Колокола
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока во 2 классе, учитель Ильина Юлия Александровна
А начнем мы наш урок со знакомства с новой попевкой.
Послушайте, пожалуйста, и определите, какая она по настроению, по характеру.
(исполнение учителем попевки «Дон-дон»).
В. – О чем в ней поётся? (показать рисунок)
В. – Какая была музыка по настроению, по характеру? Почему вы так считаете?
О. – Музыка была тревожная, взволнованная, звучала громко, быстро, на одном звуке, как - будто бьют в невидимый колокол.
Давайте исполним эту попевку и попробуем изобразить звон.
(разучивание попевки).
Мы совершенно не случайно начали наш урок с этой попевки. Так как речь сегодня на уроке пойдет…? Правильно, о колокольных звонах (табличка «Великий колокольный звон»).
Итак, на примере попевки мы с вами уже выяснили, что с помощью колокольного звона предупреждали о чем?
О. – О пожаре.
Совершенно верно. Такой звон назывался набат (табличка).
Набат – это специальный колокол, который служил как средство оповещения о стихийном бедствии или иной опасности (бить в набат, ударить в набат).
В. – А сейчас как нас с вами узнаём об опасности?
О. – При помощи звукового сигнала, сирены, sms, телевидения и т.д.
Но раньше всего этого не было, и колокольные звоны служили средством связи, заменял телефон, телевизор.
В. – А о чем еще может рассказать колокольный звон? Как часто мы сегодня можем его услышать? И где?
О. – На линейке, посвящённой Дню знаний, на выпускном – последний звонок, на уроке учитель звонит в колокольчк и т.д.
(фотография Успенского собора Троице-Сергиевой лавры)
О. – Колокольные звоны мы можем услышать в храме.
В. – А для чего нужны колокола в церкви и почему они всегда звонят по-разному?
О. – С помощью колокола оповещают о начале богослужения.
В. – Совершенно верно. Колокола приглашают на службу, украшают богослужение. Колокола служат с участниками службы. И даже говорят, что колокольный звон – это молитва, отлитая в бронзе.
Может быть, кто-то из вас знает какие-то виды колокольного звона?
Виды колокольного звона: набат, благовест, трезвон, перезвон, красный звон (таблички).
Давайте вслушаемся в эти слова и попробуем определить, а как это будет звучать:
- набат – тревожно, взволнованно сообщал о пожаре, войне (бом-бом);
- благовест – благая, хорошая весть (мерные удары в большой колокол (динь-дон);
- трезвон – радостно (все колокола вместе после Благовеста (дили-дили-дон-дон);
- перезвон (погребальный перебор) - во все колокола, но по очереди – символ печали;
- красный звон (праздничный) – празднично, торжественно; на великие праздники (в несколько колоколов, но без большого).
В. – А мы сможем с вами на слух определить, какой звон сейчас позвучит?
(слушание колокольных звонов в записи)
В. – А кто знает, где в храме находятся колокола?
О. – Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице.
В. – А в колокола может звонить кто захочет?
О. – Нет. Только специально обученный человек, звонарь.
На самом деле есть одна неделя в году, когда любой человек может подняться на звонницу и позвонить в колокола. Это пасхальная неделя. Первая неделя после Пасхи.
Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных по высоте и силе звука: большие колокола - низкие звуки, средние колокола – средние звуки, малые колокола - высокие звуки. У каждого колокола свое звучание или свой тембр (табличка). Тембр – это окраска звука.
В. – Как вы думаете, ребята, какой тембр будет у большого колокола, а какой у малого?
О. – У большого тембр будет низким, а у малого колокола тембр высокий.
В. – А может быть кто-нибудь из вас знает, где находится самый большой колокол в России?
(фотография царь-колокола)
Самый большой колокол в России, его еще называют Царь-колокол, находится в Московском Кремле. Его вес 200 тонн. А диаметр 6 метров 60 сантиметров! Если бы не злополучный пожар 1737 года в Кремле, знаменитый царь-колокол быть может и по сей день бы радовал нас своим необычным мощным и величественным звоном. Но, увы, он безгласен.
Давайте представим, что мы звонари и попробуем изобразить колокольный трезвон.
(Исполнение попевки с движениями):
- «Бом… Бом…»
(Большой колокол звучит низко, долго);
- «Динь-дон, динь-дон…»
(Средний колокол звучит умеренно);
- «Дили-дили-дон-дон, дили-дили-дон-дон…»
(Малый колокол звучит высоко, быстро).
В. – А как вы думаете, ребята, а почему мы с вами затронули тему колокольного звона на уроке музыки?
Дело в том, что колокол это еще и музыкальный инструмент, который используется в оркестре.
В. – А колокольные звоны можно назвать музыкой?
Тема колокольного звона в классической русской музыкальной литературе представлена примерами как непосредственного применения колоколов, так и их имитацией средствами оркестра. Этот звон может быть:
- Реальным, с применением настоящих колоколов.
- Фактурным, копирующим удар языка колокола, например группой ударных инструментов – тамтамы, гонги, трубчатые колокола.
- Характерным, передающим настроение, масштаб и структуру звона как чередованием групп духовых инструментов и струнных, так и совместным использованием этих тембров оркестра в напряжённых моментах драматургии.
- Звон может быть и просто стилистическим, то есть в контексте произведения можно слышать определённую ритмическую колокольность, передающую свойственную ей темповую и динамическую выразительность звукового пространства, своим всеобщим покровом создающую определённый образ жизни и стиль поведения героев.
Как, например, в кантате Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский».
Или в произведении С. Рахманинова «Светлый праздник»
(Слушание фрагмента «Вставайте люди русские!»из кантаты
С.С. Прокофьева «Александр Невский»; «Светлый праздник» С.С. Рахманинова)
Хотя колокола родились и не в нашей стране, они быстро вписались в жизнь России. Уже в 16 веке Россия превзошла все другие страны по числу колоколов. С тех пор уже невозможно представить нашу страну без колоколов и колокольного звона.
(видеофрагмент на 4м 29 сек)
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "над Русью бьют колокола"
Цель: Познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов. Задачи:1.Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение ...
"Колокола веков". Литературно-историческая композиция. 4 класс.
В сентябре 2012 года в наших школах появится новый курс "ОРКиСЭ". Предлагаю сценарий мероприятия, которое может стать итогом изучения всего курса или итогом отдельного проекта...
Комплексная работа "Царь-колокол"
В работе от 9 до 11 заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по чтению, математике, ру...
Колокола России
Рассчитано на 2 занятия (интегрированное).Приобщение к истокам русской народной культуры.Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре...
О чем поют колокола
Колокольный звон сопровождал русского человека в течение всей жизни. Какие бывают колокола, откуда они пришли, о чем поют? Ответы на эти вопросы можно найти в данной разработке....
Без языка и колокол нем
Наблюдения показывают, что устные (пересказы, рассказы) и письменные работы (сочинения и изложения) у большинства детей вызывают значительные сложности. Трудности возникают при выражении своих мыслей ...
Интегрированное занятие кружка "Колокола,колокольный звон и житие Серафима Саровского"
Занятие будет посвящен очень хорошему человеку – преподобному Серафиму Саровскому и замечательному явлению- колокольному звону и его значению в жизни русского человека....