Конспект урока "Настрою гусли на старинный лад.."
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад.." поможет в работе учителям, работающим по программе "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzyka.docx | 24.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
«Настрою гусли на старинный лад…»
Тема: «Настрою гусли на старинный лад…»
Форма урока: урок - игра
Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко.
Задачи:
- обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов оперы Глинки «Руслан и Людмила», оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»; расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;
- развивать эмоционально-образную сферу учащихся;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Оборудование: компьютер, медиа проектор, презентация Power Point «Настою гусли на старинный лад…»
На доске: тема урока «Настрою гусли на старинный лад…», эпиграф:
«У Баяна вещего, бывало,
Если петь он начинал о ком,
Мысль, как серый волк, в степи, бежала,
Поднималась в облака орлом…»
(«Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.)
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, игровая технология, использование элементов здоровье сберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.
Ход занятия
I. Введение в тему урока:
- Прозвенел весёлый озорной звонок
Этими словами начался урок,
Музыкальный мир откроет чудеса,
Мы услышим инструментов голоса.
-Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси. Послушайте музыкальный фрагмент и определите, что это за инструмент.
(Слушание музыкального фрагмента № 1 и 1)
- Кто из вас узнал этот инструмент? (гусли) СЛАЙД 1
Ой, вы гусли – то яровчатые,
Расскажите нашим детушкам,
Как во старину-то вы играли-то,
Звуки издавали гусли звонкие,
Как народ вы потешали-то и радовали,
Как в годину горькую вы плакали,
Как богатырей Руси вы прославляли,
Тех, кто защищал всю землю русскую…
- А кто такие гусляры? (Это те, кто играл на гуслях)
ЛИЗА:
Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.
-А о самом музыкальном инструменте расскажет МИЛАНА.
МИЛАНА:
Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.
Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной.
-Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».
-Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки.
В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.
- Как же играли на гуслях в старину?
-Гусли клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук. (Дети имитируют показ игры на гуслях.) СЛАЙД 2
-Кто же играл на гуслях в древности?
ДЕНИС: Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых, на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев. СЛАЙД 3
-Спасибо вам, ребята, за интересный рассказ.
-Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше… Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины. Давайте вспомним, а что такое былина? (Народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.)
-Обратимся к учебнику, что же нам об этом в нем говорится? Стр. 56 I абзац.
- О чем рассказывали былины? II абзац
МУЗЫКА № 2 БОГАТЫРСКАЯ СИЛА
-А кого из былинных богатырей вы знаете? (Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец) СЛАЙД 4
- Об этих богатырях мы поговорим на следующем уроке.
-Кто из вас знает, как звали сказителя-гусляра на Руси, который под звон гуслей исполнял былины? (Баян)
-Давайте посмотрим, как представил гусляра художник.
Рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Баян». СЛАЙД 5
-Ребята, а где мы уже встречались с творчеством Виктора Михайловича Васнецова? (Русский «Снегурочка». Чтение к сказкам Пушкина)
-Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов создал картину, которая называется «Баян»
Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна - автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли.
Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников. Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников. Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое. В целом, картина В.М. Васнецова «Баян» - «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.
-В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и опишите основные черты прозвучавшей музыки.
Слушание музыки №3 Песнь БАяна.
- Какая эта музыка? (Эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.)
- В честь былинного сказителя Баяна назван музыкальный инструмент. Какой? (Баян) СЛАЙД 6
-Гусли и сейчас звучат в оркестре народных инструментов.
-Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра? (Жалейки, балалайки, домры, трещотки, баян, ложки и др.) СЛАЙД 7
-И мы сейчас с вами создадим оркестр русских народных инструментов и исполним Поем песню: Как у наших у ворот.
Музыка № 4.
Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.
Муха песенки поёт,
Муха песенки поёт,
Ай, люли, вот поёт,
Ай, люли, вот поёт.
Комар музыку ведёт,
Комар музыку ведёт,
Ай, люли, вот ведёт,
Ай, люли, вот ведёт.
Стрекоза плясать пошла,
Муравья с собой звала.
Ай, люли, всё звала,
Ай, люли, всё звала.
Муравейка, милый мой,
Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, вот со мной,
Ай, люли, вот со мной.
Уж я рад бы, поплясал,
Да уж очень я устал.
Ай, люли, я устал,
Ай, люли, я устал.
Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.
-Гусли, этот удивительный инструмент, попал ещё в одну оперу. Известный композитор Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.
-Рассмотрите портрет композитора. Николая Андреевича Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».
НИКОЛЬ: Садко - былинный герой, гусляр, который жил в богатом городе Новгороде, и однажды, играя на гуслях на берегу Ильмень - озера, понравился водяному царю, который помог ему выиграть пари («заклад» спор) с новгородскими купцами и стать богачом. Нагрузив корабли товарами, Садко поехал торговать за море, но корабли, несмотря на сильный ветер, остановились. Чтобы умилостивить морского царя, стали бросать в море бочки золота и серебра. Наконец сам Садко спустился в море на дубовой доске и, очутившись в палатах морского царя, стал играть на гуслях. Царь пустился в пляс, и заволновалось море. Корабли начали тонуть и люди гибнуть. Под видом старца явился к нему Микола угодник и оборвал струны, чтобы прекратить игру на гуслях. По настоянию морского царя Садко женится затем на морской деве Чернаве, засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы.
СЛАЙД
Отрывок из былины Садко № 5
- Давайте с вами заглянем в музыкальный театр и посмотрим фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Заиграйте, мои гусельки!". Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.
Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко» № 6
Беседа по прослушанному произведению:
-Как выглядит Садко в опере?
-Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?
-Меняется ли? (Нет)
-Как вы думаете, кто мог ее исполнять? (Сказители)
-А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?
-Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( ...)
-Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
-Скажите, звучали гусли или нет?
(Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.)
III. Разыграй песню (сл. Янины Сысоевой)
Учащимся раздаются картинки с изображением животных и музыкальных инструментов. По знаку учителя учащиеся выходят к доске, демонстрируя героев и музыкальные инструменты. Учитель поёт:
На базаре гуси
Раздобыли гусли.
Гусли непростые –
Струны золотые,
Лаковая спинка,
По бокам картинки.
Сели рядом гуси,
Заиграли гусли,
И со скотного двора
Набежала детвора:
И бычки, и поросята,
И утята, и цыплята,
И коза с козленочком,
И овца с ягненочком.
Веселиться всем хотелось
И на месте не сиделось.
Шумно было на поляне:
Кто с жалейкой, кто с баяном.
Прибежала кошка,
Принесла гармошку,
А за нею – утка
С деревянной дудкой.
А баран-то! А баран
Взял огромный барабан,
И рогами – тух-тух!
И ногами – бух-бух!
Ох, и было весело –
Песенка за песенкой,
Кто успел, кто не успел –
Всё равно играл и пел!
(Дети поочерёдно возвращаются и садятся в соответствии с текстом песни на свои места)
Но устали гуси,
Замолчали гусли.
Убежали гуси,
Унеслись и гусли.
И со скотного двора
Побежала детвора:
И бычки, и поросята,
И утята, и цыплята,
И коза с козленочком,
И овца с ягненочком.
Тихо стало на поляне:
Нет жалейки, нет баяна.
Убежала кошка,
Унесла гармошку,
А за нею – утка
С деревянной дудкой.
Убежал –то и баран…
Замолчал и барабан.
Все счастливою гурьбой
Спать пошли к себе домой!
Разучивание фрагментов песни. Исполнение.
IV. Итог урока:
Учащиеся отмечают «Проверь себя!»
-Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.
О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)
-С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.)
Домашнее задание: прочитать «Былину о Добрыне Никитиче»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике " Старинные меры длины"
Конспект урока...
Конспект урока 3 класс на тему "Настрою гусли на старинный лад".
Познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре....
План-конспект урока музыки «Настрою гусли на старинный лад…» 3 класс
Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад…»Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийЦель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных ск...
Конспект урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце» (3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.Планируемые результаты:Предметные:знать символическое значение полотенца;уметь самостоятельно выпол...
Урок в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад"
Презентация к уроку в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад" по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной....
Конспект урока окружающего мира «Старинные весенние праздники» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоста...