конспект урока музыки: Опера "Снегурочка".
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Конспект к уроку по музыке в 3 классе. программа Критская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opera_snegurochka.docx | 18.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Опера «Снегурочка».
Цель урока: создать условия для формирования познавательной компетенции через освоение знаний о композиторской музыки в народном стиле, развитие умений анализировать музыку, что будет способствовать воспитанию любви к музыке, уважительного отношения к культуре русского народа.
Ход урока.
Орг. момент.
- Ребята, какую тему мы изучаете? (В музыкальном театре).
- А какую музыку можем услышать в музыкальном театре? (оперы, балеты).
- А как называют человека, который профессионально сочиняет музыку? (композитор).
- Каких композиторов вы знаете?
- Кто ещё сочинял музыку? (народ).
- Отличается ли музыка народная от музыки композиторской?
- Как вы думаете, а композиторы использовали народную музыку в своём творчестве?
- Я предлагаю познакомиться с творчеством великого русского композитора, который использовал народные мелодии в своей опере - это Николай Андреевич Римский-Корсаков.
По семейным традициям образование Римский-Корсаков получил в петербургском Морском корпусе и участвовал в плавании на клипере «Алмаз» в течении 3-х лет. Повидав много разных стран и городов, Р-Корсаков был полон творческих идей. За свою жизнь он написал 15 опер и почти все на сказочный сюжет.
- Я предлагаю вам побывать в удивительном мире сказки. А вы любите сказки?
- Звучит ли в сказках музыка?
- А сказочные герои играют на инструментах?
Послушайте, о какой сказке у нас пойдёт речь?
Ей не нужна горячая печурка,
Мороз и холод - все ей нипочем.
Привет всем шлет веселая ...
Ее мы на урок сегодня ждем.
Ответ: Снегурка
Тема нашего урока: Опера «Снегурочка».
- А чтобы их узнать оперу, что же надо нам сделать? (послушать музыку).
- Сегодня мы проникнем в сказочную страну берендеев.
Это название не вымышленное: под старинным городом Переяславлем-Залесским существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию, было Берендеево царство.
На основе русской народной сказки Александр Николаевич Островский создал свою пьесу «Снегурочка». А Николай Андреевич Римским-Корсаковым написанной по сюжету этой пьесы оперу «Снегурочка». В основу своих творений Островский и Римский-Корсаков взяли песни, сказки, обряды, в которых отражены быт и труд русского народа.
- Герои в сказке сочетают в себе реальные и сказочные черты?
- А какие герои только сказочные? (Дед Мороз, Леший, Весна.)
- Какие – реальные? (Мизгирь, Купава, Бобыль, Бобылиха.)
Итак, давайте представим: мы с вами в сказочном лесу, и в нем мы видим Деда Мороза и Снегурочку.
Дед Мороз отдает Снегурочку в слободку Бобылю, чтобы она пожила среди людей, познакомилась с их обычаями, завела подруг.
- Послушайте арию Снегурочки, что привлекает её в царстве берендеев?
Слушание арии «С подружками по ягоды ходить»
- Что привлекает её в царстве берендеев? (ее манят людские песни).
- Какой характер Снегурочки? (мелодия светлая, легкая, игривая, грациозная. Снегурочка резвая, шаловливая).
- С помощью какого музыкального инструмента композитор помогает нам почувствовать это? (с помощью скрипок).
- Ребята, ария называется «С подружками по ягоды ходить», а с каких слов она начинается? (с этих же).
- Эта особенность русских народных песен. Римский-Корсаков, как и Островский, использовал в опере подлинный народный материал – песни, а также создал собственные мелодии в характере народных. Он писал: «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества».
- Итак, как вы помните, Снегурочка живет у Бобыля, она пытается понять людей. Удается ли ей это? (нет, не удается). - Снегурочка прекрасное, но еще холодное существо.
- В канун Ярилина дня, праздника Солнца, молодежь поет подлинные народные песни. К какому жанру они относятся, послушайте?
Слушание хора «Ай, во поле липонька».
-Какая песня по характеру? (напевная, спокойная).
- Ребята, а можно ли под неё потанцевать?
- Какой танец, как вы думаете – народный или классический? (хоровод)
- Как его исполняют? (плавно, по кругу)
- Т.е. песня относится к жанру хороводных песен.
- А в нашей сегодняшней повседневной речи мы используем такие слова – «во поле», «липенька»? (нет, это слова старинные)
- Значит, Римский-Корсаков использовал в своей опере народные песни и танцы.
- Какой герой сказки поёт народные песни? (Лель).
- Какой музыкальный инструмент сопровождает Леля? (пастуший рожок).
- Ребята, а оперу какой оркестр исполняет? (симфонический).
- А рожок к какому виду оркестра относится? (к оркестру русских народных инструментов).
- Т.е. народный инструмент никак не может звучать в оркестре симфоническом, и следовательно композитор создаёт имитацию звучания рожка. А какая группа инструментов симфонического оркестра созвучна с рожком? ( деревянная духовая – инструмент кларнет).
- Римский-Корсаков использовал подлинные пастушеские наигрыши.
- Послушайте, какие изобразительные моменты, указывают на связь Леля с природой, в песне?
Слушание Третьей песни Леля «Туча со громом».
- Какие изобразительные моменты в песне Леля? (подражание раскатам грома и каплям дождя).
1-й раздел «Туча со громом» - мелодия медленная, протяжная.
2-й раздел «То-то цветики возрадуются» - мелодия грациозная с оттенками танцевальности.
3-й раздел «Лель мой» - мелодия задорная и веселая.
- Таким образом, в песне Леля мы видим изобразительные моменты, танцевальность и подражание народным инструментам.
- Снегурочка обращается к Весне, которая дарит ее волшебный венок.
- Какая сила заключена в нем? (великая сила человеческой любви, ради которой человек готов на все).
- Именно в этой сцене вся гармония человеческих чувств и красоты природы. Снегурочка, ранее не замечавшая красоту окружающего мира, стала ее видеть и восторгаться?
Т.е. ее сердце загорелось огнем человеческого чувства. Она полюбила.
- Какая сцена является кульминацией в развитии действия? (сцена гибели Снегурочки. Под действием тепла и пробудившихся в ней человеческих чувств она тает).
- Как вы думаете, в музыки какой инструмент симфонического оркестра может изобразить таяние Снегурочки?
Слушание сцена таяния.
- Что же воспевает Снегурочка? (великую силу любви).
Рефлексия:
- Ребята, какую цель мы с вам ставили? Услышать народные песни.
Мы услышали народные песни в опере? (С подружками по ягоды, Ай, во поле липенька).
- Танцы народные прозвучали в опере? (хоровод)
- Инструменты мы с вами разобрали?
Вывод:
Композиторская музыка – это музыка нашего народа? Но даже в музыке русского композитора встречаются произведения написанные в народном духе.
- Красота природы, торжество человеческих чувств раскрываются во многих произведениях Римского-Корсакова, но с наибольшей силой и яркостью это показывает опера «Снегурочка». Музыка Римского-Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств.
- Большинство сказок заканчиваются победой добра над злом. А нас в жизни окружает добро?
- В чём мы можем увидеть добро?
- Исполнение песни «Доброта».
- В чём же живёт доброта?
- То, что нас окружает, во всём можно увидеть добро. Главное относиться к нем с любовью.
- Что особенно понравилось?
- Дома расскажете об этом?
Отметить работу детей. Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим муз...
Конспект урока музыки для 1 класса "Осенние краски в музыке"
Урок музыки в первом классе с элементами театрализации. Тема: "Осенние краски в музыке"....
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...