Конспекты уроков по музыке начальная школа
план-конспект урока по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Валеев Фарид Фаридович

Конспекты уроков с 1 по 4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass.docx25.81 КБ
Файл 2_klass.docx27.2 КБ
Файл 3klass.docx20.01 КБ
Файл 4_klass.docx23.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Класс: 1 «В»

Предмет: Музыка

Тема урока: " Музыкальные инструменты"

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:  познакомить с характерными особенностями песен и танцев разных народов;

Задачи урока:
Образовательная: Сформировать представление о музыкальных инструментах.

Развивающая: развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать, развивать творческое мышление, внимание, память.
Воспитательнаявоспитывать любовь к музыке, эмоциональное восприятие у детей.

Оборудование:

  • Презентация: «Музыка»;
  • Мультимедийная доска, компьютер.

Музыкальное произведение –Осень раскрасавица, композитор-   Гульнара Азаматова-Бас.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Ирина Алексеевна. Сегодня урок музыки буду проводить у вас я.

Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

Присаживайтесь.

Учащиеся готовятся к уроку садятся.

Личностные: положительное отношение и интерес к музыке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Подведение к теме урока

Ребята, посмотрите на слайд, здесь представлены 4 картинки и высказывание «Без них, как без рук». О чем идет речь?

Инструменты – это незаменимые помощники людей дома и на работе. Распределите инструменты по их назначению.

Швея или портной – ножницы, нитки.

Столяр – рубанок.

Врач – фонендоскоп.

Скрипач, музыкант – скрипка.

Скрипку мы вручили кому? 

- А кого, ребята, называют музыкантом?

Музыкант - это человек, который исполняет музыку на различных инструментах, ещё его называют – исполнитель.

С помощью чего он может исполнять музыку?

Правильно, Исполнять музыку он может с помощью музыкального инструмента(музыкант)или голоса (певец).

- А какие профессии, связанные с музыкой вы еще знаете?

Композитор – это тот, кто сочиняет музыку

 

Слушатель – тот, кто слушает.

В оркестре много музыкантов, они исполняют музыку на различных инструментах.

Сейчас я буду загадывать вам загадки, слушайте внимательно и поднимайте руки.

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый...

Барабан

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?

(На ней играл Крокодил Гена)

Гармонь

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем...

Гитарой

Вы все на ней играете

Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду.

Да-да-да-да-да-да-да.

Вот так поет она всегда.

Ни палочка, ни трубочка

Дудочка

Заиграл смычок по струнам

Песенка звенит над лугом.

Заплясали муравьи,

Солнышко и липка,

Разбудила луг, леса

Озорная...

Скрипка

Оно большое, как комод,

Под крышкой музыка живет.

А маленькие дамы

На нем играют гаммы.   

Пианино

- Как  много вы знаете музыкальных инструментов …

Инструменты

музыканту.

Инструменты, голос

Композитор, дирижёр

 

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Изучение нового материала    

Фиксики

Все музыкальные инструменты, ребята, делятся на группы, а вот какие вы мне расскажите после того как посмотрите небольшое видео.

Какие инструменты вы увидели в видео?

Давайте распределим инструменты по группам . (на слайде группы, таблица)

Гитара и скрипка, с помощью чего там воспроизводятся звуки?

Если у инструмента есть струны, значит к какой группе он будет относиться?

А что есть у пианино и рояля?

Если есть клавиши, то это будут клавишные инструменты.

Что мы делаем, когда играем на барабанах?

Если мы стучим по барабанам, можем ли мы отнести их к ударным?  

Значит барабаны относятся к какой группе?

Какая группа осталась?

К духовым мы относим те инструменты, в которые мы будем дуть.

Инструмент мы определяем в группы по способу извлечения звука или по наличию признаков (струны, клавиши и др.)

Музыкальная физ-минутка

Бам-бам, бам-бам, ударяем в – БАРАБАН

У-ууууу, у-уууууу, дуюя в – ТРУБУ

Ти-ли-ли, ти-ли-ли – на СКРИПОЧКАХ играем мы.

Ля-ля- ля, ля-ля-ля  по клавишам играю Я.

Сейчас мы с вами поиграем, слушайте внимательно и попробуйте отгадать музыкальный инструмент.

(после показа картинки, называют вместе название и относят к группе)

Гитара, скрипка, пианино, барабаны , духовые

Струны

Струнные

Клавиши

Стучим

Да

Ударным

Духовые

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-обобщение информации

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Вокально – хоровая работа 

Слушание, «Осень раскрасавица»

-Чтобы развивать дикцию, давайте проговорим скороговорку.

-А сейчас, повторяйте за мной:

Проворонила ворона вороненка

Скороговорку нужно произносить четко, так чтобы все звуки были понятны и разборчивы.

Повторим все вместе! 2 раза, потом по рядам, потом еще раз по рядам, но в более быстром темпе

Какую песню вы сейчас учите ?

Давайте с вами повторим песню.

Ребят, с каким настроением мы должны петь эту песню?  

Давайте сядем ровно, ноги у нас стоят на полу, спина прямая, ручки можно положить на парту или на колени.  

 

Я слышу, что многие из вас допускают небольшие ошибки в произношении.

Ребята, петь нужно четко, правильно, чтобы каждый гласный звук был отчетливо слышен, давайте с вами попробуем пропеть без музыки эту песню шепотом.

Четко, проговаривая каждый звук.

 А сейчас, давайте сядем ровно, ноги у нас стоят на полу, спина прямая, ручки можно положить на парту или на колени.  

И споем эту песню снова.

Осень раскрасавица

С радостным.

Дети поют.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-обобщение информации

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Итог урока

- Какая тема нашего урока была ?

На какие группы они делятся?  

Какой инструмент больше понравился?

Музыкальные инструменты

Струнные, клавишные, духовые, ударные

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета;

Домашнее задание

- Вам домашнее задание вместе с родителями посмотрите на различные музыкальные инструменты и изобразите их в рисунке.

Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Что было трудно? Почему?

Кому урок понравился и у него все получилось поднимите руки.  

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;



Предварительный просмотр:

     

Школа №137  

Дата: 08.04                                                                    

Класс: 2

Студента ЧПК№1 Валеев Фарид                          

40 группа                                                                      

                                                                                                                                                

Тема урока: Опера «Руслан и Людмила»

Цель: формирование общих представлений, обучающихся об опере «Руслан и Людмила» М.И Глинки

Тип урока: открытие «новых» знаний

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, ассоциативный, метод музыкального общения

Планируемые результаты:

Предметные:
1.
 Формирование представления о взаимосвязи музыки и слова в произведении А. Пушкина и М. Глинки

2.Умение выявлять логику развития музыкальных образов

Личностные:

1. Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать.

2. Привлечение жизненно - музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

Материалы и оборудование: Доска, проектор, компьютер, фортепиано, портрет композитора, презентация

Музыкальный репертуар:

1.  «Марш Черномора» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

2. Заключительный хор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

3. «Хорошее настроение»  сл. В. Коростылев., муз. А. Лепин.

Структура урока:

1.Орг.момент

2.Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Физ. минутка

5 Итог урока

6.Рефлексия

Ход урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный момент

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Фарид Фаридович, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

- Сейчас я вам предлагаю дорисовать картинки, где первая картинка напоминает каплю, а вторая картинка  боб, вам  можно дорисовывать свои картинки, а потом придумать название для выполненного рисунка.

- Следующие задание, которое я предлагаю вам сделать называется «Незавершённые фигуры». Вам нужно  представить, на что могут быть похожи эти незаконченные фигуры, и дорисовать их. Когда вы будете завершать фигуры, вы должны опираться на свою оригинальность, т.е. создать оригинальные изображения. Когда вы закончите фигуры, то каждой законченной картинке вы  даёте название.

-Приветствуют учителя, садятся

- Дети выполняют задания диагностики0

1

2

Организация исполнительской деятельности

Регулятивные УУД

-Ребята, я включу песню, а вы скажите знакома ли она вам, под которую вы собирались на урок? Сейчас мы с ней познакомимся. Послушайте, о чем эта песня? Совершенно верно!  Давайте, мы её исполним.

Сели прямо, руки положили перед собой, ноги поставили ровно. Слова вы видите на экране

-слушают произведение

-отвечают на вопросы( о родителях, о любви)

-поют

15

3

Физминутка

2

4

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру.

Ребята, а сейчас прослушайте строчки, из одного известного произведения, знакомы ли они вам?

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный,

Всё ходит по цепи кругом…

Я очень хотел бы дальше прочитать, но не помню дальше слов. Когда я шёл по коридору к вам на урок, у меня случайно выпали документы, как будто, злой волшебник не хотел, чтобы я вам рассказал что-то интересное сегодня и все вдруг перемешалось. И помочь теперь мне сможете только вы.  Давайте вместе подберем потерявшиеся слова и вставим их в текст. (внимание на слайд)

Ребята, а знаете ли вы, какому поэту принадлежат эти строки?

Правильно, А.С. Пушкину (портрет на слайде)

Когда А.С.Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила».

Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина; волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими былинами. Она настолько проникает в сердца людей, что год за годом создаются новые мультфильмы и ролики по этой сказке. Вот, например, в Украине в 2018 году вышел мультфильм  «Похищенная принцесса: Руслан и Людмила». Предлагаю вам посмотреть трейлер.

(просмотр 1 видео -  трейлера )

Ребята, где мы с вами смотрим мультфильмы? (в кинотеатре). Правильно. А есть еще места, где показывают спектакли. Как называются эти места? (Театры). Верно.

Давайте представим, что мы с вами попали в театр. А что мы там будем смотреть и слушать вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Итак, внимание на экран.

(Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера")

1.        Исполнитель сольной партии, один певец (сОлист).

2.        Клавишный музыкальный инструмент (Пианино ).

3.        Место для зрелищ, где можно посмотреть музыкальный спектакль в  

           музыкальном произведении (тЕа́тр).

4.        Многоголосная песня, исполнение песни группой людей («хоР»).

5.      Семиструнный музыкальный инструмент (гитАра).

Что получилось? (опера). Правильно, опера.  А что же такое опера? (Опера — музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют в сопровождении оркестра).

- Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира.  А кто рассказывает сказки детям? Каких сказочных персонажей-рассказчиков вы знаете?

И вот однажды, морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила. (портрет Глинки на слайде)
Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество.

Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты.  Опера была написана после смерти Пушкина. Посмотрите, как изобразил художник Илья Репин Михаила Ивановича Глинку в период сочинения оперы "Руслан и Людмила".

(на слайде)

 Я подготовила для вас еще один видеоролик. В нем отображено краткое содержание волшебной и сказочной оперы «Руслан и Людмила»

Как вы думаете, почему об этой опере говорят, что она волшебная и сказочная?

Все имеет свое начало. Так же его имеют и произведения.  А знаете, как называется инструментальное вступление к музыкальному театральному спектаклю, например, опере или балету?  УВЕРТЮРА (на слайде) Как звучит произведение?  (Звучит "Увертюра")

(образ свадьбы, пиршества и звучит небольшие темы героев.)

Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?

-Послушаем фрагмент из арии Руслана. (Слушают «Дай, Перун, булатный меч…») Чей возникает образ? (Образ Руслана) Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?  

-Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? 

-Скажите, как называется человек, который исполняет произведение один?

-Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?

Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...

Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил? 

-Теперь послушаем и посмотрим, как характеризует Черномора сам композитор.

– Определите, какой из жанров он для этого выбирает: песню, танец или марш? Слушайте внимательно.

       (видео «Марш Черномора»)

Итак, какой из жанров он для этого выбирает: песню, танец или марш? Попробуем промаршировать под эту музыку. (маршируют)

-Какими чертами характера обладает Черномор?

Своим прототипом Руслан имеет легендарных богатырей из русских былин и сказок, которые защищали русский народ. Каких вы знаете богатырей?   (слайд)

А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера?

(видеофрагмент "Финал")

Как звучал финал оперы? Домашнее задание

Когда вы дома будете вспоминать наш урок, подумайте, а какой финал оперы был бы у вас?

У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе. В сказках добро всегда побеждает зло, и в нашей музыке, звучащей на уроке были доброта, свет, вдохновение и все самое лучшее, что может быть в жизни.

Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и открыли её для себя с новой стороны.
Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.

Многие художники изображали сюжеты из поэмы «Руслан и Людмила» на своих картинах.

-знакомы

-отвечают

-театры

-солист

-пианино

-театра

-хор

-гитара

-опера

(смотрят видеоролик)

(Потому что, как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка -  невидимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладенец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу.)

 (Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана).

(Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен). 

(его называют СОЛИСТ.)

(Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)

 (жанр марш)

 (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы)

(Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная).

17

5

Итог

Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто написал оперу «Руслан и Людмила»?

На сюжет какого произведения была написана опера?

Кто автор?

Кто главные герои оперы?

Посмотрите на экран. Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою

Людмила – “нежная, беззащитная, красивая, милая людям”.

 Руслан – “смелый, мужественный, отважный, непобедимый, несет свет людям”.

 Черномор – поступки героя чёрные, недобрые.

Отвечают на вопросы

3

6

Рефлексия

Ребята, мне хочется узнать, какое настроение у вас сложилось к концу нашего урока. Оцените свою работу на уроке

И на следующем уроке мы с вами об этом поговорим. Молодцы ребята, спасибо за урок!

1



Предварительный просмотр:

Школа №: 137  

Дата: 14.04                                                                                                              

Класс: 3                                                                                                                              

Студента ЧПК№1 Валеева Фарида

40 группы:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: Сюита «Пер Гюнт»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Знакомство с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

Планируемые результаты:

Предметные: Эмоционально откликаться на музыкальное произведение, развивать творческое воображение, уметь находить в аудио материалах основную мысль; уметь выявлять характерные особенности в музыкальном произведении Э. Грига;

Метапредметные: Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

Личностные: Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; уметь анализировать и оценивать свою деятельность;

Методы и приёмы: метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений, наглядный метод, словесный метод.

Оборудование: Компьютер, проигрыватель,  флеш – накопитель, аудиозаписи музыкальных произведений, доска, пианино, проектор.

Музыкальный материал: Э. Григ «Утро», «В пещере горного короля», «Дорога к солнцу», муз. Ким Брейтбург 

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3.  Изучение нового материала

4. Физ. минутка

5. Организация слушательской деятельности

6. Организация певческой деятельности

7. Рефлексия

Этап урока

УУД

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

1

Организационный момент

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята, меня зовутФарид Фаридович. Сегодня я проведу у вас урок.

- Здравствуйте.

Заходят в класс, садятся, готовятся к уроку

1 мин

2

Актуализация знаний

К: Участвуют в учебном диалоге.

Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в удивительную, северную страну – Норвегию. Представьте себе величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. О красоте этой страны в своей музыке рассказал норвежский композитор Эдвард Григ.

Слушают, отвечают на вопросы

2 мин

3

Изучение нового материала

Л: Формулируют собственное мнение и позицию.

К: Участвуют в учебном диалоге.

Самой знаменитой музыкой Э. Грига является музыка, сочиненная для постановки спектакля, драмы, писателя Генриха Ибсена под названием «Пер Гюнт».

Пер Гюнт – имя и фамилия главного героя пьесы, который отправляется в дальнее путешествие по миру в поисках счастья.

Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. А позже, из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины. Сейчас, мы с вами посмотрим мультфильм, созданный по мотивам сюиты Грига.

Слушают, запоминают

8 мин

4

Физ. минуткка

К (взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой) 

- Что ж, перед тем, как мы с вами продолжим знакомиться с сюитой Грига, мы с вами немного подвигаемся. Поднимитесь со своих мест и повторяйте за мной движения.

(физ. минутка под песню «Что манит птицу»)

Дети встают со своих мест и повторяют движения за учителем 

3 мин

5

Организация слушательской деятельности

К: Актуализируют эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свои впечатления;

К: Участвуют в учебном диалоге.

- Ребята, сейчас мы послушаем одну из частей сюиты. Слушайте ее внимательно, закройте глаза, а после ответьте мне, знакомы ли вы уже с этим фрагментом.

(идет слушание) Ребята, вы узнали музыку? Этот фрагмент сюиты называется «Утро». Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности? Какой инструмент вначале солирует главную мелодию, что она напоминает? (флейта, пение птиц). Верно, ребята. Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется? Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? (от пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты). Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций). А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать? (постепенное пробуждение природы). А как вы услышали, что солнце взошло? Как называется самая яркая точка, наивысшая точка напряжения? (кульминация). Давайте сейчас попробуем руками показать развитие музыки и отметить кульминацию.

А сейчас вы услышите начальные звуки следующей части сюиты. Что вы можете о характере этой музыки? (звучит начало мелодии).

Эта пьеса называется «В пещере горного короля». Главный герой, Пер Гюнт, путешествуя по миру, попадает в пещеру,  где перед ним предстают сказочные обитатели королевства – тролли. Кто такие тролли? (злые гномы). 

Давайте внимательно послушаем, как Э. Григ изобразил встречу главного героя со злыми троллями. (идет слушание) Что вы можете сказать об этой музыке? Средства музыкальной выразительности (темп, динамика, тембровая окраска), какие инструменты? (духовые, ударные) Какой главный принцип развития музыки? (вариация)

Теперь, мы послушаем фрагмент еще раз, а пока мы его слушаем, вы нарисуете то, как вы представляете себе эту пещеру. А пока вы рисуете, я расскажу вам еще кое-что о сюите Грига.

Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро» и «В пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, образы красоты и образ зла.

В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей, бывает в разных странах. Но эти годы не обогатили его, он растратил свои душевные силы, а счастья не нашел.

Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья – 40 лет. Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.

А что наш герой – Пер? Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и 6каждый раз дом свой вспоминал. Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: мать, невеста Сольвейг, которая ждала его долгих 40 лет, и конечно же, его родная земля.

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы

15 мин

6

Организация певческой деятельности

Л: Проявляют умения в коллективно – творческой деятельности, реализуют собственные творческие замыслы в хоровом пении;

Наш герой – вернулся, а мы с вами отправляемся на прогулку по дороге солнца. Как вы себе представляете такую дорогу? Может, она раскрашена в разные цвета?

ВХР

Методы и приемы

Интонационные:

нисходящее движение мелодии

Беседа, собственный показ,помощь инструмента, показ звуковысотности;

Ритмические: быстрый темп (восьмые);

Собственный показ, прохлапывание ритма, хормейстерский жест;

Дикционные:

Буква «р»

Беседа, собственный показ, образное сравнение;

Слушают, отвечают на вопросы, поют

10 мин

7

Рефлексия

Ребята, с какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились? Кто ее композитор? С какими героями сюиты мы познакомились?

Спасибо за урок, ребята! До встречи!

Подводят итог, отвечают на вопросы

1 мин



Предварительный просмотр:

     

                                                                             

Школа №137          

Дата: 14.04                                                          

Класс: 4

Студента ЧПК№1 Валеев Фарид

40 группа                                                                      

                                                                                                                                                

Тема урок: Опера Иван Сусанин

Цель: Познакомить с содержанием Оперы «Иван Сусанин»  М.И. Глинки.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, ассоциативный, метод музыкального общения

Планируемые результаты:

Предметные:
1.
 Понимание основных закономерностей музыкального оперного искусства; формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и народной песне.

2. Расширение знаний о биографии композитора Э. Артемьева

Личностные:

1. Воспитание любви и познавательного интереса к музыке

2. Развитие взаимосвязи традиций и новаторства в музыке

Материалы и оборудование: Доска, проектор, компьютер, фортепиано, презентация

Музыкальный репертуар:

1. Волшебники двора «Детство» 

2.  Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься»

Структура урока:

1.Орг.момент

2.Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4 Итог урока

5.Рефлексия

Ход урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный момент

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Фарид Фаридович, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Учащиеся входят в класс.

-Приветствуют учителя, садятся

1

2

Организация исполнительской деятельности

Регулятивные УУД

-Ребята, сейчас мы с вами исполним песню «Детство», из репертуара группы Волшебникит двора».

          ВХР

   Методы и приёмы

Чёткое произношение слов

Собственный показ

Допевание окончаний

Дирижёрский жест

-Поют песню

15

3

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру.

- Молодцы ребята, вы хорошо спели, а сейчас перейдем к нашей теме урока. Тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин» М.И Глинки.

- Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 году в Петербург, будущий  композитор  усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 году относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий. Затем появляются собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 году относится первая публикация его сочинений. В 1830-1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. В этот период были созданы первые зрелые произведения, а по возвращении на родину Глинка осуществил заветный замысел национальной героической оперы. Создание "Ивана Сусанина" (1836) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора-"Руслан и Людмила" (1842). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом.

- В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет - опера "Двумужница" и симфония "Тарас Бульба" - остались неосуществленными. Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Но в течение года  после смерти, по настоянию его сестры, тело было привезено в Россию и захоронено в Санкт-Петербурге.

- Что такое опера?

- Хорошо, молодца, а кто такой Иван Сусанин?

- Иван Осипович Сусанин- это реальный человек, крестьянин, совершивший патриотический подвиг в 1613 году. Москва была уже освобождена от польских захватчиков, но их отряды еще находились на русской земле. Один из таких отрядов хотел захватить в плен царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин, которого враги  пытались сделать своим  проводником, завел поляков в глухой лес и погубив их, погибает при этом сам. В основу содержания оперы лег этот исторический факт.

- Сегодня мы послушаем «Арию Сусанина».  Сусанин понимает, что смерть не минуема и уже совсем близка и исполняет свою прощальную песню, в которой прощается со своей Родиной и своей жизнью.

- После прослушивания, ответьте на вопросы.

-Какая по характеру музыка «Арии Сусанина»?

- И так, мы прослушали фрагмент, а теперь ответьте мне какая эта музыка по характеру?

- Какое впечатление на вас произвело это произведение?

- Сейчас мы еще раз послушаем Арию «Сусанина», а вы ответите на вопрос какие черты музыки здесь соединяются

- Еще один фрагмент, который мы послушаем называется Хор «Славься». Сейчас мы его послушаем, а вы ответите на вопрос какой характер, как начинается этот фрагмент?

Опера- музыкально - театральное произведение, содержание которого передается через музыку и пение.

Ответ детей

Слушают «Ария Сусанина»

В мелодии многократно повторяются выразительные, полные теплоты интонации, характерные для русской лирической песни.

Ответы детей

В арии соединяются черты русского романса и песни.

Славься это такой торжественный, радостный. Начало идёт на распеве Слааавьсяя Слааавься Слаааавьсяяя.

17

4

Итог

Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

-С творчеством, какого композитора, мы сегодня познакомились?

- Какие фрагменты оперы мы слушали сегодня?

Об опере «Иван Сусанин»

Ария Ивана Сусанина

Хор «Славься»

3

5

Рефлексия

Ребята, мне хочется узнать, какое настроение у вас сложилось к концу нашего урока. – Какие впечатления остались у вас?       Спасибо за работу

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе "Начальная школа ХХI века"

Тема :" Решение задач изученного  вида"  2 класс . На уроке  используется дифференцированная работа , работа  в группах и микро- группах....

Разработки конспектов уроков по дисциплинам начальной школы

В данном разделе представлены разработки конспектов уроков по дисциплинам начальной школы. Также к этим разработка представлены мультимедийные презентации и дополнительный видео-аудио материал....

Конспект урока по музыке "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы

Конспект урока музыки. Тема: "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы.Слушание произведения Римского-Корсакова "Океан-море синее". Использование дидактического пособия - к...

Конспект урока по музыке "Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек." (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: отработать высокую певческую позицию и гибкость при исполнении длинных фраз; работать над продолжительностью дыхания; завершить работу над художественным исполнением песен; повторить поняти...

Конспекты уроков по предметам начальной школы

Данные конспекты могут быть использованы в работе учителя начальных классов...