Адаптированная программа вокального кружка " Ладушки"
рабочая программа по музыке по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа вокального кружка " Ладущки" | 264.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тогучинского района
« Борцовская средняя школа»
Программа вокального кружка
« Ладушки».
Руководитель кружка : Крякина Светлана Геннадьевна
2015-2016
Пояснительная записка
Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса»Белгород, 2006г; Д Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», 2003г.
Срок реализации адаптированной программы – 1 года. Программа рассчитана на возраст детей– 10-18 лет.
Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи в работе вокального кружка
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-
хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром.
- Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата
ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть свободным. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Возраст детей 10-18 лет. Это учащиеся 5-11 классов. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.
Общее количество часов в год –72часа.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Продолжительность занятия – 1 час.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методы и формы реализации программы
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах, в районных конкурсах и фестивалях песни. В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности. Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки.
Учебно-тематический план обучения на 2915-2016 год обучения.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | часы | |
теоретических | практических | |||
1. | Певческая установка. Певческое дыхание. | 8 | 3 | 5 |
2. | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 12 | 3 | 9 |
3. | Работа над дикцией и артикуляцией | 6 | 1 | 5 |
4. | Формирование чувства ансамбля. | 16 | 3 | 13 |
5. | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 30 | 3 | 27 |
Итого: | 72 | 13 | 59 |
Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка « Ладушки» на 2015-2016 год обучения.
№ занятия по порядку | Часы по теме | Раздел, тема | Тема занятия | Часы по разделу | дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | 1 | Певческая установка. Певческое дыхание. 8 часов | Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 5 часов | 1.09 | |
2 | 2 | Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 3.09 | |||
3 | 3 | Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. | 8.09 | |||
4 | 4 | Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. | 10.09 | |||
5 | 5 | Смена дыхания в процессе пения. | 15.09 | |||
6 | 1 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования 12 часов | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 6 часов | 17.09 | |
7 | 2 | Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования | 22.09 | |||
8 | 3 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования | 24.09 | |||
9 | 4 | Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. | 29.09 | |||
10 | 5 | Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. | 1.10 | |||
11 | 6 | Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | 6.10 | |||
12 | 1 | Работа над дикцией и артикуляцией. 6 часов | Работа над дикцией и артикуляцией. | 4 часа | 8.10 | |
13 | 2 | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи. | 13.10 | |||
14 | 3 | Работа над разборчивостью слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). | 16.10 | |||
15 | 4 | Работа над дикцией и артикуляцией. | 20.10 | |||
16 | 1 | Формирование чувства ансамбля. 16 часов | Формирование чувства ансамбля. | 8 часов | 22.10 | |
17 | 2 | Выработка активного унисона. | 27.10 | |||
18 | 3 | Формирование чувства ансамбля. | 29.10 | |||
19 | 4 | Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. | 3.11 | |||
20 | 5 | Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. | 5.11 | |||
21 | 6 | Формирование чувства ансамбля. | 10.11 | |||
22 | 7 | Выработка активного унисона. | 12.11 | |||
23 | 8 | Выработка активного унисона. | 17.11 | |||
24 | 1 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 30 часов | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 11 часов | 19.11 | |
25 | 2 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 24.11 | |||
26 | 3 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 26.11 | |||
27 | 4 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 1.12 | |||
28 | 5 | Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 3.12 | |||
29 | 6 | Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 8.12 | |||
30 | 7 | Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 10.12 | |||
31 | 8 | Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 15.12 | |||
32 | 9 | Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 17.12 | |||
33 | 10 | Пение под фонограмму. | 22.12 | |||
34 | 11 | Пение под фонограмму. | 14.12 | |||
35 | 6 | Певческая установка. Певческое дыхание. 8 часов | Навыки пения сидя и стоя. Хоровое пение. | 3 часа | 12.01 | |
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 14.01 | |||||
36 | 7 | Работа с дыханием. | 19.01 | |||
37 | 8 | Смена дыхания в процессе пения. | 21.01 | |||
38 | 7 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования 12 часов | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 6 часов | 26.01 | |
39 | 8 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 28.01 | |||
40 | 9 | Естественный свободный звук без крика и напряжения. | 2.02 | |||
41 | 10 | Округление гласных. | 4.02 | |||
42 | 11 | Округление гласных. | 9.02 | |||
43 | 12 | Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | 11.02 | |||
44 | 5 | Работа над дикцией и артикуляцией 6 часов | Работа над разборчивостью слов или дикции. | 2 часа | 16.02 | |
45 | 6 | Работа над разборчивостью слов или дикции. | 18.02 | |||
46 | 9 | Формирование чувства ансамбля 16 часов | Учимся петь , слушая друг друга. | 8 часов | 25.02 | |
47 | 10 | Учимся петь , слушая друг друга. | 1.03 | |||
48 | 11 | Формирование чувства ансамбля. | 3.03 | |||
49 | 12 | Формирование чувства ансамбля. | 10.03 | |||
50 | 13 | Формирование чувства ансамбля. | 15.03 | |||
51 | 14 | Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. | 17.03 | |||
52 | 15 | Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. | 22.03 | |||
53 | 16 | Выработка активного унисона. | 24.03 | |||
54 | 12 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 30 часов | Работа с фонограммой. Формирование сценической культуры. | 19 часов | 29.03 | |
55 | 13 | Работа с фонограммой. Формирование сценической культуры. | 31.03 | |||
56 | 14 | Работа с фонограммой. Формирование сценической культуры. | 5.04 | |||
57 | 15 | Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 7.04 | |||
58 | 16 | Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 12.04 | |||
59 | 17 | Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 14.04 | |||
60 | 18 | Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 19.04 | |||
61 | 19 | Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 21.04 | |||
62 | 20 | Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 26.04 | |||
63 | 21 | Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 28.04 | |||
64 | 22 | Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 3.05 | |||
65 | 23 | Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 5.05 | |||
66 | 24 | Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 10.05 | |||
67 | 25 | Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 12.05 | |||
68 | 26 | Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 17.05 | |||
69 | 27 | Умение работать с микрофоном. | 19.05 | |||
70 | 28 | Умение работать с микрофоном. | 24.05 | |||
71 | 29 | Умение работать с микрофоном. | 24.05 | |||
72 | 30 | Музыкальная викторина. | 25.05 |
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
Репертуар
«Tous les enfants chantent avec moi» (русск. «Все дети поют со мной»)
(Marnay / Goldsboro)
Сборники песен Ермолаева.
Репертуар подбирается вместе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа вокального кружка "Жаворонок"
Программа вокального кружка для детей 7-9 лет....
Рабочая программа вокального кружка 1 класс
Рабочая программа вокального кружка 1 класс...
программа вокального кружка "Весёлые нотки"
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного о...
Программа вокального кружка "Вокальный ансамбль и сольное пение"
Программа работы с ансамблем "Чудесенка" 1 класс "Вокальный ансамбль и сольное пение"...
Программа вокального кружка "Весёлые нотки"
Программа вокального кружка "Весёлые нотки"...
Программа вокального кружка.
Программа внеурочной деятельности по вокалу для начальной школы....
рабочая программа вокального кружка "Жэргэмэл" с рецензией
Рабочая программа вокального кружка "Жэргэмэл"...