рабочие программы
рабочая программа по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»
«Утверждаю»
Директор школы Зырянова Т. Н.
«_____»________________2019г.
___________________________
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка»
начальное общее образование
«Начальная школа XXI века»
на 2019 – 2023 учебные годы
Разработчик:
Безменова Н.П.
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Обсуждена и согласована на МО Принята на педсовете
Протокол № ____от «______»_____________2019 г. Протокол № _____от «______»____________2019 г.
Берёзовка, 2019
2. Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014, 31.12.2015 года);
- основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е. К. Зырянова»;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
- авторской программы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. М. «Начальная школа ХХI века» руководитель проекта Н. Ф, Виноградова;
- программы формирования универсальных учебных действий МБОУ БСШ №1 им. Е. К. Зырянова;
- положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».
в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д. Б. Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
- раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.
- формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
- воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
- развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
- овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
- воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народ, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Место учебного предмета «Музыка»
Согласно учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя
школа № 1 им. Е. К. Зырянова», музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю,
33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе.
Класс | Количество часов в учебном году | Количество часов в неделю |
первый класс | 33 | 1 |
второй класс | 34 | 1 |
третий класс | 34 | 1 |
четвертый класс | 34 | 1 |
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
1. Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», утвержденная и рекомендованная Министерством образования и науки РФ
2. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебники «Музыка»: 1-4 класс, - М. :Вентана-Граф.
3. О. В. Кузьмина, В. О. Усачева, Л. В. Школяр «Музыка» учебник для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений,- Москва, Вентана-Граф.
4. О. В. Кузьмина, В. О. Усачева, Л. В. Школяр «Музыкальное искусство: Тетрадь для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений,- М.: Вентана-Граф.
Изменений в авторскую программу не внесено.
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета учебного предмета «Музыка».
При изучении учебного предмета «Музыка» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:
- осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
- ценит культурные и исторические памятники посёлка;
- уважает другие народы России;
- уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
- уважает ценности семьи;
- бережно относится к родной природе;
- понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
- выполняет нормы и требования школьной жизни;
- выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
- положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
- положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.
При изучении учебного предмета «Музыка» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных универсальных учебных действий:
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
- вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
- выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
При изучении учебного предмета «Музыка» будут созданы условия для формирования следующих познавательных универсальных учебных действий:
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
- использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строит сообщения в устной и письменной форме;
- ориентируется на разнообразие способов решения задач;
- владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществляет синтез как составление целого из частей;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливает аналогии;
- владеет рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.
При изучении учебного предмета «Музыка» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных универсальных учебных действий:
- адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
- допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
- контролирует действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения курса «Музыка»
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Слушание музыки
Выпускник научится:
Узнавать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов;
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр;
Узнавать различные типы интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа;
Различать инструменты симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов;
Различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара;
Определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях;
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
У выпускника будут сформированы следующие результаты:
Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации;
Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием;
Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования;
Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание;
Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком;
Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения;
Исполняет одноголосные произведения.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
4. Содержание учебного предмета «Музыка»
1 класс 2019-2020 учебный год
Содержание | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные результаты | УУД | ||
Истоки возникновения музыки. | Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических сфер: «Маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание». Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. | Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений. Обучающийся научится:
| Личностные УУД: 1. Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважает свою семью, своих родственников, ценить родителей. 3. Принимает роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4.Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в учёбе; 4.Знает основные моральные нормы поведения. 5. Имеет представление о правилах здорового образа жизни. Регулятивные УУД: 1. Организовывает свое рабочее место под руководством учителя. 2 . Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя; 3. Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя. 5. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками. 6. Осуществляет первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности. 7. Осуществляет действия по образцу и заданному правилу; 8. Принимает и понимает алгоритм выполнения заданий. Познавательные УУД: 1.Ориентируетсяся в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике и учебных пособиях. 3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов по заданным критериям (основаниям). 4. Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное; определять тему; 6. Понимает знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебниках и учебных пособиях; 7.Осуществляет синтез как составление целого из его частей; 8. На основе кодирования строит простейшие модели понятий Коммуникативные УУД: 1. Участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушает и понимать речь других. 4. Принимает участие в работе парами и группами; 5. Допускает существование различных точек зрения; 6.Договаривается, приходит к общему решению. 7. Строит простые речевые высказывания. |
Содержание и формы бытования музыки | Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений – добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна – в музыке отражен весь мир. Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симония, концерт и т.д. | Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовет, призывает и т.д. Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах. | |
Язык музыки | Музыкально-выразительные средства6 мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой). | Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа. Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись. Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров. Участвовать в народных праздниках, обрядах. |
5.Тематическое планирование по музыке
1 класс 2019-2020 учебный год
№ урока п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
план | факт. | |||||
Истоки возникновения музыки (8 часов) | ||||||
1. | Урок – игра. Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека | 1 | 04.09 | |||
2. | Урок –сказка. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя | 1 | 11.09 | |||
3. | Урок – игра. Народное музыкально-поэтическое творчество. Музыкальная игра | 1 | 18.09 | |||
4. | Урок – путешествие. Элементарная нотная грамота. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги… | 1 | 25.09 | |||
5. | Урок – игра. Общее представление об интонации: изображение окружающего мира. Сказанное слово и несказанное… | 1 | 02.10 | |||
6. | Урок - экскурсия. Музыка природы. Прогулка в лес | 1 | 09.10 | |||
7. | Урок – путешествие. Композитор, исполнитель, слушатель. | 1 | 16.10 | |||
8. | Урок – игра. Сущность деятельности музыканта | 1 | 23.10 | |||
Содержание и формы бытования музыки (16 часов) | ||||||
9. | Раскрытие содержания музыкального искусства | 1 | 30.10 | |||
10. | Представление о «вечных проблемах существования человека на земле | 1 | 13.11 | |||
11. | Прикосновение к диалектике жизни через противостояние: добро, зло, любовь и ненависть | 1 | 20.11 | |||
12. | Волшебный тот цветок.… Тренируем свою «внутреннюю музыку» | 1 | 27.11 | |||
13. | Прикосновение к диалектике жизни через противостояние: комическое и трагическое, возвышенное и низменное | 1 | 04.12 | |||
14. | Многообразие и многообразность отражения и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки | 1 | 11.12 | |||
15. | Многообразие и многообразность отражения и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки | 1 | 18.12 | |||
16. | Общее и различное при соотнесении малых и крупных форм | 1 | 25.12 | |||
17. | Общее и различное при соотнесении малых и крупных форм | 1 | 15.01 | |||
18. | Крупная форма произведения: песня | 1 | 22.01 | |||
19. | Крупная форма произведения: опера | 1 | 29.01 | |||
20. | Крупная форма произведения: танец | 1 | 05.02 | |||
21. | Крупная форма произведения: балет | 1 | 19.02 | |||
22. | Крупная форма произведения: марш | 1 | 26.02 | |||
23. | Крупная форма произведения: симфония | 1 | 04.03 | |||
24. | Крупная форма произведения: концерт | 1 | 11.03 | |||
Язык музыки (9 часов) | ||||||
25. | Значение музыкального языка в сфере человеческого общения | 1 | 18.03 | |||
26. | Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу | 1 | 01.04 | |||
27. | Тренируем свою «внутреннюю музыку» | 1 | 08.04 | |||
28. | Промежуточная аттестация: творческая работа | 1 | 15.04 | |||
29. | Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц. Весенние заклички | 1 | 22.04 | |||
30. | Исследование выразительности жеста, звучание слова | 1 | 29.04 | |||
31. | Тренируем свою «внутреннюю музыку». Счастье, ты где? | 1 | 06.05 | |||
32. | Введение в язык музыки знаковой системы | 1 | 13.05 | |||
33. | Итоговое повторение. Урок – концерт | 1 | 20.05 |
«Утверждаю»
Директор школы Зырянова Т. Н.
«_____»________________2020 г.
____________________________
Содержание учебного предмета «Музыка»
2 класс 2020-2021 учебный год
Содержание | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные результаты | УУД | ||
«Всеобщее в жизни и в музыке» 8 ч | «Внутренняя музыка» Колыбельная песня Колыбельные: Зыбка поскрипывает, Ходит сон по лавочке и др. Сказку складываем, музыкой сказываем А. Лядов. Кикимора Народное музыкально-поэтическое творчество. Музыкальная игра Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка», Игра в гостей Родная речь. Элементарная нотная грамота. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги… Г. Фрид. Ветер Е. Тиличеева. Деревца Общее представление об интонации: изображение окружающего мира. Сказанное слово и несказанное… А. Вивальди. Зима С. Прокофьев. Дождь и радуга РК Музыка природы. Прогулка в лес Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки. Не перевыскороговоришь? Поём вместе. Р.н.п. Как под наши ворота Укр. Н. п. Журавель Портреты заговорили и запели. Р. Шуман. Весёлый крестьянин Р.н.п. Вспомним, братцы, Русь и славу! Пётр Ильич Чайковский . Детские годы. «Детский альбом»: Детская песенка, Колыбельная песня. Баба-яга, Вальс и др. Здесь живёт музыка П.И. Чайковского. Балет «Щелкунчик» Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку». Хор менестрелей из оперы «орлеанская дева» Михаил, Иванович Глинка . Детские годы Мазурки Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые» Опера «Руслан и Людмила» Первая песня Баяна Опера «Руслан и Людмила». О, поле, поле! Опера «Руслан и Людмила» Ария Руслана из 3 действия Руслан и Людмила. Слава! Опера «Руслан и Людмила» Заключительный хор Мелодия жизни. Заветное слово. В. Усачёва. Жила-была работа Как начинается музыка? В. Усачёва. Жила-была работа Вольфганг Амадей Моцарт. Хор из оперы «Волшебная флейта» Моцарт сочиняет. В. Моцарт. Менуэт Сергей Сергеевич Прокофьев(3 ч.) Детство композитора Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» Дорогой,Щелкунчик! Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» Музыка для детей С. Прокофьева Балет «Золушка» Путешествие во времени и пространстве. Тренируем свою «внутреннюю музыку» Р.н.п. Вот уж зимушка проходит Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды.Празднуем Масленицу Р,н.п. Ой, Масленица, обманщица, Ах, Масленица, сметанница Тренируем свою «внутреннюю музыку». Фрагменты из музыки П. Чайковского к сказке А. Островского «Снегурочка» Две песни. Сочиняем песенку Музыкальная игра «Полевая берёзка» Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц.Весенние заклички Весенние заклички Музыка Севера. Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли. И. С. Бах. За рекою старый дом. Жизнь хороша Счастье, ты где? Идём за Синей птицей. Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» Г. Струве. Музыка Тренируем свою «внутреннюю музыку». Счастье, ты где? Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» В. Усачёва. Жила-была работа Музыка для детей И. Ярмак И. Ярмак. Дождь на лугах. Весенняя песенка Содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками. | Предметными результатами формирование следующих умений. Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
| Личностные УУД 1. Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважает свой народ, родину. 3. Демонстрирует личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 5. Проявляет интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. 6. Ориентируется на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; 7. Понимает причины успеха, неуспеха в учёбе. 8. Понимает нравственного содержания поступков окружающих людей. 9. Понимает этические чувства (стыда, сочувствия, вины, совести). 10. Иметь представление о своей этнической принадлежности. 11. Знает основные правила здорового образа жизни. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место. 2. Следует режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя. 4. Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 5. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя. 6. Соотносит выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 7. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками. 8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. 8. Корректирует выполнение задания в дальнейшем. 10. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другим и лицами. Познавательные УУД 1.Ориентируетсяся в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего «незнания». 2. Отвечает на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям при указании количества групп. 4. Определяет, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Находит необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 6. Наблюдает и делает самостоятельные простые выводы. 7. Кодирует информацию в знаково-символической форме. 8. Пользуется знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе. 9. Анализирует объекты с выделением существенных и несущественных признаков. 10. Обобщает (выделяет ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Коммуникативные УУД 1.Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывает свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформляетсвои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях. 3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимает прочитанное. 4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Принимает активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства. 6. Допускает существование различных точек зрения. 7. Использует в общении правила вежливости. 8. Следит за действиями других участников в процессе коллективной деятельности |
«Музыка-искусство интонируемого смысла». 10 ч | |||
«Тема» и «Развитие» - жизнь художественного образа 10 ч | |||
«Развитие» как становление художественной формы. 6 ч |
Содержание учебного предмета «Музыка»
3 класс 2021-2022 учебный год
Раздел | Содержание раздела | Предметные результаты (на каждый раздел) | Универсальные учебные действия (на весь год обучения) |
Характерные черты русской музыки (8 ч) | Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов. Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни. | Размышляет об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества. Различает на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки. Узнает по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.). Пропевает главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков. Запоминаетимена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. Понимаетнеобходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов. | Личностные 1. Ориентирован на принятие образца «хорошего» ученика. 2. Демонстрирует предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. 3. Осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежности. 4. Проявляет чувство гордости за свою Родину, народ, посёлок. 5. Осознаёт свою гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России. 6. Понимает нравственное содержание собственных поступков, поступков окружающих людей. 7. Ориентируется в поведении на принятие моральных норм. 8. Выполняет основные правила соблюдения здорового образа жизни. Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определяет важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Понимает и сохраняет учебную задачу, понимает смысл инструкции учителя и вносит в неё коррективы. 4.Самостоятельно определяет цель учебной деятельности самостоятельно. 5 . Планирует свои действия в соответствии с учебными задачами, различает способ и результат собственных действий. 6 . Оценивает выполнение задания по определённым критериям. 7.Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем; 8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя исамостоятельно. 9. Вносит коррективы в выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 10. Определяет правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 11. Выполняет учебные действия в устной, письменной речи. Познавательные УУД: 1.Самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернет. 2. Кодирует информацию в знаково-символической или графической форме; 3. На основе кодирования информации самостоятельно строит модели понятий. 4.Проводит сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление) самостоятельно строит выводы на основе сравнения. 5.Осуществляет анализ объекта(по нескольким существенным признакам). 6.Проводи классификацию изучаемых объектов (по самостоятельно выделенным основаниям); 7. Выполняет обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков. 8. Строит индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирует общие выводы на основе сравнения нескольких объектов). Коммуникативные УУД: 1. Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относится к своему мнению. 7. Понимаетточку зрения другого. 8. Участвует в работе группы, распределять роли, договаривается друг с другом. |
Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности(12 ч) | Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества. Исторически сложившиеся фольклорные жанры. Обрядовость как сущность русского народного творчества. Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе. Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши. Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни | Сравнивает знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки. Различает и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера. Разучивает и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания. Старается выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. Разыгрываетнародные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры | |
Истоки русского классического романса (6 ч) | Многообразная интонационная сфера городскогомузицирования. От крестьянской песни к городскому салонному романсу. Жанры бытовогомузицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр. | Сравниваетнародные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества. Различаетинтонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов). Напеваетмелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания | |
Композиторская музыка для церкви (2 ч) | Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения | Размышляет о роли музыки в церкви. Различает интонационно-мелодические особенности духовной музыки | |
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре (6 ч) | Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен). Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков | Различает на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе. Умеет проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера. Выявляет своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры. Определяет композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора. Старается в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции. Участвует в воспроизведении основных моментов русских обрядов |
Содержание учебного предмета «Музыка»
4 класс
2022-2023
Раздел | Содержание раздела | Предметные результаты (на каждый раздел) | Универсальные учебные действия (на весь год обучения) |
Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч) | Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США. Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира.Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты | Размышляет о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны. Осознает зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа. Определяет по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране. Воспроизводитспецифическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности | Личностные УУД: -осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу; -уважает другие народы России; -уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия; уважает ценности семьи; -бережно относится к родной природе; -понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни; -выполняет нормы и требования школьной жизни; -выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; -принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию; -положительно относится к школе, понимает необходимость учения; положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе. Регулятивные УУД: -принимает и сохраняет учебную задачу; -учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; -адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем; -осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи; -вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; -использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата: -использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке; -выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные УУД: осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ; использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строит сообщения в устной и письменной форме; ориентируется на разнообразие способов решения задач; владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществляет синтез как составление целого из частей; проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливает аналогии; владеет рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные УУД: -адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; -строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой); -владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ; -допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулирует собственное мнение и позицию; -договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; -может задать вопросы на понимание позиции партнёров; -контролирует действия партнёра. |
Музыка мира сквозь призму русской классики (8 ч) | Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического | Исследовает истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. Находит примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии. Осознает взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры. Исполняет музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности | |
Музыкальное общение без границ (10 ч) | Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой | Находит общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии. Приходит к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств. Выявляетинтонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке. Обобщает собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создает собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации | |
Искусство слышать музыку (9 ч) | Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры | Осмысливает на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества. Воспринимает и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Осуществляет анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. Подготавливает реферат о творчестве любимого композитора. Участвует в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей | |
5.Тематическое планирование по музыке
2 класс 2020-2021 учебный год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт. | |||
Всеобщее в жизни и в музыке (8ч.) | ||||
1 | Всеобщее в жизни и в музыке. | 1 | 3.09 | |
2 | Песенность, танцевальность, маршевость | 1 | 10.09 | |
3 | Раскрытие в музыке внутреннего мира человека | 1 | 17.09 | |
4 | Раскрытие в музыке внутреннего мира человека | 1 | 24.09 | |
5 | Раскрытие в музыке внутреннего мира человека | 1 | 1.10 | |
6 | Всеобщее в жизни и в музыке | 1 | 8.10 | |
7 | Тест-викторина по теме «Всеобщее в жизни и в музыке» | 1 | 15.10 | |
8 | Урок-концерт | 1 | 22.10 | |
Музыка-искусство интонируемого смысла(10ч.) | ||||
9 | Музыка-искусство интонируемого смысла | 1 | 29.10 |
|
10 | Интонация | 1 | 12.11 | |
11 | О чем говорит и что выражает музыка? | 1 | 19.11 | |
12 | Изобразительность в музыке | 1 | 26.11 | |
13 | Интонация | 1 | 3.12 | |
14 | О чем говорит и что выражает музыка? | 1 | 10.12 | |
15 | Тест –викторина по теме «Интонация» | 1 | 17.12 | |
16 | Урок-концерт | 1 | 24.12 |
|
17 | Музыка-искусство интонируемого смысла | 1 | 14.01 | |
18 | О чем говорит, что выражает, что изображает музыка? | 1 | 21.01 | |
«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа (10 ч) | ||||
19 | «Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа | 1 | 28.01 | |
20 | «Живая» музыка | 1 | 4.02 | |
21 | «Живая» музыка | 1 | 11.02 | |
22 | Музыкальная речь | 1 | 18.02 | |
23 | Всё растёт, всё изменяется | 1 | 25.02 | |
24 | Развитие в музыке | 1 | 4.03 | |
25 | Итоговый урок-викторина по теме развитие в музыке | 1 | 11.03 | |
26 | Урок-концерт | 1 | 18.03 |
|
27 | «Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа | 1 | 8.04 | |
28 | «Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа | 1 | 15.04 | |
«Развитие» как становление художественной формы(6 ч) | ||||
29 | Промежуточная аттестация: творческая работа по теме «Музыка в моём доме» | 1 | 22.04 | |
30 | Развитие в музыке | 1 | 29.04 | |
31 | Простые музыкальные формы | 1 | 6.05 | |
32 | Форма вариаций и рондо в музыке | 1 | 13.05 | |
33 | Итоговый тест по теме «Развитие как становление художественной формы» | 1 | 20.05 | |
34 | Творческая работа. Урок – концерт любимых произведений | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...