Проект "Опера М. И. Глинки "Жизнь за царя", или "Иван Сусанин"
проект по музыке (3 класс) на тему
Поект заьрагивает следующие проблемы:
Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит.
Как М И. Глинка показал подвиг русского народа в борьбе против Войска Польского.
Какими выразительными музыкальными средствами окрашены интонации народных песен.
Какое значение имела опера для развития русской музыкальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ivan_susanin.doc | 98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ | Параметры проекта | Методический паспорт проекта |
1. | Название проекта | «Опера Иван Сусанин и е значение для русской культуры» |
2. | ФИО разработчика | Сенов Илья. Полякова Алина, Яковенко Роман, Коновалова Софья уч-ся 3б класса |
3. | Название образовательного учреждения | Гимназия №24 Люберецкого района Моск.обл. |
4. | Год разработки учебного проекта | 2012-2013 гг. |
5. | Опыт использования и степень распространения | 1. Общешкольная игра «Цивилизация». Золотой век русской культуры» (декабрь 2012 г) 2. Межшкольная конференция (НОУ «Гимназия №24»), апрель 2013г |
6. | Проблемная ситуация | Ребята решили заняться этим проектом после изучения темы «Опера «Иван Сусанин» на уроках музыки. Музыка М. И. Глинки, написанная в русском стиле заинтересовала ребят. Времени на изучение этой темы (2 ч.) оказалось недостаточно, поэтому ребята разделились на группы, чтобы в деталях изучить историю создания и премьеру оперы, первых исполнителей и ее значение для русской культуры. |
7. | Проблема проекта | Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит. Как М И. Глинка показал подвиг русского народа в борьбе против Войска Польского. Какими выразительными музыкальными средствами окрашены интонации народных песен. Какое значение имела опера для развития русской музыкальной культуры |
8. | Цель | Доказать, почему опера «Иван Сусанин» явилась отправной точкой в развитии оперы в России. Выяснить в чём заключается особенность музыкально-интонационного изложения образов главных героев оперы. Почему М. И. Глинка «возвысил народную песню до трагизма». |
9. | Задачи – этапы – способы решения | 1.Провести обзор литературы и сайтов в Интернете о жизни и творчестве М. И. Глинки, об истории создания оперы «Иван Сусанин», о премьере оперы в Петербурге. 2. Прослушать основные музыкальные фрагменты оперы в исполнении различных певцов и постановке Большого и Мариинского театров оперы и балета. 3.Исследовать музыкальный язык, интонационные особенности хоровых и сольных номеров. 4.Выбрать доступные для исполнения музыкальные фрагменты оперы и разучить их. 5. Познакомиться в драмой К. Рылеева «Иван Сусанин» и подготовить инсценировку сцены Сусанина с поляками. 6. Показать результат своего исследования и творческой работы на музыкальном конкурсе «Золотой век русской музыки» в рамках общешкольной игры «Цивилизация». |
10. | Форма организации детей | Групповая работа. |
11. | Ведущая деятельность | Поисковая; исследовательская, творческая |
12. | Сфера применения результатов | Общешкольная игра «Цивилизация», конкурс музыкальных номеров (декабрь, 2012 г.) Родительское собрание (Январь 2013 г.) |
13. | Используемые технологии | Информационные ;мультимедийные; исследование. |
14. | Форма продуктов проектной деятельности | Стендовый доклад; мультимедийная презентация; личный отчёт; литературно-музыкальная композиция. |
15. | Способ объединения результатов на презентации | Конференция; отчёт; мероприятие. |
16. | Виды презентации | Интернет-представительствующий; компьютеро-демонстрирующий; научный доклад; сообщение. |
17. | Класс или возраст детей | 3 б класс (9-10 лет) |
18. | Количество участников | 4 человек |
19. | Предметная область | Музыка, история русской музыкальной культуры, история, мировая художественная культура, изобразительное искусство. |
20. | Состав участников | Общешкольный. |
21. | Характер координации | Открытый |
22. | Темы учебно-тематического плана предмета(ов) | ««Новаторство Глинки. Опера «Иван Сусанин» |
23. | Время работы | Среднесрочный. |
24. | Цели обучения, развития, воспитания | Цели проекта: образовательные: исследовать основные принципы музыкального построения темы в опере М. И. Глинки, доказать какие выразительные средства придают музыке особенность неповторимого народного стиля, сравнить музыкальные интерпретации, созданные ведущими театрами в различные годы;
развивающие: показать значение оперы «Иван Сусанин» для становления русской музыкальной культуры в 1836 г. и провести параллель с актуальностью оперы в наше время. воспитательные: научить работать в группе. |
25. | Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений | Предусмотренный программой обучения в 3 классе |
26. | Приращения в ЗУН и специфических умениях | Углубляют знания по истории русской музыки, значению творчества композитора М И. Глинки для развития русской оперы, дают возможность развитию творческих способностей, становлению певческой культуры, закрепляют умения и навыки при подаче материала в процессе открытого мероприятия , учат самостоятельно выбрать литературные и музыкальные произведения, а также произведения живописи, соответствующие конкретной теме. |
27. | Режим работы (организационная форма) | Внеурочный. |
28. | Техническое оснащение | Компьютер, DV D-диски с записью оперы в постановке разных театров, CD-диски «Отрывки из оперы «Иван Сусанин». |
29. | Учебно-методическое обеспечение | 1. В. Н. Беляков. «Иван Сусанин. Легенды и предания русской истории». М., 1998 г. 2. Рылеев «О подвиге костромкого крестьянина» 3. Рылеев. Драма «Иван Сусанин» 4. 100 опер (энциклопедия русской музыки) |
30. | Информационное оснащение | Интернет-ресурсы |
31. | Кадровое оснащение | |
32. | Классификация проекта | Исследовательский; информационный; практико-ориентированный. |
33. | Комментарий |
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
Руководитель проекта – учитель музыки Соломина И. И.
Над проектом работала группа уч-ся 3б класса –
Сеннов Илья, Полякова Алина, Яковенко Роман
МОУ Гимназия №24
Московская область , г. Люберцы
Какова тема Вашего учебного проекта?
Первая русская опера и ее значение для музыкальной культуры России
Какие дидактические цели преследует Ваш проект?
- практическая реализация имеющихся у школьников знаний и навыков по музыке
- формирование эстетической культуры, активной гражданской позиции
- раскрытие ценности русской музыкальной культуры и ее значение для развития культуры других стран
- формирование навыков коммуникации
- реализация индивидуальных интересов учащихся
Какие компетентности формирует Ваш проект?
- В сфере самостоятельной деятельности
- В сфере духовно-нравственного воспитания
- В сфере практической деятельности
Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?
- познакомить учащихся с историей своего народа, его героями и их подвигами
- раскрыть значение творчества русского композитора М. И. Глинки и его оперы «Жизнь за царя» для русской культуры 19 века
- сравнить постановки оперы «Иван Сусанин» в интерпретации ведущих театров
- научить работать в группах и соединять свои умения в единое целое, не теряя при этом функцию каждого учащегося
Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?
Основополагающий вопрос: какое место занимает опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» в русской музыке
Проблемные вопросы учебной темы:
Какие события русской истории послужили поводом для написания оперы М. И. Глинки?
Какой литературный первоисточник явился толчком для создания оперы?
Как передан в опере образ русского народа?
Кто были первые исполнители оперы и как прошла премьера?
Какие сцены и музыкальные фрагменты из оперы можно исполнить самим?
Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?
Первая на русском
Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?
Когда и почему М. И. Глинке пришла мысль написать оперу о простом русском крестьянине?
Как называлась опера до премьеры?
Какие певцы были исполнителями партии Сусанина?
Как повлияла дума К. Рылеева «Иван Сусанин» На создание оперы?
Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?
«Музыка» 3 класс, раздел «Россия – Родина моя», тема «Защитники земли русской», раздел «В музыкальном театре» тема «Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».
Предметные области
Музыка, мировая художественная культура, история, литература, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура).
Возраст: младшая школа
Оформление результатов проекта
Проекты ученических групп – буклет или бюллетень
Итоговая реализация проекта – выступление на общешкольном мероприятии – игре «Цивилизация. Золотой век русской культуры»
Аннотация проекта
УМП разработан в соответствии с программой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, и предназначен для проведения занятий при изучении разделов «Россия – Родина моя», «В музыкальном театре» в курсе «Музыка». При прохождении данных разделов и отдельных тем учащиеся получают первичные знания об опере вообще и опере «Иван Сусанин» в частности. Однако в школьных учебниках, и методических пособиях материала по данным темам представлено мало. Следует учитывать тот фактор, что на предмет музыка отводится 1 час в неделю по программе. Поэтому учащимся стало интересно больше узнать об истории создания оперы «Иван Сусанин», месте композитора М. И. Глинки в русской музыке, о подвиге костромского крестьянина, о литературных произведениях, в которых описан данный подвиг. Помимо теоретического материала большое внимание уделено творческим и практическим экспериментам: создание инсценировки по драме К. Рылеева, выбор и разучивание сольных и хоровых номеров их оперы М. И. Глинки, создание декораций и костюмов для исполнения. Являясь междисциплинарным по содержанию, проект требует привлечения знаний из истории, музыке, изобразительному искусству
Целью УМП является разработка проекта и создание музыкального действия «Ставим Сусанина» в рамках общешкольной игры «Цивилизация». При этом каждый учащийся, получив определенное задание в этом проекте, работал над ним, вживался в роль, создавал костюм, соответствующий эпохе. Участие в проекте принимают все без исключения учащиеся 3б класса, представив хор «Славься», арии «Велик и свят наш край родной» и «Ты взойдешь. Моя заря». Работая над проектом, ученики активно привлекают своих родителей в создании костюмов и декораций.
Разработанный проект, ученики представляют на Web – сайте, который содержит материалы о целях проекта, его участниках, творческие работы, занимательные факты, кроссворды, примеры литературно-художественных высказываний, итоги исследований учащихся.
Время для выполнения проекта
«Документальная» часть проекта – 6 академических часов, практическая часть – 8 академических часов
Как будет оцениваться деятельность учащихся?
Промежуточная диагностика – представленные школьниками разработанные проекты, презентация, итоговая оценка – разработанный и реализованный групповой проект.
Ключевые слова
Драматическое действо, опера, солист, хоровая сцена, сцена из оперы, декорация, кульминация, оркестр, бас, меццо-сопрано.
Выступление на конференции «Шаг в науку»
Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.
Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» имело огромное значение для развития музыкальной культуры. Это была первая опера на русском языке. До этого оперы исполнялись на итальянском, и зрители могли наслаждаться только прекрасными голосами певцов, не зная подчас содержания.
М. И. Глинку вдохновил подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Именно в Италии у композитора возникает решение написать русскую патриотическую оперу.
Во время репетиций опера имела название «Иван Сусанин». Однако за неделю до премьеры ее переименовали.
27 ноября 1836 г. В Петербурге состоялась премьера оперы с новым названием «Жизнь за царя». В опере Глинка выдвинул на первый план величавые образы Руси, ее богатырский дух и стойкость простого народа. Аристократия приняла оперу холодно. Высший свет считал, что сцена театра – не место, где артисты ходят в лаптях и распевают народные песни.
Партию Сусанина в опере исполняет бас – самый низкий мужской голос. Первым исполнителем был Осип Афанасьевич Петров. За многие годы постановки оперы лучшим исполнителем считают певца Федора Ивановича Шаляпина.
Опера «Жизнь за царя» в 4-х действиях с эпилогом.
По программе на уроках музыки мы изучали оперу «Иван Сусанин». Подвиг Сусанина никого не оставил равнодушным. Ребята начали приносить информацию и жизни Сусанина, об истории создания оперы, о ее значении. Так собралось большое количество информации. Возникла мысль самим поставить некоторые отрывки из оперы.
Мы детально изучили содержание оперы, познакомились с постановками в разных театрах России. Наметили отрывки, которые можно разучить и поставить самим. Выбрали музыкальные номера «Велик и свят наш край родной» из 1 действия, речитатив и арию «Ты взойдешь моя заря» из 4 действия и заключительный хор «Славься». Этот хор до революции 1917 года был гимном Великой российской империи.
Также проработали эскизы костюмов. В этой области проблем не было, так как в опере главное действующее лицо – русский народ. В образе поляков тоже использовали соответствующие костюмы.
Постановку своей версии отрывков из оперы мы осуществили в рамках школьной игры «Цивилизация». Проект был масштабным. 3б класс исполнял сцену из пролога и арию «Велик и свят наш край родной». 3в класс – сцену Сусанина с поляками и арию «Ты взойдешь, моя заря». 3а класс подготовил финальную сцену на Красной площади и хор «Славься».
Глинка определил новые пути развития оперного жанра в России. Опера «Иван Сусанин» положила начало развития русской оперной классики, где гениально сочетались история и эпос. Именно национальное сознание оперы «Иван Сусанин» стало определяющим моментом в дальнейшем развитии русской оперы.
Опера «Жизнь за царя» указала совершенно новый путь развития оперного искусства. Позже его следующие поколения русских музыкантов. В результате чего появился особый специфический жанр русской оперы.
Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), как и все творчество М. И. Глинки продолжается до сих пор интересовать всех деятелей русской музыкальной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глинка. "Иван Сусанин"
Данная презентация знакомит нас в великим русским композитором и его оперой....
Презентация "Опера "Иван Сусанин". М.И. Глинка"
На уроках музыки в 4 классе продолжается знакомство с оперой М.И. Глинки "Иван Сусанин". Образ польских захватчиков предстаёт перед слушателем во втором акте оперы, который носит название "Польский ак...
Презентация "Иван Сусанин"
Данная презентация может быть имспользована на уроках литературного чтения, окружающего мира и музыки при изучении соответствующих тем....
Опера М. Глинки «Иван Сусанин»
Школьная академия наук и искусствОпера М. Глинки «Иван Сусанин»на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина...
урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"
Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...
К.Ф.Рылеев "Иван Сусанин".
Организация урока патриотической направленности на примере урока по произведению К.Ф.Рылеева "Иван Сусанин"...
Опера " Иван Сусанин"
М.И.Глинка " Иван Сусанин"...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Ираида Ивановна,огромное
Ираида Ивановна,огромное спасибо за проект!Все грамотно,четко оформлено,и,конечно,содержание.Сейчас очень редко встретишь проект с правильным оформлением! Спасибо!Вы умница!!!