Проектная деятельность на уроках музыки.
статья по музыке

В статье  раскрытвается проектная деятельность на уроках музыки в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty_na_urokah_muzyki.docx29.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках музыки.

                                                                          Кулаева С.М.

Встреча с любым произведением искусства – это диалог прошлого, настоящего и будущего. И если этот диалог состоится, человек становится духовно богаче. А “духовный багаж, в отличие от обычного багажа, обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти по дорогам жизни” (Д.Б.Кабалевский)

Как хочется, чтобы этих встреч с произведениями искусства было как можно больше и не только на уроках музыки. Видимо не случайно, авторы программы по музыке Г.П.Сергеева и Е.Д.Критская предлагают заканчивать учебный год, начиная с 6 класса исследовательским проектом.

В основе метода проектов лежит:

  • развитие познавательных навыков учащихся,
  • умений самостоятельно конструировать свои знания,
  • умений ориентироваться в информационном пространстве,
  • развитие творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Особенно хочется отметить тот факт, что из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение.  Кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты). Информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.); информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением); организационное обеспечение (специальное расписание занятий, работы библиотеки, выхода в Интернет); отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием – медиатека).

Каждый год для каждой параллели предлагаются  темы проекта, например:

  • “Если бы они заговорили”;
  • “Интервью сквозь столетия”;
  • “Откровения из прошлого”
  • “Можем ли мы услышать живопись”;
  • “Из истории музыкальных инструментов”;
  • “История одного шедевра”; и т.д.

Правила выбора темы проекта

 - Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

-  Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным.

 -  Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Для учеников начальных классов.

 -  Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями.  В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Поскольку это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения. Здесь следует остановиться на общих подходах к структурированию проекта:

1.Выбрав тему:

Составьте план исследования;

Начните отбор:

– музыкального материала;
– книг, статей, интернет – сайтов;
– зрительного ряда.

С помощью собранного материала напишите реферат, творческую работу, сопроводив изложенное презентацией. Важно, чтобы в реферате не только нашла отражение та информация, которую Вы отберёте из книг по искусству и других источников, но и было высказано Ваше собственное мнение, личная оценка тех явлений, которые Вы будет рассматривать в ходе исследования.

  1. Изложение материала в презентации:

Краткое изложение материала;

– памятные даты;
– имена современников;
– цитаты, крупный шрифт;
– определение музыкальных терминов.

Иллюстративный материал:

– портреты;
– живописные полотна;
– фотографии;
– записи музыкальных произведений.

  1. Оформление титульного слайда презентации:

Тема проекта.

Автор проекта:

– фамилия;
– имя;
– класс;

школа

Руководитель проекта:

– должность;
– фамилия;
– имя;
– отчество.

  1. Оформление заключительного слайда презентации:

Литературные источники:

– автор;
– название;
– издательство;
– год издания.

Интернет-источники:

– обучающие компьютерные игры;
– сайты.

Каждый исследовательский проект представляет собой папку, включающую в         себя:

Презентацию;

Музыкальный файл в формате mp3 (музыкальных файлов может быть несколько);

Видео;

Текст исследовательского проекта с указанием нумерации слайдов, соответствующих содержанию презентации.

        

        По доминирующей в проекте деятельности:

- исследовательские,

- информационные,

- практико-ориентированные,

- ролево-игровые,

- творческие;

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.   Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.   Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрежен конфликт и заключён договор?

        2)    по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

        3)    по месту проведения: урочные, внеурочные;

         4)  по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

         5)  по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

Учитывая высокую загруженность учащихся, разрабатывать  школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой.

     Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.            После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Результатом работы может стать:

Видеофильм, газета, журнал, коллекция, костюм, макет, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, викторина, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, интеллектуально - творческая игра.

Литература: К. Н. Поливанова «Проектная  деятельность школьников» Просвещение 2011 год.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учаще...

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...

творческая и игровая деятельность на уроках музыки и кружковой деятельности

творческие задания на уроках музыки, игры, музыкально- ритмические упражнения,кроссворды....

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе.

В современном образовательном процессе используется множество различных технологий, целью которых является  выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулир...

Проектная деятельность на уроках музыки

Творческие мини-проекты: "Маленький оркестр" (создание простейших музыкальных инструментов); "Рисуем музыку" (создание иллюстраций к музыкальным произведениям)....

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе....