Технологическая карта "Опера Ивана Сусанина"
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Технологическая карта "Опера Ивана Сусанина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22.1._opera_ivan_susanin.docx | 25.88 КБ |
22_muzyka_ivan_susanin_3_klass.docx | 33.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УМК: «Школа России» 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знания
Тема урока: «Опера Иван Сусанин»
Цель: познакомить учащихся с оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик будет знать: что такое «опера»
Ученик будет уметь: определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-понимать основные термины и понятия музыкального искусства;
-выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;
-учиться размышлять о музыке.
Регулятивные УУД:
-способность к контролю, самоконтролю;
-совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
Коммуникативные УУД:
-формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Личностные:
-демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки;
-развивать чувство ритма.
Оборудование и ресурсы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина: «Музыка 3 класс» - М.: Просвещение, 2018. – учебник, тетрадь, наглядное пособие, музыкальное сопровождение, мультимедия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1-2 мин Цель: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | ||
Здравствуйте, ребята. Проверьте свое рабочее место. У вас на столах должны лежать учебники, рабочие тетради, пенал. Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. | Приветствуют учителя, садятся за парты. Приводят в порядок рабочее место.
| Коммуникативные УУД: -формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. |
II. Актуализация и пробное учебное действие 5 мин Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | ||
Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Кантата Александр Невский) Что такое кантата? (Кантаты обычно исполняют в концертных залах, но также их можно услышать в оперном театре). Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Кто был в театре? А в оперном театре? Почему его так назвали? Рассаживайтесь удобно в зрительном зале. (На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд - «Партер», 2 ряд - «Ложа», 3 ряд - «Бельэтаж».( показываю на слайде) Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре). | Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: -понимать основные термины и понятия музыкального искусства; -учиться размышлять о музыке. |
III. Выявление места и причин затруднения 2-3 мин Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | ||
- Итак, как вы думаете, с чем познакомимся, раз мы в оперном театре?(тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин») - Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока? | ||
IV. Построение проекта выхода из затруднения 1-2 мин Постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе выбора способа и средств их реализации. | ||
Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА - Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА» (1. опера – это жанр музыкально – драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки; 2. музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра (толковый словарь)). - Внимание на экран (слайд 2), кого вы там видите? - Знаком ли он вам? | Читают что такое опера | Предметные: Ученик будет знать: что такое «опера» Ученик будет уметь: определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам; |
V. Реализация построенного проекта 9-10 мин Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | ||
- это Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия. М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Когда Мишу упрекнули в том, что он только и думает о музыке, будущий композитор ответил: «Что же делать? Музыка – моя душа!» -Композитор Михаил Иванович Глинка сочинил оперу «Иван Сусанин» в основе музыкального произведения лежит реальное событие. Его вдохновил образ Ивана Сусанина. - Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине? крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: он заводит их в глухой дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги убивают его. - Ребята, какие чувства у вас вызывает этот подвиг? Посмотрите на портрет Ивана Сусанина. Написанным Скотти Михаилом Ивановичем - Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах. -Внимание на экран. Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века, когда польский король пытался завоевать Россию. - Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов. «Предсмертная ария». -Ребята, а что значит предсмертная? (написанная перед смертью) - А кто знает, что такое ария?(ария – это эпизод в опере) - Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели. - Что любит музыка? - Все, верно, приступаем к просмотру. | Слушают учителя. Отвечают на его вопросы | Предметные: Ученик будет знать: что такое «опера» Ученик будет уметь: определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам; Личностные: -демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки; -развивать чувство ритма. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1-2 мин Цель: акрепление способов действий, вызвавших затруднения. | ||
- Звучит видеофрагмент («предсмертная ария») - Вот такая интересная история про храбрость русских людей. Что услышали? Какие чувства раскрыты в этой арии? - Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило нашего композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»? Люди должны знать героев и быть героями. Сейчас мы свами просмотрим еще один видеофрагмент, который называется «заключительный хор славься». - А почему ее назвали заключительной? (потому что звучит в конце оперы). Что такое хор? (хор – это коллектив поющих). - Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели. И так ребята, что вы увидели? - А почему именно этим сюжетом заканчивают оперу? - Ребята, а вас этот поступок оставил равнодушными? Составить по 2 вопроса для теста , с вариантами ответов по: создание оперы как жанра биография композитора опера «Иван Сусанин» | Смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопросы. | Предметные: Ученик будет знать: что такое «опера» Ученик будет уметь: определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам; |
Предварительный просмотр:
Предмет: Музыка
Класс: 3
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»»
Цель урока: Познакомить с оперным театром, с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам; воспитывать интерес к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»; воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.
Планируемые результаты:
1. Предметные: в результате урока учащиеся:
- познакомятся с историей возникновения жанра «опера»; с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; с музыкальными терминами: увертюра, интродукция, опера, ария, хоровая сцена, речитатив; смогут - определять и соотносить различные по смыслу интонации (темы); - воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности (вокально – хоровая, музыкально – ритмическая) на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут:
регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.
коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
- узнавать характерные черты отдельных оперных номеров;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- извлекать информацию и делать логические выводы;
- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.
Оборудование: Презентация, технологическая карта урока. Видеофильм «Глинка»;Видеофильм «Опера «Иван Сусанин»;Фонограмма: Хор «Славься», Текст: хор «Славься».
Этапы урока | Содержание занятия, задания, упражнения. Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 – 2 мин). Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Эпиграф: «Когда мы едины – мы непобедимы!» Ребята, я предлагаю начать наш урок со слушания музыки. Звучит вступление (фрагм.) из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. -Определите характер музыки? - Подумайте, какому народу она могла бы принадлежать? Эти качества составляют – основу русской музыки | Ответы учащихся. Музыка принадлежит русскому народу. Вначале музыка сильная, грозная, а затем песенная, плавная, широкая, распевная. Русскому народу | Личностные: формирование положительной мотивации к обучению в школе, к урокам; привлечение жизненно – музыкального опыта в процессе знакомства с музыкой; Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность; умение корректировать результаты в случае их несоответствия; Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися Познавательные: овладение навыками речевого высказывания, в процессе восприятия музыки; |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин). Цель: актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Ребята, посмотрите, пожалуйста, портреты этих людей. Демонстрация слайдов с изображением русских полководцев: А.В.Суворова, М.И.Кутузова, И.Муромца, И.Сусанина, А. Невского. - Как вы думаете, кто эти люди? - Какими они обладают качествами? -Что их объединяет? -Выделите человека из этой группы, который отличается от остальных. - Кто это? - А что вам известно о нем? | Учащиеся отмечают, что они военные, узнают знакомые образы героев Отечества, защищающие Родину в разное историческое время. Качества - храбрость, сила, отвага, смелость. Объединяет – преданность и любовь к Родине и своему народу. Среди полководцев не военный человек, а простой крестьянин. Иван Сусанин. Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину. | Познавательные: ориентироваться в системе знаний. Применение полученных знаний об исторических событиях. Коммуникативные: передача собственных впечатлений, высказывание своей точки зрения; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: формирование эстетических чувств и представлений. |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин). Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Предание о героическом подвиге Ивана Сусанина послужило толчком к созданию первой русской оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Вначале урока прозвучала увертюра к опере «Иван Сусанин». - Что значит увертюра? Увертюра – это вступление к опере, балету или драматическому спектаклю. | Знакомятся с термином «Увертюра» | Регулятивные: использовать определённые учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания. Познавательные: осознавать необходимость нового знания. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин). Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. | Итак, ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Тема урока: «Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки». - Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? -Предлагаю совместно составить план урока. 1.Узнать историю возникновения оперы как жанра в музыке; 2.Познакомиться с сюжетом и главными героями оперы «Иван Сусанин»; 3. Послушать и посмотреть музыкальные фрагменты из оперы. | - Участвуют в обсуждении; - отвечают на проблемные вопросы; - формулируют предполагаемую тему урока - называют виды деятельности | Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
V. Реализация построенного проекта (10 – 16 мин). Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Для этого я предлагаю вам отправиться в музыкальный театр. - Постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на сцене театра? - Ребята, а что такое опера? - Кто создал первую оперу? Первую настоящую оперу создал итальянский композитор Клаудио Монтеверди. В ее основу был положен древнегреческий миф об Орфее. Монтеверди стал чередовать речитативы (говор нараспев) с распевными мелодиями, выражавшими чувства, переживания героя. Эти мелодии стали называться – ариями что по - итал. означает «дух», т.к., чтобы произнести длинную фразу, надо набрать в легкие по - больше дыхания. Монтеверди применил одновременное пение нескольких голосов – хоры и ансамбли. Оркестр стал играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и различным действиям, создавая нужное настроение. Так возникла опера. По - итальянски, опера означает «Труд, сочинение». Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Это первая русская национальная опера. - Что вы знаете об этом композиторе? - Внимание на экран. - Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)– великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии.Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: еще в детстве он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии, Испании, Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и принялся за сочинение своей первой оперы, которую назвал «Иван Сусанин». Обратимся к учебнику, стр.18. - О каких событиях рассказывает эта опера? - Кто главный герой этой оперы? - Какой подвиг совершил Иван Сусанин? Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612году. В это время Россия была захвачена польскими войсками. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына – королевича Владислава. Поляки, узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов, которого народ хотел избрать новым русским царем, пытались помешать этому. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. И потребовали указать им дорогу на Москву, чтобы убить Михаила. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой, дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги зверски убивают его. Благодаря подвигу Ивана Сусанина враги погибли в пути, так и не найдя дороги в монастырь. Опера состоит из четырех действий с эпилогом. Давайте познакомимся с главными действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды, Сигизмунд (польский король). Время действия: 1612 – 1613 годы - И так, театр приглашает нас занять удобнее места и как сказал А.С.Пушкин: Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Слушание: Интродукция из оперы «Иван Сусанин» Интродукция – это введение. В опере это вокальный ансамбль или хор, предваряющий действия. - Послушайте, как звучит вступительная хоровая сцена оперы «Иван Сусанин»? - Образы, каких героев представили? Что передает музыка? Действие первое: 1613 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю. - Какой образ охарактеризовал Глинка в первом действии оперы? 2 действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля. - Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны? Представьте: Роскошный бал в замке польского короля Сигизмунда. Один за другим звучат танцы: полонез, вальс, мазурка. Звучит: «Полонез» - Определите характер танца - полонеза? - Ребята, какая динамика? (громко или тихо) - А такой темп у мелодии? (быстрый-медленный-умеренный) - Подумайте, какой линией вы изобразили бы движение танца? (ломаной, волнистой, прямой). - Каким вы представили образ польского войска? - Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер польского войска – восклицательная интонация, акценты или отрывистые звуки? Полонез торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. - Я предлагаю вам отправиться на бал. Задание: - Выразите свое отношение к музыке через исполнительство, а именно, посредством движений под музыку. - Какими движениями вы будите сопровождать это танец? (притопывание, подскоки или шаг). - Какая осанка должна быть? - Что вы еще добавите? (поклоны, приседания). А сейчас давайте посмотрим фрагмент бала из оперы «Иван Сусанин» танец Полонез. Сравните со своими движениями. Что получилось. - А наш бал продолжается. Следующий танец, который мы посмотрим - это мазурка. Родина его тоже Польша. - Сначала, он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным танцем. Просмотр видеофрагмента из оперы. Танец «Мазурка» - Обратите внимание на характер музыки и движения этого танца. - Сравните с музыкой Полонеза? - А вы знаете, почему этот танец так называется? - - Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии. - Давайте еще раз послушаем танец. А слушая, мы будем выделять акценты ударом своего каблука. Вставайте. Готовы? Тогда слушаем и танцуем. - Молодцы. - Как в музыке Глинка характеризует образ русских и поляков? Глинка в опере характеризует русских - через песни, поляков - через танцы. Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столе карточки с вопросами и вариантами ответов. Вам необходимо ответить на 4 вопросов. 1.Кто создал первую оперу, и какой миф был положен в ее основу? А) Клаудио Монтеверди Б) М.И.Глинка В) П.И.Чайковский 2.Кто из композиторов написал оперу «Иван Сусанин»? А) С.С. Прокофьев Б) М.И.Глинка В) Н.А.Римский-Корсаков 3.Кем был Иван Сусанин? А) Ополченец Б) крестьянин В) князь 4.Музыкой, каких танцев показал композитор образ польского войска? (Выбери два варианта ответа) А) мазурка Б) полонез В) полька | Просмотр презентации о композиторе. Слушают рассказ учителя Работа с учебником (читают) О событиях, которые происходили 300 лет назад, когда крестьянин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - войска Польского. Герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь. Учащиеся знакомятся с сюжетом оперы. Ребята знакомятся с главными действующими лицами оперы. Учащиеся слушают и анализируют музыку. Сначала звучит широкая, распевная, мужественная мелодия в исполнении мужского хора «Родина моя! Русская земля…»(образ воинов – защитников). Затем звучит быстрая, плясовая тема ее исполняет женский хор « На зов своей родной страны». Оживленная и светлая, мелодия близка хороводным песням – (образ девушек, встречающих отважных бойцов). Затем поет весь хор – музыка сильная, решительная, маршевая (сила и неустрашимость русского народа) Так по русскому обычаю встречают дорогих гостей. Учащиеся приходят к выводу - образ русского народа. Выражают свое мнение. - Потому что король считал, что они уже победили и поэтому начал праздновать победу. Слушают и анализируют полонез: Торжественный, гордый, важный, величественный; - Мелодия исполняется громко; - Умеренный Пластическое интонирование. Рисуют линии, которые отражают движение танца - Гордым, надменным, хвастливым - Акценты Слушают и выполняют движения. Отмечают, изящный легкий шаг сопровождается, неглубокими и плавными приседаниями. Осанка - строгая, горделивая. Смотрят фрагмент бала из оперы и сравнивают со своими танцевальными движениями. Смотрят фрагмент бала из оперы Выражают свое мнение - Один танец медленный, плавный, а другой более быстрый, движения четкие. Слушают и выполняют движения. | Познавательные: Понимать данную информацию, находить в тексте нужные сведения; выделять главное; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах; владение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование представлений о необходимости чередования видов деятельности для снятия умственного и физического напряжения Коммуникативные: согласовывать свои действия с партнёром; владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: самостоятельно определять критерии оценивания; дают оценку своей деятельности. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру;
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глинка. "Иван Сусанин"
Данная презентация знакомит нас в великим русским композитором и его оперой....
Проект "Опера М. И. Глинки "Жизнь за царя", или "Иван Сусанин"
Поект заьрагивает следующие проблемы:Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит. Как М И. Глинка показал подвиг русского нар...
Презентация "Опера "Иван Сусанин". М.И. Глинка"
На уроках музыки в 4 классе продолжается знакомство с оперой М.И. Глинки "Иван Сусанин". Образ польских захватчиков предстаёт перед слушателем во втором акте оперы, который носит название "Польский ак...
Презентация "Иван Сусанин"
Данная презентация может быть имспользована на уроках литературного чтения, окружающего мира и музыки при изучении соответствующих тем....
Опера М. Глинки «Иван Сусанин»
Школьная академия наук и искусствОпера М. Глинки «Иван Сусанин»на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина...
Технологическая карта по музыке в 3 классе на тему "Опера Иван Сусанин"
Предмет: МузыкаКласс: 3Тип урока: открытие нового знанияТема урока: «Опера «Иван Сусанин»»Цель урока: Познакомить с оперным театром, с музыкальным и литературным содержан...
Технологическая карта урока 4 класс на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»
Технологическая карта урока на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»...