Технологическая карта урока музыки Святые Земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский -2 кл
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки во 2 «В» классе (УМК «Школа России») Студент: Ткаченко Елена Анатольевна Дата проведения: 3.10.2020 | |
Тема | Святые Земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся со святыми русской земли Александром Невским и Сергием Радонежским. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Развивать ритмический слух, способность вслушиваться в характер музыки; развивать творческое мышление, внимание, память. |
Личностные результаты | Проявляют эмоционально-ценностное отношение к музыке; расширяют свою ценностную сферу в процессе общения с музыкой, испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: развивать слух, голос; уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки; определять средства музыкальной выразительности. Познавательные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной и классической музыки различных жанров; уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки; определять средства музыкальной выразительности; умение слышать и слушать музыку. |
Основные понятия и термины | Кантата, хор, песнь, народные песнопения, святые Земли русской. |
Методы, формы работы | Фронтальный; словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | Мультимедийная презентация, учебник «Музыка» класс 2 (стр. 42-45) Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, карточки для рефлексии, карточки ключевых слов. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников при готовности к сотрудничеству. | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку | - Здравствуйте, ребята! Меня Елена Анатольевна, сегодня урок музыки проведу у вас я. - Присаживайтесь. - Ребята, повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачной работы. Я вам тоже желаю работать дружно, активно, и узнать для себя что - то новое. - Внимательно посмотрите, всё ли необходимое имеется у вас для урока. Так же, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Целеполагание. Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | Подведение к теме урока. | - Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте меня, потому что вам необходимо будет ответить на вопрос о чём этот рассказ? У каждого народа есть свои герои. Их любят, чтят и помнят. Имена их остаются в веках, облик не стирается в памяти потомков, а становится ярче и светлее. Святые люди обладают высокой правдивостью, смирением, милосердием, терпением, ведут праведный образ жизни. Они совершают самый большой подвиг- служение богу. Совершить это может на каждый. Не случайно святых называют «земной ангел», «небесный человек». От них исходит некое свечение, аура. Чья жизнь и дела были озарены ореолом святости, и служение народу были угодны Богу, и есть святые. Это в полной мере относится к Александру Невскому святому земли Русской. - Ребята, о чём это рассказ? (о святых людях на земле Русской) - Так, кто же догадался какая тема нашего сегодняшнего урока? (святые земли русской) - Молодцы ребята! Сл.2 - Тема нашего сегодняшнего урока: «Святые земли Русской». | Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся. | Принимают учебную задачу; используют имеющиеся знания; Слушают учителя; Отвечают на вопросы. |
III. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Знакомство с понятием «святой». | - А как вы думаете, почему человека можно назвать «святыми»? - «Святой» - это человек, верующий в Бога и совершивший какой-либо подвиг в истории человечества. Сл.3 - То есть «святой» - тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих. - Сегодня мы с вами познакомимся с таким святым как Александр Невский и Сергей Радонежский. | Знакомит с понятием «святой». Закрепляет полученный материал с помощью вопросов. | Слушают и воспринимают новую информацию. Отвечают на вопросы учителя. |
Рассказ учителя об Александре Невском. | - Начнем наше знакомство с Александром Невским. - Александр – великий русский князь. В честь победы в сражении со шведами на реке Неве ему дали прозвище Невский. Сл.4 - Родился Александр Невский в 1221 года. в Переславле-Залесском и в течение почти восьми веков был и остается национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны. Имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским. - Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу. За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых. Русский народ до сих пор бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино. | Ставит учебную задачу прослушать рассказ об Александре Невском ответить на вопросы для закрепления. | Слушают и воспринимают новую информацию и отвечают на вопросы. | |
Беседа о полководце | - В каком году родился Александр Невский? (в 1221 году) - Почему народ прозвал его Невским? (потому что он в двадцатилетнем возрасте одержал победу на Неве над сильным противником – шведами) - В каких в произведениях искусства запечатлён образ Александра Невского? (в музыке, живописи, скульптуре, кино) - Так почему же Александра Невского считают святым? (ответы детей) | Проводит первичное закрепление по прослушанному материалу, задает вопросы. | Закрепляют полученные знания, отвечая на вопросы учителя. | |
Работа с репродукциями картин | - Многие художники восхищались мужеством, отвагой, смелостью Александра Невского и посвящали ему свои картины. - Перед вами репродукции картин с изображением Александра Невского. - Посмотрите на первую картину. Сл.5 - Рассмотрим первую репродукцию картины. - Каким художник изобразил Александра Невского? (нежный, лирический) - Что делает Александр Невский? (Александр Невский молится, склонив голову) - Как вы думаете, почему такой храбрый воин, как Александр Невский молился в храме и о чём он может молится? (Александр просил у бога помощи, чтобы помочь победить врага) - Правильно! Первый образ передаёт покой и умиротворение. Князь молится перед иконой Божьей матери, вокруг головы нимб – символ святости. - Теперь рассмотрим вторую репродукцию картины. - Каким художник изобразил Александра Невского? (мужественным, серьезным, величавым, смелым) - Что на картине делает Александр Невский? (стоит и держит в руках меч) - Во что одет Александр Невский? (одет в воинские доспехи, на голове защитный шлем) - Второй образ – мы видим гневный взгляд, словно видит чужую рать. Твёрдый, решительный, уверенный. - Какими красками написана картина? - Сравните краски, которыми написана картина и характер музыки? - Схоже ли они? - Можно сделать вывод, что Александр Невский был не только отважным, мужественным воином, но и верующим человеком, который просил помощи у бога. | Осуществляет работу с репродукциями картин, проводит анализ, задает вопросы. | Рассматривают репродукции картин, под руководством учителя анализируют, отвечают на вопросы. | |
Знакомство с новым термином «Кантата» | - Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев, восхищаясь подвигами русского князя Александра Невского, в его честь написал кантату, которую так и назвал «Александр Невский». - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым термином - кантата. - Ребята, «кантата» – это крупное музыкальное произведение, которое исполняют оркестр, солисты и хор. Сл.7 - Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, как книга, которая состоит из нескольких глав, но сегодня мы послушаем только одну часть, которая называется «Песнь об Александре Невском» - Что значит крупное произведение? (крупное - большое, обширное, состоящее из нескольких частей) - Что такое оркестр? (оркестр - это большой коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах) - А кто такой солист? (солист - это человек, который исполняет музыкальное произведение) - А что такое хор? (хор - хоровой коллектив, певческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов) - Кантату может исполнять как хор, так и солисты, и оркестр. - Сейчас мы хором, прочитаем, что же такое «кантата». | Знакомит учащихся с новым термином «кантата», осуществляет полный разбор определения, задает вопросы. | Знакомятся с новым определением, отвечают на вопросы учителя. | |
Рассказ о композиторе С. С. Прокофьева. | - Но прежде чем мы послушаем музыкальное произведение, вспомним кто же такой Сергей Сергеевич Прокофьев, так, что слушайте меня очень внимательно, потому что после прослушанного вам будет необходимо ответить на вопросы. Сл.8-9 Сергей Сергеевич Прокофьев – русский композитор, дирижер, пианист. Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии, в семье ученого-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева. Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Именно она привила любовь к музыке мальчику. Часто играла сыну Шопена и Бетховена. Начальное образование Прокофьев получил дома. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет. В возрасте 9-10 лет композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». Создавал прекрасные произведения для детей. Одним из увлечений Сергея Сергеевича Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку. | Показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт учащихся. | Слушают и воспринимают новую информацию. | |
Беседа о композиторе. | - В каком городе родился Сергей Сергеевич Прокофьев? (в селе Сонцовка Екатеринославской губернии) - Кто занимался воспитанием Сергея Сергеевича Прокофьева? (его мама, она привила ему любовь к музыке) - Где получил начальное образование композитор? (дома) - Во сколько лет Сергей Сергеевич Прокофьев стал заниматься музыкой? (в 5 лет) - Какие оперы он написал в 9 лет? («Великан», «На пустынных островах») - Какое его было самое любимое увлечение? (одно из увлечений его было это шахматы) | Проводит первичное закрепление по прослушанному материалу, задает вопросы. | Закрепляют полученные знания, отвечая на вопросы учителя. | |
Прослушивание и анализ музыкального произведения «Песня об Александре невском» | - Сейчас мы с вами прослушаем отрывок из кантаты «Александр Невский», который называется «Песня об Александре Невском». - После прослушивания вам необходимо будет ответить на следующие вопросы. - Теперь сядьте как слушатель. - А как сидят слушатели? (правила слушателя) 1)Сидеть удобно; 2)Сидеть тихо; 3)Следить за звуками; 4)Думать о музыке; 5)Слушать инструменты; 6)Слушать, о чём она рассказывает. Сл.11 - Кто композитор прослушанного произведения? (Сергей Сергеевич Прокофьев) - Как называется отрывок, который мы прослушали? («Песня об Александре Невском») - Из какого отрывка это произведение? (данный отрывок из кантаты «Александр Невский») - Кто исполняет произведение? (мужской хор) - Какой оркестр исполняет произведение? (симфонический оркестр) - Как музыка передаёт характер Александра Невского? (непобедимый, неустрашимый, смелый, торжественный, мужественный, гордый) - Как музыка звучала в начале произведения? (плавно, спокойно, размеренно, протяжно, неторопливо) - А потом какой музыка стала? (подвижной, величавой, могущественной, великой, сильной, громкой) - Совершено верно! Сначала музыка была неторопливой, спокойной, а потом она стала подвижной, громкой – повествует об отгремевших битвах, о победах. | Ставит перед детьми учебную задачу прослушать музыкальное произведение, осуществляет анализ музыкального произведения | Садятся, как слушатели, слушают музыкальное произведение, анализируют прослушанное произведение, отвечают на вопросы учителя. | |
ФИЗМИНУТКА | - А теперь ребята давайте с вами немного отдохнём. - Встаньте и выйдите из-за ваших парт, слушаем меня очень внимательно. - Сейчас мы с вами поиграем в игру, летает - не летает. - Если мною называемый объект летает, то вы подпрыгиваете, а если не летает, то приседаете. - Итак, слушаем меня очень внимательно мы начинаем. Слова: ласточка, воробей, стул, самолёт, ручка, бабочка, лиса, журавль, книга, пианино, стрекоза, баян, холодильник, муха. | Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей на уроке. | Осуществляют практику утомления, повторяя движения за учителем. | |
Рассказ учителя об Сергее Радонежском. | - Сегодня мы познакомимся с ещё одним святым русской земли Сергием Радонежским. - Рассмотрим картину. Сл.13 - Родился Сергий Радонежский в 1314 году в семье ростовских бояр Кирилла и Марии, и был назван Варфоломеем. Юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась, он отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались, и он стал горячо молиться Богу, чтобы Он помог ему. После смерти родителей Кирилла и Марии, Варфоломей решил стать монахом. Вместе с братом Стефаном он ушёл в Радонежские леса. Позже отрок Варфоломей стал монахом и получил новое имя – Сергий Радонежский. За смирение, молитву и доброту Бог наделил Сергия Радонежского даром творить чудеса. Когда у монахов кончилась вода, он помолился Богу, и в лесу забил святой источник. С помощью воды из этого источника люди стали исцеляться от своих болезней. Люди приходили к нему за молитвенной помощью и за советами. - Преподобный Сергий Радонежский - это имя является одним из самых заветных и святых для сердца русского человека. Преподобными называли людей особенных, которые прожили жизнь в вере и сильной любви к Богу, были честными, справедливыми, добрыми и милосердными. Эти люди как бы подобны Богу. Жизнь Сергия Радонежского полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви. | Ставит учебную задачу прослушать рассказ об Сергее Радонежском и ответить на вопросы для закрепления. | Слушают и воспринимают новую информацию и отвечают на вопросы. | |
Беседа о Сергее Радонежском. | - Как звали Сергия раньше? (Варфоломей) - Как Радонежский стал монахом? (уйдя в лес с братом после смерти родителей) - Зачем приходили люди к Сергию? (за советом или молитвенной помощью) | Проводит первичное закрепление по прослушанному материалу, задает вопросы. | Закрепляют полученные знания, отвечая на вопросы учителя. | |
Прослушивание и анализ музыкального произведения молитва «Преподобный Сергий Радонежский»» | - Сейчас мы с вами прослушаем молитву «Преподобный Сергий Радонежский», которое посвящено святому Сергию Радонежскому. - После прослушивания будьте готовы ответить на мои вопросы, которые представлены на доске. Сл.14 - Теперь сядьте как слушатель. 1)Сидеть удобно; 2)Сидеть тихо; 3)Следить за звуками; 4)Думать о музыке; 5)Слушать инструменты; 6)Слушать, о чём она рассказывает. - Что мы только что прослушали? (молитва «Преподобный Сергий Радонежский») - Кто исполняет данное произведение? (женский хор) - Используются ли инструменты в данном произведении? (нет) - Почему вы так думаете? (потому что это молитва) - Какой характер этой музыки? (спокойная, плавная, неторопливая) - О чём молитва? (ответы детей) | Ставит перед детьми учебную задачу прослушать музыкальное произведение, осуществляет анализ музыкального произведения | Садятся, как слушатели, слушают музыкальное произведение, анализируют прослушанное произведение, отвечают на вопросы учителя. | |
IV. Подведение итогов. Цель: оценить работу учащихся в ходе урока. Инициировать интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Обобщающая беседа. | - Итак, с чем мы сегодня на уроке познакомились? (со святыми земли русской) - Кто запомнил, как их зовут? (Александр Невский и Сергий Радонежский) - Какие произведения мы прослушали? (отрывок из кантаты «Александр Невский» «Песнь об Александре Невском» и молитва о «Преподобном Сергии Радонежском») | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Осуществляют активную и продуктивную деятельность. |
Рефлексия. | - На столах у вас лежат карточки «Для меня сегодняшний урок…», вам необходимо подчеркнуть фразу, характеризующая вашу работу на уроке по трем направлениям (какой для вас был урок? что вы делали на уроке? и какой итог на уроке вы получили?) - После завершения передайте листочки с последних парт на первую. - Оценки за урок сегодня получают … - Молодцы! Урок окончен. - До свидания! | Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Обеспечивает оценивание учащимися своей работы на уроке. | Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, оценивают результаты своей деятельности ан уроке. |
Учитель: ________________ Методист: _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Святые земли Русской. Александр Невский"
Классный час в 3 классе. Тема "Святые земли Русской. Александр Невский"...
2 класс урок №11 "Святые земли русской. Александр Невский" конспект и презентация
2 класс урок "Святые земли русской. Александр Невский" конспект и презентация...
Святые земли Русской. Александр Невский. Поиск Истины. 2 класс
Нестандартный урок музыки во 2 классе к разделу "Святые земли Русской"...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Житие Сергия Радонежского" по программе "Школа России"
Урок лиературного чтения "Житие Сергия Радонежского " проведен в 4 классе по программе "Школа России". На уроке использованы разнообразные формы работы с учащимися: работа в парах,...
Технологическая карта урока музыки по теме: Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши
УМК: «Школа России»Класс: 2Тема урока: «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой час...
Конспект урока по музыке "Святые Земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре.Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и лит...
Технологическая карта урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».
Технологическая карта урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты»....