Технологическая карта урока музыки Святые Земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский -2 кл
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Ткаченко Елена Анатольевна

К уроку музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzy_kon.docx148.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки во 2 «В» классе (УМК «Школа России»)

Студент: Ткаченко Елена Анатольевна

Дата проведения: 3.10.2020

Тема

Святые Земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся со святыми русской земли Александром Невским и Сергием Радонежским. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Развивать ритмический слух, способность вслушиваться в характер музыки; развивать творческое мышление, внимание, память.

Личностные результаты

Проявляют эмоционально-ценностное отношение к музыке; расширяют свою ценностную сферу в процессе общения с музыкой, испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: развивать слух, голос; уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки; определять средства музыкальной выразительности.

Познавательные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной и классической музыки различных жанров; уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки; определять средства музыкальной выразительности; умение слышать и слушать музыку.
Коммуникативные: воспитывать интерес к классической музыке; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, прививать любовь к музыке; развивать музыкальный вкус.

Основные понятия и термины

Кантата, хор, песнь, народные песнопения, святые Земли русской.

Методы, формы работы

Фронтальный; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация, учебник «Музыка» класс 2 (стр. 42-45) Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, карточки для рефлексии,  карточки ключевых слов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников при готовности к сотрудничеству.

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку

- Здравствуйте, ребята! Меня Елена Анатольевна, сегодня урок музыки проведу у вас я.

- Присаживайтесь.

- Ребята, повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачной работы. Я вам тоже желаю работать дружно, активно, и узнать для себя что - то новое.

- Внимательно посмотрите, всё ли необходимое имеется у вас для урока. Так же, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Целеполагание.

Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Подведение к теме урока.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте меня, потому что вам необходимо будет ответить на вопрос о чём этот рассказ?

У каждого народа есть свои герои. Их любят, чтят и помнят. Имена их остаются в веках, облик не стирается в памяти потомков, а становится ярче и светлее. Святые люди обладают высокой правдивостью, смирением, милосердием, терпением, ведут праведный образ жизни. Они совершают самый большой подвиг- служение богу. Совершить это может на каждый.

Не случайно святых называют «земной ангел», «небесный человек». От них исходит некое свечение, аура. Чья жизнь и дела были озарены ореолом святости, и служение народу были угодны Богу, и есть святые. Это в полной мере относится к Александру Невскому святому земли Русской.

- Ребята, о чём это рассказ? (о святых людях на земле Русской)

- Так, кто же догадался какая тема нашего сегодняшнего урока? (святые земли русской)

- Молодцы ребята!

Сл.2

- Тема нашего сегодняшнего урока: «Святые земли Русской».

Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся.

Принимают учебную задачу; используют имеющиеся знания; Слушают учителя; Отвечают на вопросы.

III. Изучение нового материала.               Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Знакомство с понятием «святой».

- А как вы думаете, почему человека можно назвать «святыми»?

- «Святой» - это человек, верующий в Бога и совершивший какой-либо подвиг в истории человечества. Сл.3

- То есть «святой» - тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих.

- Сегодня мы с вами познакомимся с таким святым как Александр Невский и Сергей Радонежский.

Знакомит с понятием «святой». Закрепляет полученный материал с помощью вопросов.

Слушают и воспринимают новую информацию. Отвечают на вопросы учителя.

Рассказ учителя об Александре Невском.

- Начнем наше знакомство с Александром Невским.

- Александр – великий русский князь. В честь победы в сражении со шведами на реке Неве ему дали прозвище Невский.

Сл.4

- Родился Александр Невский в 1221 года. в Переславле-Залесском и в течение почти восьми веков был и остается национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны. Имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским.

- Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу. За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.

Русский народ до сих пор бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино.

Ставит учебную задачу прослушать  рассказ об Александре Невском ответить на вопросы для закрепления.

Слушают и воспринимают новую информацию и отвечают на вопросы.

Беседа о полководце

- В каком году родился Александр Невский? (в 1221 году)

- Почему народ прозвал его Невским? (потому что он в двадцатилетнем возрасте одержал победу на Неве над сильным противником – шведами) 

- В каких в произведениях искусства запечатлён образ Александра Невского? (в музыке, живописи, скульптуре, кино)

- Так почему же Александра Невского считают святым? (ответы детей)

Проводит первичное закрепление по прослушанному материалу, задает вопросы.

Закрепляют полученные знания, отвечая на вопросы учителя.

Работа с репродукциями картин

- Многие художники восхищались мужеством, отвагой, смелостью Александра Невского и посвящали ему свои картины.

- Перед вами репродукции картин с изображением Александра Невского.

- Посмотрите на первую картину.

Сл.5
невский у иконыпортрет А. Невского

- Рассмотрим первую репродукцию картины.

- Каким художник изобразил Александра Невского? (нежный, лирический)

- Что делает Александр Невский? (Александр Невский молится, склонив голову)

- Как вы думаете, почему такой храбрый воин, как Александр Невский молился в храме и о чём он может молится? (Александр просил у бога помощи, чтобы помочь победить врага)

- Правильно! Первый образ передаёт покой и умиротворение. Князь молится перед иконой Божьей матери, вокруг головы нимб – символ святости.

- Теперь рассмотрим вторую репродукцию картины.

- Каким художник изобразил Александра Невского? (мужественным, серьезным, величавым, смелым)

- Что на картине делает Александр Невский? (стоит и держит в руках меч)

- Во что одет Александр Невский? (одет в воинские доспехи, на голове защитный шлем)

- Второй образ – мы видим гневный взгляд, словно видит чужую рать. Твёрдый, решительный, уверенный.

- Какими красками написана картина?

- Сравните краски, которыми написана картина и характер музыки?

- Схоже ли они?

- Можно сделать вывод, что Александр Невский был не только отважным, мужественным воином, но и верующим человеком, который просил помощи у бога.

Осуществляет работу с репродукциями картин, проводит анализ, задает вопросы.

Рассматривают репродукции картин, под руководством учителя анализируют, отвечают на вопросы.

Знакомство с новым термином «Кантата»

- Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев, восхищаясь подвигами русского князя Александра Невского, в его честь написал кантату, которую так и назвал «Александр Невский».

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым термином - кантата.

- Ребята, «кантата» – это крупное музыкальное произведение, которое исполняют оркестр, солисты и хор. Сл.7

- Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, как книга, которая состоит из нескольких глав, но сегодня мы послушаем только одну часть, которая называется «Песнь об Александре Невском»

- Что значит крупное произведение? (крупное - большое, обширное, состоящее из нескольких частей)

- Что такое оркестр? (оркестр - это большой коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах)

- А кто такой солист? (солист - это человек, который исполняет музыкальное произведение)

- А что такое хор? (хор - хоровой коллектив, певческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов)

- Кантату может исполнять как хор, так и солисты, и оркестр.

- Сейчас мы хором, прочитаем, что же такое «кантата».

Знакомит учащихся с новым термином «кантата», осуществляет полный разбор определения, задает вопросы.

Знакомятся с новым определением, отвечают на вопросы учителя.

Рассказ о композиторе С. С. Прокофьева.

- Но прежде чем мы послушаем музыкальное произведение, вспомним кто же такой Сергей Сергеевич Прокофьев, так, что слушайте меня очень внимательно, потому что после прослушанного вам будет необходимо ответить на вопросы.

Сл.8-9

Сергей Сергеевич Прокофьев – русский композитор, дирижер, пианист.

Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии, в семье ученого-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева. Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Именно она привила любовь к музыке мальчику. Часто играла сыну Шопена и Бетховена. Начальное образование Прокофьев получил дома. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет. В возрасте 9-10 лет композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». Создавал прекрасные произведения для детей. Одним из увлечений Сергея Сергеевича Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.

Показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт учащихся.

Слушают и воспринимают новую информацию.

Беседа  о композиторе.

- В каком городе родился Сергей Сергеевич Прокофьев? (в селе Сонцовка Екатеринославской губернии)

- Кто занимался воспитанием Сергея Сергеевича Прокофьева? (его мама, она привила ему любовь к музыке)

- Где получил начальное образование композитор? (дома)

- Во сколько лет Сергей Сергеевич Прокофьев стал заниматься музыкой? (в 5 лет)

- Какие оперы он написал в 9 лет? («Великан», «На пустынных островах»)

- Какое его было самое любимое увлечение? (одно из увлечений его было это шахматы)

Проводит первичное закрепление по прослушанному материалу, задает вопросы.

Закрепляют полученные знания, отвечая на вопросы учителя.

Прослушивание и анализ музыкального произведения «Песня об Александре невском»

- Сейчас мы с вами прослушаем отрывок из кантаты «Александр Невский», который называется «Песня об Александре Невском».

- После прослушивания вам необходимо будет ответить на следующие вопросы.

- Теперь сядьте как слушатель.

- А как сидят слушатели? (правила слушателя)

1)Сидеть удобно;

2)Сидеть тихо;

3)Следить за звуками;

4)Думать о музыке;

5)Слушать инструменты;

6)Слушать, о чём она рассказывает.

Сл.11

- Кто композитор прослушанного произведения? (Сергей Сергеевич Прокофьев)

- Как называется отрывок, который мы прослушали? («Песня об Александре Невском»)

- Из какого отрывка это произведение? (данный отрывок из кантаты «Александр Невский»)

- Кто исполняет произведение? (мужской хор)

- Какой оркестр исполняет произведение? (симфонический оркестр)

- Как музыка передаёт характер Александра Невского? (непобедимый, неустрашимый, смелый, торжественный, мужественный, гордый)

- Как музыка звучала в начале произведения? (плавно, спокойно, размеренно, протяжно, неторопливо)

- А потом какой музыка стала? (подвижной, величавой, могущественной, великой, сильной, громкой)

- Совершено верно! Сначала музыка была неторопливой, спокойной, а потом она стала подвижной, громкой – повествует об отгремевших битвах, о победах.

Ставит перед детьми учебную задачу прослушать музыкальное произведение, осуществляет анализ музыкального произведения

Садятся, как слушатели, слушают музыкальное произведение, анализируют прослушанное произведение, отвечают на вопросы учителя.

ФИЗМИНУТКА

- А теперь ребята давайте с вами немного отдохнём.

- Встаньте и выйдите из-за ваших парт, слушаем меня очень внимательно.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, летает - не летает.

- Если мною называемый объект летает, то вы подпрыгиваете, а если

не летает, то приседаете.

- Итак, слушаем меня очень внимательно мы начинаем.

Слова: ласточка, воробей, стул, самолёт, ручка, бабочка, лиса, журавль, книга, пианино, стрекоза, баян, холодильник, муха.

Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Осуществляют практику утомления, повторяя движения за учителем.

Рассказ учителя об Сергее Радонежском.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним святым русской земли Сергием Радонежским.

- Рассмотрим картину. Сл.13

- Родился Сергий Радонежский в 1314 году в семье ростовских бояр Кирилла и Марии, и был назван Варфоломеем. Юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась, он отставал в обучении.  Учитель ругал его, родители огорчались, и он стал горячо молиться Богу, чтобы Он помог ему. После смерти родителей Кирилла и Марии, Варфоломей решил стать монахом. Вместе с братом Стефаном он ушёл в Радонежские леса. Позже отрок Варфоломей стал монахом и получил новое имя – Сергий Радонежский. За смирение, молитву и доброту Бог наделил Сергия Радонежского даром творить чудеса. Когда у монахов кончилась вода, он помолился Богу, и в лесу забил святой источник. С помощью воды из этого источника люди стали исцеляться от своих болезней. Люди приходили к нему за молитвенной помощью и за советами.

- Преподобный Сергий Радонежский - это имя является одним из самых заветных и святых для сердца русского человека.

Преподобными называли людей особенных, которые прожили жизнь в вере и сильной любви к Богу, были честными, справедливыми, добрыми и милосердными. Эти люди как бы подобны Богу.

Жизнь Сергия Радонежского полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви.

Ставит учебную задачу прослушать  рассказ об Сергее Радонежском и ответить на вопросы для закрепления.

Слушают и воспринимают новую информацию и отвечают на вопросы.

Беседа о Сергее Радонежском.

- Как звали Сергия раньше? (Варфоломей)

- Как Радонежский стал монахом? (уйдя в лес с братом после смерти родителей)

- Зачем приходили люди к Сергию? (за советом или молитвенной помощью)

Проводит первичное закрепление по прослушанному материалу, задает вопросы.

Закрепляют полученные знания, отвечая на вопросы учителя.

Прослушивание и анализ музыкального произведения молитва «Преподобный Сергий Радонежский»»

- Сейчас мы с вами прослушаем молитву «Преподобный Сергий Радонежский», которое посвящено святому Сергию Радонежскому.

- После прослушивания будьте готовы ответить на мои вопросы, которые представлены на доске. Сл.14

- Теперь сядьте как слушатель.

1)Сидеть удобно;

2)Сидеть тихо;

3)Следить за звуками;

4)Думать о музыке;

5)Слушать инструменты;

6)Слушать, о чём она рассказывает.

- Что мы только что прослушали? (молитва «Преподобный Сергий Радонежский»)

- Кто исполняет данное произведение? (женский хор)

- Используются ли инструменты в данном произведении? (нет)

- Почему вы так думаете? (потому что это молитва)

- Какой характер этой музыки? (спокойная, плавная, неторопливая)

- О чём молитва? (ответы детей)

Ставит перед детьми учебную задачу прослушать музыкальное произведение, осуществляет анализ музыкального произведения

Садятся, как слушатели, слушают музыкальное произведение, анализируют прослушанное произведение, отвечают на вопросы учителя.

IV. Подведение итогов.

Цель: оценить работу учащихся в ходе урока. Инициировать интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Обобщающая беседа.

- Итак, с чем мы сегодня на уроке познакомились? (со святыми земли русской)

- Кто запомнил, как их зовут? (Александр Невский и Сергий Радонежский)

- Какие произведения мы прослушали? (отрывок из кантаты «Александр Невский» «Песнь об Александре Невском» и молитва о «Преподобном Сергии Радонежском»)

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Осуществляют активную и продуктивную деятельность.

Рефлексия.

- На столах у вас лежат карточки «Для меня сегодняшний урок…», вам необходимо подчеркнуть фразу, характеризующая вашу работу на уроке по трем направлениям (какой для вас был урок? что вы делали на уроке?  и какой итог на уроке вы получили?)

- После завершения передайте листочки с последних парт на первую.

- Оценки за урок сегодня получают …

- Молодцы! Урок окончен.

- До свидания!

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Обеспечивает оценивание учащимися своей работы на уроке.

Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, оценивают результаты своей деятельности ан уроке.

Учитель: ________________                                                       Методист: _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Святые земли Русской. Александр Невский"

Классный час в 3 классе. Тема "Святые земли Русской. Александр Невский"...

2 класс урок №11 "Святые земли русской. Александр Невский" конспект и презентация

2 класс урок "Святые земли русской. Александр Невский" конспект и  презентация...

Святые земли Русской. Александр Невский. Поиск Истины. 2 класс

Нестандартный урок музыки во 2 классе к разделу "Святые земли Русской"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Житие Сергия Радонежского" по программе "Школа России"

Урок лиературного чтения "Житие Сергия Радонежского " проведен в 4 классе по программе "Школа России". На уроке использованы разнообразные формы работы с учащимися: работа в парах,...

Технологическая карта урока музыки по теме: Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши

УМК: «Школа России»Класс: 2Тема урока: «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой час...

Конспект урока по музыке "Святые Земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре.Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и лит...

Технологическая карта урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».

Технологическая карта  урока музыки 1 класс :  «Русские народные инструменты»....