Рабочая программа по учебному курсу "Музыка" 4 класс ПНШ.
рабочая программа по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
Музыка - 4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |
Музыка моего народа (9 ч.) | |||||
1 | Россия - Родина моя. | 1 | |||
2 | Народная музыка как энциклопедия русской жизни. | 1 | |||
3 | Преданья старины глубокой… | 1 | |||
4 | Преданья старины глубокой… | 1 | |||
5 | Музыка в народном духе. | 1 | |||
6 | Сказочные образы в музыке моего народа. | 1 | |||
7 | Сказочные образы в музыке моего народа. | 1 | |||
8 | Сказочные образы в музыке моего народа. | 1 | |||
9 | Обобщение темы «Музыка моего народа». | 1 | |||
Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» (7 ч.) | |||||
10 | «От Москвы – до самых до окраин». | 1 | |||
11 | Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. | 1 | |||
12 | Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. | 1 | |||
13 | Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. | 1 | |||
14 | Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. | 1 | |||
15 | Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. | 1 | |||
16 | Обобщение темы «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ». | 1 | |||
«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (10 ч.) | |||||
17 | Выразительность и изобразительность музыки народов мира. | 1 | |||
18 | Выразительность и изобразительность музыки народов мира. | 1 | |||
19 | Выразительность и изобразительность музыки народов мира. | 1 | |||
20 | Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | 1 | |||
21 | Как музыка помогает дружить народам? | 1 | |||
22 | Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | 1 | |||
23 | Как прекрасен этот мир! | 1 | |||
24 | Как прекрасен этот мир! | 1 | |||
25 | Как прекрасен этот мир! | 1 | |||
26 | Обобщение темы «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». | 1 | |||
«Композитор – исполнитель – слушатель» (8 ч.) | |||||
27 | Композитор – творец красоты. | 1 | |||
28 | Галерея портретов исполнителей. | 1 | |||
29 | Галерея портретов исполнителей. | 1 | |||
30 | Галерея портретов исполнителей. | 1 | |||
31 | Галерея портретов исполнителей. | 1 | |||
32 | Вслушивайся и услышишь! | 1 | |||
33 | Вслушивайся и услышишь! | 1 | |||
34 | Заключительный урок – концерт. | 1 |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
4 КЛАСС
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Музыка», выносимым на промежуточную аттестацию
Модуль «Музыкальная грамота»
Предметные результаты изучения модуля «Музыкальная грамота» должны отражать сформированность умений:
- классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
- находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
- классифицировать основные элементы музыкальной речи;
- определять на слух и называть бытовые жанры музыки: песня, танец, марш;
- исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
- исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Народное музыкальное искусство»
- Предметные результаты изучения модуля «Народное музыкальное искусство» должны отражать сформированность умений:
- группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
- определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
- определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
- создавать ритмический аккомпанемент на ударных народных инструментах при исполнении народной песни;
- исполнять простые выученные попевки и песни;
- исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения.
Модуль «Хоровая музыка»
- Предметные результаты изучения модуля «Хоровая музыка» должны отражать сформированность умений:
- определять типы певческих голосов: детские, женские, мужские;
- определять типы хоровых коллективов по манере исполнения: народный, академический;
- узнавать освоенные музыкальные произведения и называть имена композиторов, целое музыкальное произведение или его фрагмент;
- определять принципы музыкального развития: повтор, контраст, варьирование;
- исполнять Государственный гимн Российской Федерации.
Модуль «Виды оркестров»
- Предметные результаты изучения модуля «Виды оркестров» должны отражать сформированность умений:
- группировать музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
- определять на слух и называть различные виды оркестров;
- определять на слух и называть музыкальные инструменты различных видов оркестров;
- различать жанровые разновидности инструментальной музыки;
- исполнять в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры.
Модуль «Синтетические виды искусства (музыкальный театр, цирк, кино и мультфильмы)»
- Предметные результаты изучения модуля «Синтетические виды искусства (музыкальный театр, цирк, кино и мультфильмы)» должны отражать сформированность умений:
- определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
- узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения и их композиторов;
- отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижер, сценарист, режиссер, актер, художник.
Содержание учебного предмета.
Структура программы сформирована на основе примерной программы по музыке, содержание которой раскрывается в рамках трех основных линий: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Данные содержательные линии экстраполированы на тематическое содержание настоящей программы и получили следующее преломление: «Мир музыки в мире детства», «Музыка как вид искусства», «Музыка – искусство интонируемого смысла», «Музыка мира». Каждая тема соответствует определенному классу и раскрывается через темы учебных четвертей.
4 класс (34 ч)
«Музыка мира»
Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.
Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.
Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.
Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.
Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».
Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.
Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.
4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.
В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шо-пена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.
Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских– 22.
«Музыка моего народа»
Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.
Смысловое содержание тем:
Идея: осознание отличительных особенностей русской музыки.
Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов
Характеристика деятельности обучающихся:
-Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа.
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.
-Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.
-Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.
-Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
Темы: «От Москвы – до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.
Смысловое содержание тем:
Идея: всеобщность закономерностей музыки.
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.
Характеристика деятельности обучающихся:
-Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов.
-Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.
-Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.
-Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).
-Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.
«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
Смысловое содержание тем:
Идея: осознание интернациональности музыкального языка.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.
- Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран.
- Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
- Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.
- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
«Композитор – исполнитель – слушатель»
Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!
Смысловое содержание тем:
Идея: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов.
Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.
- Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.
- Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).
- Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
- Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).
- Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.
- Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год
программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...