"Образ войны и победы. Человек - это больше войны".
статья (4 класс) на тему
Русская литература интересна тем, что она единственная может рассказать об уникальном опыте Преодоления и Подвига, через который прошла когда-то огромная страна. Сразу после войны Теодор Адорно был потрясен: «Писать стихи после Освенцима – это варварство». Белорусский писатель Алесь Адамович, считал, что писать прозу о кошмарах XX века кощунственно. Тут нельзя выдумывать. Правду нужно давать, как она есть. Представляю вашему вниманию людей войны - их героизм и подвиги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_v_velikoy_otechestvennoy_voyne.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Человек- это больше войны». Елена Серафимовна Генрих, п.г.т.Тяжинский, Кемеровская область, Россия.
Русская литература интересна тем, что она единственная может рассказать об уникальном опыте Преодоления и Подвига, через который прошла когда-то огромная страна. Сразу после войны Теодор Адорно был потрясен: «Писать стихи после Освенцима – это варварство». Белорусский писатель Алесь Адамович, считал, что писать прозу о кошмарах XX века кощунственно. Тут нельзя выдумывать. Правду нужно давать, как она есть. Требуется «сверхлитература». Говорить должен свидетель. Все это в равной степени относится к документалистике . Автор- документалист Светлана Алексиевич пишет о той «окопной правде», которую нужно заставлять себя узнать. О жизни, которая хуже смерти. Это повествование, за которым истерики и ночные рыдания в подушку. Сломанные и украденные жизни. Опыт, который меняет навсегда и заставляет сводить счеты с этой действительностью. Уровень жизни страны определяется отношением к старикам , детям и женщинам.. Страдания и беды войны ложатся не только на плечи воюющих мужчин - не обходят они стороной всех. С. Алексиевич назвала свою книгу "У войны не женское лицо", отразив в заглавии основную мысль: убийства противны женской сущности, главному назначению женщины на земле - дарить жизнь. А война всегда лишает женщину права на главное ее в жизни. Писательский голос Алексиевич абсолютно органично сочетается с ее жизнью. Сама про себя Алексиевич говорит, что «она —ухо». Слушает, вслушивается, записывает, воспроизводит, выстраивает. Светлана Алексиевич делает достоянием общественности частное, рассказывает о неизвестном, напоминает о забытом. «У войны не женское лицо» — истории женщин-фронтовичек. Со страниц книги звучат слова живых свидетелей трагических и великих событий. Книга написана очень душевно и эмоционально. В ней нет пафоса и романтики, как было принято описывать войну в прошлом, но и нет поливания грязью, как очень часто бывает в настоящем . Разные женщины с разными характерами и взглядами на жизнь, но всех их объединяет ужас и боль пережитого.
Книга достаточно откровенно описывает женщину на войне и те психологические, физиологические и просто бытовые трудности с которыми ей пришлось там столкнуться. Многие из этих женщин пожертвовали жизнью, здоровьем, личным счастьем и радостью материнства, а после войны, почувствовали на себе презрительно-высокомерно отношение окружающих. ««До Варшавы дошла… И все пешочком, пехота, как говорится, пролетариат войны. На брюхе ползли… Не спрашивайте больше меня… Не люблю я книг о войне. О героях… Шли мы больные, кашляющие, не выспавшиеся, грязные, плохо одетые. Часто голодные… Но победили!» Светлана Алексиевич говорит «мы военные люди – мы или воевали или готовились к войне. Если присмотреться, то мы все думаем по-военному. Дома, на улице. Поэтому у нас так дешево стоит человеческая жизнь. Все, как на войне.» Женская война- это не о героях. Не о том, как одни люди героически убивали других людей. Запомнилось женское причитание из текста книги : «Идешь после боя по полю. А они лежат ... Все молодые, такие красивые. Лежат и в небо смотрят. И тех, и других жалко». Вот это «и тех, и других» подсказало Алексиевич , о чем будет моя книга. О том, что война – это убийство. Так это осталось в женской памяти. Только что человек улыбался, курил – и уже его нет. Больше всего женщины говорят об исчезновении, о том, как быстро на войне все превращается в ничто. И человек, и человеческое время. Да, они сами просились на фронт, в 17-18 лет, но убивать не хотели. А умереть были готовы. Умереть за Родину. Из истории слов не выкинешь – за Сталина тоже. Героев автор не искала. Она писала историю через рассказ никем не замеченного ее свидетеля и участника. Его никто никогда не расспрашивал. Что думают люди, просто люди о великих идеях мы не знаем. Сразу после войны человек бы рассказал одну войну, через десятки лет другую, конечно, у него что-то меняется, потому что он складывает в воспоминания всю свою жизнь. Всего себя. То, как он жил эти годы, что читал, видел, кого встретил. Во что верит. Наконец, счастлив он или не счастлив. Документы – живые существа, они меняются вместе с человеком. ...Светлана Алексиевич пишет «Чтобы жить, нужен идеализм. И я бы пожелала всем мужества идеализма. Не забывать, какая все-таки прекрасная жизнь. Сама по себе жизнь. Научиться радоваться, что ты есть. Просто есть на свете. К людям нашей цивилизации, нашего века, нашего места эта радость все не приходит. Мы трудно ей учимся. Убивать — это у нас все еще нормально. И ненавидеть нормально. Ненависть нас не спасет. Только любовь спасет.» Подвигу девушек-зенитчиц посвящена повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие…" (1969). В центре произведения - пять женщин с разными характерами, разными судьбами. Они даже на войне не перестают быть девушками, не теряют своего неповторимого очарования. Под командованием старшины Васкова пять девчонок отправляются на перехват двух диверсантов, а их оказалось два десятка. Вернуться из этого похода было не суждено солдатам Гурвич, Комельковой, Осяниной, Бричкиной и Четвертак. Стремление не пропустить фашистов, любой ценой остановить захватчиков, отомстить за порушенную любовь, уничтоженные семьи, придает хрупким девчонкам недюжинную силу духа. Повесть легла в основу знаменитого художественного фильма С. Ростоцкого, а в последние годы была снята китайская версия. Женщины –движущая сила, которая заставляла мужчин идти вперед. Они подталкивали своих мужей молитвами и надеждами, а те по инерции рвались в сражения. Кто-то когда-либо задумывался о том, как тяжело было матерям одним? Хрупким по натуре, им приходилось колоть далеко не хрупкие бревна и носить на себе непосильную для женщины ношу. Во времена войны хрупкие и милые девушки превращались в мужественных боевых женщин. Они были тем стержнем, вокруг которого крутилось и хозяйство, и семья. Никто не смотрел на слезы бабушек и женщин, оплакивающих своих мужей и сыновей. А кому это было нужно? Правильно – никому. Повесть Распутина "Живи и помни". В этом произведении наглядно показывается тяжелая жизнь вот той "движущей силы" по другую сторону фронта, где ждали возвращения бойцов с войны. Настёна, жившая в Сибири, дожидалась своего любимого с фронта, надеясь увидеть его в роли победителя. Но не всегда получаешь то, чего хочешь. "Получила" она его в роли дезертира. Естественно, если бы кто-либо узнал об этом, то Андрея Гуськова (так звали молодого человека) сразу же расстреляли бы . Поэтому парень прятался глубоко в лесу, в грязной, поломанной, пропитанной влагой избе. Зима. Она с ним рядом и она счастлива, в то время как другие женщины плачут и получают похоронки. Они молятся, обливаясь слезами, они надеются на возвращение своих родных, хоть их уже давно нет в живых. А Настёна врет родным, крадет вещи, словом, делает все, чтобы облегчить мужу жизнь в лесу. И она молчит. Ее уста скорее будут кричать от боли каторг, чем еле открываться, сдавая мужа. Она готова унести их тайну в могилу. Даже со временем, когда она беременеет, никому не признается, от кого ребенок. "Изменщица", - кричат ей вслед старухи с истерзанными от долголетних мучений лицами. Но что делать бедной девушке? Ее муж не убийца и не преступник. Его пообещали вернуть домой и не сдержали свое слово. Он просто хотел увидеть свою семью. Он вернулся сам. И она обязана молчать. Какая ирония… Невероятно ярко и эмоционально показаны все чувства и переживания главных героев. При прочтении каждой строки ты чувствуешь то, что чувствуют и они. Ты голоден, когда голоден Андрей; ты плачешь, когда плачет Настена; тебе холодно, когда на страницах книги воет вьюга и страшно, когда в глуби озаренного холодным лунным светом леса воет, разрывая глотку, волк. А вот Настёна стоит на пороге дома, с которого ее только что выгнали за "измену" мужу. За псевдоизмену всем устоям. Но никто не знает о том, что она настоящая героиня. Она – женщина, которая совершила больше, нежели некоторые солдаты. Она хранила тайну до конца. И будучи беременной, без дома, она замечает, что власти следят за ней. Они догадались. Да-да, они догадались обо всем: о прячущемся дезертире, о ее помощи в совершении "Преступления". Пучина забрала ее. Забрала не одну душу – две. Невинный малыш никогда не увидит света и не сможет прикоснуться руками к солнечному теплу. Все потому, что серая река унесла с собой Настёну. Власть добилась своего. Девушка не выдержала всех перипетий судьбы. Она помогала любимому – он прогнал ее. Никакой надежды на жизнь. Никакой надежды на настоящую победу духа. Каждая строка заставляет задуматься. А кто помнит этих героев из глубокого дна, прогнувшегося под весом утраченных на войне надежд?. Безвоенное поколение, знаем о войне только из книг, фильмов, рассказов бабушек, дедушек, но ни в этом дело. Главное, что мы знаем о ней и помним! И память эта священна. И каждая книга о войне, по моему мнению, тоже священна!
1.Алексиевич,С.А. У войны не женское лицо: документальная проза.-М.:Правда, 1988-464с.
2. Васильев, Б.Л. А зори здесь тихие:повесть.-М.: Детская литерат ура, 1984.-142с.
3. Распутин,В.Г. Живи и помни.: повести.- Барнаул: Алтайское книжное издательство. 1988.-696с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны
Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...
Выступление на семинаре » в г. Котка, Финляндия «От побед А.В.Суворова к 70-летию победы в Великой Отечественной войне» на тему: «Использование материалов из цикла «Когда была война…» на уроках как форма патриотического воспитания младших школьников.
"Использование материалов из цикла "Когда была война..." неат уроках как форма патриотического воспитания младших школьников"...
"Маленькие герои большой войны" мероприятие ко Дню Победы
Сценарий мероприятия о войне...
Зональный брейн-ринг "Маленькие герои большой войны", посвященный 72 годовщине Великой Победы
Воспитание у учащихся патриотизма, гордости за свою Родину, уважения к её защитникам, к её историческому прошлому на примере подвигов пионеров-героев......
«Великая Победа: наследие и наследники. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» Юные защитники Отечества». Устный ЖУРНАЛ « Маленькие герои большой войны»
Создание устного журнала "Маленькие герои большой войны " о пионерах героях , о детях войны....
Технология РКМЧП, Технологическая карта: Внеклассное чтение. К 75 летию Победы. Тема "Домашние животные - маленькие герои большой Войны". 3 класс.
Тема урока: Домашние животные – четвероногие помощники войны....
Классный час, посвящённый памяти Ленинградской блокады « Маленькие победы большой войны. Они учились в Ленинграде…»
В данной разработке показано. как тяжело было детям в годы войны в нашем городе. Как они преодолевали трудности, совершали свой маленький подвиг - учились. Хочется. чтобы современные дети больше ценил...