Конспект урока по музыке
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Щербакова Валентина Геннадьевна

Тема урока: "Сравниваем разговорную и музыкальную речь"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя образовательная школа

Орловского района Ростовской области

Урок на тему:

Сравниваем разговорную и музыкальную речь.

Подготовила и провела в 3 классе

учитель начальных классов

Щербакова Валентина Геннадьевна,

Учитель первой категории

2019 год.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: создать условия для:

- Проявления и развития индивидуальных и коллективных творческих способностей учащихся;

- Уметь отличать разговорную речь от музыкальной.

Задачи:

Образовательная:

  • способствовать активному и сознательному усвоению нового материала;
  • закрепить имеющиеся знания об основных музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
  • Воспитательная:
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного.

    Развивающая:

  • способствовать обучению школьников умению:

-высказывать собственное мнение по вопросам темы;

-сравнивать и обобщать изучаемые вопросы;

- развивать образное мышление детей.

  • Методы и приемы:
  1. Словесные методы: объяснение, беседа.
  2. Наглядно-слуховые: звучание музыки, хоровое пение.
  3. Наглядно-зрительный: портрет композитора, слайды презентации.

4.  Практический: исполнительская деятельность.

Форма проведения: Урок по музыке 3 "б" класс.

Оборудование: ПК

Ход урока

  1. Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята, -Добрый день!».

Настрой на работу: Звучит песня «От улыбки»

Смотрим вправо, вдох, выдох,

Смотрим влево, вдох, выдох,

Оглянулись, поприветствовали,

Мило улыбнулись, повернулись.

Смотрим прямо, далеко,

Дышим ровно, глубоко,

Сели, спинка ровная у нас,

Впереди урока час.

  1. Повторение пройденного материала.

- На прошлых уроках мы с вами говорили о трех «китах» (песня, танец, марш).

-Представьте, что вы не просто на уроке музыки, а в лаборатории. Слайд №1

- Скажите, а что делают в настоящей лаборатории?  (Исследуют, изучают, ставят опыты)

- А если мы на уроке музыки, предположите какая у нас будет лаборатория? (музыкальная)

-И я вас приглашаю в муз. Лабораторию. Слайд №2

-Так как, мы с вами учёные. Хочу предложить вам первый научный эксперимент.

Все вы знаете, что звуки, из которых композитор строит музыку очень разные (высокие, низкие, громкие, тихие, быстрые, медленные, плавные)

-Как одним словом назвать?

Всё это средства выразительности в музыкальной речи. 

  1. Новая тема.

- Когда я с вами говорю, это какая речь?

-Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? Правильно, итак, тема нашего урока - «Сравнение устной и музыкальной речи» Слайд №3

-Что мы можем сделать на уроке музыки, чтобы узнать, что такое музыкальная речь? (Нам нужно послушать муз. произведение, спеть песню, о чём-то прочитать и ответить на вопрос, познакомимся с новыми муз. терминами, будем слушать музыку великих и знаменитых композиторов, ну и, конечно же, петь.) Слайд № 4

- Сели, как исполнители.

РАСПЕВКА: 1. Дыхание: вдох через нос и плавный выдох через рот (3 раза)

  1. Вдох через нос и резкие рывки выдоха через рот (Ёжик)
  2. Вдох и на выдохе произносим звуки а-о-у

РАСПЕВКА: ПИАНО - тихое, слабое звучание как один из оттенков динамики в музыке. ФОРТЕ - громко.

-Послушайте музыку и скажите, что это за песня? (Во поле берёза стояла)                        -Вспомнили песню? Мы учили ее раньше. Споем ее.

-Это песня р.н.п. или композитор сочинил?

- как пели в старину?

-Было ли у них сопровождение? (Нет)

-Вот и мы сейчас попробуем спеть так же.

1. Поют 1 куплет вместе.

2. Поют по строчке в разном порядке. (2,1,3-4)

-Получилось спеть песню у нас? (Нет)

-А почему не получилось спеть правильно? (поменяли местами музыкальные части)

-А если мы в тексте поменяем части получится ли у нас текст? (Нет)

-Так что мы можем сказать об устной и муз. речи?

Чем похожи?

Так как, мы с вами в музыкальной лаборатории, то мы должны с вами вести журнал. Давайте его заполним.

-Обратите внимание на наш журнал. Возьмите красный и синий карандаш и соедините линиями устную и муз. речь стрелочками. Слайд № 5

- Что вы отнесли к устной речи?

-Что отнесли к муз. речи?

-Давайте проверим. Слайд № 6

-Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

Выключить компьютер

- А теперь потанцуем.

3. ФИЗМИНУТКА

-Что у нас происходило вовремя физминутки?

-Всё ли у нас ладно было?

- Скажите, вы в классе ладите друг с другом?

-Есть очень хорошее славянское слово ЛАД.

Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад.

Много можно привести примеров, и все слова окажутся светлыми, дружелюбными. Недаром ЛАД – это СОГЛАСИЕ, СТРОЙНОСТЬ, МИР и ПОРЯДОК.

(Хрестоматия) Музыка – это искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте-ка нажимать клавиши фортепиано, но как попало или дергать струны гитары, никакой музыки не получится!

Однако слово ЛАД – не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который обозначает благозвучное сочетание звуков.

Но теперь мы должны стать грамотнее, и уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины. Термин – это специальное слово.

(появляются новые слова, по мере объяснения)

-Приготовили свои смайлы. (Мажор, Минор, Спокойствие).

-Послушали ритмы. Подберите настроение.

-Нужно чтобы каждый ряд попробовал.

-А теперь, чтобы выполнить эксперимент должен каждый ряд выполнить задание.

Музыка, исполненная в мажоре:

  • светлая

Помогите мне, пожалуйста, подобрать синонимы к этому музыкальному настроению:

  • радостная
  • веселая
  • солнечная
  • улыбающаяся
  • сверкающая

Музыка, исполненная в миноре:

  • темная

Теперь вы продолжите эту цепочку слов (дети помогают подбирать синонимы):

  • грустная
  • печальная
  • тоскливая
  • хмурая
  • жалобная

-Одна группа играет, остальные показывают смайлик.

-Мы с вами изобразили один и тот же ритм. Но что-то изменилось? Что?

-А где в окружающем мире мы сталкиваемся с тем что происходит быстро, медленно и очень быстро? (едут машины).

-А как у машины называется то с помощью чего она едет то быстро, то медленно? (скорость)

-А как вы думаете у музыки есть скорость?

-а кто-нибудь знает, как называется это? (темп)

-Так какой же у нас с вами бывает темп?

-Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

Мы с вами слушали, говорили о музыке, даже танцевали. А чего же мы не делали еще?

-Не ответили на вопрос.

 - Какое музыкальное средство помогает сделать музыкальную речь выразительной? (темп)

3. Следующий эксперимент нашей музыкальной лаборатории. Игра на ложках.

-А сейчас мы с вами будем музыкантами. Вы мне поможете исполнить песню «Бабушка» с помощью ложек. Но вам, как музыкантам необходимо помнить о том, что вы должны попадать в ритм.

Бабушка

1.Бабушка Бабушка Бабушка

Испеки оладушки, оладушки

С малиною и вишнею/2раза

2. Бабушка Бабушка Бабушка

Испеки оладушки, оладушки

Душистые и вкусные

С грибами да с капустою/2раза

3. Бабушка Бабушка Бабушка

Испеки оладушки, оладушки

С вареньем, со сметаною

Как бабушка румяные/2раза

Итог занятия.

-Что нового вы сегодня узнали?

- Итак, сегодня мы с вами говорили о каких-то средствах выразительности музыкальной речи. Так чем же отличается музыкальная и устная речь? (Ответы детей) Что сегодня было трудным для вас, а что легким?

Рефлексия.

- Если вы считаете, что у вас всё получилось, то прикрепите скрипичный ключ на нотный стан.

- Если не всё, то под ним.

-Мне понравилось, как сегодня работали на уроке…  Они получают отметку…

 

 

ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ФИ_________________________________________________________________

МЕСТО: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ДАТА: 22 НОЯБРЯ 2019 ГОДА

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: ___________________________________________

Устная речь

Музыкальная речь

 текст

музыкальное произведение

предложение

 мелодия

музыкальное предложение

слова

музыкальные слова

Скорость исполнения музыкального произведения - это ______________________________

ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ФИ_________________________________________________________________

МЕСТО: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ДАТА: 22 НОЯБРЯ 2019 ГОДА

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: ___________________________________________

Устная речь

Музыкальная речь

текст

музыкальное произведение

предложение

 мелодия

музыкальное предложение

слова

музыкальные слова

Скорость исполнения музыкального произведения - это ______________________________

Музыка – это искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте-ка нажимать клавиши фортепиано, но как попало или дергать струны гитары, никакой музыки не получится!

Однако слово ЛАД – не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который обозначает благозвучное сочетание звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».

Конспект урока по  музыкена тему: «Музыка Венгрии»....

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

конспект урока по музыке "Развитие музыки"

материал разработан в помощь учителю....

Конспект урока по музыке:" Музыка в кино "

Цель: продолжать знакомить детей с детскими песнями в кино.Задачи:Образовательная: формировать значимость музыки в жзни.Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию эстетики детей, любви к ...

Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.

Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти....

Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных

Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...

конспект урока по музыке в 3 классе "Природа и музыка"

Конспект урока по музыке для 3 класса "Природа и музыка" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....