Открытый урок по музыке на тему: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»
материал по музыке (4 класс)

natalyarivuka

Открытый урок по музыке на тему: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»


Цель урока: познакомить учащихся собразом защитника отечества через музыкально – драматический жанр оперы.

 

Задачи

·  образовательная – закрепить понятие «опера»; познакомить с понятиями: увертюра, либретто, ария, эпилог; 

·  развивающая – развить интерес к истории России; развитие музыкального мышления у учащихся; расширить кругозор учащихся; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать.

·  воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст урока76 КБ
Файл Презентация2.42 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ п. Полевой»

Открытый урок

по музыке

На тему: опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»

3 класс

Подготовила:

учитель музыки Н.В. Ривука


Цель урока: познакомить учащихся с образом защитника отечества через музыкально – драматический жанр оперы.

Задачи:

  • образовательная – закрепить понятие «опера»; познакомить с понятиями: увертюра, либретто, ария, эпилог;
  • развивающая – развить интерес к истории России; развитие музыкального мышления у учащихся; расширить кругозор учащихся; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.

Методы: Объяснительно – иллюстрированный; словесный (беседа, рассказ, звуковоспроизведение); репродуктивный; эмоциональная драматургия; наблюдение за музыкой; размышления о музыке; пение.

Оборудование:

  • проектор и компьютер,
  • школьная доска
  • синтезатор и музыкальная аппаратура.

Ход урока 

I. Организационный этап 

1. Введение в тему урока.

Учащиеся входят в кабинет под музыку М.И.Глинки увертюра из оперы

«Иван Сусанин».

II. Познавательный этап 

Учитель: Здравствуйте  ребята!  А, какая музыка звучит? Что можно представить под это музыкальное  произведение? Как вы думаете, это произведение самостоятельное или оно является маленькой частичкой большего? (учащиеся отвечают)

Слайд 1 (Опера М.И. Глинка «Иван Сусанин»).

Учитель: Это прозвучала «увертюра» к опере М.И. Глинка «Иван Сусанин».  

Слайд 2 (Определение понятия «Увертюра»).

Увертюра – это музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.

А, что такое опера?

1. История создания оперы.

Опера зародилась в 1600 год в Италии. Здесь собирались лучшие мастера итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы и актеры. Первой в истории оперой считается не сохранившаяся «Дафна» Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини.

Слайд 3 (Определение понятия «Опера»).

Опера (итл.слово- дело, труд) – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

Учитель: У каждого времени, эпохи есть свои герои. А, кто такой герой? (ребята отвечают).

Слайд 4 (герои из мультфильмов)

Учитель: Ребята, как вы думаете, из Вашего класса, учащийся мог бы стать героем? По каким поступкам или действиям, мы можем определить, что этот человек герой? (ребята отвечают)

Учитель: подвиги совершаются обычными людьми, мужчинами и женщинами, и детьми. О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. Русские композиторы, художники, поэты и сейчас обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины. Ребята, а знакомо, ли Вам имя – «Александр Невский», «Иван Сусанин»? (учащиеся отвечают)

Слайд 5 (М.И. Глинка).

Учитель: с вами, мы сейчас познакомимся с возникновением первой национальной русской оперы, с именем русского героя и с именем великого русского композитора, основоположником русской классической музыки.

2. Предыстория  возникновения оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Михаил Иванович Глинка – родился в 1804г., с. Новоспасском в семье помещика. Михаил воспитывался в русских народных традициях. События 1812 года Отечественной войны, повлияли на личность композитора. Величие и героизм русского народа, вот что особенно затронуло душу М.И.Глинка. Он стал задумывается о создании музыкального произведения рассказывающего о героизме русского народа. Во время путешествия по Италии, - где изучал итальянскую оперу, познакомился с такими композиторами, как:  Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, появился замысел написать серьезное патриотическое произведение, с исторической идеей. Вернувшись в Россию, на одном из музыкальных вечеров В.А.Жуковский,

Слайд 6 (В.А. Жуковский)

 посоветовал Михаилу взять сюжет для оперы исторический о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, эпизод из истории Смутного времени на Руси, неоднократно привлекавший к себе внимание русских писателей на рубеже XVIII-XIX столетий.

Слайд 7. (Портрет Михаила Романова)

Известно, что отряд поляков шёл в Кострому, где по полученным ими данным находился 16-летний боярин Михаил Романов, которого впоследствии изберут на царский престол России.  Шли шляхтичи с одной единственной целью – убить будущего наследника престола. 

На этот сюжет создал стихотворную думу «Иван Сусанин» поэт-декабрист К.Рылеев (1825).

Над созданием либретто оперы (стихотворные партии) взялись многие поэты и литераторы того времени, но М.И. Глинка отдал предпочтение барону  Егору Розену.

Слайд 8. (Определение понятия «либретто»). Либретто (итл. «книжечка»  –  литературная основа вокального (и не только) сочинения: оперы, балета, кантаты, мюзикла, оратории;  краткое содержание  спектакля.

Слайд 9. ( Сцена из оперы «Иван Сусанин»)

Опера «Иван Сусанин» имеет два названия. Дело в том, что изначально сам Глинка на листках  увертюры написал: «Опера  Иван  Сусанин».  Но в последствии, по  рекомендации царя  Николая I, название было изменено  на  «Жизнь за  царя».  Опера  носила  и другое название, которое не прижилось - «Смерть за  царя». Но придворные царя были недовольны таким  названием, сказав, что за  царя можно только  жить! И вплоть до 1918 года  опера  так и называлась «Жизнь  за  царя».

Слайд 10.  ( Сцена из первого действия оперы «Иван Сусанин»)

Первое действие происходит в селе Домнино близ Костромы, где  население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю. Антонида (дочь Сусанина) ожидает своего жениха, Богдана Собинина, принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин , её отец, сообщает ей, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новой битве, и свадьба Антониды не состоится. Появляется Собинин. Он приносит добрую весть, что «на Москве великий собор выбирает нам Царя». Услышав Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.

Слушаем и смотрим отрывок из первого действия «Каватина и Рондо  Антониды»

Слайд 11. (Сцена из второго действия оперы «Иван Сусанин»)

Действие второе происходит в Польше во дворце польского короля Сигизмунда III. Король даёт своим друзьям великолепный пир. Все  предвкушают скорую победу над Москвой.  Танцы прекращаются и входит вестник. У него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы. Группа удальцов вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила Романова. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются.

Слушаем и смотрим отрывок из второго действия «Тронный зал Сигизмунда III».

Учитель: Ребята, мы прослушали с вами небольшой фрагмент, и увидели бал, во дворце Сигизмунда III. Захотелось ли Вам оказаться на ярком празднике, где красивые дамы и кавалеры танцуют? (ребята отвечают). Давайте сейчас, мы поднимемся со своих мест и пофантазируем, и каждый из Вас окажется на этом балу и станцуем.

Слайд 12. Физическая минутка, включаю отрывки «Вальс и Мазурка» (ребята изображают движения)  

Учитель: Спасибо, Все молодцы, только, что мы побывали на балу у Сигизмунда Ш, но что – же происходит в доме Ивана Сусанина, что мы видим?

Слайд 13. (Сцена из третьего действия)

Ваня сидит, занятый работой, входит Сусанин и сообщает об избрании Михаила Фёдоровича на царство. Ване приходит на ум, что худо будет, если поляки явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Фёдоровича. Но тут, же оба заявляют, что постоят за царя. Сусанин зовёт Антониду и благословляет молодых. Вечереет — пора готовиться к девичнику. Слышится конский топот. Приехали поляки. Они требуют, чтобы их проводили к царю. Сусанин отвечает им с притворным радушием. Ване он наказывает скакать верхом к царю, чтобы уведомить его об опасности. А Сусанин уходит с поляками.

Действие четвёртое. Ваня стремительно добежал к царскому двору. Отпираются ворота монастыря, проснулась боярская прислуга. Ваня рассказывает, что произошло: как пришли поляки, как потребовали они, чтобы Сусанин отвёл их к Царю, как мужественный крестьянин повёл их ложной дорогой и завёл в непроходимый лес. В это время в глухом лесу измученные, поляки проклинают Сусанина.  Они выходят на прогалину, устраиваются спать у разведённого огня. Сусанин остаётся один. Он молится Богу.  Вьюга усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает, им становится ясно, что Сусанин нарочно завёл их в эту глушь. Они подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство и убивают Сусанина.

«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
« Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –

Убейте! замучьте! – моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли;

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит».

Слайд 14 (определение понятия  «Ария»)

Слушаем Арию Ивана Сусанина из четвертого действия.

Слайд 15 (изображение Сусанина)

Опера «Иван Сусанин» состоит из 4 действий (актов) и эпилога.

Слайд 16 (определение понятия «Эпилог»)

Опера завершается эпилогом. Перед нами предстает площадь Москвы, где народ славословит царя. Звучит хор  «Славься, славься, святая Русь».  Антонида, Ваня и Собинин грустны, ведь не дожил Сусанин. По сцене проходит небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу, замедляет шаг. К ним обращается начальник отряда, который спрашивает, почему они грустны. Он удивлен, когда вдруг узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе молва, что спас он Царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает скорбные чувства по поводу смерти Сусанина и сообщает, что они сполна отплатили полякам.

Слушаем «Хор «Славься»  из оперы «Иван Сусанин»

Слайд 17, 18, 19 (Фрагмент нот хора «Славься»)

При помощи синтезатора поем фрагмент хора «Славься»

Учитель: Подвиг Ивана Сусанина  есть  толчок развития патриотизма, проявление которого мы наблюдаем в разное время, и в  разные эпохи. Не смотря на то, останется он в живых или нет, он, прежде всего, думает о своей Родине, о своей стране и о людях, которые живут в этой самой стране.

Слайд 20. (Память об Иване Сусанине)

Память о герое Иване Сусанине живет и по сей день. В 1988 году на холме над Чистым болотом, на месте бывшей деревни Анфёрово, был установлен памятный знак — огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613».

Слайд 21. (Память об Иване Сусанине)

В 1967 году в Костроме был установлен  памятник Сусанину.

III.  Рефлексия

  • Сегодня я узнал….
  • Было интересно….
  • Было трудно ……
  • Я приобрел…..
  • Меня удивило ….
  • Мне захотелось ……

IV.  Хоровое пение.

Учитель: Ребята, Вы большие молодцы, хорошо отвечали! Мы с Вами, познакомились с таким понятием как, опера, ария, как Вы считаете, любил ли Иван Сусанин при жизни петь? Много ли он пел? А, если и пел, то, о чем мог петь? (ребята отвечают)

Да, Иван Сусанин, как русский крестьянский мужик пел разные песни. А, песни у русского народа всегда были разные и веселые, и грустные. Вот и мы сейчас, с Вами споем песню об «Осени», но только веселую.

Исполняем под минусовку песню всем классом авт. Л. Некрасова.  «Осенняя Ярмарка».

V. Домашнее задание

  1. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту оперы «Иван Сусанин»
  2. Выполнение  творческого задания.

Составить от 2-х и более  вопросов  для теста, с вариантами ответов по:

  • Понятиям: опера, увертюра, либретто, ария, эпилог
  • Создание оперы
  • опера «Иван Сусанин»

Ссылки на сайты использованные в работе:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

опера «Иван Сусанин» 27 ноября 1836год

Слайд 6

Над созданием либретто оперы (стихотворные партии) взялись многие поэты и литераторы того времени. Но Глинка отдал предпочтение совету Василия Жуковского . Либретто написал барон Егор Розен 1783 – 1852

Слайд 7

Известно, что отряд поляков шёл в Кострому, где по полученным ими данным находился 16-летний боярин Михаил Романов, которого впоследствии изберут на царский престол России. Шли шляхтичи с одной единственной целью – убить будущего наследника престола.

Слайд 9

«Жизнь за царя́» (« Ива́н Суса́нин ») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1613 года, связанных с походом польского войска на Москву.

Слайд 10

Действие первое В селе Домнино близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.

Слайд 11

Действие второе Роскошный бал в Польше. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами — исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка. Танцы прекращаются и входит вестник. У него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» Они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила Романова. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются.

Слайд 13

Действие третье Ваня сидит, занятый работой, в ходит Сусанин. Сусанин сообщает Ване об избрании Михаила Фёдоровича на царство. Сусанин зовёт Антониду и благословляет молодых. Вечереет — пора готовиться к девичнику. Слышится конский топот. Приехали поляки. Они требуют, чтобы их проводили к царю.

Слайд 18

Фрагмент нот хора «Славься!»

Слайд 20

Памятный камень – место гибели народного героя Ивана Сусанина

Слайд 21

Кострома. Памятник Ивану Сусанину .

Слайд 22

https:// ru.wikipedia.org https:// www.kakprosto.ru/kak-830942-istoriya-vozniknoveniya-opery https:// infourok.ru/istoriya-razvitiya-muzikalnogo-zhanra-operi-573875.html https:// soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/mikhail-ivanovich-glinka http:// www.clasmusic.ru/index.php/Klaudio-Monteverdi.html https:// www.belcanto.ru/susanin.html https:// radiomayak.ru/shows/episode/id/1297019 https:// www.syl.ru/article/360857/ivan-susanin-kratkoe-soderjanie-operyi-i-istoriya-sozdaniya https:// urok.1sept.ru http:// www.tadviser.ru / статья:ЖизньзаЦаря Ссылки на сайты использованные в работе

Слайд 23

До свидания! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глинка. "Иван Сусанин"

Данная презентация знакомит нас в великим русским композитором и его оперой....

Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

Школьная академия наук и искусствОпера М. Глинки «Иван Сусанин»на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина...

Открытый урок по музыке «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера». Учитель музыки: Бахарева В.Н.

Конспект открытого урока по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"...

Конспект открытого урока по музыке на тему: «Ударные музыкальные инструменты»

Тема: «Ударные музыкальные инструменты»Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.Цель: Познакомить детей с многообразием ударных инструментов, с историей их создания.Задачи: Закреп...

«Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»

Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»Цель урока:  способствовать формированию музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры; содействовать формир...

Открытый урок по музыке на тему "Симфония"

Конспект открытого урока предназначен для 7 класс...

Конспект урока по музыке на тему "Опера Порги и Бесс"

Конспект урока по музыке на тему "Опера Порги и Бесс"...