Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» (Школа России)
рабочая программа по музыке
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г., в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12 № 1060), Примерной основной образовательной программы, 2013г., Примерной программы начального общего образования по музыке, МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_muzyke_1-4.doc | 161 КБ |
КТП 1 класс | 21.4 КБ |
КТП 2 класс | 22.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №15 н.п. Нивский»
«Утверждаю» Приказ № от Директор школы ______В.Л.Кузнецова | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____З.М. Боклаг | «Рассмотрено» Протокол заседания МО № Руководитель МО _____М.В.Чернова |
Рабочая программа
по музыке
1-4 классов
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Учитель: Березина Ирина Евгеньевна
н.п. Нивский
2019г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г., в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12 № 1060), Примерной основной образовательной программы, 2013г., Примерной программы начального общего образования по музыке, МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский»
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые представляются младшему школьнику.
2. Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижения культурного разнообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Основные виды учебной деятельности учащихся: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение;
- пластическое интонирование и музыкальноритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных
пьес программного характера;
- освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
3.Место предмета «Музыка» в учебном плане
Согласно Базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недели), по 34 во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры народному и профессиональной музыкальной творчеству направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом соответствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно- нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально- эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие, формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно- творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
—уважения истории и культуры каждого народа.
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- упорядочивать информацию по заданному основанию;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- находить аргументы, подтверждающие вывод.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
- выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
- владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов.
Выпускник получит возможность научиться
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
- подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэшкарты);
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоционально активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебнотворческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
- воспринимать музыку различных жанров; размышлять
о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкальнотворческой деятельности;
- ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественнообразное содержание и интонационномелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность; музицировать.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
- соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация
и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
6. Содержание учебного предмета
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационнообразная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,
динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественнообразного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; соль
ная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество раз
ных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся (135 часов)
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Музыка в жизни человека (35ч) | ||
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. (5 ч). | Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Первая песня человека. Человек играющий. Возникновение музыки как потребности человека выразить свое отношение к миру, людям. | Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять песни, играть на детских и электронных музыкальных инструментах. Импровизировать в пении, игре, пластике. Осуществлять первые опыты сочинения. |
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл (10ч) | Основные образно-эмоциональные сферы музыки. Общие представления о многообразии музыкальных жанров и стилей. Модификация жанров в современной музыке. Песня, танец, марш и их разновидности. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Песенность, танцевальность, маршевость и их значение в музыке. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Инсценировать песни, танцы, фрагменты из опер, мюзиклов. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки. Осуществлять собственный музыкально- исполнительский замысел в пении и импровизациях. |
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. (15ч) | Коллективная музыкально- творческая деятельность народа. Народное музыкально- поэтическое творчество (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Музыкальный фольклор России. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Художественно- образное содержание музыкального народного творчества, духовной музыки, их интонационно- мелодические особенности. Народная и профессиональная музыка о Родине и родном крае. Общие истоки профессиональной и народной музыки. Характерные черты народной и композиторской музыки. | Разучивать и исполнять (образцы музыкально- поэтического творчества (прибаутки, загадки, хороводы, игры). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях. Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России. Сравнивать различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др. Отражать интонационно- мелодические особенности отечественного музыкального фольклора в исполнении. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др. Воплощать художественно-образное содержание народной и профессиональной музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. |
Основные закономерности музыкального искусства (66ч) | ||
Интонационно- образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). (20ч). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор- исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. (20ч) Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений. Формы одночастные, двух – и трехчастные, вариации, рондо и др. (20ч) | Общее представление об интонации в музыке: выражение чувств и мыслей человека, изображение окружающего мира, действий человека. Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Музыкальные и речевые интонации, их сходство и различие. Мелодия - интонационно- осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.) Представления о музыкальной речи: способ общения между людьми, сочинения композиторов. Эмоциональное воздействие музыкальной речи на слушателей. Богатство и выразительность музыкальной речи. Целостное представление о возникновении и существовании музыки (деятельность композитора-исполнителя - слушателя). Система графических знаков для записи музыки: краткая история возникновения. Элементарная нотная грамота. Общее представление о развитии музыки на основе сопоставления и столкновения человеческих чувств и действий, музыкальных тем, интонаций, художественных образов. Повтор и контраст как основные приемы музыкального развития. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные формы построения музыки: одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др. фрагменты из произведений музыкально- театральных жанров (опера, мюзикл и др.) | Исследовать интонационно- образную природу музыкального искусства. Распознать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально- творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение). Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально- пластическое движение) различные музыкальные образы. Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации). Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально- театральных жанров (опера, мюзикл и др.) Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл. Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. Импровизировать: передавать опыт музыкально- творческой деятельности в сочинении, исполнении, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций (вопрос- ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.). Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном сочинении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении). Соотносить художественно- образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Наблюдать: распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.). Исследовать: определять форму построения музыкального произведения. Импровизировать: создавать музыкальные композиции (пение, музыкально- пластическое движение, игра на элементарных инструментах на основе полученных знаний). Анализировать жанрово- стилистические особенности музыкальных произведений. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Инсценировать произведения разных жанров и форм. |
Музыкальная картина мира (34ч) | ||
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО). (10ч) Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, мужские, женские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. (10ч) Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально- поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык. (10ч) | Современная музыкальная жизнь страны. Музыкальная символика- гимн России. Гимн города, школы. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца, известные в России и за рубежом. Детские музыкально- творческие коллективы родного края. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов (зарубежные, российские, региональные, городские и др.) Музыка для детей: радио-телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО). Современная музыка и классические произведения в современной обработке. Музыка: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Детские, женские (сопрано, меццо- сопрано, альт) и мужские (тенор, баритон, бас) певческие голоса. Разновидности хоровых коллективов: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты (орган, арфа, фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, аккордеон, баян, флейта, труба и др.) Современные электронные музыкальные инструменты (клавишный синтезатор и др.). Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальный язык, понятный без перевода. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально- поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык. Общие представления о коллективной музыкально- творческой деятельности народов мира, интонационно-мелодических особенностях музыкального язык разных народов. Сочинения профессиональных композиторов - выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики. | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного). Осуществлять коллективную музыкально- поэтическую деятельность (на основе музыкально- исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. Моделировать (сочинять) варианты интерпретации музыкальных произведений. Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. Участвовать в хоровом исполнении гимна России. Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. Определять разновидность хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных. Узнавать и определять различные составы оркестров: (симфонический, духовой, народных инструментов). Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Создавать: сочинять музыкальные композиции, в том числе электронные, в различных видах исполнительской деятельности. Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира. Соотносить интонационно- мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира. Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально- поэтического творчества народов мира. Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний. Воплощать художественно- образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. |
Таблица тематического распределения количества часов
по содержательным линиям
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
1. | Музыка в жизни человека. | 30 | 35 | 13 | 12 | 6 | 4 |
2. | Основные закономерности музыкального искусства. | 60 | 66 | 5 | 16 | 22 | 23 |
3. | Музыкальная картина мира. | 30 | 34 | 15 | 6 | 6 | 7 |
4. | Резерв. | 15 | |||||
ИТОГО: | 135 | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник. 1 класс. 2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник. 2 класс. 3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник. 3 класс. 4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник.4 класс. Рабочие тетради 1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочая тетрадь. 1 класс. 2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочая тетрадь. 2 класс. 3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочая тетрадь. 3 класс. 4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочая тетрадь. 4класс. | |
Печатные пособия | |
| |
Компьютерные и иформационно-коммуникативные средства | |
1. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс». | |
Технические средства обучения | |
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. | Размер не менее 150 х 150 см. С диагональю не менее 72 см. |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по искусству (музыка)1 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Стр. |
I. | Музыка вокруг нас | 16 | 1.Как услышать музыку Набор звуков – аплодисменты, балалайка, пение птиц, шум. Прогулка в лес. | Работа с понятиями Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. | |
2.И муза вечная со мной Муза – покровительница искусств. П.Чайковский. Па-де-де из балета«Щелкунчик». Булат Окуджава Музыкант. Игры. | 8-9 | ||||
3.Хоровод муз Русск. хоровод. Березка. П.Чайковский. Па-де-де из балета«Щелкунчик». Пение - Во поле береза стояла. Прогулка в лес. | 10-11 | ||||
4.Повсюду музыка слышна Веснянка, Наигрыш «Ах ты, береза». Экскурсия в природу. | 12-13 | ||||
5.Душа музыки мелодия П.Чайковский. «Детский альбом».Марш деревянных солдатиков.Сладкая греза. Полька. Вальс Пение – Г.Струве «Веселая песенка». Прогулка. | 14-15 | ||||
6.Музыка осени. «Дождя не боимся», «Дождик», П.Чайковский «Октябрь». Экскурсия в лес. | 16-17 | ||||
7.Сочини мелодию«Дождя не боимся». Прогулка. | 18-19 | ||||
8.Азбука, азбука каждому нужна Азбука, «Школьный корабль» Струве. Прогулка. | 20-21 | ||||
9.Музыкальная азбука. «До-ре-ми-фа-соль» А.Островского «Школьный корабль» Струве. Экскурсия в природу. | 22-23 | ||||
10.Музыкальные инструменты: свирель, гусли, жалейка, пастуший рожок, дудочка. Жарко пахать РН наигрыш, жалейка. Голосок мой певучий (жалейка)Наигрыши в исполнении на гуслях | 24-25 | ||||
11.Народный сказ о певце-гусляре Садко. Былинные наигрыши.Н.Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки».Н.Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы. | 26-27 | ||||
12.Музыкальные инструменты: пастуший рожок, варган, гусли, арфа. Наигрыши.Л.-К.Дакен. Кукушка. В. Кикта. Фрески Софии Киевской. И.-С.Бах. Шутка из оркестровой сюиты №2К. Глюк. Танец из оперы «Орфей и Эвридика». | 28-29 | ||||
13.Звучащие картины И.-С.Бах. Шутка из оркестровой сюиты №2К. Глюк. Былинные наигрыши | 30-31 | ||||
14.Разыграй песню.А. Коваленков, Л. Книппер. Почему медведь зимой спит. | 32-33 | ||||
15.Пришло Рождество, начинается торжество. Международный рождественский гимн. Тихая ночь. Бортнянский. Пришло Рождество Рождество Христово Колядка | 34-37 | ||||
16.Добрый праздник среди зимы Дед Мороз, Новогодняя хороводная. | 38-39 | ||||
II. | Музыка и ты | 17 | 17.Край, в котором ты живёшь. Слова, краски, звуки изображают картины родной природы. Россия - Родина моя, Россия. Песня о Родине, Родине. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. | 42-43 |
18.Образ Родины в музыке. Слова, краски, звуки изображают картины родной природы. Россия - Родина моя, Россия. Песня о Родине, Родине. | |||||
19.Поэт, художник, композиторСвиридов Романс из драмы «Метель», пастораль Доброе утро. | 44-45 | ||||
20.Музыка утра. Кабалевский Кантата Песня утра Весны и Мира Доброе утро Э.Григ - УТРО из первой сюиты 'PerGjunt. | 46-47 | ||||
21.Музыка вечераКолыбельная медведицы, Колыбельная, А Гаврилин «Перезвоны» | 48-49 | ||||
22.Музыкальные портреты Баба Яга, (Ариэль, Чайковский). | 50-51 | ||||
23.Разыграй сказкуУ каждого свой музыкальный инструмент | 52-53 | ||||
24. Музы не молчали Бородин симфония 3 Богатырская AllegroОкуджава Песня о маленьком трубачеСолдатушки, бравы ребятушки Учил Суворов А. Новиков, М. Левашов | 56-57 | ||||
25.Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано БАХ И ГУНО -AVE MARIAБах «Страсти по Матвею» ария «сжалься»Детские: "Праздник бабушек и мам" Берлин А. Карганова Е. | 54-55 | ||||
26.Мамин праздник. Колыбельная медведицы из мультфильма Умка | 60-61 | ||||
27.Музыкальные инструменты: Лютня, тамбурин, клавесин, гармонь. РАМО - Тамбурин (клавесин), У каждого свой музыкальный инструмент, Что Стоишь, Качаясь, Тонкая Рябина. | 62-63 | ||||
28.Музыка в цирке Савичева «Артистка цирка», Мойкина Е.В цирке «Веселый пони», «Тюлень, мечтающий об океане», «Милый клоун», «Уставший верблюд», «Иллюзионмст»ДУНАЕВСКИЙ – Галоп, Клоуны, Песенка о цирке, Пони, Розовый слон. | 68-69 | ||||
29.Дом, который звучит. | 70-71 | ||||
30.Опера – сказкаН.Римский-Корсаков «Садко». Хороводная песня Садко. Заиграйте мои гусельки. | 72-73 | ||||
31. Ничего на свете лучше нету. Г.Гладков. Бременские музыканты. | 74-75 | ||||
32.Афиша.Программа. | 76-77 | ||||
33.Обобщение по теме «Музыка и ты». | 78-79 |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по музыке
2 класс (34 часа)
№ п/п | Раздел | Кол-во час | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Стр. |
I. | «Россия – Родина моя» | 3 ч. | 1.Музыкальные образы родного края. Мелодия – душа музыки. М.Мусоргский. Рассвет на Москве- реке. А. Александров. Н. Соловьёва, Г.Струве. Моя Россия. | Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении определять песенное начало произведений. Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки. Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение | 8-9 |
2.Композитор – исполнитель – слушатель. М.Глинка. Патриотическая песня. К. Ибряев, Ю. Чичков. Здравствуй, Родина моя! | Понять, что тему Родины композиторы раскрывают по-разному. Создание в классе атмосферы «концертного зала». Побудить к выразительному исполнению | 10-11 | |||
3. Гимн России. Песни о моей Родине (мелодия, аккомпанемент; запев, припев). Гимн России. Н. Соловьёва, Г.Струве. Моя Россия. | Понять значение гимна для страны. Воспитание чувства патриотизма. Накопление слушательского опыта. | 12-13 | |||
II. | «День, полный событий» | 6 ч. | 4. Музыкальная азбука. Ноты. Скрипичный ключ. Нотный стан. Клавиатура. Р. Роджерс. «Звуки музыки» (фрагмент). | Знакомство с понятиями: ноты, скрипичный ключ, нотный стан, клавиатура. Накопление слушательского опыта. | 14-15 |
5.Музыкальные инструменты: фортепиано. Звучащие картины. Детские пьесы для фортепиано: танцевальность. П.Чайковский. «Детский альбом». Камаринская. Вальс. Полька. С.Прокофьев. «Детская музыка». Вальс. Тарантелла. | Знакомство с детской музыкой Чайковского, Мусоргского и Прокофьева. Сопоставление контрастных пьес и произведений с одинаковыми названиями. | 18-19 | |||
6. Детские пьесы для фортепиано: Песенность и маршевость. С.Прокофьев. «Детская музыка». Марш. Шествие кузнечиков. Ходит месяц над лугами. П.Чайковский. «Детский альбом». Марш деревянных солдатиков. Похороны куклы. | 20-21 | ||||
7.Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. С.Прокофьев. «Детская музыка». Утро. Вечер. Прогулка. М.Мусоргский. Из сюиты «Картинки с выставки». Прогулка. | 22-27 | ||||
8.Сказочные образы в музыке. Язык музыки: мелодия, ритм, темп, динамика, регистры. П.Чайковский. «Детский альбом». Нянина сказка. Баба Яга. С.Прокофьев. «Детская музыка». Сказочка. | 30-31 | ||||
9. Колыбельные песни. П.Чайковский. «Детский альбом». Мама. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка. Ю. Яковлев | 32-35 | ||||
III. | «О России петь – что стремиться в храм» | 5 ч. | 10.Колокольные звоны России. М.Мусоргский. Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». Праздничный трезвон. Красный лаврский трезвон. | Работа с понятиями Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. | 38-41 |
11.Святые земли Русской: образ Александра Невского в музыке. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Песнь об Александре Невском. Вставайте, люди русские. | 42-43 | ||||
12. Святые земли Русской: образ Сергия Радонежского в музыке в музыке. Напев Оптиной пустыни. О, Преславного чудесе. | |||||
13. Праздники Православной церкви: Рождество Христово. Рождественские народные песнопения. | Вспомнить историю праздника. Разучить славянские песнопения, посвященные празднику. Развивать исполнительские качества. | 44-45 | |||
14. Музыкальный инструмент – орган. Ария, хорал. И.-С. Бах. Хорал. Ария. | Познакомиться с инструментом и его историей. Изучить понятия: ария; хорал. Слушание органной музыки. | 46-47 | |||
IV. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 6 ч. | 15. Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр народных инструментов. Русская нар. песня. Калинка. Вариации на тему р.н.п. Светит месяц. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного творчества. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Формирование знаний о значении музыки в жизни человека | |
16. Жанры русских народных песен. Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш. Играем в композитора. П.Чайковский. «Детский альбом». Камаринская. | 48-51 | ||||
17. Жанры русских народных песен. Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш. Играем в композитора. П.Чайковский. «Детский альбом». Камаринская. | 54-55 | ||||
18.Жанры русских народных песен. Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш. Играем в композитора. П.Чайковский. «Детский альбом». Камаринская. | 56-59 | ||||
19.Праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песни, танцы на народном празднике. Русская народная песня-игра. Бояре, а мы к вам пришли. | Формирование знаний о значении музыки в жизни человека Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного творчества. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). | 60-65 | |||
20.Праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Игры на народном празднике. | 66-69 | ||||
V. | «В музыкальном театре» | 14 ч. | 21.Характерные черты музыкального спектакля. В. Луговой, Г. Гладков. Песня-спор. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. | 72-73 |
22.Детский музыкальный театр. М. Коваль. Детская опера «Волк и семеро козлят». | 74-75 | ||||
23.Балет. Песенность, танцевальность, маршевость в балете. П.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик». С.Прокофьев. Вальс. Полночь. Из б. «Золушка». | 76-79 | ||||
24.Опера. Увертюра к опере. М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. | |||||
25.Опера. Песенность, танцевальность, маршевость в опере.М.Глинка. Марш Черномора. Первая песня Баяна. Сцена из первого действия. Из оп. «Руслан и Людмила» | |||||
26.Сказочные сюжеты в операх и балетах. Музыкальные образы симфонической сказки, темы-характеристики героев, тембры – голоса инструментов симфонического оркестра. С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». | 82-91 | ||||
27.Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. М.Мусоргский. «Картинки с выставки». Богатырские ворота. Прогулка. Избушка на курьих ножках (Б.Я.) С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». | 92-95 | ||||
28.Жанры: симфония, симфоническая сказка, фортепианная сюита. В.-А. Моцарт. Увертюра к оп. «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт. Симфония № 40. 1 ч | 96-100 | ||||
29.Композитор – исполнитель – слушатель. И.С. Бах. Токката. Менуэт из орк. сюиты №1. Ария из оркестровой сюиты №3. | 108-111 | ||||
30.Выразительность и изобразительность в вокальной и инструментальной музыке разных композиторов. Г.Свиридов. Тройка. Весна и осень. Из муз. Иллюстр. «Метель». М.Глинка. Жаворонок. Попутная песня. П.Чайковский. «Детский альбом». Песня жаворонка. | 112-115 | ||||
31. «Цветик-семицветик». Интонация как главное свойство музыки. Лад как одно из средств выразительности (мажор и минор). В.-А.Моцарт, Б.Флисс. Колыбельная. | 118-122 | ||||
32.Инструментальный концерт. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром. | 124-125 | ||||
33.Музыкальная речь и музыкальный язык. | |||||
34.Обобщение знаний по теме «В музыкальном театре». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение"в 3 классе по программе "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению разработана из расчёта 4 часов в неделю. 3ч.+1ч. вн.чт....
Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир"."Школа России.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).на...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» (Школа России)
Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. № 373, в ред. при...
Рабочая программа по учебному курсу "Музыка" ПНШ
Рабочая программа по музыке 3 класс...
Рабочая программа по учебному курсу "Музыка" 4 класс ПНШ.
Рабочая программа по музыке ПНШ, 4 класс...
Рабочая программа по учебному курсу "Музыка" 2 класс
Рабочая программа по учебному курсу "Музыка" составлена для обучающихся 2 класса по УМК "Школа России"...