РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
методическая разработка на тему

Тарасова Ирина Викторовна

Создание условий для  развития творческих способностей талантливых  детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы над проектом «Литературный журнал младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obninsk_statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 628

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«АЛЕКСАНДРИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

X Всероссийский конкурс педагогов

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

Номинация: «Раскрытие потенциала человека в начальной школе»

СТАТЬЯ

 

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Авторы: Тарасова Ирина Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 628

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

Аннотация

Создание условий для  развития творческих способностей талантливых  детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы над проектом «Литературный журнал младших школьников»

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Тарасова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 628 «Александринская гимназия

Понятие «творчество» включает в себя два взаимосвязанных аспекта.

Во-первых, творчество – это деятельность по созданию продукта, получению нового результата, во-вторых – это процесс достижения результата, в котором реализуются потребности и способности, происходит саморазвитие личности. Опыт творческой деятельности младших школьников мы рассматриваем в двуедином качестве: как процесс и как результат деятельности, обеспечивающий включение учеников в создание субъективно нового на основе применения усвоенных знаний, практических умений и актуализации личностных функций в различных ситуациях.

Школа – это мир детства, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Таким образом, задача учителя – создать особую атмосферу доверия на уроке, атмосферу теплоты и ценности человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства. Что сделать, чтобы у ребенка зародился творческий дух, желание раскрыть себя, не боясь собственных ошибок, непонимания окружающих?

Ребенок готов заниматься чем угодно, если ему понятна суть работы; если, выполняя её, он видит позитивный результат, который к тому же положительно оценивается окружающими; если, справившись с трудной задачей, он испытывает чувство удовлетворения, а после похвалы взрослого – и чувство гордости за себя.

Школа творческой деятельности будет работать наиболее продуктивно, если в ней будет максимально учтена «идея сотрудничества и сотворчества трех ролевых позиций: «учитель», «ученый», «учащийся» - которая заключается в следующем: все субъекты педагогического процесса в ходе совместной деятельности постоянно меняются позициями, выступая в каждой особенным образом.

«Учащийся» - это человек, который хочет и может учить себя, сотрудничая с учителем, сам или с его помощью выстраивая свой образовательный маршрут.

«Учитель» - это человек, создающий условия для развития личности своих учеников, умеющий сотрудничать с ними, стимулировать их творчество, помогать выбрать свой образовательный маршрут, который приведет к вершинам профессионального и личностного развития.

«Ученый» - это человек, который ведет исследовательскую работу, ставит задачи, ищет свои варианты их решения, индивидуально или в сотрудничестве с учителем, находит новые способы и пути их решения.

Таким образом, все три позиции, переплетаясь, взаимодействуя, взаимопроникая друг в друга, дают возможность всем субъектам педагогического процесса саморазвиваться.

Если мы хотим воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то мы должны создать им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином.

Представляем систему деятельности по развитию литературного творчества учеников. Она состоит из трех блоков.

I блок. Воспитание качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: развитие наблюдательности, общительности. Речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Это формируется через уроки литературного чтения, языковые игры, игры-драматизации, сочинения.

II блок. Самовыражение индивидуальности учеников через творчество: сочинение скороговорок, потешек, небылиц, загадок; написание сказок, стихотворений, в которых всегда выражается личность пишущего: это может быть тонкое эстетическое восприятие прекрасного, любовь к человеку, животным, восхищение добрым поступком, неприятие зла и неправды, равнодушие или безразличие.

III блок. Элементы исследовательской деятельности: изобретение образных оборотов речи, создание текстов различных типов и назначений.

Рассмотрим подробнее приёмы развития литературного творчества детей.

Необходимость иметь теоретические знания для работы в основных позициях – читательской и авторской – мотивирует исследовательскую работу детей в «открытии» закона художественной формы и способов создания художественного образа. Стержнем теоретических знаний является практическое усвоение художественного текста как содержательной формы. Эта задача может быть решена путем работы с целостной структурой постепенно усложняющихся малых жанров народного творчества. Пословицы, загадки, считалки, побасенки, потешки, скороговорки – все это небольшие по объему художественные сюжеты, позволяющие изучать структуру произведения целостно. Кроме того, эти жанры «прикладные»: в них можно четко выделить задачу жанра, а ведущую роль играют такие уровни, которые в более сложных жанрах уходят на второстепенный план: ритмический рисунок – в считалке, звуковой рисунок – в скороговорке, метафора и сравнение – в загадке, диалог – в побасенке.

Таким образом, вглядываясь в детское литературное творчество, сам собою возникает вопрос: какой смысл в этом творчестве, если оно не может воспитать в ребенке будущего писателя. Если оно составляет только краткое и эпизодическое явление в развитии ребенка, которое потом свертывается и иногда исчезает совершенно?

Собственное авторство необходимо ребенку для овладения речью не только как средством общения, но и как средством художественной выразительности. Детское творчество стоит в таком же отношении к творчеству взрослых, в каком детская игра стоит к жизни. Игра нужна самому ребенку, также и детское литературное творчество нужно прежде всего для правильного развертывания сил самого автора. Оно нужно и для той детской среды, в которой оно рождается и к которой оно обращается.

Все вышеизложенное легло в основу нашей работы над проектом  «Литературный журнал младших школьников «Начало». Являясь участниками проекта, дети получают возможность развития своих творческих, литературных способностей, знакомятся с базовыми понятиями издательского дела, с основами журналистики. Участниками проекта являются и учащиеся начальных классов гимназии, и их родители и, конечно, педагоги. Любая проектная деятельность имеет свой «продукт». Наш «продукт» - это выпуски журнала, который выходит у нас с 2002 года, на данный момент их уже 18. Его задача – познакомить читателей (учителей, родителей, учеников) с творчеством детей, дать толчок развитию литературных способностей младших школьников, помочь найти выход из сложных жизненных ситуаций, рассказать о жизни в классном коллективе, своих увлечениях, семейных традициях.

Основными рубриками журнала являются:

  1. Подлесок. На основе прочитанных литературных произведений и собственных наблюдений дети создают свои тексты – описания, сказки, рассказы по аналогии и так далее
  2. В рифму! Первые шаги в поэтическом творчестве
  3. Из бабушкиного сундучка. Рассказы об истории семьи, семейных реликвиях и традициях
  4. Классная страничка. Отражает жизнь детей в классном коллективе
  5. Поговорим по душам. Рубрика помогает решать задачу по формированию психологического комфорта детей. В ней публикуются истории и рассказы, формирующие эмоциональную стабильность и положительную самооценку у детей
  6. Хочу все знать! – дополнительные материалы по темам уроков литературного чтения, темам экскурсий и так далее
  7. По следам публикаций – отклики на печатаемые материалы
  8. Анонс экскурсий. Рубрика, в которой ученики рассказывают об экскурсиях, посещаемых вместе с родителями, делятся своими впечатлениями
  9. Словарь петербуржца. Рубрика решает задачу воспитания достойного петербуржца. Её содержание тесно связано с историей города, городскими традициями.

Все выпуски нашего журнала представлены на сайте гимназии. Для широкого круга читателей журнал представлен в печатном и электронном виде.

Участники проекта, непосредственно создающие журнал, делятся на несколько групп. Каждая группа выполняет свою функцию. Это группа журналистов, группа художников, статистическая группа, группа набора текстов, оформительская группа.

Основные действия группы журналистов: выбор темы, сбор материалов.

Основные действия группы художников: подбор иллюстраций к темам или иллюстрирование публикуемых работ.

Действия статистической группы: определение вопросов, соответствующих тематике рубрики или номера журнала.

Действия педагогов-руководителей заключаются в следующем:

  1. Распределение заданий;
  2. Проверка и коррекция текстов, детских работ
  3. Оказание помощи, контроль за выполнением заданий
  4. Корректура, форматирование, верстка

Участие в проекте по созданию журнала позволяет каждому ребенку ощущать себя свободной, полноценной личностью; дает возможность свободно выражать свою точку зрения, своё мнение, получать и передавать информацию, создавать свой «продукт».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...

Использование интегрированного урока-практикума для раскрытия творческого потенциала учащихся

Примерный план интегрированного урока-практикума для учащихся младших классов по теме «Традиционные русские весенние праздники»....

Роль учителя в развитии творческого потенциала обучающихся через участие в конкурсном движении

Выступление на педагогическом совете по теме "Роль учителя в развитии творческого потенциала обучающихся через участие в конкурсном движении....

Раскрытие творческого потенциала обучающихся

Освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к успеху....

Раскрытие творческого потенциала детей в ГПД

Предложенная статья дает возможность ознакомиться с вариантами игровых методик для развития творчества детей в ГПД....