конспект урока по музыке
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, дата | музыка | Класс 3 | Егорова Н.А. | ||
Тема урока | Опера «Руслан и Людмила». Я славил Лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. | ||||
УМК | Программа по музыке для 3 класса авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. | ||||
Цель | Содействовать развитию познавательного интереса к предмету музыка. | ||||
Тип урока | Открытие новых знаний | ||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
- Способствовать формированию знаний и представлений у обучающихся по теме урока "Опера «Руслан и Людмила». Я славил Лирою преданья. Фарлаф. Увертюра". - Способствовать формированию знаний у обучающихся о композиторе произведения А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» Михаиле Ивановиче Глинке. | Регулятивные УУД: способствовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать самоконтроль при прослушивании музыкальных произведений, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. Познавательные УУД: способствовать формированию умения усваивать музыкальные термины, оценивать значение творчества великого композитора М.И. Глинка. Коммуникативные УУД: способствовать формированию умений формулировать свои мысли и обосновывать собственную точку зрения, учитывать позиций других людей. | способствовать формированию осознания личностного смысла учения, воспитание любви к классической музыке и бережного отношению к истории своего народа. | |||
Оборудование | учебник ;аудиозаписи музыкальных композиций: увертюра«Руслан и Людмила» М.И.Глинки, ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, 2-е действие оперы " Руслан и Людмила". Фарлаф. М.И.Глинки; видеофрагмент "Каватина-Людмилы". | ||||
Методы и приемы обучения | словесные (беседа); наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса); практические (работа с презентацией); прием эмоционального настроя на урок, приём целеполагания. |
План урока:
- Организационный момент-1 мин.
- Подведение к теме урока и постановке целей-5мин.
- Изучение нового материала -26мин.
- Закрепление изученного материала –5мин.
- Подведение итогов-2 мин.
- Рефлексия-1мин.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
I. Организационно-мотивационный этап | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Александровна, и сегодня урок музыки проведу у вас я. . - Ребята, давайте проверим свою готовность к уроку, улыбнемся и пожелаем друг другу удачи. | - (Приветствуют учителя) - (Улыбаются друг другу) | Личностные УУД. Метод беседы. Прием слухового восприятия. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактические средства: слово учителя. |
II. Подведение к теме урока. Постановка целей и задач Целепологание | - Ребята, кто из вас был в театре? - А кто был в музыкальном театре? -Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре? - Что вам больше всего нравится смотреть и слушать? - Конечно, раз музыкальный театр детский, то часто основу музыкальных произведений составляют сказки или сказочный сюжет. - А кто является героями сказок, приведите примеры. -Послушайте сказочный отрывок из литературного чтения. Ваша задача вспомнить из какого произведения данный отрывок. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… -Молодцы. Поэма - сказка «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М. И. Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила» -Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? - Давайте поставим цель к нашему уроку. | - (Ответы детей) -(можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.п.) -(Сказки) -(Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри, животные) - (Слушают учителя) - Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". - Опера "Руслан и Людмила" -(Познакомится с оперой «Руслан и Людмила») | Регулятивные УУД Метод объяснения. Прием слухового восприятия и зрительного восприятия. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактические средства: слова учителя. Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД. Прием слухового восприятия. Дидактические средства: презентация, слова учителя. Регулятивные, коммуникативные УУД. Метод беседы, поощрения, педагогической поддержки. Приемы слухового восприятия, развития воображения, мышления. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактические средства: слова учителя. Познавательные и коммуникативные УУД. Метод беседы, поощрения, демонстрации. Прием зрительного и слухового восприятия. Фронтальная форма. Дидактические средства: слова учителя, презентация. |
III. Изучение нового материала Прослушивание музыкального произведения «Руслан и Людмила» и его анализ. Прослушивание арии Руслана из оперы "Руслан и Людмила" Просмотр музыкального видеофрагмента из оперы "Руслан и Людмила" "Каватина Людмилы" Прослушивание второго действия оперы "Руслан и Людмила". Фарлаф. | - Ребята, а кто из вас знает, о чем опера "Руслан и Людмила"? -Опера начинается со сцены свадебного пира: Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. -Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. -А теперь представьте, что мы с вами пришли в музыкальный театр , купили программку. - А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? -Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера. -А что же такое увертюра? - На странице 74 вашего учебника, прочитаем точное определение. - Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки. - Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»? - А кто мне может сказать, что такое опера? -Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре? -Правильно. Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). -А что делают художники в театре? -Оперные артисты? -Что делают музыканты в оркестре? -А что делают писатели, поэты? -Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? -Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина и поэтому музыкальные портреты получились очень яркими и интересными. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе, что герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила»
-Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана? -Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Каватина это - небольшая лирическая ария. - Сейчас вы увидите музыкальный фрагмент из оперы, который называется «Каватина Людмилы». -Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент? - Ребята, а кто из вас знает, как звали соперника Руслана, который тоже отправился на поиски Людмилы? - Откройте 72 страницу учебника и прочитайте как А.С. Пушкин характеризует Фарлафа. - Выше всего он ставит лень и довольство; он рад получить Людмилу, но не прилагая для того особых сил. Ему обещает помочь злая колдунья Наина. - А как композитор относится к этому персонажу мы узнаем послушав сцену из 2 действия оперы. В ней злобная колдунья Наина обещает Фарлафу свою помощь. Партию Фарлафа в опере исполняет самый низкий мужской голос БАС. - В чем отличие между героями Руслана и Фарлафа? Физминутка - Как в доброй сказке, как вы думаете какой финал этой оперы? | - (Ответы детей) - (Слушают учителя) - (-Программа - это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. ) - (Увертюра – это вступление к опере или к балету). -(Учащийся читает определение, что такое увертюра) - ( Слушают увертюру "Руслан и Людмила) - (Опера – это музыкальный спектакль, где поют герои) -(Антракт) - (Декорации, грим, костюмы) - (Играют и поют) -(Играют на музыкальных инструментах) -(Пишут рассказы, сказки, стихи) - (Без музыки) -(Слушают учителя) - (Слушают арию Руслана из оперы "Руслан и Людмила") - (Ответы детей) - (Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство) - (Фарлаф) - (Ответы детей) -(Слушают 2 сцену оперы) - (Фарлаф трусишка, болтун, подлый, самовлюбленный хвастун. Руслан - честный , искренний, благородный, порядочный, мужественный,храбрый воин ) - (Ответы детей) | Регулятивные, коммуникативные УУД. метод объяснения, поощрения, педагогической поддержки. Прием зрительного и слухового восприятия, прием логического мышления. Дидактические средства: слово учителя, презентация. Коммуникативные, познавательные, личностные УУД. Методы рассказа, беседы, демонстрация, поощрение. Приемы слухового и зрительного восприятия, ответа на поставленный вопрос, развития мышления. Фронтальная форма организации деятельности. Дидактические средства: слова учителя, презентация. Познавательные и коммуникативные УУД. Метод беседы, демонстрация, поощрения. Прием зрительного и слухового восприятия, самостоятельного обучения. Фронтальная форма работы. Дидактические средства: презентация, слова учителя. Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД. Методы демонстрации аудиозаписи, демонстрации, беседы, анализа, поощрения. Приемы зрительного и слухового восприятия, сравнения. Фронтальная форма. Дидактические средства: аудиозапись музыкального произведения «Руслан и Людмила» М.И.Глинка, слова учителя. Познавательные, коммуникативные, личностные УУД. Методы рассказа, беседы, демонстрация, поощрение. Приемы слухового и зрительного восприятия, ответа на поставленный вопрос, развития мышления. Фронтальная форма организации деятельности. Дидактические средства: слова учителя, презентация. Коммуникативные, познавательные, личностные УУД. Методы рассказа, беседы, демонстрация, поощрение. Приемы слухового и зрительного восприятия, ответа на поставленный вопрос, развития мышления. Фронтальная форма организации деятельности. Дидактические средства: слова учителя, презентация. Познавательные и коммуникативные УУД. Метод беседы, демонстрация, поощрения. Прием зрительного и слухового восприятия, самостоятельного обучения. Фронтальная форма работы. Дидактические средства: слова учителя, аудиозапись ария Руслана из оперы "Руслан и Людмила" Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД. Методы демонстрации видеофрагмента, демонстрации, беседы, анализа, поощрения. Приемы зрительного и слухового восприятия, сравнения. Фронтальная форма. Дидактические средства: слова учителя. Приемы слухового и зрительного восприятия, ответа на поставленный вопрос, развития мышления. Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД. Методы демонстрации, беседы, анализа, поощрения. Приемы зрительного и слухового восприятия, сравнения. Фронтальная форма. Дидактические средства: слова учителя. Регулятивные и личностные УУД. Метод упражнения, демонстрация. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактические средства: образцовое показание физических упражнений. |
IV. Закрепление изученного материала | -Сейчас я вам предлагаю почувствовать себя художниками. Я предлагаю нарисовать вам образ одного из героев поэмы «Руслан и Людмила» и описать их. Можно охарактеризовать вашего героя тремя прилагательными, только чтобы они не повторялись. (Руслан, Людмила, Фарлаф) Проверка работ. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД. Методы объяснения, беседы, поощрения, педагогической поддержки. Фронтальная и индивидуальная формы организации деятельности обучающихся. Самостоятельная творческая работа. Дидактические средства: слова учителя | |
V.Подведение итогов | - А теперь давайте подведем итоги. - С каким произведением мы с вами познакомились на уроке? -Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»? -Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»? - Что вам заполнилось больше всего? | - (отвечают на поставленные вопросы учителя, подводят итоги урока) | Коммуникативные УУД. Метод опроса. Прием слухового восприятия, прием ответа на поставленный вопрос. Фронтальная форма. Дидактические средства: слова учителя. |
VI. Рефлексия | - Ребята, кому сегодня было все понятно, не возникали трудности поднимите две руки верх, у кого были небольшие трудности, поднимите одну руку вверх, а кто совсем не справлялся, тот не поднимает руки. Покажите результативность. | -(Показывают результативность, оценивают самостоятельно свою деятельность на уроке) | Личностные, регулятивные УУД. Прием зрительного и слухового восприятия, самооценивания. Индивидуальная и фронтальная форма организации деятельности обучающихся Дидактические средства: слова учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».
Конспект урока по музыкена тему: «Музыка Венгрии»....
Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс
Конспект урока по музыке в 1 «А» классеУчреждение: КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...
конспект урока по музыке "Развитие музыки"
материал разработан в помощь учителю....
Конспект урока по музыке:" Музыка в кино "
Цель: продолжать знакомить детей с детскими песнями в кино.Задачи:Образовательная: формировать значимость музыки в жзни.Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию эстетики детей, любви к ...
Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.
Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти....
Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных
Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...
конспект урока по музыке в 3 классе "Природа и музыка"
Конспект урока по музыке для 3 класса "Природа и музыка" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....