминалось, Георгий Васильевич в своём творчестве обращался к творчеству разных поэтов. Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский, но именно в коротком стихотворении Игоря Северянина прозвучало глубочайшее понимание истоков русской духовности. В произведении, длящемся не более 3-х минут, встаёт огромный пласт поэтической насыщенности и драмы. Глубокая прозорливость открывает глаза на бесценное сокровище, имя которой –«Россия». Патриотизм наполняет музыку светом, как от духовно зажженной свечи, излучая тепло и давая огромную внутреннюю поддержку слушателям.
Свиридов развил и продолжил традиции вокальной и вокально -симфонической музыки, продолжая дело русских классиков. Используя в своём творчестве традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного распева, композитор приумножил значение русской музыки.
Сочинения Г.В. Свиридова для хора, A cappella, наряду с произведениями ораториально -кантатного жанра — это один из самых глубоких разделов его творчества. Композитор создаёт собственную музыкально -образную концепцию, при всём при том, не разрушая поэтическое очарование произведения, а музыкой преобразовывая его в новый формат, придавая русский колорит и возвышая над обычным и понятным «словом».
Техника хорового письма отличает широкая тембровая палитра. Удивительная драматургия заложена в основе этого произведения. Мужские и женские голоса образуют большой диапазон. В конце произведения приходят к общему знаменателю -удивительной стройности линии и кульминации.
Поэт Игорь Северянин.
Игорь Васильевич Лотарёв, известный под псевдонимом Игорь Северянин поэт серебряного века. Его стихи отличают манерность, декоративность, вычурность образного ряда часто видится декадентская стилистика: В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом, по аллее олуненной Вы проходите морево… («Кензель», 1911г.), но после того, как поэт уехал в эстонский рыбачий поселок Тойла, начинается новый период в его творческой жизни. В Эстонии вышли его новые книги – (1919 – 1932): «Эстляндские поэзы», «Вервэна», «Миррелия», «Соловей», «Роса оранжевого часа», стихотворный автобиографический роман «Колокола собора чувств», «Поэты Эстонии», «Адриатика». Эти книги – свидетельства рождения нового Северянина, который уже ушел от воспевания «шумных платьев муаровых» и «ананасов в шампанском». Теперь его занимают размышления о России, о своей судьбе, он пересматривает свои общественные приоритеты и эстетические взгляды.
Стихотворение написано в 1925 году. Несколько лет назад поэт с семьей, обосновавшись в Эстонии, вдруг оказался отрезанным от России. Год начался многообещающе: поэт с успехом выступает на литературных вечерах. Однако вскоре накрывает черная полоса. Мир изменился, а Серебряный век пришел к своему закату. Он черпал утешение в семье, природе. По жанру «Запевка»– патриотическая лирика, только пафос в ней слит с душевностью, 3 строфы с парной рифмовкой. Автор не претендует на оду или гимн, нет в его бесхитростных строчках и грозного дыхания эпохи. В нескольких двустишиях он лишь благословляет утраченную Родину. Само название стиха – лишь зачин, вступление к песне. Исполняемой, прочувствованной народом, а не одним человеком. Образы в ней вечные, и ничего не сказано о созидании нового мира и человека. Стих построен на россыпи сравнений, каждую строфу открывает один и тот же рефрен, анафора. Образ страны в стихе идеальный, и вневременной, и с ностальгией – по прошлому. Пейзаж стиха ясный, солнечный, щедрый: лесные горы, весна. Мать и невеста – еще два знаковых образа, вполне универсальных для любого человека. Это произведение Игоря Северянина полностью пропитано любовью к Родине, в каждом слове видится величественная и могущественная Россия. Здесь понятие необъятности объясняется и названием стихотворения «Запевка», поэт как бы даёт начало песне, ведь объять необъятное даже духовно невозможно. Об этом он повествует в одном из двустиший:
О России петь, что тоску забывать,
Что Любовь любить, что бессмертным быть
«Бессмертным быть»: вне плена этого мира, его ужасов и собственных ошибок. Лексика стиха проста, но одухотворена, интонация чуть задумчивая. Все строфы построены по единому принципу, с чередой выразительных тире, повторов, перечислений, многоточиями и единственным восклицанием в финале. В своей зрелой лирике поэт часто отказывается от приемов, сделавших его когда-то скандально знаменитым. Вот и здесь никакого эксцентрического словотворчества, урбанистического пейзажа, примет эпохи модерна. Его лирический герой больше не занят собой, он словно поет отходную по исчезнувшему миру и собственной жизни.
Удивительно, но в нескольких строчках, где используются простые и доступные слова, поэт превращает их в метафоры. «Храм» -ощущение Божественного призвания, приподнятости над бытием, -это духовно недоступное, но манящее место, которое можно отождествить с понятием «Рай», а чтобы вознестись к вратам Рая, предстоит пройти не через «Поля, луга», а через самые настоящие «Полевые ковры», символизируя Россию, как страну больших просторов и широкой русской души.
Северянин не пишет о тяжёлой судьбе народна, не показывает скорбь и слёзы обездоленных, оставляя не только невзгоды, но и саму смерть ниже Божественного предназначения русского человека. Взяв в чистом помысле Душу человека и проведя его через «полевые ковры» вводит прямо к Храму Великого Престола Богомыслия и Вечности.
Понятие невозможности спеть полную песнь о Родине, поэт переносит в грань высшей духовности и бессмертия.
Межпредметные связи музыки и поэзии.
Одним из основных в содержании современного образования являются межпредметные связи. И прикасаясь на уроках музыки к произведениям, которые стали так значимы для их созидателей, мы заставляем задумываться учащихся не только о причинах тех или иных исторических событий в России, но и открывая детям удивительный мир эмоций, чувств.
Межпредметные связи в современных педагогических исследованиях рассматривается, как составная часть теории обучения в комплексном взаимодействии трех основных функций: образовательной, воспитательной и развивающей. Что же такое интеграция.
Интеграция – современный термин, имеющий определение как объединение, определение элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии их целевой и функциональной деятельности.
Интеграция – это объединение каких-либо частей элементов, процесс взаимного приспособления.
Существуют следующие направления интеграции:
- интеграция внутри существующего предмета;
- интеграция старых классических предметов;
- рождение новых предметов;
- интеграция разделов одного или нескольких предметов на основе их общих закономерностей.
На примере произведения «Запевка» мы видим интеграцию музыки и литературы, именно в тематическом изложении. Стихи и музыка на столько органично связаны между собой, что можно сказать, являются одним из музыкальных шедевров высокого творчества, а вернее, можно сказать сотворчества великих художников музыки и слова.
Широкое мышление учащихся способствует пониманию внутренней силы, простоты и в то же время широты сказанного в нескольких строчках.
Произведение раскрывает сильный внутренний психологизм исторических событий, и в то же время преподносит высокий стиль поэзии и музыки. Здесь, духовно сблизилось не только время, но и связь времён. Слушание не приносит ощущения чуждости и надуманности, органично вливаясь во временной контекст нашего века.
Сейчас проблемы общества выдвигают требования обучения детей мыслить широкомасштабно, школьные знания по каждому предмету соединяются межпредметными связями, выстраивая целостную картину мира в восприятии учащихся.
Изучая то или иное произведение сейчас просто невозможно решить узкопрофильными и профессиональными задачами одного предмета. Поэтому, знакомство с композитором и его творчеством охватило целую эпоху- эпоху революций, эпоху серебряного века в поэзии и мировых потрясений. Дети знакомятся не только с произведением, а начинают понимать взаимосвязь музыки, литературы, исторических и политических событий тех времён. Вникая, прослушивая произведение они начинают понимать внутренние духовные линии всей программы. Пройденные до этого произведения С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, М.И. Глинки, А.П. Бородина выстраиваются в чёткие линии, становятся более понятными
Заключение.
В основе метапредметной связи музыки Г.В. Свиридова «Запевка» на стихи И. Северянина красной нитью проходит исторически-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Эта музыка поддерживает и вдохновляет, становясь той опорой, которую так часто ищут молодые люди в обществе.
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души»
(Аристотель)
Список литературы.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки.-М., 2000
- Кабалевский Д.Б. Дело всей жизни-М., 1995
- Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М., 2017
- Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985.
- Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения. – Нар. образование, 1979, №5.
- Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Межпредметные связи на уроках русского языка"
Для повышения эффективности преподавания русского языка в начальных классах значительную роль отвожу межпредметным связям....
Реализация межпредметных связей на уроках математики
На учебно-познавательную деятельность учащихся положительно влияют межпредметные связи, которые не только стимулируют мотивацию и активизацию познавательной деятельности школьников, но и обеспечивают ...
Отчет по теме самообразования "Интеграция и межпредметная связь на уроках изобразительного искусства"
Отчет по теме самообразования...
Межпредметные связи на уроках физической культуры в начальной школе
Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. ...
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Учителю начальных классов часто приходится сталкиваться с различными вариантами нарушения устной и письменной речи. В связи с этим проведение бинарных уроков по обучению грамоте с участием...
межпредметные связи на уроках в начальной школе
Межпредметные связи на уроках в начальной школе Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целост...
"Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры"
Занятия физической культурой делают учащихся не только сильными, ловкими, быстрыми – они учат уважать себя и заботиться о себе. Как показывает опыт межпредметные связи физической культуры с друг...