конспект урока музыки: Опера "Снегурочка".
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Конспект к уроку по музыке в 3 классе. программа Критская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera_snegurochka.docx18.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      Тема урока:   Опера «Снегурочка».                      

     Цель урока:  создать условия для формирования познавательной компетенции через освоение знаний о  композиторской музыки в  народном стиле, развитие умений анализировать музыку, что будет способствовать воспитанию  любви к музыке, уважительного отношения к культуре русского народа.

                                          Ход урока.                                                                                                                                                   

 Орг. момент.

- Ребята, какую тему мы изучаете? (В музыкальном театре).

- А какую музыку можем услышать в музыкальном театре? (оперы, балеты).

- А как называют человека, который профессионально сочиняет музыку? (композитор).

- Каких композиторов вы знаете?

- Кто ещё сочинял музыку? (народ).

- Отличается ли музыка народная от музыки композиторской?

- Как вы думаете, а композиторы использовали народную музыку в своём творчестве?

- Я предлагаю познакомиться с  творчеством великого русского композитора, который использовал народные мелодии в своей опере  - это Николай Андреевич Римский-Корсаков.

По семейным традициям образование Римский-Корсаков получил в петербургском Морском корпусе и участвовал в плавании на клипере «Алмаз» в течении 3-х лет. Повидав много разных стран и городов, Р-Корсаков был полон творческих идей. За свою жизнь он написал 15 опер и почти все на сказочный сюжет.

- Я предлагаю вам побывать в удивительном мире сказки. А вы любите сказки?

- Звучит ли в сказках музыка?

- А сказочные герои играют на инструментах?

Послушайте, о какой сказке у нас пойдёт речь?

Ей не нужна горячая печурка,

Мороз и холод - все ей нипочем.

Привет всем шлет веселая ...

Ее мы на урок сегодня ждем.

Ответ: Снегурка

Тема нашего урока: Опера «Снегурочка».

- А чтобы их узнать оперу, что же надо нам сделать? (послушать музыку).

- Сегодня мы проникнем в сказочную страну берендеев.

Это название не вымышленное: под старинным городом Переяславлем-Залесским существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию, было Берендеево царство.

На основе русской народной сказки Александр Николаевич Островский создал свою пьесу «Снегурочка». А Николай Андреевич Римским-Корсаковым написанной по сюжету этой пьесы оперу «Снегурочка». В основу своих творений Островский и Римский-Корсаков взяли песни, сказки, обряды, в которых отражены быт и труд русского народа.

- Герои в сказке сочетают в себе реальные и сказочные черты?

- А какие герои только сказочные? (Дед Мороз, Леший, Весна.)

- Какие – реальные? (Мизгирь, Купава, Бобыль, Бобылиха.)

Итак, давайте представим: мы с вами в сказочном лесу, и в нем мы видим Деда Мороза и Снегурочку.

Дед Мороз отдает Снегурочку в слободку Бобылю, чтобы она пожила среди людей, познакомилась с их обычаями, завела подруг.

- Послушайте арию Снегурочки, что привлекает её в царстве берендеев?

Слушание  арии «С подружками по ягоды ходить»

- Что привлекает её в царстве берендеев? (ее манят людские песни).

- Какой характер Снегурочки? (мелодия светлая, легкая, игривая, грациозная. Снегурочка резвая, шаловливая).

- С помощью какого музыкального инструмента композитор помогает нам почувствовать это? (с помощью скрипок).

- Ребята, ария называется «С подружками по ягоды ходить», а с каких слов она начинается? (с этих же).

- Эта особенность  русских народных песен. Римский-Корсаков, как и Островский, использовал в опере подлинный народный материал – песни, а также создал собственные мелодии в характере народных. Он писал: «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества».

- Итак, как вы помните, Снегурочка живет у Бобыля, она пытается понять людей. Удается ли ей это? (нет, не удается).                                                         - Снегурочка прекрасное, но еще холодное существо.

- В канун Ярилина дня, праздника Солнца, молодежь поет подлинные народные песни. К какому жанру они относятся, послушайте?

           Слушание хора «Ай, во поле липонька».

-Какая  песня по характеру? (напевная, спокойная).

- Ребята, а можно ли под неё потанцевать?

- Какой танец, как вы думаете – народный или классический? (хоровод)

 - Как его исполняют? (плавно, по кругу)

- Т.е. песня относится к жанру хороводных песен.

- А в нашей сегодняшней повседневной речи мы используем такие слова – «во поле», «липенька»? (нет, это слова старинные)

- Значит, Римский-Корсаков использовал в своей опере народные песни и танцы.

- Какой герой сказки  поёт народные песни? (Лель).

- Какой музыкальный инструмент сопровождает Леля? (пастуший рожок).

- Ребята, а оперу какой оркестр исполняет? (симфонический).

- А рожок к  какому виду оркестра относится? (к оркестру русских народных инструментов).

- Т.е. народный инструмент никак не может звучать в оркестре симфоническом, и следовательно композитор создаёт имитацию звучания рожка. А какая группа  инструментов  симфонического оркестра созвучна с рожком? ( деревянная духовая – инструмент кларнет).

- Римский-Корсаков использовал подлинные пастушеские наигрыши.

- Послушайте, какие изобразительные моменты, указывают на связь Леля с природой,  в песне?

       Слушание  Третьей песни Леля «Туча со громом».

- Какие изобразительные моменты в песне Леля? (подражание раскатам грома и каплям дождя).

1-й раздел «Туча со громом» - мелодия медленная, протяжная.

2-й раздел «То-то цветики возрадуются» - мелодия грациозная с оттенками танцевальности.

3-й раздел «Лель мой» - мелодия задорная и веселая.

- Таким образом, в песне Леля мы видим изобразительные моменты, танцевальность и подражание народным инструментам.

- Снегурочка обращается к Весне, которая дарит ее волшебный венок.

- Какая сила заключена в нем? (великая сила человеческой любви, ради которой человек готов на все).

- Именно в этой сцене вся гармония человеческих чувств и красоты природы. Снегурочка, ранее не замечавшая красоту окружающего мира, стала ее видеть и восторгаться?

Т.е. ее сердце загорелось огнем человеческого чувства. Она полюбила.

- Какая сцена является кульминацией в развитии действия? (сцена гибели Снегурочки. Под действием тепла и пробудившихся в ней человеческих чувств она тает).

- Как вы думаете, в музыки какой инструмент симфонического оркестра может изобразить таяние Снегурочки?

    Слушание сцена таяния.

- Что же воспевает Снегурочка? (великую силу любви).

Рефлексия:

- Ребята, какую цель мы с вам ставили? Услышать народные песни.

Мы услышали народные песни в опере? (С подружками по ягоды, Ай, во поле липенька).

- Танцы народные прозвучали в опере? (хоровод)

- Инструменты мы с вами разобрали?

Вывод:

Композиторская музыка – это музыка нашего народа? Но даже в музыке русского композитора встречаются произведения написанные  в народном духе.

- Красота природы, торжество человеческих чувств раскрываются во многих произведениях Римского-Корсакова, но с наибольшей силой и яркостью это показывает опера «Снегурочка». Музыка Римского-Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств.

- Большинство сказок заканчиваются победой добра над злом. А нас в жизни окружает добро?

- В чём мы можем увидеть добро?

- Исполнение  песни «Доброта».

- В чём же живёт доброта?

- То, что нас окружает, во всём можно увидеть добро. Главное  относиться к нем с любовью.

- Что особенно понравилось?

- Дома расскажете об этом?

Отметить работу детей.  Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Конспект урока музыки для 1 класса "Осенние краски в музыке"

Урок музыки в первом классе с элементами театрализации.  Тема: "Осенние краски в музыке"....

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...