Гармоническое развитие ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность.
методическая разработка по теме
Анализ опыта работы по теме: "Гармоничное развитие ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гармоническое развитие ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность.
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его эффективного участия в общественной жизни, то в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Основной целью моей работы является гармоническое развитие ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность с учётом его индивидуальных особенностей.
Для реализации поставленной цели определила в своей педагогической деятельности следующие задачи:
- изучить индивидуальные особенности ребёнка;
- направить учебный процесс на общее развитие ребёнка;
- содействовать раскрытию внутреннего мира школьника (предоставлять ему возможность проявления индивидуальности, применения накопленного личного опыта на практике, развития интересов);
- способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
При поступлении детей в первый класс совместно с психологом провожу тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей.
Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников. Так, для формирования у детей младшего школьного возраста мотива к познанию мира часто использую проведение:
- экскурсий, походов;
- предметных недель;
- интеллектуальных конкурсов;
- исследовательских работ;
- викторин по различным областям знаний;
- доверительных бесед как с детьми, так и с родителями;
- познавательных игр.
Экскурсии формируют мировоззрение учащихся, развивают наблюдательность, дают заряд положительной энергии. Только за этот учебный год нами совершено 5 экскурсий в различные культурные центры.
Для повышения интереса учащихся к получению знаний, к учению провожу предметные недели. Предметная неделя – это праздник длиною в целую неделю. Учащиеся готовят сообщения, которые сопровождаются красочными презентациями. В кабинете организуется выставка плакатов, рисунков, рефератов. Имеется в классе и так называемый «стол – лаборатория», где расположены творческие задания, логические упражнения, составленные с учётом индивидуальных возможностей учащихся. Каждый ребёнок, выполнив задание и получив положительный отзыв от одноклассников и от учителя, помещает свою работу в папку достижений «Портфолио».
Развитию познавательных и творческих способностей содействует участие детей в таких конкурсах, как «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Почемучка», «Старт». При подготовке к участию в конкурсах проводится большая творческая индивидуальная и групповая работа. Это и обучение составлению и разгадыванию кроссвордов, обучение решению логических задач и заданий. Без сомнения, такая работа влияет и на результаты учебной деятельности.
Учащиеся с удовольствием участвуют в школьных интеллектуальных конкурсах: «Своя игра», «Умники и умницы», «Брейн – ринг», «Эти забавные животные», «Космические путешествия» и т. д.
Внеурочную деятельность стараюсь строить таким образом, чтобы она захватила не только ум, но и вызывала бы у детей различные чувства, чтобы учащиеся задавали вопросы, доказывали, отстаивали свои «открытия». Формулирую вопросы проблемного, обобщающего характера, которые вызывают потребность в познании, подразумевают вариативность ответов. Так, при проведении внеклассных мероприятий по математике регулярно использую системы специальных задач и заданий, которые направлены на развитие познавательных интересов и способностей, на расширение математического кругозора школьников. Опираюсь на знания, которые уже есть у ученика. Ученик же открывает для себя что-то новое, неизведанное.
В классе есть дети с низким уровнем самооценки, испытывающие трудности в обучении. Такие дети нуждаются в особых взаимоотношениях с учителем. Стараюсь строить эти отношения на уважении, доверии, а также открытости, раскованности. С целью обеспечения успеха в учебной деятельности, повышения самооценки, использую существенный фактор – их увлечения и достижения вне школы, которые влияют не только на их жизненную успешность, но и на учебную и внеучебную деятельность. Совместно с этими детьми проводила различные мероприятия: «Славим руки матери», «Путешествие в 2011 год», «Мамочка моя – самая лучшая», «Путешествие по неизведанным планетам».
Одним из показателей общего развития учащихся является проявление эмоционально-волевых качеств: поведение, интересы, атмосфера в классе, эмоциональное самочувствие. Поэтому, стараюсь создать благоприятную среду человеческих отношений через:
- спокойную обстановку в классе,
- комфортные условия, приближённые к домашним,
- проведение прогулок на свежем воздухе.
Ребёнок успешен тогда, когда физически здоров. Поэтому, в своей работе использую здоровьесберегающие технологии: профилактические (ароматерапию); компенсаторно-нейтрализующие (физминутки); стимулирующие (создание ситуация успеха); информационно-обучающие (пропаганда здорового образа жизни).
Провожу много мероприятий содействующих сохранению и укреплению здоровья. Прежде всего, это система классных часов, на которых проводятся беседы о том, как заботиться о своем здоровье, беседы о вредных привычках, встречи с медицинскими работниками школы, различные тренинги, выполнение режима дня, беседы о правильном питании.
Первыми помощниками в этой работе являются родители, которые активно участвуют в организации и проведении спортивных мероприятий, походов, прогулок в лес. Традицией нашего класса стал праздник «Папа, мама, Я – здоровая семья». Любим все вместе посещать бассейн, тренажёрный зал.
Вместе с детьми разработали основные заповеди ЗОЖ «"Как быть здоровым":
- Не пропускай уроков физической культуры без уважительной причины.
- Участвуй во всех спортивных мероприятиях.
- Оказывай помощь.
- Каждый день старайся употреблять в пищу чеснок и лук.
- Проветривай помещение.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения, провожу физкультминутки через 10-15 минут от начала занятия. Учитывая специфику предмета, часто использую музыкальное сопровождение, элементы самомассажа и другие средства, помогающие восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток включаю упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, мышц рук, упражнения для ног, на самодельных ковриках, выполненных по образцу аппликатора Кузнецова.
Свою роль, как учителя, вижу в своеобразной объединяющей силе и поддержке родителей и детей, стараюсь быть помощником и советчиком для тех и других, направляю все усилия на создание в коллективе детей и родителей атмосферы взаимодействия, доверия и добра. На собраниях помогаю родителям адекватно оценивать возможности ребёнка, видеть в нём индивидуальность, помогать ему во всестороннем развитии.
Содружество родителей и педагога приносят свои плоды. Учащиеся моего класса инициативны, стремятся к свободному выражению своих мыслей, творчески активны, способны рассуждать, доказывать, обосновывать свой выбор.
Полагаясь на вышеизложенное, могу сказать, что к числу результатов можно отнести следующие:
- формирование у детей высокой мотивации к обучению (1 год обучения– 60%, 2 год – 73%, 3 год – 87%)
см. Приложение.
- эмоциональное развитие учащихся (1 год обучения – 54%, 2 год – 70%,
3 год – 80%)
- развитие творческих и познавательных способностей (1 год – 46%, 2 год – 64%, 3 год – 83%)
- сплочение детского коллектива (1 год – 60%, 2 год – 77%, 3 год – 88%)
- вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу (1 год – 40%,
2 год – 65%, 3 год – 73%)
Таким образом, наблюдается положительная динамика по всем параметрам гармонического развития ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/23/picture-26584.jpg)
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...
Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность
Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась обобщить свой опыт работы по теме"Развитию п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-611689-1427724844.jpg)
Развитие коммуникативного общения младших школьников с ограниченными возможностями, через приобщение к детской литературе.
Мероприятия по развитию коммуникотивного общения: экскурсии, трудовая деятельность, сюжетно-ролевая игра, развлечения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-615622-1427646808.jpg)
Тема самообразования"Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через внеурочную деятельность."
В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Развитие познавательных способностей младших школьников на сегодняшний день ост...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/16/picture-668646-1442428662.jpg)
Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, прос...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-882174-1485422288.jpg)
Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность
Внеурочная деятельность в начальных классах и еще один путь развития познавательных способностей школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/01/picture-467051-1406893240.jpg)
Педагогический проект « Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования»
В данном проекте представлен опыт по воспитанию духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией через раскрытие творческих и интеллектуальных способно...