«Песни войны и Победы».
план-конспект занятия по музыке (3 класс)
Даннфй конспект преднахначен для проведения урока музыки по данной теме с презентацияей.
.Цели урока: Познакомить учащихся с музыкальными произведениями.
Задачи урока:
Дидактические:
- Обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;
- Закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках изобразительного искусства.
Развивающие:
- Развитие у учащихся эмоционального восприятия музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощенные в них.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны;
- Воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 27.71 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.57 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Песни войны и Победы».
Цели урока: Познакомить учащихся с музыкальными произведениями.
Задачи урока:
Дидактические:
- Обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;
- Закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках изобразительного искусства.
Развивающие:
- Развитие у учащихся эмоционального восприятия музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощенные в них.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны;
- Воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос.
Оборудование:
Компьютер, аудиозаписи песен Великой Отечественной войны; презентация с видеорядом по теме урока
Ход урока
Слайд 1
- Вступительное слово учителя
Я рада видеть вас на нашей встрече с песней… Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой страны.
Наступило лето 1941 года. В школах страны уже шли выпускные вечера. Часы отбивали последние минуты мирной жизни. И вдруг…
- Беседа
Щелчок (голос Левитана )
-О каком событии прозвучало сообщение по радио?
- 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Завершилась война только 4 года спустя – 9 мая 1945. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут песни, созданные в годы войны и последующие десятилетия.
Ничто не вдохновляет нас так, как хорошие стихи и красивая музыка. А если их объединить вместе и появляется песня – тогда мы способны на многое. Особенно большое влияние на жизнь людей нашей страны оказали военные песни.
- Как вы считаете – нужны ли были эти песни на войне?
-Согласны ли вы с выражением, что когда «говорят пушки – музы молчат»? --О чем могли быть эти песни?
Слайд 2
Песни – как люди: у каждой своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет. Другие долго живут и не старятся.
Я начну свой рассказ, пожалуй, об одной из самых знаменитых песен тех времен.
- Рассказ о песнях военных лет, слушание , беседа.
Слайд 3
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами:
«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»
Стихотворный текст был написан в первый же день Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем изучать новую песню - «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты. Печатать - не было времени! А певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал.
Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на сцену, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно стихает…
С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда звучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже видны слезы на глазах…
Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
- Песня «Священная война» стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясенные, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку.
- Каков характер песни? Выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту песню.
Слайд 4
На слайде презентации опорные слова:
- Грозная
- Мужественная
- Суровая
- Призывная
- Какие чувства пробуждают ее мелодия, ритм? (Гордость за свою Родину, придает уверенность в Победе).
- Какие чувства людей выражает эта песня? (Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу).
- Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поет песню сурово, мужественно, произносит слова твердо и решительно. Песня звучит, как клятва.
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Каждое утро после боя курантов она звучала по радио.
Слайд 5
Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, о которой я хочу вам рассказать. Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать.
«Это были 16 «домашних» строк из письма моей жене Софье Антоновне, - вспоминал Алексей Александрович Сурков, - написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой».
Над рукописью сурковских строк посвящение жене: «Тебе -солнышко мое!» Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты «Красноармейская правда» композитор Константин Листов. Сурков разыскал в блокноте строки, написанные домой, и отдал Листову. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде».Через неделю композитор вновь появился в редакции и под гитару спел песню «В землянке».
Слайд 6
Одна из самых любимых песен военных лет - «Катюша».
Однажды известный поэт Михаил Исаковский, автор уже всенародно любимых песен, сочинил четверостишие:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша
На высокий берег на крутой.
А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потом отложил листок в сторонку, как говорится в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки.
Вскоре у поэта состоялось знакомство с М. И. Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми, да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений; берег, на Берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам.
Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни
поскорее. Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов. По воспоминаниям М. И. Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов.
Песня стала событием в музыкальной жизни. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.
В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «Запела» орудийными залпами. Красивым именем «Катюша» окрестили оружие, наводившее ужас на врага.
- Кто из вас знает, какое это оружие? – реактивные минометы.
Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими земляками, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Федорова. Всю войну прошли «Катюши», «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочинили свои продолжения песни.
- Какие чувства у бойцов и слушателей вызывала эта песня?
- Каков ее характер?
Слайд 7
Да, песня «Катюша», с ее бодрым маршево – танцевальным ритмом, чувством уверенности пробуждала надежду: все беды пройдут, страшная война закончится и воины встретят своих жен, невест, а матери и отцы обязательно погуляют на свадьбах и дождутся внуков!
Слайд 8
Песня «Ехал я из Берлина» стала одной из первых «победных» песен. Когда поэт Лев Ошанин узнал, что Советская Армия находится на подступах к Берлину, чувство долгожданной победы вошло в его душу и уже не оставило ее. В воображении поэта сложился образ молодого русского солдата, который совершил великий подвиг, и у которого еще вся жизнь впереди... И тогда родилась в мыслях Льва Ошанина строчка «Ехал я из Берлина».
Исаак Дунаевский сочинил музыку для стиха, причем для припева слов не хватило, и они были придуманы тут же.
Слайд 9,10
Вот так, фронтовые бригады выезжали на фронт поддержать солдат. И нередко после концерта бойцы шли в атаку бить фашистов
- Как вы считаете, а сегодня какая самая знаменитая песня о войне и победе?
- Конечно, это песня «День Победы»
Слайд 11
Главная песня Победы родилась через 30 лет после завершения войны. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30- летию великой даты. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был оъявлен конкурс на лучшую песню о войне.
Буквально за несколько дней до окончания конкурса Владимир Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса.
Но никакого места песня «День Победы» не заняла. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской».
Был и второй «минус» - в музыке песни «День Победы» были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота. В результате песня была запрещена. Песню не пропустили в эфир – ни на радио, ни на телевидение.
Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвященном Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы» в прямом эфире.
После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных дней. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен еще раз – на «бис». После чего эту песню стала петь вся страна.
- Какие чувства вызвала у вас эта песня?
- Что за картины вы услышали и увидели в музыке песни?
- Давайте подведем итог нашим размышлениям.
Чем стали военные песни для народа?
От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.
Сегодня мы познакомимся с песней для детей о великой победе.
- Работа над песней.
Слайд 12
- Слушание песни.
- Беседа
- О каком событии рассказывает песня?
Слайд 13
- Знакомство с текстом
- Установка дыхания
- Повторение правил исполнения
Слайд 14
- Распевка
Слайд 15
- Фразовое исполнение песни
- Работа над мелодией
- Работа над дикцией
Слайд 16
- Рефлексия
- Мыслительный прием: «Раньше я думал, теперь я знаю..»
Сегодня мы вспомнили лишь малую часть песен о Великой Отечественной войне. Но песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее. Всем нам счастья, добра и главное – мира!
Униципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
села Александровского Алекандровского района Ставропольского края
Конспект урока музыки в 3б классе по теме:
«Песни войны и Победы»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Чемёркина Е.В.
Апрель, 2019 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Патриотичные песни помогали военным собрать силы и выиграть последний бой. Они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить.
Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Эта песня стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». На следующий день композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Ещё через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт. "Священная война"
Грозная Мужественная Суровая Призывная
Одна из самых лирических песен военных лет «В землянке». Она «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта Алексея Суркова, которое он посвятил своёй жене и написал в письме. В феврале 1942 года личные строки Суркова вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». "В землянке"
Авторы песни – Матвей Исаакович Блантер и Михаил Васильевич Исаковский. Песня о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Именем Катюши народ ласково окрестил грозное оружие , наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские миномёты
Радость, улыбки Бодрое настроение Уверенность Праздник
Песня «Ехал я из Берлина» стала одной из первых «победных» песен. Когда поэт Лев Ошанин узнал, что Советская Армия находится на подступах к Берлину, чувство долгожданной победы вошло в его душу и уже не оставило ее. В воображении поэта сложился образ молодого русского солдата, который совершил великий подвиг, и у которого еще вся жизнь впереди... И тогда родилась в мыслях Льва Ошанина строчка «Ехал я из Берлина». Исаак Дунаевский сочинил музыку для стиха, причем для припева слов не хватило, и они были придуманы тут же. "Ехал я из Берлина"
Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию Великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. "День Победы"
1. От Москвы к Берлину Путь был очень длинный Долгий путь от неба до земли. Несмотря на мины и на бомб лавины До Берлина воины дошли. В день Победы яркий, для фашистов жаркий Расцветает праздничный салют. Поднимают флаги ветераны в парках И гвоздики алые несут. Припев:(2 раза) День Победы-это свято. Его слава в целом мире велика. День Победы в 45-ом Остается Днем Победы навека День Победы-это свято. Его слава в целом мире велика. День Победы в 45-ом Остается Днем Победы на века
А…У…А…А… А…И… А.О.У.И.Э А.О.У.И.Э
1 . От Москвы к Берлину Путь был очень длинный Долгий путь от неба до земли. Несмотря на мины и на бомб лавины До Берлина воины дошли. В день Победы яркий, для фашистов жаркий Расцветает праздничный салют. Поднимают флаги ветераны в парках И гвоздики алые несут. Припев:(2 раза) День Победы-это свято. Его слава в целом мире велика. День Победы в 45-ом Остается Днем Победы навека День Победы-это свято. Его слава в целом мире велика. День Победы в 45-ом Остается Днем Победы на века
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-литературной композиции "Песни дорогами Войны и Победы"
Сценарий "Песни дорогами Войны и Победы" -Автор - Дедюрина А. В. учитель музыки и руководитель музыкального театра "Шутка".Сценарий - часть педагогического проекта "Память поколений".Исполнители...
«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны
Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...
"Образ войны и победы. Человек - это больше войны".
Русская литература интересна тем, что она единственная может рассказать об уникальном опыте Преодоления и Подвига, через который прошла когда-то огромная страна. Сразу после войны Теодор Адорно ...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ»
Данное мероприятие способствует развитию личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества, воспитанию уважения к славным страницам прошлого. любьви и уважению к матерям, которые провожа...
Песни о войне и победе. Викторина
Песни военных лет и песни о войне, написанные уже в мирное время — мы хорошо знаем и любим. Тема Великой Отечественной войны волновала лучших композиторов и поэтов нескольких поколений, они созд...
Великая Отечественная война: лица победы, дети войны
Каждый год наша страна отмечает самый главный Праздник - День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год 9 мая мы отмечаем этот великий пр...
Великая Отечественная война: лица победы, дети войны
Каждый год наша страна отмечает самый главный Праздник - День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год 9 мая мы отмечаем этот великий пр...