Настрою гусли на новый лад. Былины
презентация к уроку по музыке (3 класс)
Презентация
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ой, вы гусельки –то звончатые, Расскажите-то, Как во старину-то вы играли-то, Как народ вы потешали-то и радовали, Как в годину горькую вы плакали, Как богатырей Руси вы прославляли, Тех, кто защищал всю землю русскую…
Сказки рядышком живут Вот бы нам, друзья-ребята, В сказку вместе заглянуть. Мы отправимся в дорогу Встретим там кого-нибудь. Может добрую принцессу, Ту, что видели не раз. На печи Емеля, может, покатает нас!
Припев: Сказки, сказки ходят там и тут. Сказки с нами рядышком живут. Если будешь ты чуть-чуть добрей То в любую сказку откроешь дверь!
Нас тайком по Лукоморью Кот учёный поведёт. Сказку добрую расскажет, С нами песенку споёт. Полетим по небу к звёздам В ступе с Бабушкой Ягой. Как же здорово, что в сказки Верим мы с тобой!
Предварительный просмотр:
План-конспект урока музыки «Настрою гусли на старинный лад…»
3 класс
Уровень образования: основное общее образование
Тема урока:«Настрою гусли на старинный лад…»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; с образом былинного героя Садко.
Задачи:
- обобщить представления обучающихся о жанре оперы на примере фрагмента оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»; расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;
- развивать эмоционально-образную сферу обучающихся;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Музыка» 3 класс Е.Д. Критская Г. П. Сергеева.
Краткое описание:
Урок проводится в 3 классе II четверти, раздел "Гори, гори ясно
Задачи урока:
1) обучающие
-расширить представление о народных сказителях;
- сформировать представление о декламации, как приёме художественного и музыкального исполнения;
- учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме;
2) развивающие
-развитие творческого воображения, интонационно- образного мышления, эмоциональной памяти через восприятие, а также пластическое интонирование;
3) воспитательные
- посредством музыки воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю;
- воспитывать у младших школьников интерес к народной музыке;
4) коммуникативные: - находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.
План урока:
1. Орг. момент. Активизация внимания.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме урока.
3. Открытие новых знаний.
4. Проверка усвоения нового материала
5. Вокальная работа.
6.Закрепление знаний и умений обучающихся по изучаемому материалу.
7. Подведение итогов урока.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, игровая технология,использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.
ХОД УРОКА
Введение в тему урока:
Учитель (поёт): (Музыкальное приветствие)
Учитель.
Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси. Послушайте, как он звучит и определите, что это за инструмент.
(Слушание музыкального фрагмента.)
Ответы учащихся: гусли.
Учитель: слайд 2
Ой, вы гусельки –то звончатые,
Расскажите-то,
Как во старину-то вы играли-то,
Как народ вы потешали-то и радовали,
Как в годину горькую вы плакали,
Как богатырей Руси вы прославляли,
Тех, кто защищал всю землю русскую…
Учитель:
Как называли музыканта, который играл на гуслях?
Ответы учащихся: гусляры.
СЛАЙД 3(читаю со слайда) –– Жили когдато на Руси Великой люди – песенники сказители. Они сочиняли и пересказывали былины – разные истории про богатырей русских, про битвы с лютыми врагами, про царства государства чужеземные.
Учитель:
Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди развлекали князя и народ, рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли, при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого - либо важного дела спел песнь былину, то этому делу обеспечена удача, а свадьба без певца это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.
СЛАЙД 4
Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли это гудящие струны. Русские гусли инструмент очень древний. По предположениям историков, гусли были еще
в шестом веке. Наверное, вы не раз слышали выражение «гусли звончатые». Самые древние и простые –это гусли звончатые.
СЛАЙД 5
Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). В древности гусли изготавливали из дерева , чаще всего использовали явор белый клен, поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей яровчатые.
-Кто же играл на гуслях в древности?
У-ник: Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых, на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.
-Спасибо вам, ребята, за интересный рассказ.
Как же играли на гуслях в старину? (Показ: клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук.)
Гусляры проводили пальцами по всем струнам, перебирая их. Этот прием называется «переборы». Или дергали отдельные струны, щипали их, такой прием называется «щипки».
Давайте представим, что мы с вами играем на гуслях.
(Дети имитируют показ игры на гуслях)
Ребята, посмотрите как изобразил гусляров художник В. Васнецов
(демонстрация картины «Гусляры»)
Трепетным уважением и любовью к миру Древней Руси проникнута картина «Гусляры», написанная в 1899 году. Художник переносит нас на многие столетия назад, открывая взору большую светлую деревянную избу с толстыми, как полагается, бревнами-балками и грубо отесанным дощатым полом. На фоне лилово-синего неба, виднеющегося через грубо вырубленную арку окна, на красной деревянной скамье восседают трое гусляров. Перебирая струны гуслей, они поют о бескрайних родных просторах, спокойной и величественной красоте русской земли и ее могучем народе. В центре — старый гусляр, седовласый и седобородый, слева от него — светловолосый паренёк, раскрасневшийся от волнения. Справа от старца — темноволосый мужчина лет тридцати пяти с худым, выразительным лицом. Он поёт увлечённо, с чувством, левая рука его в момент отрыва от струн поднялась в жесте, подчёркивающем его переживания.
Гусляры поют неторопливо,
Трогают перстами плавно струны,
Льётся их сказание красиво…
Слева сел на лавку парень юный,
А лицо как писано с иконы.
Он на гуслях трепетно играет,
И печально-ласковые звоны
Правою рукою извлекает.
Рядом с ним сидит старик с седою
Бородою, длинной, белоснежной.
Гусли трогая рукой худою,
Он поёт задумчиво и нежно.
Увлечён игрою тот, что справа,
Голову склонил, взмахнул рукою.
И поют они про лес и травы,
Про поля и небо над рекою.
Льётся песня о родном просторе,
О прекрасном и далёком прошлом,
О сегодняшней нужде и горе,
О грядущем – славном и хорошем.
Если бы вы были композиторами, то какую бы мелодию сочинили к этой картине?
Д: (широкую, протяжную)
Послушайте как они звучат.
Слушание «Как под яблонькой..»
Учитель:
На гуслях играли не только в древние времена, но и сейчас играют в оркестре народных инструментов.
Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра? (балалайки, домры, трещотки, баян, ложки и др.)
Я предлагаю вам тоже создать ансамбль народных инструментов. Для этого поделитесь на две группы.
ПАЛЬЧИКОВАЯ РАЗМИНКА
Стуки стуки! Глянь в ворота:
Верно, в гости едет ктото. (ударяем кулачком о кулачок)
Плывёт Садко по сине морю (волнообразные движения руками)
Слышно гусельки настроил.(имитация игры на гуслях)
Это путь держа домой (кулачками трём вверх и вниз пальчики)
Корабли встают стеной. (на слово «стеной» хлопаем в ладоши)
Деление класса: 1 группа – играют на шумовых инструментах (собственного
изготовления) , 2 сопровождает исполнение музыки игрой на музыкальных инструментах
(трещотки, ложки, бубны; один ученик играет на гуслях)
После исполнения группы меняются.
Учитель:
Всё ли получилось у вашего оркестра?
Дети: Да.
Учитель:
Гусли, этот удивительный инструмент, попал даже в оперу. Известный композитор Римский Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.Слайд 6 Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе
Салтане», «Кощей бессмертный».
Учитель:
Ребята, а что такое опера? (ответы детей)
Садко былинный герой, бесстрашный мореплаватель и талантливый гусляр, который жил в богатом городе Новгороде.
Двенадцать лет он по морю плавал, а дани царю морскому не платил. Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.
Вот и попал Садко в гости к морскому царю, где повидал заморские чудеса и поразил всех своей великолепной игрой.
СЛАЙД 8
Давайте с вами заглянем в музыкальный театр и посмотрим фрагмент из оперы Римского Корсакова "Заиграйте, мои гусельки!". Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.
Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко».
Беседа по прослушанному произведению:
Каким был характерего песни в опере? (быстрым, бойким, игривым)
Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?
Скажите, звучали гусли или нет?
(Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.)
В опере «Садко», как и в любой сказке, много чудес. Садко, и его молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.
Учитель:
Засиделись мы с вами, надо нам подвигаться
Физкульт. минутка
Море волнуется - раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется - три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Замерли)
Дети выполняют.
Давайте в заключение нашего урока исполним песню «Приходи, сказка».
IV. Итог урока:
Учитель:
Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.
О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)
Какие приемы игры на гуслях вы знаете?
Д: («переборы», «щипки»)
С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Садко.)
А теперь дайте оценку своей работе. Перед вами лежат листочки – самооценки. Отметьте то, что вам подходит.
Самооценка учащихся
Я работал хорошо | Я мог бы работать лучше | Я узнал много нового | Мне было интересно | Мне было трудно |
|
|
|
|
|
Домашнее задание: выполнить аппликацию или рисунок гусли.
Учитедь. Спасибо за урок. Хорошего дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 3 класс на тему "Настрою гусли на старинный лад".
Познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре....
План-конспект урока музыки «Настрою гусли на старинный лад…» 3 класс
Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад…»Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийЦель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных ск...
Гусли звончатые
о народном инструменте наиболее распространенном в России...
Урок литературного чтения в 4 классе "Былина и её герои. Особенности былины как жанра. Былина "Ильины три поездочки""
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Урок освоения нового материала. Педагогические задачи: мотивировать учащихся на прочтение былин, пробудить интерес к истории своей страны, расширить пре...
Конспект урока "Настрою гусли на старинный лад.."
Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад.." поможет в работе учителям, работающим по программе "Школа России"....
Урок в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад"
Презентация к уроку в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад" по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной....