«Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»
план-конспект занятия по музыке (3 класс) на тему
Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»
Цель урока: способствовать формированию музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры; содействовать формировать у обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»; воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа 1. Образовательные: Познакомить с оперным театром, с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам; |
Развивающие: развивать мышление, воображение, речь, кругозор на примере оперы М.И.Глинки.
Планируемый результат:
1. Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
2. Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа
3. Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opera.docx | 31.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»
Цель урока: способствовать формированию музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры; содействовать формировать у обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»;
воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа
- Образовательные: Познакомить с оперным театром, с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
Развивающие: развивать мышление, воображение, речь, кругозор на примере оперы М.И.Глинки.
Планируемый результат:
- Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
- Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа
- Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.
Формируемые УУД:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке;
готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее
результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей
деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль
процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;
музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.
Воспринимать на слух музыкальное произведение.
Давать образную характеристику прослушанного произведения.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика.
Оборудование: Презентация, Видеофильм «Опера «Иван Сусанин»; Фонограмма : Хор «Славься», Текст : хор «Славься»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи! | Приветствие. Дети садятся за парты. |
| Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Кто был в театре? - А в оперном театре? - Почему его так назвали? - Что такое опера? Рассаживайтесь удобно в зрительном зале. (На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд - «Партер», 2 ряд - «Ложа», 3 ряд - «Бельэтаж».( показываю на слайде) Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре). | Отвечают Рассаживаются поудобнее |
ария Сусанина
| - Итак, как вы думаете, с чем познакомимся, раз мы в оперном театре?(тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин») - Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока? - Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА - Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА» (1. опера – это музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра В опере объединяютсяразличныехудожественные средства: Сценарий к опере пишет либреттист, а сам литературный текст оперы называется Либретто (показываю на слайде, записываем в тетради) Перед началом оперы обычно исполняется оркестровая пьеса, которая называется увертюра.(записываем в тетради) Увертюра основана на музыкальных темах оперы и воплощает ее главную идею. . Как вы думаете опера появилась давно или недавно?Опера в России появилась в XVIII столетии. - Внимание на экран (слайд 2), кого вы там видите? - Знаком ли он вам? - ЭТО МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1804 – 1857) – великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия. Давайте все вместе повторим ФИО композитора. М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и написал ОДНОИМЕННУЮ оперу. - Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине? - крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: Простой деревенский человек, когда узнал, что враги не знают дороги-он вызвался их проводить, но завел в такое глухое место в лесу, что враги не смогли выбраться- найти дорогу назад. За это его убили, но вскоре сами погибли от мороза, голода и от того, что были в глухом лесу. - Ребята, готовы ли вы на такой подвиг? Какие чувства у вас вызывает этот подвиг? Посмотрите на портрет Ивана Сусанина. Написанным Скотти Михаилом Ивановичем - Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах. -Внимание на экран. Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века(это было почти 400 лет назад, когда польский король пытался завоевать Россию. - Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов. Это ария Сусанина в сцене в лесу с поляками. - А кто знает, что такое ария? (на слайде, записываем слово в тетради) Ария- номер в опере, который исполняется певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для нее характерна напевность, широта мелодического дыхания. - Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели. Вспомним правила слушания. - Звучит видеофрагмент. ПОНРАВИЛОСЬ??? Что услышали? Какие чувства раскрыты в этой арии? Как звучит музыка? - Вот такая интересная история про храбрость русских людей. - Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»? Люди должны знать героев и быть героями. -А теперь встанем и немного разомнемся. ФИЗМИНУТКА Отдохнули? А теперь послушаем заключительный хор оперы «Славься», КОТОРЫЙ ЗВУЧИТ В ЭПИЛОГЕ(ЗАКЛЮЧЕНИИ) ОПЕРЫ. (ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ-ЭПИЛОГ) ИГРА В ДИРИЖЕРОВ -Ребята, представьте, что вы дирижеры оркестра, постарайтесь пластичными движениями рук передать свои музыкальные эмоции. - Итак, как звучала музыка, какой характер? (грустно, весело…) - Какое чувство пробудила музыка М.И.Глинки в вас? - Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор? - Какие черты русского характера воспевает эта музыка? - Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку, где жили такие герои? - Какой же можно сделать вывод : Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России. - Сейчас мы с вами попробуем спеть этот хор РАЗУЧИВАНИЕ СЛОВ Проговариваю в ритме песни с настроением. ПО ОДНОМУ КУПЛЕТУ(проговариваю я), ПОТОМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, проверяю, как дружно вместе говорят, если плохо- повторяю ещё раз. Славься, славься, ты Русь моя, - Как мы должны ее спеть, с каким настроением? | предполагают отвечают Слушают внимательно |
| - А сейчас подведем итог нашего урока. - С каким композитором познакомились? - Итак, что такое опера? С какой оперой мы познакомились на уроке? Какую песню мы учили? - Что такое Либретто, УВЕРТЮРА, Ария? -Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи? Дополните предложение: - Я узнал… - Самое интересное… - Я запомнил это произведение, потому что… - На этом наш урок закончен | ОЦЕНИВАЮТ СВОЮ РАБОТУ |
| Нарисуйте дома иллюстрации к хору «СЛАВЬСЯ» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глинка. "Иван Сусанин"
Данная презентация знакомит нас в великим русским композитором и его оперой....
Проект "Опера М. И. Глинки "Жизнь за царя", или "Иван Сусанин"
Поект заьрагивает следующие проблемы:Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит. Как М И. Глинка показал подвиг русского нар...
Презентация "Опера "Иван Сусанин". М.И. Глинка"
На уроках музыки в 4 классе продолжается знакомство с оперой М.И. Глинки "Иван Сусанин". Образ польских захватчиков предстаёт перед слушателем во втором акте оперы, который носит название "Польский ак...
Опера М. Глинки «Иван Сусанин»
Школьная академия наук и искусствОпера М. Глинки «Иван Сусанин»на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина...
конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...
Открытый урок по музыке на тему: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»
Открытый урок по музыке на тему: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»Цель урока: познакомить учащихся собразом защитника отечества через музыкально – драматический жанр оперы. Зада...
Технологическая карта урока 4 класс на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»
Технологическая карта урока на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»...