Программа вокального кружка.
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности по вокалу для начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vokalnogo_kruzhka.doc | 141 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
П Р О Г Р А М М А
вокального кружка
составил:
Золотарева М. А.,
учитель музыки МБОУ СОШ № 63
Пенза, 2020
Введение
История вокального исполнительства уходит своими корнями в далекое прошлое: древнерусская постановка голоса, певческое искусство X -XVI вв., певческие школы XVII - XVIII столетий, вокальные методы М. Глинки и А. Варламова (XIX в.), отечественные методики XX века.
Многовековый процесс обучения пению в России выработал единые принципы, которые легли в основу русской профессиональной школы вокального пения. Эти принципы, являющиеся и по сей день основополагающими и незыблемыми, нашли свое отражение в данной программе.
Основной тенденцией современной вокальной педагогики, наряду с продолжением славных традиций постановки голоса, является поиск наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Смысл этих поисков заключается в пробуждении творческих способностей учащихся, развитии которых благотворно влияет не только на эстетическое воспитание и образование, но и на формирование общих способностей.
Проблема вокального воспитания детей в наше время является предметом исследований ученых физиологов, психологов, акустиков, врачей-фониаторов, музыкантов. Методическая литература освещает вопросы интонирования, строя и ансамбля с научных позиций (Н. Гарбузов, Н. Переверзев, И. Пигров, Г. Дмитриевский, В. Попов и др.); научно-экспериментальные физиологические и акустические исследования голосового аппарата, проводимые отечественными учеными (М. Грачева, Л. Дмитриев, В. Морозов и др.), позволяют педагогам-практикам объективно оценивать явления голосообразования и опираться в обучении пению на полученные научные данные; теоретические исследования в области физиологии, психологии (Н. Бернштейн, В. Морозов, А. Теплов, Л. Орбели и др.), педагогики (Н. Орлова, Т. Овчинникова, Г. Стулова, К. Никольская-Береговская и др.) дают решать проблемы певческого голоса детей и юношества с объективных позиций. Решая задачи вокального воспитания и образования, данная программа способствует также решению других задач духовно-нравственного развития личности (развития индивидуальности, музыкального вкуса, навыков и нравственных принципов работы в коллективе).
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 4 года занятий с учащимися младших классов. Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей, и в зависимости от её уровня, вокальных данных, музыкальных способностей детям предлагаются занятия в той или иной группе.
Занятия проводятся группами по 12-15 человек из расчёта 1 занятия в неделю по 1 часу групповых. Репетиции проводятся в кабинете музыки и актовом зале школы в определённые дни, согласно расписанию, удобному для учащихся 1 и 2 смены. Для генеральных репетиций к концертным выступлениям допускается проведение сводных репетиций-спевок в другие дни недели.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей. Занятия включают групповую и индивидуальную работу. Руководитель студии подбирает вокальные упражнения, распевки, составляет репертуар выступлений. В течение каждого года должно быть пройдено 10-12 произведений. Некоторое количество (2-3) из указанного числа может быть пройдено в порядке ознакомления.
Формой контроля являются:
- индивидуальные прослушивания перед концертными выступлениями;
- зачетные занятия в виде тестов.
Цель программы - освоение и развитие вокально-певческих навыков, развитие художественного вкуса, выявления особо одаренных и талантливых детей.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- Формирование звуковысотного слуха, чувства лада, метроритма.
- Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти.
- Развитие певческого диапазона, большого объёма дыхания.
- Развитие навыков самоконтроля.
- Приобщение к национальной культуре, привитие художественного вкуса.
- Воспитание творческой личности возможностями музыкального искусства.
- Развитие трудолюбия, коллективизма и ответственности; формирование нравственно- этических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.
Программа предполагает следующую материально-техническую базу:
- музыкальный инструмент - фортепиано
- аппаратура: синтезатор, магнитофон, музыкальный центр, телевизор, микрофон,
- нотный материал, сборники песен, аудиокассеты, CD и DVD диски
- помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают умения и навыки вокального исполнительства.
К концу четвертого года они должны:
- знать строение голосового аппарата, сведения по гигиене и охране голоса;
- владеть вокальной техникой;
- уметь исполнять произведения сольно и в ансамбле;
- научиться петь с помощью микрофона.
Учебный план на 4 года
№п/п | Разделы | Количество часов по годам | |||
1г. | 2 г. | 3г. | 4г. | ||
1 | Введение | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Вокальный тренинг | 20 | 20 | 20 | 20 |
3 | Исполнительское мастерство | 13 | 13 | 13 | 13 |
Всего | 34 | 34 | 34 | 34 |
Методика проведения занятий
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала, личный голосовой показ педагогом, демонстрацию аудиозаписей и видеозаписей, анализ прослушанного материала, а также практическую деятельность, являющуюся необходимой для закрепления информации в виде вокальной работы детей. Исполнительская практика развивает эмоционально-волевую сторону психики и внимание, вырабатывает навыки самоконтроля.
Постановка голоса - длительная тренировка голосового аппарата для развития всех его качеств с помощью рациональных упражнений,
подобранных по принципу «от простого к сложному». Дыхательные упражнения начинаются с первых занятий, потому что техника дыхания - важный этап вокального обучения. Посредством специальных упражнений укрепляются межреберные и грудные мышцы, увеличивается объем легких, развивается глубина вдоха и протяженность выдоха. Дикционные упражнения включают отработку гласных и согласных звуков. На попевках, скороговорках совершенствуется работа артикуляционного речевого аппарата. Вокальные упражнения занимают значительное время занятия.
Выравнивание регистров, расширение вокального диапазона, выявление тембров - лишь часть «арсенала», которым отрабатывается исполнительское мастерство.
В процессе занятий педагогом осуществляется постоянный контроль за исполнением, учитываются возрастные и индивидуальные изменения детского голоса, применяется щадящий голосовой режим.
Первый год программы
Цель первого года программы - знакомство с первичными знаниями процесса пения и овладение простейшими вокальными навыками. Данная цель требует решения ряда задач:
- формирования понятия «правильная певческая установка»;
- освоение простых дыхательных упражнений;
- формирование правильного произношения;
- знакомство с различными видами певческой атаки, певческими штрихами;
- освоение среднего темпа и средней динамики;
- знакомство с правилами поведения на сцене.
К концу года дети должны:
- свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку;
- знать понятие «правильная певческая установка»;
- правильно дышать во время пения;
- правильно формировать и произносить гласные и согласные звуки во время пения;
- исполнять упражнения, попевки в диапазоне кварты легким звуком;
- петь простейшие вокальные упражнения с различными штрихами и разной певческой атакой;
- исполнять произведения репертуара в среднем темпе и со средней динамикой;
- знать правила поведения на сцене.
Содержание программы первого года обучения
Вводные занятия.
На первом занятии дети знакомятся друг с другом и с педагогом, формируется группа, создаётся расписание, удобное для посещения всеми учащимися. Педагог проводит инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. Вокальный тренинг
Тема 1.1. Певческая установка
1)Освоение правильного положения корпуса, шеи, головы во время пения
сидя и стоя.
2)Знакомство со строением голосового аппарата
Тема 1.2. Певческое дыхание
1)Знакомство с разминочными дыхательными упражнениями «ёжик»,
«свечка».
2)Освоение приёмов вдоха и выдоха по системе дыхательной гимнастики
А.Н.Стрельниковой.
3)Освоение упражнений «ладошки», «погончики», «ушки».
Тема 1.3. Дикция и артикуляция
1)Формирование правильного положения губ при произнесении гласных
звуков во время пения.
2)Разучивание упражнений на развитие координации движений
артикуляционного аппарата.
3)Разучивание скороговорок для отработки согласных звуков.
Тема 1.4. Атака звука
1)Знакомство с различными видами певческих атак. 2)Освоение упражнений на мягкую атаку звука. 3)Освоение упражнений на твердую атаку звука.
Тема 1.5. Звукообразование
1)Пение попевок в диапазоне примы.
2)Пение попевок в диапазоне секунды, терции, кварты.
3)Пение несложных песенок-попевок.
4)Работа по формированию полётного, лёгкого, звонкого звука.
Тема 1.6. Певческие штрихи
1)Знакомство с певческими штрихами.
2)Пение простых вокальных упражнений на нон легато.
3)Пение простых вокальных упражнений на легато.
4)Пение простых вокальных упражнений на стаккато.
Раздел 2. Исполнительское мастерство
Тема 2.1. Динамика в пении
1)Знакомство с динамическими оттенками меццо-пиано и меццо-форте.
2)Освоение динамических оттенков меццо-пиано и меццо-форте на простых
вокальных попевках.
3)Исполнение фрагментов произведений репертуара в средней динамической
шкале.
Тема 2.2. Агогика
1)Исполнение вокальных упражнений в среднем темпе.
2) Пение произведений в среднем темпе.
3)Освоение приёма «ускорение» в конкретном произведении репертуара.
Тема 2.3. Фразировка
1)Знакомство с понятием «цезура».
2)Освоение цезуры в вокальных упражнениях.
3)Пение произведения по фразам.
Тема 2.4. Сценический образ
1)Знакомство с требованиями к сценическому костюму.
2)Создание собственного образа.
Тема 2.5. Культура и поведение на сцене
1)Освоение правил поведения на сцене.
Второй год программы
Цели второго года программы — закрепление первичных знаний процесса пения; дальнейшее развитие вокальных навыков и умений.
В соответствии с целью решаются задачи:
- закрепление понятия «правильная певческая установка»;
- закрепление простых дыхательных упражнений;
- формирование правильного произношения;
- закрепление среднего темпа и средней динамики;
- освоение упражнений в подвижном темпе;
- осмысленное пение произведений репертуара;
- знакомство с правилами поведения на сцене.
К концу года дети должны:
- правильно сидеть и стоять во время пения;
- знать комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
- хорошо владеть дикцией, артикуляцией;
- исполнять упражнения, попевки в диапазоне сексты звонким звуком и разными певческими штрихами;
- исполнять произведения репертуара в среднем темпе и со средней
динамикой;
- знать правила поведения на сцене.
Содержание программы второго года обучения
Вводные занятия.
На первом занятии составляется расписание, демонстрируются произведения репертуара. Педагог проводит инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. Вокальный тренинг
Тема 1.1. Певческая установка
1) Закрепление правильного положения корпуса, шеи, головы во время пения сидя и стоя.
2)3накомство со строением голосового аппарата.
Тема 1.2. Певческое дыхание
1)Закрепление приёмов вдоха и выдоха по системе дыхательной гимнастики
А.Н.Стрельниковой.
2) Освоение упражнений «кошка», «перекаты».
Тема 1.3. Дикция и артикуляция
1)Формирование правильного положения губ при произнесении гласных
звуков во время пения.
2)Разучивание упражнений на развитие координации движений
артикуляционного аппарата.
3)Разучивание скороговорок для отработки согласных звуков.
Тема 1.4. Атака звука
1)Освоение различных видов певческих атак.
2)Пение упражнений на мягкую атаку звука.
3)Пение упражнений на твердую атаку звука.
Тема 1.5. Звукообразование
1)Пение попевок в диапазоне примы, секунды, терции, кварты.
2)Пение попевок в диапазоне кварты, квинты, сексты.
3)Пение вокальных упражнений на гласную и со слогами.
4)Пение упражнений на укрепление среднего диапазона голоса.
Тема 1.6. Певческие штрихи
1)Освоение певческих штрихов.
2)Пение простых вокальных упражнений на нон легато.
3)Пение простых вокальных упражнений на легато.
4)Пение простых вокальных упражнений на стаккато.
Раздел 2. Исполнительское мастерство
Тема 2.1. Динамика в пении
1)Закрепление динамических оттенков меццо-пиано и меццо-форте на простых вокальных попевках.
2)Исполнение фрагментов произведений репертуара в средней динамической шкале.
Тема 2.2. Агогика
1)Исполнение вокальных упражнений в среднем темпе.
2)Исполнение произведений в среднем темпе.
3)Освоение приёма «замедление» в конкретном произведении репертуара.
Тема 2.3. Фразировка
1)Закрепление цезуры в вокальных упражнениях.
2)Пение произведения по фразам.
Тема 2.4. Сценический образ
1)Знакомство с требованиями к сценическому костюму.
2)Создание собственного образа.
Тема 2.5. Культура и поведение на сцене
1)Освоение правил поведения на сцене.
Третий год программы
Цель третьего года программы - развитие творческих способностей учащихся, дальнейшее развитие вокальных навыков и умений.
В соответствии с поставленной целью решаются задачи:
• закрепление навыков пения сидя и стоя;
- освоение комплекса дыхательной гимнастики;
- продолжить работу над артикуляционным аппаратом;
- освоение произведений в подвижном и замедленном темпе;
- освоение навыков пения на пиано и форте;
- осмысленное пение произведений репертуара;
- освоение техники работы с микрофоном;
- работа над индивидуальным сценическим образом.
К концу года дети должны:
- правильно сидеть и стоять во время пения;
- знать комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
- владеть певческой дикцией, артикуляцией;
- исполнять упражнения, попевки в диапазоне октавы звонким звуком и
разными певческими штрихами;
- владеть навыками тихой и громкой звучности;
- исполнять произведения репертуара в подвижном и замедленном темпе;
- правильно находить кульминацию произведения;
- выразительно и осмысленно исполнять произведения программы;
- владеть техникой работы с микрофоном;
- создать индивидуальный сценический образ.
Содержание программы третьего года обучения
Вводные занятия.
На первом занятии составляется расписание, демонстрируются произведения репертуара. Педагог проводит инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. Вокальный тренинг
Тема 1.1. Певческая установка
1)Работа над правильной осанкой поющего.
2)Закрепление сведений о строении голосового аппарата.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Дальнейшее освоение упражнений дыхательной гимнастики - «насос», «обними плечи», «рок-н-ролл».
Тема 1.3. Дикция и артикуляция
1)Исполнение специальных упражнений для поддержания правильной позиции рта при пении.
2)Освоение специальных упражнений на дикцию.
Тема 1.4. Атака звука
1)Пение упражнений на мягкую атаку звука.
2)Пение упражнений на твердую атаку звука.
Тема 1.5. Звукообразование
1)Пение попевок в диапазоне примы, секунды, терции, кварты.
2)Пение попевок в диапазоне квинты, сексты, септимы, октавы.
3)Пение вокальных упражнений на гласную и со слогами.
Тема 1.6. Певческие штрихи
Исполнение разных приёмов звуковедения в вокальных упражнениях. Самоконтроль.
Раздел 2. Исполнительское мастерство
Тема 2.1. Динамика в пении
1)Освоение динамических оттенков «пиано» и «форте» на вокальных
упражнениях.
2)Исполнение фрагментов произведений репертуара с тихой и громкой
динамикой.
Тема 2.2. Агогика
1)Исполнение вокальных упражнений в медленном и быстром темпе.
2)Исполнение произведений репертуара в подвижном и замедленном темпе.
3)Владение приёмами «ускорение» и «замедление»в конкретном произведении репертуара.
Тема 2.3. Фразировка
1)Нахождение общей кульминации в произведениях репертуара.
2)Осмысленное пение произведений репертуара.
Тема 2.4. Сценический образ
1)Продумывание и разработка деталей сценического костюма.
2)Создание индивидуального сценического образа (подбор причесок, культура макияжа, культура одежды).
Тема 2.5. Культура и поведение на сцене
1)Выполнение правил поведения на сцене.
Четвертый год программы
Цель четвертого года программы - развитие творческих способностей учащихся, дальнейшее совершенствование и развитие голосового аппарата.
В соответствии с поставленной целью решаются задачи:
• участие детей в концертных выступлениях;
- закрепление навыков владения певческим дыханием;
- совершенствование дикционной техники;
- освоение правил орфоэпии в пении;
- расширение певческого диапазона;
- сглаживание певческих регистров;
- работа над гибкостью голоса;
- освоение техники работы с микрофоном;
- работа над индивидуальным сценическим образом.
К концу года дети должны:
• владеть певческим дыханием;
- владеть певческой дикцией, артикуляцией;
- знать правила орфоэпии в пении;
- владеть голосом на всем диапазоне;
- уметь сглаживать регистры;
- правильно находить общую кульминацию произведения;
- выразительно и осмысленно исполнять произведения программы;
- владеть техникой работы с микрофоном;
- владеть культурой поведения на сцене;
- создать индивидуальный сценический образ;
- активно участвовать в проводимых мероприятиях, концертах.
Содержание программы четвертого года обучения
Вводные занятия.
На первом занятии составляется расписание, демонстрируются произведения репертуара. Педагог проводит инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. Вокальный тренинг
Тема 1.1. Певческая установка
1)Работа над правильной осанкой поющего.
2)Освоение укрепляющих и расслабляющих упражнений на формирование правильной осанки.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Воспроизведение упражнений дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Тема 1.3. Дикция и артикуляция
1)Освоение правил орфоэпии в пении.
2)Одновременное воспроизведение скороговорок отдельными группами
учащихся.
3)Освоение более сложных дикционных упражнений.
Тема 1.4. Атака звука
1)Пение упражнений на мягкую атаку звука.
2)Пение упражнений на твердую атаку звука.
Тема 1.5. Звукообразование
1)Пение упражнений закрытым ртом.
2)Пение попевок в диапазоне больше октавы.
3)Пение двухголосных распевок.
4)Пение упражнений в диапазоне октавы на сглаживание регистров.
Тема 1.6. Певческие штрихи
Исполнение разных приёмов звуковедения в вокальных упражнениях. Самоконтроль.
Раздел 2. Исполнительское мастерство
Тема 2.1. Динамика в пении
Владение всеми видами динамических оттенков и демонстрация на фрагментах конкретных произведений. Самоконтроль.
Тема 2.2. Агогика
1)Исполнение вокальных упражнений в разных темпах.
2)Владение навыками отклонения от темпа.
3)Освоение «ферматы» в конкретном произведении репертуара.
Тема 2.3. Фразировка
Осмысленное и выразительное исполнение конкретного произведения репертуара.
Тема 2.4. Сценический образ
1)Продумывание и разработка деталей сценического костюма.
2)Создание индивидуального сценического образа (подбор причесок, культура макияжа, культура одежды).
Тема 2.5. Культура и поведение на сцене
1)Продумывание пластики движений.
2)Художественное воплощение образа произведения.
3)Освоение техники работы с микрофоном на сцене.
Библиография
- Адулов Н. А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. - Липецк: Роскомпечать, 1996.
- Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968.
- Егоров А. И. Гигиена голоса и его физиологические основы. - М.: Музыка, 1962.
- Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 1997.
- Исскуство вокала: Сольное пение в детской музыкальной школе / Сост. Ю.
М. Гольдовская. - СПб: Нота, 2004.
7. Менабени А. Г. Вокально-педагогические знание и умения. - М.:
Прометей, 1995.
- Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 1997.
- Морозов В. П. Вокальный слух и голос. - М.: Музыка, 1965.
- Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: от древности до XXI века. - М.: Владос, 2003.
11. Огороднов Д. Е Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Л.: Музыка, 1972.
- Пекерская Е. М. Вокальный букварь. - М.: Новая школа, 1996.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. - М.: Айрис-Пресс, 2003.
- Струве Г. А. Хоровое сольфеджио. - М.: ЦСДК, 1994.
15. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. - М.: Владос,
2002.
Список репертуарных сборников
- Дети поют И. С. Баха. Сборник хоров для детских музыкальных школ. /Сост. И. В. Трушина. - СПб.: Композитор, 2003.
2. Юдина Н. Облачный кораблик. Песни для детей на стихи Л. Баритко. - Новосибирск: Книжица, 1997.
- Каноны для детского хора. / Сост. Г. Струве. - СПб.: Лань, 1998.
- Коровицын В. Радуйся солнцу. Детские песни для голоса, хора и фортепиано. - Ярославль: Академия развития, 2006.
- Крылатые качели. Детские песни Евгения Крылатова.- М.: АВР, 1997.
- Кудряшов А. Озорные нотки: Песни для детей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Малыши поют классику (для детского хора в сопровождении фортепиано и без сопровождения). Вып: 1 (зарубежная музыка) / Сост. Л. А. Афанасьева- Шешукова. - СПБ.: Композитор, 1998.
8. Малыши поют классику (для детского хора в сопровождении
фортепиано и без сопровождения). Вып: 2 (русская музыка) /
Сост. Л. А. Афанасьева-Шешукова. - СПБ.: Композитор, 1998.
- Мышкина С. Песни для детей. - Самара: Самиздат, 2001.
- Паулс Р. Птичка на ветке. Песни для детей. - Л.: Советский композитор, 1990.
- Победная весна: песни и хоры / Сост. В. П. Голиков. - М.: Владос-Пресс, 2005.
- Поет детская хоровая студия «Веснянка». Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста / Сост. Л. П. Дуганова, Л. В. Алдакова. -М. : Владос, 2002.
- Поет детский хор. Хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано / Сост. Э. Л. Ходош. -Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
- Разноцветный мир. Сборник детской песни композиторов Черноземного края. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 1998.
15. Рачина Б. С. Путешествие в страну музыки. - СПб.: МиМ-Экпресс,
1997.
- Серебренников В. Поет ансамбль «Вдохновение». - М.: Вес, 1993.
- Синявский П. Смешной человечек на крыше живет. - Ярославль: Академия развития, 2003.
- Славкин М. И. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста. - М.: Владос, 2003.
- Струве Г. А. Ступеньки музыкальной грамотности. - СПб.: Лань,
1999.
- Хрестоматия русской народной песни / Сост. Л. Меканина. - М.: Музыка, 1991.
- Шаинский В. Я. Избранные песни. - М.: Советский композитор, 1989.
- Чичков Ю. Я. Избранные песни. - М.: Советский композитор, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа вокального кружка "Жаворонок"
Программа вокального кружка для детей 7-9 лет....
Рабочая программа вокального кружка 1 класс
Рабочая программа вокального кружка 1 класс...
программа вокального кружка "Весёлые нотки"
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного о...
Адаптированная программа вокального кружка " Ладушки"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361494","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 72px; width: 100px;"}}]]Адаптированная программа вокального кружк...
Программа вокального кружка "Вокальный ансамбль и сольное пение"
Программа работы с ансамблем "Чудесенка" 1 класс "Вокальный ансамбль и сольное пение"...
Программа вокального кружка "Весёлые нотки"
Программа вокального кружка "Весёлые нотки"...
рабочая программа вокального кружка "Жэргэмэл" с рецензией
Рабочая программа вокального кружка "Жэргэмэл"...