Программа внеурочной деятельности ФГОС "Волшебный мир искусства"
рабочая программа по музыке (1, 2 класс)

Смирнова Людмила Евгеньевна

Программа внеурочной деятельности с применением методов арттерапии,музыкотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_volshebnyy_mir_iskusstva2011.doc166.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ №2

_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        20__г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ №2

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

Муниципальное  образовательное  учреждение

Средняя  образовательная  школа  №2

городского  округа  Кохма

Программа  внеурочной  деятельности учащихся

художественно - эстетического  направления  по ФГОС

«Волшебный  мир  искусства»

Возраст  учащихся:  6-7  лет

Сроки  реализации  программы:  2011-2012  учебный  год

Автор:   Смирнова  Людмила Евгеньевна,

                                          учитель  музыки.

г. Кохма,  Ивановской  области,

2011 год.

1.Пояснительная  записка.

        Программа  ориентирована  на   направление, называемое арт-педагогикой, носит междисциплинарный, практикоориентированный характер и в полной мере отражает тенденцию к интеграции знаний, характерную для современного гуманитарного познания.        «Арт-педагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство» и обозначает визуальные виды искусства – живопись, скульптуру, графику и пр., в то  же  время  в большинстве других стран оно включает также музыку, драму, танец, литературу. Понятия  арт-терапевтический процесс, арт-методы, арт-технологии, арт-педагогический подход и т. п.,  встречаются  в  музыкотерапии, как  одном  из  направлений  арттерапии,  которая   может быть адаптирована к педагогической практике и применяться учителем без участия психотерапевта или психолога. С  2003 года   Минздравом  России  музыкотерапия признана  официальным  методом  лечения, в  настоящее  время  она  является целым  психокоррекционным  направлением  (в медицине, психологии  и  педагогике), имеющим  в  своей  основе психотерапевтический  аспект  воздействия (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии), катарсистическое  (очищающее) воздействие  музыки  позволяет  использовать  ее в таком качестве в коррекционной работе, особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии.         Психотерапевтический  аспект подразделяется на  3 вида:

  1. Рецептивная (пассивная)  МТ  (музыкотерапия);
  2. Активная  МТ;
  3. Интегративная  МТ.

1) Пассивная  МТ   представлена  в форме музыкально-образной медитации, основанной на благотворном воздействии на психоэмоциональное состояние  слуховых образов, имеющих различную эмоциональную окраску. В этом случае слушатель переносит свои чувства и мысли на образ героя, воплощенного композитором, за которым можно видеть конкретного человека. При этом  возникает невербальное диалогическое общение.   Применяемые  оздоровительные  медитации  очищают  сознание  от  неосознанных  и  невыраженных  в  своё  время  эмоций,  способны  программировать  его  в  нужном  направлении,  с тем,  чтобы  избавить  от  негативных  переживаний.  

2)Активная музыкотерапия  предполагает  активное  включение  (ребенка) в музыкотерапевтический  процесс  посредством   пения  (вокалотерапия);   движения  (кинезитерапия — танцетерапия, хореотерапия);  игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия). Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выражаться в форме кинезитерапии. Учеными доказано, что различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость. Танцетерапия,  коррекционная ритмика, пальчиковая  гимнастика, психогимнастика-  эти виды музыкально-двигательной терапии, основанные на единстве музыки и движения, на активной двигательной деятельности  под музыку .  Разновидностью активной  МТ можно  считать  музыкальную  психодраму (основоположник Дж. Морено).

3)Интегративная музыкотерапия (ИТМ)- это вид музыкотерапии, сочетающий в своей методологии подходы рецептивной и активной МТ. Коррекция психоэмоциональных нарушений осуществляется при ИТМ на основе синтеза музыкального и зрительного восприятия:  музыкоцветотерапия (восприятие музыки в сочетании с цветом),  музыкоизотерапия (восприятие произведений изобразительного искусства, картин природы, а также «изображение» музыки в рисунке).

       Музыкальное  искусство  способно  выступать  не  только  как  фактор  развития  и  формирования  личности,  но  и  как  эффективное  средство  профилактики  нарушений  и  сохранения  здоровья  учащихся,  защиты  детской  психики  от  агрессивных  воздействий  среды.  Здоровьесберегающие технологии в образовании и внеклассной  деятельности помогают  достигнуть  главной  цели  общего  образования-  формирование  разносторонне  развитой, социально- адаптированной    творческой  личности,  способной  реализовать творческий  потенциал  в  динамичных  социально- экономических  условиях,  как  в  собственных  жизненных  интересах,  так  и  в  интересах  общества.   Эстетическому, музыкальному   воспитанию  принадлежит  исключительно  важная  роль в  образовательном  процессе, поскольку  оно  закладывает  основы  мироощущения, мирочувствования  и  миросозерцания  за  счёт  положительных  эстетических  эмоций. Одна  из  основных  задач  программы- развитие  сенсорной  культуры  личности.

       Идея  эта  актуальна  и своевременна, так  как  искусство  обладает объективной способностью  всесторонне влиять на человека с его сложно организованной телесно-душевно-духовной природой. В  результате  занятий под  руководством  педагога-специалиста,  происходит  стимулирование  самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса, а также создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания.

Цели  программы:

-через активную  музыкально-творческую деятельность, использование  арттерапевтических  методов, формировать у  учащихся устойчивый  интерес  к  искусству  музыки, живописи, хореографии, способствовать  развитию  коммуникативных навыков младших школьников,  освоению приёмов  саморегуляции, творческому  самовыражению.

Задачи :

-развивать  сенсорную  культуру  личности;

-совершенствовать  вокально-исполнительские  навыки,

- практически  осваивать  элементы методик  релаксации,  аутогенной  тренировки, дыхательных , фонопедических,  логоритмических  упражнений;

- создавать  условия  для  творческой  коммуникации, самовыражения  младших  школьников;

-воспитывать позитивное  отношение к  основным  жизненным  ценностям.

Объём  часов, отпущенных  на занятия:   33 часа.

Занятия   индивидуально- групповые, парные, продолжительностью  45  минут, состоящие  из  3-ёх  разделов:

  1. релаксации, просмотр видеофрагментов с фрактальным  звуком, оздоровительные  медитации, антистрессовое  дыхание  ( по 10 минут);
  2. кинезитерапия, пальчиковая  гимнастика, психогимнастика,  знакомство с арттерапевтическими  техниками, музыкальная  психодрама, дыхательная  гимнастика  Стрельниковой  и фонопедические  упражнения  Емельянова  ( 20  минут);
  3. вокалотерапия  ( 15  минут  или  25  минут  за  счёт  сокращения  2  раздела  после  занятий  дыхательными  и фонопедическими  упражнениями).

А  также  концертные  выступления  на школьных, классных  мероприятиях.

Сроки  реализации:   2011-2012  учебный  год.

  1. Тематическое  планирование.

Название разделов

Общее количест-во часов

Часы  аудиторных  занятий

Часы  внеау-дитор-ных заня-тий

1

1 часть-релаксационный  блок.

5.5 часов

5.5 часов

1.1

Обучение  техникам релаксации.

1 час

1 час

1.2

Гармонизация организма с помощью  фрактального  звука.

1,5 часа

1,5 часа

1.3

Оздоровительные медитации В.И. Петрушина.

1.5 часа

1.5 часа

1.4

Антистрессовое  дыхания  по  В.И. Петрушину.

1.5 часа

1.5 часа

2

2 часть-активная МТ

16.5 часов

16.5 часов

2.1

Кинезитерапия.

4 часа

4 часа

2.2

Знакомство с арттерапевтическими техниками.

4 часа

4 часа

2.3

Музыкальная  психодрама по  методике Дж.Морено.

3,5  часа

3,5  часа

2.4

Психогимнастика

3 часа

3 часа

2.5

Дыхательная  гимнастика  А.М. Стрельниковой.

1  час

1  час

2.6

Фонопедические  упражнения В.В. Емельянова.

1  час

1  час

3

3 часть- активная  МТ

11 часов

11 часов

3.1

Вокалотерапия.

10 часов

10 часов

1 час

33 часа

 

  1. Содержание  деятельности.

1 раздел

2 раздел

3 раздел

сентябрь

1

Релаксация

Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Распевание, вок. упражнения.

«Всё  новое  у нас».

2

Гармонизация организма с помощью  фрактального  звука.

Кинезитерапия. Танец  с шарфиком.

Распевание, вок. упражнения.

«Всё  новое  у нас».

3

Оздоровительные медитации В.И. Петрушина.

Музыкальная  психодрама. «Игра  в оркестре».

Распевание, вок. упражнения.

«Ты откуда, музыка».

4

Антистрессовое  дыхания  по  В.И. Петрушину

Знакомство с арттерапевтическими техниками.

«Фрактальный

 рисунок».

Распевание, вок. упражнения.

«Ты откуда, музыка».

октябрь

5

Релаксация

Фонопедическая  гимнастика  Емельянова.

Распевание, вок. упражнения.

«Вот  мы  взяли  краски  в руки».

6

Гармонизация организма с помощью  фрактального  звука.

Кинезитерапия. Пальчиковая  гимнастика.

Распевание, вок. упражнения.

«Вот  мы  взяли  краски  в руки».

7

Оздоровительные медитации В.И. Петрушина.

Музыкальная  психодрама.

«Звучащие  картины».  

Распевание, вок. упражнения.

«Я  хочу танцевать».

8

Антистрессовое  дыхания  по  В.И. Петрушину

Знакомство с арттерапевтическими техниками. «Чернильные пятна и бабочки». «Каракули».

Распевание, вок. упражнения.

«Я  хочу танцевать».

ноябрь

9

Гармонизация организма с помощью  фрактального  звука.

Кинезитерапия.

Распевание, вок. упражнения.

«Радость моя»

10

Оздоровительные медитации В.И. Петрушина.

Знакомство с арттерапевтическими техниками. «Эксперименты с цветом», «Рисую левой рукой». «Рисунок  состояния».

Распевание, вок. упражнения.

«Радость моя».

11

Антистрессовое  дыхания  по  В.И. Петрушину

Музыкальная  психодрама.

«Волшебная лодка»-муз.-образная медитация.

Распевание, вок. упражнения.

«Радость моя».

декабрь

12

Релаксация

Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Распевание, вок. упражнения.

«Настоящий друг».

13

Гармонизация организма с помощью  фрактального  звука.

Психогимнастика. Этюды, способствующие успокоению и организации, на преодоление двигательного  автоматизма.

Распевание, вок. упражнения.

«Настоящий друг».

14

Оздоровительные медитации В.И. Петрушина.

Знакомство с арттерапевтическими техниками. «Нарисуй картину  про свою  семью», «Я в семье».

Распевание, вок. упражнения.

«Дед Мороз», «Что за дерево такое», «Радость моя».

15

Антистрессовое  дыхания  по  В.И. Петрушину

Музыкальная  психодрама. «Мой музыкальный портрет»,

«Музыкальный  портрет моей семьи».

Распевание, вок. упражнения.

«Дед Мороз»,

 «Что за дерево такое», «Радость моя».

январь

16

Гармонизация организма с помощью  фрактального  звука.

Кинезитерапия. Танец с шарфиками.

Распевание, вок. упражнения.

 «Рождество»

17

Оздоровительные медитации В.И. Петрушина.

Музыкальная  психодрама.

«Зеркало».

Распевание, вок. упражнения.

«Колобок».

18

Антистрессовое  дыхания  по  В.И. Петрушину

Знакомство с арттерапевтическими техниками. «Нарисуй волшебное дерево», «Нарисуй  себя  как дерево».

Распевание, вок. упражнения.

«Колобок».

февраль

19

Релаксация

Фонопедическая  гимнастика  Емельянова.

Распевание, вок. упражнения.

«Котята».

20

Гармонизация организма с помощью  фрактального  звука.

Кинезитерапия.   Морское  царство:«Игра с волной», «Русалки  и крабы».

Распевание, вок. упражнения.

«Котята».

21

Оздоровительные медитации В.И. Петрушина.

Знакомство с арттерапевтическими техниками. «Добро и зло»

Распевание, вок. упражнения.

«Доброта».

22

Антистрессовое  дыхания  по  В.И. Петрушину

Психогимнастика. Этюды  на преодоление  отрицательных  черт  характера;

этюды  на  выражение  положительных  черт  характера.

Распевание, вок. упражнения.

«Доброта».

март

23

Релаксация

Кинезитерапия.   Танцетерапия(этюды с шарфиками).

Распевание, вок. упражнения.

«С нами друг».

24

Гармонизация организма с помощью  фрактального  звука.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Распевание, вок. упражнения.

«С нами друг».

25

Оздоровительные медитации В.И. Петрушина.

Знакомство с арттерапевтическими техниками.»Нарисуй моей  рукой», «Совместное рисование».

Распевание, вок. упражнения.

«С нами друг».

апрель

26

Релаксация

Психогимнастика. Пальчиковые  упражнения. Этюд «Я  нарисую».

Распевание, вок. упражнения.

«Мир  похож  на цветной  луг».

27

Гармонизация организма с помощью  фрактального  звука.

Кинезитерапия.  Танцетерапия(этюды с шарфиками).

Распевание, вок. упражнения.

«Мир  похож  на цветной  луг».

28

Оздоровительные медитации В.И. Петрушина.

Знакомство с арттерапевтическими техниками. «Создание  мира»После -просмотр  цикла  картин Чюрлёниса.

Распевание, вок. упражнения.

«Мир  похож  на цветной  луг».

29

Антистрессовое  дыхания  по  В.И. Петрушину

Музыкальная  психодрама.

«Игра в оркестре».

Распевание, вок. упражнения.

«Дождик».

май

30

Релаксация

Фонопедическая  гимнастика  Емельянова.

Распевание, вок. упражнения.

«Песенка  моя».

31

Гармонизация организма с помощью  фрактального  звука.

Кинезитерапия.  Танцетерапия(этюды с шарфиками).

Распевание, вок. упражнения.

«Песенка  моя».

32

Оздоровительные медитации В.И. Петрушина.

Музыкальная  психодрама.

«Я –дирижёр».

Распевание, вок. упражнения.

«Давайте  играть».

33

Антистрессовое  дыхания  по  В.И. Петрушину

Знакомство с арттерапевтическими техниками. «Контейнер».

Выступление на празднике  в  классе.

           1-ый раздел

1.Техники  релаксации.

Различают собственно  релаксацию  и  прогрессивную релаксацию. 1-ая-музыкально-образная, медитативная  релаксация  с  элементами  аутогенной  тренировки  (образы природы – звуки леса, моря, шума  дождя и  т.д.); 2-ая ( автор Эдмунд  Джэкобсон)  заключается в  напряжении  мышц и последующей  концентрация  внимания  на  их  расслаблении. Упражнения:

 - Снежная баба

 - Апельсин

 - Сдвинь камень

 - Черепаха

 - Расслабление в позе морской звезды

 -  Муха

 - Лимон

 - Сосулька («Мороженое »)

 - Воздушный шар и др..

 2.Гармонизация  фрактальным  звуком . Просмотр  слайд-фильмов  (автор В.А. Синкевич) с абсолютно  мягким-фрактальным, природным  звуком: гром и молния,дождик,ручейки,звуки колокола и др.. Предназначены  для  реабилитации и музыкотерапии, оказывают  успокаивающее благотворное  воздействие  на  нервную  и  вегетативную  систему, снимаются  стрессы  и  депрессии,улучшается с/с деятельность, нормализуется АД, проходит головная  боль, улучшается  настроение, повышается  работоспособность, укрепляется  психофизическая защита.

3 Оздоровительные  медитации  (автор  Петрушин).

4 Антистрессовое  дыхание  (  комплекс Петрушина).

                  2 раздел

1. Кинезитерапия. Танцедвигательная  терапия  под   различную танцевальную  музыку  с выбором  отрезов  ткани 8  цветов из  теста  М. Люшера (шарфиками) с  фиксацией  фотоаппаратом. Комплекс кинезиологических  пальчиковых  упражнений для  активизации  межполушарного  воздействия, синхронизации работы  полушарий  мозга.

Упражнения:

-солнышко

-гребешок

-цветок

-колечки

-лошадки

-змейки

-волна

-лягушка

-лезгинка  и др..

2 Психогимнастика  (разработки М. Чистяковой);

-игры  на развитие внимания;

-игры на развитие памяти;

-  на преодоление двигательного  автоматизма;

- способствующие успокоению и организации;

- этюды  на выразительность жеста;

-этюды на тренировку  отдельных  групп мышц;

- этюды  на преодоление  отрицательных  черт  характера;

-этюды  на  выражение  положительных  черт  характера;

- этюды на выражения внимания, интереса  и  сосредоточения;

- этюды  на  выражения  разных  эмоций.

Игры  и  этюды  подбираются  в  зависимости  от  состояния  и особенностей  учащихся, оценить  которое  помогут

3. занятия, знакомящие  с  арттерапевтическими  техниками:                    

- создание  фрактального  рисунка;

-«нарисуй  себя»;

-«первое  впечатление»;

-«чернильные  пятна  и бабочки»;

-«каракули»;

-«эксперименты  с  цветом»;

-«рисую  левой  рукой»;

-«коллаж»;

-«рисунок  состояния»;

-«портрет  моей  семьи»;

-«волшебное  дерево»;

-«добро и зло»;

-«нарисуй  моей  рукой»;

-«создание  мира»;

-«контейнер».

4. Музыкальная  психодрама (Дж.Морено);

-игра  в  оркестре;

-«звучащие  картины»;

-«зеркало»;

- «волшебная  лодка»;

-«музыкальный  портрет  членов  семьи»;

-«мой  муз.  портрет»;

-«я-дирижёр» и др..

5.  Дыхательная  гимнастика  Стрельниковой (комплекс  упражнений) и фонопедические  упражнения  Емельянова.  

                                         3 раздел

6.  Вокалотерапия.

В работе над голосом большое значение имеет умение говорить и петь на открытой глотке, выработка  правильного  певческого  дыхания. Упражнение «Цветок».(«нюхаем»  цветок  и пропеваем на выдохе  определённые гласные). Работая над голосом, необходимо помнить о тесной взаимосвязи речевой и певческой функции.  Используя пение в коррекционной работе, можно добиться легкости и непринужденности звукоизвлечения, затем перенести эти навыки в речь. Целесообразно использовать «жестовое пение», когда все пропеваемые гласные связываются с определенными кодовыми знаками. По Д. Е. Огородникову «артикуляция — это своего рода и жестикуляция, только более тонкая и более богатая. Техника артикуляции определяет технику дикции». Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляции можно использовать традиционную или кинезотерапевтическую артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки и гортаноглотки.  Голос становится тусклым, если не работают резонаторы. Для активизации резонаторных зон используется резонаторный массаж (постукивание пальцами рук по частям тела). Развитию диапазона детского голоса способствуют такие упражнения, как:

• работа над скороговорками,

• пение отдельных слогов — «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребенка тональности на опоре дыхания и в «маске»;

• пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем все полностью, и др..

         Разучивание  детских  песен, подобранных  по тематике  занятий,  работа  над  движениями, сценическим  образом,  возможность почувствовать  себя  артистом,  выступая  на  классных  и  школьных  мероприятиях,  помогает  ребятам  реализовать  себя, поднять  самооценку  и уважении  окружающих.

 Список  примерного  репертуара:

«Всё новое у нас»

«Ты  откуда, музыка»

«Вот  мы  взяли  краски  в руки»

«Я хочу  танцевать»

«Радость  моя»

«Настоящий друг»

«Дед Мороз»

«Что за дерево  такое»

«Колобок»

«Рождество»

«Котята»

«Доброта»

«С нами друг»

«Мамочка моя»

«Мир  похож  на  цветной  луг»

«Дождик»

«Песенка моя»

«Давайте  играть»

  1. Предполагаемые  результаты  реализации  программы.

           Программа   направлена  на  достижение  результатов  на  3-ёх  уровнях  внеурочной  деятельности:

  1)получение информации  и   знаний,  которые  учащиеся  могут  применять  в  жизни  для  снятия  психофизического  и  психоэмоционального  напряжения,  улучшения  работоспособности  и  активизации  творческого  потенциала;

2) через  вокально-исполнительскую  деятельность, творческие  задания,  получить  опыт  эмоционального  прочувствования, проживания  различных  эмоциональных  состояний, жизненных ситуаций,  способствовать  формированию  позитивного  отношения  к  базовым  ценностям:   уважению  себя  как  личности, любви  к  себе своей  семье, Родине,  воспитание  чувства  взаимовыручки,  дружбы  в  коллективе.

3) благодаря  ансамблевому  пению, концертным  выступлениям  в  классе,  школе, развивать  артистические,  коммуникативные  навыки,  способствующие  успешной  социализации  в  обществе.

  1. Условия  и  ресурсы  для  реализации  программы.
  1. Оборудованный  кабинет  музыки:

- наличие музыкального  центра,  компьютера,  плазменного  телевизора, набор  музыкальных  инструментов для  игры  в  детском  оркестре,  синтезатор, фортепиано, набор  микрофонов,  (в  том  числе  звукозаписывающий).

2)  Наборы  для  изотерапии:  акварельные  краски,  мелки, карандаши, бумага.

3)Фотоаппарат  для  фиксирования  творческих  этюдов.

4) 8  отрезов  лёгкой  ткани  красного, синего, бордового, серого, чёрного, зелёного, жёлтого цветов размером 0,90 х  3  метра.

  1. Список  использованной  литературы.

1.Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.,М.-2002

3.Дж.Морено..Включи  свою  внутреннюю музыку. Музыкальная терапия  и психодрама. Москва. Когито-центр. 2009.

4. Петрушин В. И.. Музыкальная психотерапия. М., 2000.

5.Петрушин В.И.. Психологические модели отражения действительности в искусстве.  http://www.health-music-psy.ru/

6.Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998

7. М. Гриндер, Л. Лойд. НЛП в педагогике. М.: Институт общегуманитарных исследований,  2001.

8. Собчик Л. Н. Цветовой тест Макса Люшера. М.. 1996.

9.  Ламыкина Л.В., Челышева Т.В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Методические рекомендации. - М.: АПК и ПРО, 2002.

apkpro.ru › content/view/328/1/

10. Музыкальная  психология  и  психотерапия:  №1,2/2007,№2/2008,№2,3/2009. http://www.health-music-psy.ru/

11.Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников". А. Плигин, А. Герасимов.  content.mail.ru › arch/19978/958966.htm

12. Дыхательная  гимнастика  Стрельниковой. М.- С-Пб.2003г.

13.psy-creation.pp.net.ua

14.www.contact-club.irnd.ru ( статья написана психологом Сотниченко Е.В. по материалам обучающей программы Техники арт-терапии) .

15. Чистякова М. http://www.syntone.ru/library/books/content/1545.html?current_book_page=1

16. http://blogs.mail.ru/mail/vsa48/  Цифровой звук  как природный, инновация  музыкальной  терапии. Синкевич В.А.

17. Артпедагогика и арттерапия в музыкальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко,               Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001. – 248 с.

18. «Путеводитель по арт-терапии»  /  сост. Кристина Краплак

arifis.ru › artic.php?action=view&id=6

ерапия творческим самовыражением (ТТС) была разработана известным российским психотерапевтом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности" Декоративно-прикладное искусство"

Рабочая программа  внеурочной деятельности "ДПИ" для 1класса...

Программа внеурочной деятельности "В мире искусства"

Программа внеурочной деятельности  «В мире искусства» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовле...

Программа внеурочной деятельности по изо искусству

Задачи: В разных видах изобразительной деятельности создавать образы объектов, которые вызвали интерес, радость, используя технические и некоторые изобразительные навыки и умения.- В аппликации с...

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству ФГОС

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего об...

Программа внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Данная программа предназначена для внеурочной деятельности для детей 1 - 4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Живая кисть»

Курс "Живая кисть построен на трех взаимосвязанных принципах, взятых из традиционной китайской живописи....