Музыкальные игры
методическая разработка по музыке

Светлана Васильевна Алексеева

Музыкальная игра - это самый органичный и легкий из всех видов деятельности, которая помогает детям раскрыться, выявить у них таланты: музыкальные и певческие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_igry.docx49.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Музыкально-игровой материал»

«Музыкальные игры»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Учитель ритмики:

Алексеева Светлана Васильевна

Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельностью: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и культуру ребёнка.

Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Музыкальные игры вовлекают детей в деятельность, целями которой являются: развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.

Эффективность музыкального развития ребёнка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребёнком музыкально - игрового образа, активным восприятии музыки, выступающей важнейшим составным компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребёнка. Овладевая игровыми умениями, школьник сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.

Музыкальные игры имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях.

- Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности.

- Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений.

- Изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнёра по игровой деятельности, более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребёнка, как взрослый - ведомый, взрослый - консультант, взрослый - наблюдатель).

Участие детей в музыкальной игре требует качественных изменений мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активизации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

Музыкальная игра - самый органичный и лёгкий из всех видов музыкальной деятельности. Музыкальная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые нетрудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».

Музыкальная игра - самый диагностический из всех видов музыкальной деятельности. Она даёт возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребёнка.

Музыкальная игра - самый демократический из всех видов музыкальной деятельности. Равенство в музыкальной игре гарантируется её правилами, ролевым распределением.

Отмеченные особенности музыкальной игры придают её особое педагогическое значение.

Музыкальная игра - это:

  • фактор развития ребёнка;
  • способ приобщения детей к миру музыкальной и общей культуры;
  • щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным для него умениям и навыкам;
  • способ ознакомления ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности;
  • мягкая коррекция воспитанности ребёнка и незаметное вовлечение его в ценностную     палитру новых для него ощущений;
  • деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребёнка;
  • способ формирования гуманистической атмосферы в классе;
  • способ подарить ребёнку радость и эстетическое наслаждение от игры.

Музыкальные игры делятся на:

  • музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, которые предлагается использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов.     Музыкально-игровые упражнения  позволяют развить у детей слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.
  • музыкально-речевые игры - адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды, направленные на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.
  • музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений - с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук. Музыкально-ритмические игры  представлены в виде адаптированных детских плясок, игр и игровых упражнений с музыкальным сопровождением по развитию общей и мелкой моторики.
  • игры с использованием детских музыкальных инструментов предлагается применять в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный вид музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации).
  • музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.

Музыкальные игры можно использовать с детьми разного уровня музыкального развития, выбирая те ее варианты, которые подходят индивидуально ребенку.

В музыкальных играх творчество детей младшего школьного возраста отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку.

Игровая форма музыкального материала поможет вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности,- в процессе которой педагог  сможет корректировать нарушения в речевом и двигательном плане.

Благодаря тому, что дети так чувствительны к музыке, они очень любят  подвижные игры под музыку. Музыкальные игры помогают им раскрыться, выявить у них таланты: музыкальные, певческие. Дети становятся коммуникабельнее, легко идущими на контакт с коллективом.

1. «Подражание»

Эта игра хорошо развивает способность к перевоплощению. Ребенок должен под музыку изобразить различных животных. Но для этого сначала нужно обучить его различным подражательным движениям.

а) Образ медведя. Медведь ходит вперевалку, тяжело подтягивая ногу. Колени слегка согнуты, ступни ставит косолапо (носками внутрь). Корпус для сохранения равновесия несколько откинут назад, голова поднята. Передние лапы (руки) согнуты в локтях, слегка разведены в стороны, кисти свисают мягко, пассивно. При ходьбе медведь поворачивает голову, как бы принюхиваясь и прислушиваясь к окружающему.

б) Образ коня. Движение: галоп вперед или бег и шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. При этом движении нога немного выпрямляется в подъеме и ставится на пол с ударом носка. Колено поднимается вверх четким движением, как можно выше.

в) Образ птички. Полет птиц - легкий бег, руки  «крылья» раскрыты в стороны. Нужно обратить внимание детей на то, что крылья у птичек мягкие. Иначе дети резко выпрямляют локти и напрягают плечи, а это нарушает цельность образа, утяжеляет бег и мешает правильному дыханию.

Подражательные движения рекомендуется выполнять под музыку - быструю или медленную, громкую или тихую, либо под неожиданно сменяющие друг друга               мелодии, требующие от игроков проявления мгновенной реакции и способности быстро подстраиваться.

2. «Калейдоскоп настроений»

Дать прослушать детям различные отрывки из песен или произведений, имеющие          ярко выраженный характер, например веселую танцевальную польку, марш, лирическую задушевную мелодию, драматическую траурную пьесу. Затем предложить детям        определить характер произведений. Сочинения должны быть несложными, имеющими ярко выраженный определенный характер, произведение должно быть доступным для восприятия малышей.

Смысл игры состоит в том, чтобы дети угадали настроение произведений и определили их характер. Если они затрудняются, можно помочь различного рода наводящими вопросами. Например, что хочется делать под эту музыку? Двигаться, танцевать или просто спокойно сидеть и слушать?

3.  «Музыкальный круг»

Дети встают в круг, в центре круга - учитель. Сначала учитель прохлопывает в           ладоши определенный ритм, ребята стараются этот ритм запомнить. Далее каждый из     стоящих учеников в круге повторяет этот ритм. Затем задача усложняется: теперь     необходимо воспроизвести заданный ритм всем вместе, при этом каждый делает только       один хлопок, когда подходит его очередь, в результате должен получиться нужный ритмический рисунок. Результативность игры зависит от скоординированности действий всех детей.

4.  «Домашний оркестр»

Сначала необходимо выбрать основной музыкальный фон, в качестве которого может выступать любая веселая песенка или легко запоминающаяся народная мелодия. Теперь нужно несколько простых музыкальных инструментов: маракасы, треугольник, ложки, барабан и т. д. Предоставляется детям свобода выбора инструмента или же распределить их между ними учителем, учитывая, прежде всего возраст детей и музыкальные данные. Ведущим в этой игре выступает учитель, который включает аудиозапись с этой мелодией.

Задача каждого «музыканта» - дополнять общий мелодичный рисунок звучанием своего инструмента. Но не в хаотичном порядке, а по сильным долям, то есть по опорным долям мелодии, которые определит учитель. При этом каждому участнику игры нужно по возможности стараться органично вписываться в общий ритм и темп, ориентируясь не только на ведущего, но и на остальных участников-музыкантов.

Полученная в результате игры импровизация явится качественно новым музыкальным произведением. Данная игра не только развивает креативные возможности ребенка, но также способствует формированию навыков совместной творческой деятельности.

5. «Угадай мелодию»

Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям  песни. Дети повторяют за учителем данную фразу. После повтора фразы дети должны узнать её и назвать песню, частью которой она является. Для поддержания интереса к игре можно использовать ударные музыкальные инструменты: ложки, бубны, трещотки и т.д.

6. «Песня»

Учитель предлагает спеть всем вместе, хором. Для начала - песню, которую, знают все:  «От улыбки…», «Голубой вагон» или любую другую. По первому хлопку учителя все      громко начинают петь, по второму хлопку - пение продолжается, но только мысленно, про  себя, по третьему хлопку - вновь поют вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не собьется, Тот, кто ошибается, выходит вперед и предлагает всем спеть какую-либо другую широко известную песню. Так повторяется несколько раз. Педагог может помочь всем остальным, дирижируя сводным хором, особенно в те моменты, когда участники поют мысленно.

7. «Подумай и отгадай»

Для игры нужны карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка. Детям раздают по одной карточке.  Звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева, Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

8. «Бубенцы-удальцы»

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с  завязанными глазами. Все поют:

«Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон! «

После этих слов «жмурка» ловит увертывающегося игрока.

9. «Гусеница»

Игроки становятся в цепочку друг за дружкой, образуя гусеницу.  Игрок во главе гусеницы начинает движение вперед под музыку с различными танцевальными движениями. Остальные игроки стараются в точности повторить все движения этого игрока. Когда «голова» устает, он поворачивается к игроку сзади, гладит его по голове и становится в хвост гусеницы. Поглаженный игрок становится ведущим, и вся игра повторяется с новой головой и новыми движениями. Игра продолжается пока звучит музыка.

10. «Слухачи»

Детям   предлагается  послушать  звуки,  которые   «живут» только   в  классе, затем   переключить слуховое  внимание на звуки,  «живущие» внутри  школы,  затем - на звуки на  территории  школы (вне здания),   затем - на   звуки    на    дороге... По  окончании  цепочки  переключения   слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.

11. «Музыкальная жмурка»

Педагог выбирает из детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определённые движения, то есть под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, под быстрое - передвигаться лёгким бегом по залу. Звучит медленная часть песни «Из под дуба»: дети опускаются на одно колено, «Жмурка» ходит между ними. Под быструю часть музыки дети лёгким бегом передвигаются вокруг «жмурки» и задирают его. С окончанием музыки «жмурка» ловит детей. Если «жмурка» догоняет кого-то, то они меняются ролями.

12. «Круг и кружочки»

Педагог делит детей на 3-4 равные подгруппы, производя в каждой из них расчёт по порядку номеров. Под звуки вступления «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского дети всех подгрупп  встают в большой круг, лицом к центру. Под звуки вальса по указанию педагога дети чередуют следующие движения:

- плавное поочерёдное движение рук вверх-вниз перед собой;

- плавное поочередное движение рук в сторону-вверх-вниз перед собой с движением головы вслед за руками;

- шаг вальса: вперёд-назад(в центр круга и назад);

По сигналу педагога (например: «Первые номера!» или «Третьи номера!») названные номера в каждой подгруппе перестраиваются  в маленькие кружки. Движение продолжается шагом вальса со сцепленными руками. Далее педагог, меняя сигналы, чередует построение детей из маленьких кружков в большой и наоборот. Если педагог почувствует, что движения вальсовым шагом представляют трудность для детей, то есть они не справляются с ними на должном уровне, то может такие движения заменить лёгкими простыми шагами, а шаг вальса отрабатывать на месте (вперёд-назад, в стороны-назад). Возвратиться к шагу вальса в процессе движения можно в будущем, когда он перестанет представлять собой какие-либо трудности.

13. «Надень шляпку»

Очень веселое занятие, развивающее коммуникативные и актерские навыки. Ребята становятся в круг. Педагог дает им шляпу и включает музыку. Дети передают друг другу головной убор. Когда музыка неожиданно выключается, тот игрок, в руках которого оказалась шляпка, должен сразу же надеть ее себе на голову и пройти по кругу женской походкой. Если ребенок замешкался или растерялся, он выбывает из круга. Следующий тур занятия используется уже другой головной убор - ковбойская шляпа, военная пилотка, фуражка и т.п. В зависимости от этого меняется и задание - нужно изобразить ковбоя, солдата, полицейского.

 14. «Зайкин хоровод»

Дети встают в круг, а один из ребят остается в центре - он будет зайчиком. Включается музыка, малыши начинают водить хоровод и напевать:

«Зайка, попляши,

Зайка, поскачи.

Кружочком повернись,

Бочком посторонись.

Вприсядку, зайка, нагнись,

Подпрыгни и потянись».

Цель зайчика повторять действия, которые произносятся по тексту, и одновременно пытаться выскочить из круга. Если не получилось, то педагог в неожиданный момент останавливает музыку, дети быстро разбегаются, а цель зайчика - поймать кого-то, кто и станет в следующем кругу на его место.

15. «Чей бубен?»

Дети рассаживаются по стульчикам. Педагог дает одному из игроков бубен и начинает петь песню (под аккомпанемент или без него) про этого ребенка с упоминанием его имени. В конце песенки педагог называет имя другого ребенка, которому игрок тут же должен вручить музыкальный инструмент. Постепенно текст песни запоминается (он всегда один и тот же - меняется только имя) и дети начинают исполнять ее хором, пытаясь называть любые имена, чтобы запутать игрока с бубном и отвлечь от слов учителя.

16. «Кошки-мышки»

Педагог готовит два музыкальных произведения - громкое и настороженное (тихое). Выбирается ведущий - он будет котом. Остальные игроки - это мышки. Когда звучит тихая музыка, детки подкрадываются к водящему на корточках к «спящему» коту. Когда мелодия меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые разбегаются от него в разные стороны.

17. «Аплодисменты»

Одна из самых простых музыкальных игр - на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает    простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример - он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие        возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

18. «Зов»

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу педагога дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо). Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.

19. «Повтори звуки»

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Педагог-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет «до» первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет «ми» первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет «соль» первой октавы): динь-динь-динь».

Затем педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку - и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

 Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

Игру можно усложнить: попросить детей спеть, как звучат бубенчики от звуков «до» (тоника - первая ступень), «фа» (субдоминанта - четвертая ступень), «соль» (доминанта - пятая ступень и, разрешение, «до» (тоника). Эту мелодию можно петь от каждой ноты (в других тональностях), следуя по музыкальному ряду.

В игре участвует любое число детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

20. «Цветы»

Число игроков и возраст не ограничены, а вот песни можно петь только про цветы и растения. Игроки собираются в кружок, выбирается ведущий. Он называет растение, а участники игры должны вспомнить одну или несколько песен, где оно упоминается. Исполнять можно как всю песню, так и одну строчку, где упомянуто данное растение.

Ведущий должен загадывать только те растения, которые есть в песнях. Например, песен про можжевельник или огурцы еще не придумано, но зато про розы или хризантемы их достаточно, есть даже строчка про картошку. Если ведущий загадал распространенное в песнях растение, то заменит его тот, кто первым вспомнит и исполнит песню.

21. «Мультпарад»

Название игры говорит само за себя. Ведущий загадывает мультфильм, в котором есть песенки, к примеру «Бременские музыканты». Игроки должны вспомнить как можно больше песен из этого мультфильма и исполнить их (хотя бы частично). Играть можно двумя способами.

1. Все игроки по очереди поют каждый свою песню (в данном случае ведущим становится тот игрок, который последним спел песню); либо песни поются хором, и тогда ведущим становится тот игрок, который первым запел песню, а ее подхватили остальные.

2. Героями многих мультфильмов являются звери, и, соответственно, звери исполняют песни. Можно исполнять песни их голосами, К примеру, лев будет петь и немного рычать, утенок попискивать, котенок мяукать между строк. Песню исполняет ведущий, а игроки не просто угадывают, кто это поет, а еще и стараются вспомнить, как называется мультфильм, из которого взята данная песня. В эту категорию можно включить и домовых, и леших, и других выдуманных персонажей. Место ведущего занимает тот игрок, который первым угадал название мультфильма.

22. «Мы учимся петь»

Дети идут с песней друг за другом по кругу. Каждый держит перед собой плакатик с изображением какого-либо слога.

Звучит музыка, и ребята начинают петь:

«Мы учимся читать и петь!

Мы учимся читать и петь!

Мы учимся читать и петь!

Буква с буквой встали рядом -

Прочитать их вместе надо

И пропеть, пропеть, пропеть!»

Как только закончится звучание музыки, ребята должны разбежаться в разные стороны и приступить к поиску пары своему слогу, чтобы получилось слово. Дети, у которых получилось слово, идут парами по кругу и поют песню. А кто не успел найти пару своему слогу, отходит в сторону и хлопает в ладоши, приветствуя победителей.

23. «Шли кони»

Дети встают в круг. Затем они начинают хором петь следующую песню:

 «А шли кони по улице,

Чем они попутаны?

Золотым путом

Под копытом.

Зайка идет,

Траву рвет -

Что вырвет,

То в пучок».

Как только игроки заканчивают петь эту песню, они сразу же должны присесть. Кто не успел - тот выходит из игры.

24. «Дрема»

Дети образуют круг, в середину которого ставят стул. Выбирается «Дрема», он садится на стул в середине круга. Остальные водят хоровод и поют:

«Сиди, Дрема,

Сиди, Дрема,

Выбирай-ка, Дрема,

Выбирай-ка, Дрема,

Бери, Дрема,

Бери, Дрема!»

«Дрема» встает со скамейки и выбирает кого-нибудь из круга. Этот человек становится «Дремой», а тот, кто им был, встает в круг. Игра продолжается.

25. «Барашек серенький»

Игроки выбирают «барашка», образуют вокруг него круг, ведут хоровод и поют:

«Ты, барашек серенький,

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

Ты нас не бодай,

Лучше с нами поиграй,

Ну, давай же, догоняй!»

Когда игроки допоют, они разбегаются по игровой площадке. «Барашек» бежит за кем-то и старается поймать. Если ему это удается, он меняется ролями с пойманным игроком.

26. «Дирижер»

Для игры понадобится дирижерская палочка или указка. Дети слушают педагога-ведущего и выполняют предложенные действия:

«Мы в «замри» играть все любим,

будем прыгать и скакать

Дирижер сегодня будет

всем нам палочкой махать.

На него мы поглядим

и движенья повторим

1-2-3 – замри!»

Дирижер - ребенок с дирижерской палочкой в сторонке дирижирует. Дети двигаются произвольно, стучат в такт музыке шумовыми музыкальными инструментами.
На слово «замри» Дирижер сам замирает, показывая позу детям. Дети повторяют позу Дирижера. Далее Дирижер выбирает понравившегося ребенка, передает дирижерскую палочку. Игра повторяется
.

27. «Колпачок и палочка»

Для игры понадобятся колпачок, палочка. Дети слушают педагога и выполняют предложенные действия:

«На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом

Будет палочка стучать, а ладошки повторять

И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом,

Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!»

Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка. 

1.Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону. Водящий стоит.

2.Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши.

3.Дети два раза хлопают и говорят «Повернись!»

Водящий прыжком, опираясь на палочку, поворачивается на 180 %, и так 3 раза, когда дети говорят «Покажи!», водящий поднимает двумя руками перпендикулярно палочку, указывая на какого - либо ребенка. Поскольку колпачок закрывает глаза, водящий не видит на кого показывает, игра приобретает достаточный интерес у детей. Ребенок, на которого указала палочка выходит. Сам, или с помощью педагога снимает колпачок, затем берет палочку, становится водящим. Игра повторяется.

28. «Маленькая Фея»

Для этой игры понадобятся цветок, шапочка Феи. Дети слушают педагога и выполняют предложенные им действия:

«Маленькая Фея кружится, танцует!

Веточкой чудесной волшебство рисует!

Кому на плечо цветок упадет,

Тот с Феей в кружок танцевать пойдет!

Что же, Феечка, давай! 

Ребятишек выбирай!»

Девочка - «Фея» с цветком импровизирует под музыку, на окончание дотрагивается цветком до сидящих или стоящих в кругу детей, выбранные дети танцуют вместе с Феей. Далее выбирается новая Фея. 

29. «Оладушек»

Ведущий под музыку (любую веселую) идет по кругу  и несет «оладушек» (вместо него может быть любой другой предмет), затем «кладет» «оладушек» между двумя ребятишками, которые должны разбежаться в разные стороны по кругу и вернуться на свои места. Кто первый добежал, тот и выиграл.

30. «Прячем мелодию»

Дети начинают петь хорошо знакомую песню, затем по условному знаку педагога начинают петь про себя, т.е. беззвучно, по другому знаку - снова вслух. В игре могут принимать участие как один ребёнок, так и несколько детей.

В процессе игры необходимо направлять внимание детей на внутренний слух, предпосылками которого являются сохраняющиеся в памяти музыкальные представления о мелодии песни, направлении её движения, ритмических оборотах, скорости звучания и т.п. Чтобы не отвлекать детей зрительными моментами, условный знак, указывающий на то, что нужно «спрятать» мелодию или возобновить её, можно сделать слышимым (хлопок, притоп и т.п.).

Другие варианты игры:

- Дети поют мелодию по условному знаку с различными динамическими оттенками.

- «Прячут» мелодию через равные промежутки времени (через два, через четыре мотива и т.д.).

- «Прячут» мелодию через разные промежутки времени (но и в этом случае песня исполняется по мотивам).

31. «Поиск своего места»

Дети встают в круг, запоминают каждый своё место - кто за кем стоит. После команды «Разойдись!» начинает играть весёлая музыка, дети бегают. За один период игры музыка должна меняться по темпу, медленный - ходьба, быстрый - бег. Затем звучит команда «По местам!» - детям необходимо выстроиться в том же порядке в кругу как они стояли изначально. Кто растерялся и встал не на своё место - выбывает из игры. Игра развивает память и чувство ритма.

32. «Серый волк»

Перед игрой выбирают водящего - серый волк, он должен спрятаться. По сигналу дети начинают бегать по залу под музыку и напевать слова песни:

«Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк.

Где ты бродишь, серый волк,

Глупый волк, старый волк?»

После окончания песенки из своего укрытия выбегает серый волк и начинает ловить детей. Кто оказался пойманным выбывает из игры, а волк снова прячется. После нескольких кругов игры выбирается новый водящий. Данная игра развивает внимание и реакцию у детей.

33. «Импровизация под музыку» 

Под танцевальные мелодии дети начинают выполнять произвольные движения: танцевать, прыгать, бегать и так далее. Музыка прекращается - детям необходимо замереть на месте. Раздаётся определённый сигнал, оговоренный в начале игры, к примеру: хлопок - следует присесть, удар в бубен - необходимо лечь, звук свистка - прыгнуть. Победителём становится тот, кто правильно выполняет движения или принимает необходимое положение под соответствующий сигнал. Затем всё начинается сначала. Игра развивает внимание, музыкальную память и слуха.

34. «Космическая одиссея»

По углам располагаются обручи - ракеты, в каждой ракете два посадочных места. Всем места не хватит. Дети становятся в круг в центре зала и под музыку начинают движение, напевая слова:

«Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,

На какую захотим - на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

И все дети разбегаются, стараясь быстрее занять свободные места в ракетах (вбежать в обруч). Тех, кто не успел, выстраивают в центре круга. Убирается один из обручей и игра, развивающая скорость и реакцию, продолжается.

35. «Волшебная шляпа»

Перед началом этой  музыкальной игры для детей нужно приготовить большую шляпу. Чем более необычно она будет выглядеть, тем более будет казаться «волшебной».

Дети и педагог-ведущий  встают в круг, в руках у ведущего шляпа. Включается музыка, и шляпу начинают передавать по кругу, из рук в руки. Неожиданно музыка заканчивается. Тот, у кого на руках шляпа, должен надеть её на голову. Шляпа «творит волшебство» и превращает игрока в какого-нибудь персонажа. Нужно выйти в центр круга и изобразить кого-нибудь: сказочного героя, животного или предмет, при этом использовать слова нельзя, только звуки, движения и мимику. Остальные участники игры должны отгадать, кого изображает обладатель волшебной шляпы. Тот, кто правильно угадал, получает шляпу, все снова встают в круг и игра продолжается.

36. «Пузырь»

Педагог собирает всех детей в круг и объясняет правила игры «Пузырь», которые заключаются в том, что необходимо выполнять различные действия, пока играет музыка, но остановиться, когда она прекратит звучать. И при этом нужно удерживаться от смеха, когда мимо будет проходить водящий и смешить всех своими действиями.

После этого ребята выбирают себе водящего. Это можно сделать как при помощи считалочки, так и по желанию ребят. Когда музыка начинает играть, все дети стараются медленно или быстро (в зависимости от темпа мелодии) передвигаться по классу. Нельзя забывать о том, что щеки должны быть постоянно надутыми, ведь они «пузырики».

Как только музыка прекращается, все игроки должны замереть на месте в той позе, в которой оказались, и стоять так как можно дольше, не шевелясь и не смеясь, чтобы щеки оставались надутыми. Водящий подходит к каждому и заглядывает ему в глаза, строит рожицы, в общем, пытается рассмешить любым способом. Как только ребенок сдул щечки, т. е. «лопнул», он выходит из игры.

Побеждает тот  ребенок, который продержался дольше всех. Он-то и становится водящим в следующем туре.

37. «Веселый мяч»

Педагог предлагает ребятам встать в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Затем дает одному из ребят мяч, который он передает по часовой стрелке по кругу. Все это происходит, пока звучит мелодия. Но как только музыка прекращается, ребенок, у которого на данный момент остался мяч в руках, должен или рассказать стихотворение, или спеть любую песенку, или станцевать.

Если ребенок стесняется выходить в центр круга, то вместе с ним это могут сделать и его друзья, особенно если он поет знакомую всем песню. Когда ребенок выполнит данное задание, он должен выйти из игры. Далее все продолжается подобным образом.

В игре побеждает тот игрок, который остался последним в этом конкурсе. Если количество ребят, участвующих в игре, больше 10, то игроки, у которых в руках оказывался мяч, продолжают игру.

Особым правилом конкурса является то, что нельзя повторять песни и стихи, а исполнять нужно каждый раз новые. Это не только повысит интерес детей к игре, но и поможет им проявить фантазию.

38. «Прогулка с прятками»

Дети двигаются под музыку врассыпную, спокойным шагом. Как только музыка закончится, все приседают и закрывают глаза. Педагог нарывает одного из детей платком (покрывалом) и приглашает всех остальных детей открыть глаза, встать и назвать, кто спрятан под платком. Когда дети отгадывают, кто спрятан, взрослый предлагает позвать его по имени в ласковой форме. «Спрятанный» ребенок после этого отзывается («Вот он, я!») встает, снимает платок и игра повторяется сначала.

Использованная литература:        

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. «Музыка и движение», М.: Просвещение, 1984 г.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990 г.
  3. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры - Дошкольное воспитание. 1965 г.
  4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос», 2000г.
  5. Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии». М. «Владос».
  6. Медведева Е.А. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика». М.: «Академия» 2002 г. 
  7. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.: Просвещение, 1985 г.
  8. Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). М. «Виоланта».1998 г.
  9. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». М. «Гном- Пресс».1999г.
  10. ЦОР – цифровые образовательные ресурсы:

http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vladimirovna-holodnaja/teatralizovanye-igry-dlja-doshkolnikov.html;

http://www.maam.ru/obrazovanie/muzykalnye-igry;

http://dreamsong.ru/5-active-musical-games;http://music-education.ru/detskie-podvizhnye-igry-pod-muzyku/;http://shkolapodelok.ru/detskie-igry/podvizhnye-igry-pod-muzyku-dlya-detej.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность понятий музыкальная игра.

Для школьников  младших классов одним из основных видов деятельности является  игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся возрастной группы становится доступнее понимание сути, ка...

Музыкальные игры

Для развитиячувства ритма младших школьников, есть интересные игровые упражнения, нацеленные на развитие этого компонента музыкальных способностей....

Музыкальные игры на уроках музыки

Музыкальные игры способствуют: Освоению материала;Снятию психологического напряжения;Формированию творчества;Развитию фантазии....

Музыкальные игры на уроках музыки начальной школе

Всем известно, какое значение в становлении человека имеет игра, игровое начало. Ещё более известным фактом является повальное увлечение игрушкой и игрой, свойственной современному обществу....

Роль музыкальной игры

Консультация для педагогов...

Музыкальная игра "Можешь- спой!"

Музыкальная игра состоит из песен к советским и российским мультфильмам и кинофильмам....

"Музыкальные игры"

Музыкальные игры для танцевальных конкурсов...