Открытый урок по музыке на тему: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»
материал по музыке (4 класс)
Открытый урок по музыке на тему: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»
Цель урока: познакомить учащихся собразом защитника отечества через музыкально – драматический жанр оперы.
Задачи:
· образовательная – закрепить понятие «опера»; познакомить с понятиями: увертюра, либретто, ария, эпилог;
· развивающая – развить интерес к истории России; развитие музыкального мышления у учащихся; расширить кругозор учащихся; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать.
· воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст урока | 76 КБ |
Презентация | 2.42 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ п. Полевой»
Открытый урок
по музыке
На тему: опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»
3 класс
Подготовила:
учитель музыки Н.В. Ривука
Цель урока: познакомить учащихся с образом защитника отечества через музыкально – драматический жанр оперы.
Задачи:
- образовательная – закрепить понятие «опера»; познакомить с понятиями: увертюра, либретто, ария, эпилог;
- развивающая – развить интерес к истории России; развитие музыкального мышления у учащихся; расширить кругозор учащихся; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.
Методы: Объяснительно – иллюстрированный; словесный (беседа, рассказ, звуковоспроизведение); репродуктивный; эмоциональная драматургия; наблюдение за музыкой; размышления о музыке; пение.
Оборудование:
- проектор и компьютер,
- школьная доска
- синтезатор и музыкальная аппаратура.
Ход урока
I. Организационный этап
1. Введение в тему урока.
Учащиеся входят в кабинет под музыку М.И.Глинки увертюра из оперы
«Иван Сусанин».
II. Познавательный этап
Учитель: Здравствуйте ребята! А, какая музыка звучит? Что можно представить под это музыкальное произведение? Как вы думаете, это произведение самостоятельное или оно является маленькой частичкой большего? (учащиеся отвечают)
Слайд 1 (Опера М.И. Глинка «Иван Сусанин»).
Учитель: Это прозвучала «увертюра» к опере М.И. Глинка «Иван Сусанин».
Слайд 2 (Определение понятия «Увертюра»).
Увертюра – это музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.
А, что такое опера?
1. История создания оперы.
Опера зародилась в 1600 год в Италии. Здесь собирались лучшие мастера итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы и актеры. Первой в истории оперой считается не сохранившаяся «Дафна» Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини.
Слайд 3 (Определение понятия «Опера»).
Опера (итл.слово- дело, труд) – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Учитель: У каждого времени, эпохи есть свои герои. А, кто такой герой? (ребята отвечают).
Слайд 4 (герои из мультфильмов)
Учитель: Ребята, как вы думаете, из Вашего класса, учащийся мог бы стать героем? По каким поступкам или действиям, мы можем определить, что этот человек герой? (ребята отвечают)
Учитель: подвиги совершаются обычными людьми, мужчинами и женщинами, и детьми. О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. Русские композиторы, художники, поэты и сейчас обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины. Ребята, а знакомо, ли Вам имя – «Александр Невский», «Иван Сусанин»? (учащиеся отвечают)
Слайд 5 (М.И. Глинка).
Учитель: с вами, мы сейчас познакомимся с возникновением первой национальной русской оперы, с именем русского героя и с именем великого русского композитора, основоположником русской классической музыки.
2. Предыстория возникновения оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Михаил Иванович Глинка – родился в 1804г., с. Новоспасском в семье помещика. Михаил воспитывался в русских народных традициях. События 1812 года Отечественной войны, повлияли на личность композитора. Величие и героизм русского народа, вот что особенно затронуло душу М.И.Глинка. Он стал задумывается о создании музыкального произведения рассказывающего о героизме русского народа. Во время путешествия по Италии, - где изучал итальянскую оперу, познакомился с такими композиторами, как: Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, появился замысел написать серьезное патриотическое произведение, с исторической идеей. Вернувшись в Россию, на одном из музыкальных вечеров В.А.Жуковский,
Слайд 6 (В.А. Жуковский)
посоветовал Михаилу взять сюжет для оперы исторический о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, эпизод из истории Смутного времени на Руси, неоднократно привлекавший к себе внимание русских писателей на рубеже XVIII-XIX столетий.
Слайд 7. (Портрет Михаила Романова)
Известно, что отряд поляков шёл в Кострому, где по полученным ими данным находился 16-летний боярин Михаил Романов, которого впоследствии изберут на царский престол России. Шли шляхтичи с одной единственной целью – убить будущего наследника престола.
На этот сюжет создал стихотворную думу «Иван Сусанин» поэт-декабрист К.Рылеев (1825).
Над созданием либретто оперы (стихотворные партии) взялись многие поэты и литераторы того времени, но М.И. Глинка отдал предпочтение барону Егору Розену.
Слайд 8. (Определение понятия «либретто»). Либретто (итл. «книжечка» – литературная основа вокального (и не только) сочинения: оперы, балета, кантаты, мюзикла, оратории; краткое содержание спектакля.
Слайд 9. ( Сцена из оперы «Иван Сусанин»)
Опера «Иван Сусанин» имеет два названия. Дело в том, что изначально сам Глинка на листках увертюры написал: «Опера Иван Сусанин». Но в последствии, по рекомендации царя Николая I, название было изменено на «Жизнь за царя». Опера носила и другое название, которое не прижилось - «Смерть за царя». Но придворные царя были недовольны таким названием, сказав, что за царя можно только жить! И вплоть до 1918 года опера так и называлась «Жизнь за царя».
Слайд 10. ( Сцена из первого действия оперы «Иван Сусанин»)
Первое действие происходит в селе Домнино близ Костромы, где население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю. Антонида (дочь Сусанина) ожидает своего жениха, Богдана Собинина, принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин , её отец, сообщает ей, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новой битве, и свадьба Антониды не состоится. Появляется Собинин. Он приносит добрую весть, что «на Москве великий собор выбирает нам Царя». Услышав Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.
Слушаем и смотрим отрывок из первого действия «Каватина и Рондо Антониды»
Слайд 11. (Сцена из второго действия оперы «Иван Сусанин»)
Действие второе происходит в Польше во дворце польского короля Сигизмунда III. Король даёт своим друзьям великолепный пир. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Танцы прекращаются и входит вестник. У него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы. Группа удальцов вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила Романова. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются.
Слушаем и смотрим отрывок из второго действия «Тронный зал Сигизмунда III».
Учитель: Ребята, мы прослушали с вами небольшой фрагмент, и увидели бал, во дворце Сигизмунда III. Захотелось ли Вам оказаться на ярком празднике, где красивые дамы и кавалеры танцуют? (ребята отвечают). Давайте сейчас, мы поднимемся со своих мест и пофантазируем, и каждый из Вас окажется на этом балу и станцуем.
Слайд 12. Физическая минутка, включаю отрывки «Вальс и Мазурка» (ребята изображают движения)
Учитель: Спасибо, Все молодцы, только, что мы побывали на балу у Сигизмунда Ш, но что – же происходит в доме Ивана Сусанина, что мы видим?
Слайд 13. (Сцена из третьего действия)
Ваня сидит, занятый работой, входит Сусанин и сообщает об избрании Михаила Фёдоровича на царство. Ване приходит на ум, что худо будет, если поляки явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Фёдоровича. Но тут, же оба заявляют, что постоят за царя. Сусанин зовёт Антониду и благословляет молодых. Вечереет — пора готовиться к девичнику. Слышится конский топот. Приехали поляки. Они требуют, чтобы их проводили к царю. Сусанин отвечает им с притворным радушием. Ване он наказывает скакать верхом к царю, чтобы уведомить его об опасности. А Сусанин уходит с поляками.
Действие четвёртое. Ваня стремительно добежал к царскому двору. Отпираются ворота монастыря, проснулась боярская прислуга. Ваня рассказывает, что произошло: как пришли поляки, как потребовали они, чтобы Сусанин отвёл их к Царю, как мужественный крестьянин повёл их ложной дорогой и завёл в непроходимый лес. В это время в глухом лесу измученные, поляки проклинают Сусанина. Они выходят на прогалину, устраиваются спать у разведённого огня. Сусанин остаётся один. Он молится Богу. Вьюга усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает, им становится ясно, что Сусанин нарочно завёл их в эту глушь. Они подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство и убивают Сусанина.
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
« Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –
Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
Слайд 14 (определение понятия «Ария»)
Слушаем Арию Ивана Сусанина из четвертого действия.
Слайд 15 (изображение Сусанина)
Опера «Иван Сусанин» состоит из 4 действий (актов) и эпилога.
Слайд 16 (определение понятия «Эпилог»)
Опера завершается эпилогом. Перед нами предстает площадь Москвы, где народ славословит царя. Звучит хор «Славься, славься, святая Русь». Антонида, Ваня и Собинин грустны, ведь не дожил Сусанин. По сцене проходит небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу, замедляет шаг. К ним обращается начальник отряда, который спрашивает, почему они грустны. Он удивлен, когда вдруг узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе молва, что спас он Царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает скорбные чувства по поводу смерти Сусанина и сообщает, что они сполна отплатили полякам.
Слушаем «Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»
Слайд 17, 18, 19 (Фрагмент нот хора «Славься»)
При помощи синтезатора поем фрагмент хора «Славься»
Учитель: Подвиг Ивана Сусанина есть толчок развития патриотизма, проявление которого мы наблюдаем в разное время, и в разные эпохи. Не смотря на то, останется он в живых или нет, он, прежде всего, думает о своей Родине, о своей стране и о людях, которые живут в этой самой стране.
Слайд 20. (Память об Иване Сусанине)
Память о герое Иване Сусанине живет и по сей день. В 1988 году на холме над Чистым болотом, на месте бывшей деревни Анфёрово, был установлен памятный знак — огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613».
Слайд 21. (Память об Иване Сусанине)
В 1967 году в Костроме был установлен памятник Сусанину.
III. Рефлексия
- Сегодня я узнал….
- Было интересно….
- Было трудно ……
- Я приобрел…..
- Меня удивило ….
- Мне захотелось ……
IV. Хоровое пение.
Учитель: Ребята, Вы большие молодцы, хорошо отвечали! Мы с Вами, познакомились с таким понятием как, опера, ария, как Вы считаете, любил ли Иван Сусанин при жизни петь? Много ли он пел? А, если и пел, то, о чем мог петь? (ребята отвечают)
Да, Иван Сусанин, как русский крестьянский мужик пел разные песни. А, песни у русского народа всегда были разные и веселые, и грустные. Вот и мы сейчас, с Вами споем песню об «Осени», но только веселую.
Исполняем под минусовку песню всем классом авт. Л. Некрасова. «Осенняя Ярмарка».
V. Домашнее задание
- Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту оперы «Иван Сусанин»
- Выполнение творческого задания.
Составить от 2-х и более вопросов для теста, с вариантами ответов по:
- Понятиям: опера, увертюра, либретто, ария, эпилог
- Создание оперы
- опера «Иван Сусанин»
Ссылки на сайты использованные в работе:
- https://ru.wikipedia.org
- https://www.kakprosto.ru/kak-830942-istoriya-vozniknoveniya-opery
- https://infourok.ru/istoriya-razvitiya-muzikalnogo-zhanra-operi-573875.html
- https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/mikhail-ivanovich-glinka
- http://www.clasmusic.ru/index.php/Klaudio-Monteverdi.html
- https://www.belcanto.ru/susanin.html
- https://radiomayak.ru/shows/episode/id/1297019
- https://www.syl.ru/article/360857/ivan-susanin-kratkoe-soderjanie-operyi-i-istoriya-sozdaniya
- https://urok.1sept.ru
- http://www.tadviser.ru/статья:ЖизньзаЦаря
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Над созданием либретто оперы (стихотворные партии) взялись многие поэты и литераторы того времени. Но Глинка отдал предпочтение совету Василия Жуковского . Либретто написал барон Егор Розен 1783 – 1852
Известно, что отряд поляков шёл в Кострому, где по полученным ими данным находился 16-летний боярин Михаил Романов, которого впоследствии изберут на царский престол России. Шли шляхтичи с одной единственной целью – убить будущего наследника престола.
«Жизнь за царя́» (« Ива́н Суса́нин ») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1613 года, связанных с походом польского войска на Москву.
Действие первое В селе Домнино близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.
Действие второе Роскошный бал в Польше. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами — исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка. Танцы прекращаются и входит вестник. У него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» Они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила Романова. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются.
Действие третье Ваня сидит, занятый работой, в ходит Сусанин. Сусанин сообщает Ване об избрании Михаила Фёдоровича на царство. Сусанин зовёт Антониду и благословляет молодых. Вечереет — пора готовиться к девичнику. Слышится конский топот. Приехали поляки. Они требуют, чтобы их проводили к царю.
Фрагмент нот хора «Славься!»
Памятный камень – место гибели народного героя Ивана Сусанина
Кострома. Памятник Ивану Сусанину .
https:// ru.wikipedia.org https:// www.kakprosto.ru/kak-830942-istoriya-vozniknoveniya-opery https:// infourok.ru/istoriya-razvitiya-muzikalnogo-zhanra-operi-573875.html https:// soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/mikhail-ivanovich-glinka http:// www.clasmusic.ru/index.php/Klaudio-Monteverdi.html https:// www.belcanto.ru/susanin.html https:// radiomayak.ru/shows/episode/id/1297019 https:// www.syl.ru/article/360857/ivan-susanin-kratkoe-soderjanie-operyi-i-istoriya-sozdaniya https:// urok.1sept.ru http:// www.tadviser.ru / статья:ЖизньзаЦаря Ссылки на сайты использованные в работе
До свидания! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глинка. "Иван Сусанин"
Данная презентация знакомит нас в великим русским композитором и его оперой....
Опера М. Глинки «Иван Сусанин»
Школьная академия наук и искусствОпера М. Глинки «Иван Сусанин»на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина...
Открытый урок по музыке «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера». Учитель музыки: Бахарева В.Н.
Конспект открытого урока по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"...
Конспект открытого урока по музыке на тему: «Ударные музыкальные инструменты»
Тема: «Ударные музыкальные инструменты»Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.Цель: Познакомить детей с многообразием ударных инструментов, с историей их создания.Задачи: Закреп...
«Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»
Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»Цель урока: способствовать формированию музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры; содействовать формир...
Открытый урок по музыке на тему "Симфония"
Конспект открытого урока предназначен для 7 класс...
Конспект урока по музыке на тему "Опера Порги и Бесс"
Конспект урока по музыке на тему "Опера Порги и Бесс"...