Рабочая программа индивидуального обучения по музыке во 2 классе (УМК "Планета знаний")
рабочая программа по музыке (2 класс)

Ирина Анатольевна Семёнова

Мною разработана и представлена рабочая программа индивидуального обучения по музыке второклассника по УМК "Планета знаний". Её можно использовать в работе учителям начальных классов и учителям музыки для индивидуального обучения учащихся 2 класса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа индивидуального обучения по музыке

ученика 2 класса (2015-2016 уч.год)

Пояснительная записка

            Программа  разработана в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.) и отраженных в его примерной программе по музыке для начальной школы.

Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации»

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования .- М., 2009.

3. Основная образовательная программа начального общего образования  МБОУ «Мариинская гимназия»

3.Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа.2    класс. УМК «Планета Знаний». Под общей редакцией И.А.Петровой.- М.: АСТ: Астрель, 2013.

4.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (приказ от 9.03.2004 №1312)

5.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Ульяновской области на 2015-2016 уч.год

6.Учебный план МБОУ «Мариинская гимназия» на 2015-2016 уч.год.

7.Годовой календарный учебный график МБОУ «Мариинская гимназия» на 2015-2016 уч.год

 Так же в программе учтены основные положения государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2002 г.), одним из разработчиков которой является автор данной программы. Особое внимание в этом документе было уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального, образования в формировании духовно-нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников и в формировании у них культуры межнациональных отношений. В Концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный аспект сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе – к одаренным детям.

            В программе «Музыка» воплощены основные положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.). особое значение для данной программы имеют положения данной Концепции, касающиеся национального воспитательного идеала и его реализации в образовательных учреждениях.

            Главная цель программы – формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.

            Достижение этой цели предусматривает:

  • Формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно- образного содержания, выразительных средств и  др.;
  • Формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;
  • Формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативынм мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребенка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально- танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;
  • Формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
  • Формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

          Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности.

         Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие ее способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных творческих и духовных способностей учащихся.

         Одной из главных особенностей программы и учебников, разработанных на ее основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально-образоваетльного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом. Психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевтическом.

          Во 2 классе учащиеся приглашаются на «экскурсию» в сокровищницу Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность музыкального искусства и его роль в жизни человека (музыкальное зеркало, музыкальные часы, музыкальный календарь, музыкальная машина времени, музыкальная аптечка и др.), а также получают представление о тех, кто создает музыкальное искусство (композиторах), и о тех, кто его исполняет (музыкантах-исполнителях и различных исполнительских коллективах – народном, академическом и детском хорах, симфоническом оркестре и оркестре народных инструментов, вокальном и инструментальном ансамблях и др.).

          Художественно-эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих художественно-эстетической культуры личности.

          Аксиологический (ценностный) контекст  является фактором преодоления в процессе музыкального образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике современной культурно-информационной среде.

          Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. Во включенных в программу произведениях воплощены традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость.  

          Психолого-педагогический контекст позволяет учителю осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки.

         Семантический контекст заключается в акцентировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов. В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития младших школьников была положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообразных измерениях и проявлениях. В эту систему включены следующее понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке; музыкальное время и время в музыке; музыкальное движение и движение в музыке, музыкальные предметы и предметный мир в музыке.

        Культурно-исторический контекст позволяет сформировать у детей первоначальные представления о взаимосвязи музыкального искусства с историей культуры и различными историческими событиями на основе интеграции с соответствующими темами предмета «Окружающий мир».

       Этнокультурный контекст обеспечивает углубленное знакомство детей с традиционными празднично-обрядовыми и семейно-бытовыми формами народной музыкальной жизни. Особое внимание уделено традиционной русской народной музыкальной культуре с образцами песенного и музыкально-инструментального творчества других народов России, с различными видами и жанрами музыкального фольклора, с разнообразными народными музыкальными инструментами, с понятиями «фольклор», «фольклорист», «Фольклорная экспедиция».

      Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у школьников первоначальных представлений о взаимосвязи музыки с природой, об отраженных в музыкальном искусстве образах различных времен года, природных стихий и т. д.

      Информациологический контекст предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях применения современных информационных средств и технологий для поиска информации о музыкальном искусстве и решения разнообразных музыкально-творческих задач.

       Арт-терапевтический контекст дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкально-релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства.

       Еще одной важной особенностью программы и учебников является то, что их содержание можно варьировать и адаптировать применительно к конкретным условиям музыкально-образовательного процесса в той или иной локальной социокультурной и этнокультурной среде.

        При реализации программы необходимо использовать разнообразные педагогические технологии, творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Программой предусмотрены различные сочетания инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный поиск, интеграция различных видов художественно-творческой и художественно-познавательной деятельности учащихся.

       Уроки музыки, проводимые по этой программе, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:

  • сквозного тематического планирования;
  • выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;
  • общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства;
  • общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)

Основы музыкальных знаний.  Музыка — отражение жизни. Музыкальный образ. Интонация. Музыкальные жанры: песня, танец, пьеса, марш. Колыбельные песни. Звуки и музыкальные образы осени, зимы, весны, лета. Музыкальное наследие России. Старинная русская народная музыка. Различные жанры народных песен: трудовые, свадебные, плясовые. Русская пляска. Старинная церковная музыка. Старинная классическая музыка. Музыкальное наследие разных стран и народов. Музыка будущего. Музыка и техника: магнитофон. Образы России в музыке. Музыка разных народов. Знаменитые музыканты и музыкальные театры мира. Звуки Вселенной. Влияние музыки на настроение, чувства и мысли людей. Музыка и здоровье людей. Метр, размер и такт в музыке; длительность звуков, название и обозначение различных темпов, нюансов. Композитор. Композиция. Инструментальная музыка. Ударные, струнные, духовые музыкальные инструменты. Высота, громкость, тембр звучания. Ритм. Интонация. Легато. Стаккато. Ансамбль, инструментальный ансамбль, вокальный ансамбль. Виды ансамблей (дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет). Оркестр. Виды оркестров. Симфонический оркестр, состав музыкальных инструментов, расположение музыкантов. Дирижёр. Оркестр русских народных инструментов. Духовой оркестр. Профессия мастера музыкальных инструментов. Самодельные музыкальные инструменты и способы их изготовления. Вокальная музыка. Певческие голоса: дискант, сопрано, альт, тенор, бас. Тембр голоса. Интонация. Унисон. Хор. Детский хор. Канон. Академический хор. Народный хор. Церковный хор. Правила певческого дыхания, звукоизвлечения, звуковедения. Дикция певца. Охрана голоса.

Музыкально-исполнительская деятельность.  Пение: «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. В. Исаковой). «Часы» (муз. и сл. П. Ступелла), вокально-инструментальные импровиза- ции «Утренние приветствия», «Какой чудесный день», «Шумный день», «Добрый вечер!», «Спокойной ночи», «Баю, бай», «Осень», «Полёт звука», «Моя мама». «Вечерняя песня» (муз. А. Тома, сл. К. Ушинского). Латышская народная песня «Петушок». «Закатилось солнышко» (муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Садовского). «Спят усталые игрушки (муз. З. Петровой, сл. А. Островского). «Времена года» (муз. и сл. Ц. Кюи). «Осень» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен). «Здравствуй, гостья зима» (муз. народная, сл. И. Никитина, обр. Н.А. Римского-Корсакова). «Песенка о лете» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). «За рекою старый дом» (муз. И.С. Баха, русский текст Д. Тонского). «Прекрасное далёко» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой). «Песня о России» (муз. В. Локтева, сл. О. Высоцкой). «Улетаем на Луну» (муз. В. Витлина, сл. П. Кагановой). «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). «Песенка о зарядке» (муз. М. Старокадомского, сл. М. Львовского и А. Кронгауза). «Песня о зарядке» (муз. Г. Гладкова, сл. Г. Остера). «Ты соловушка, умолкни» (М.И. Глинка). Хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (начало). «Патриотическая песня» (муз. М. Глинки, сл. А. Машистова). Обиходное церковное песнопение «Отче наш». Тропарь Пасхи. «Синяя вода» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина). Вокально-хоровые упражнения. Народные календарные песни «Коляда», «Широкая Масленица». Украинские народные песни «Веснянка», «Птичка». Белорусская народная пеня «Перепёлочка». Русские народные песни «Во кузнице» (трудовая), «Дон-дон», «Заиграй, моя волынка», «На зелёном лугу» (повторение), «Матушка репка». Вокально-интонационная игра «Разговор древних людей». Песни народов России. Вокально-интонационная игра со звуками «Колокольные звоны». Французская народная песня «Братец Яков». «Балалайка» (муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой). «Весёлый музыкант» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной). Вокально-интонационная игра «Телефон». Песня «Из чего же, из чего же…» (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого). «Квартет лягушек» из кинофильма «Золотой цыплёнок» (муз. Е. Крылатова, сл. В. Орлова). Ансамблевая вокальная импровизация «Тянем, потянем…» Повторение пройденных песен (исполнение их разными вокальными ансамблями). Хоровое исполнение песни «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского). Норвежская народная песня «Камертон» (канон).

Элементарное музицирование.

Игры: «Перекличка дятлов», «Разговор древних людей» (шумовые музыкальные инструменты, твёрдые предметы — карандаш, камушки и т. д.); звукоподражание «Мотор».

Исполнение мелодий, сочинённых детьми (музыкальные инструменты: металлофон, детский синтезатор). Музыкально§инструментальные импровизации.         

Слушание музыки.     Песни: «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. В. Исаковой). «Прекрасное далёко» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Народные песни и звучания музыкальных инструментов разных народов России. Народные наигрыши. «Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя» М.И. Глинки. «Среди долины ровныя» (стихи А. Мерзлякова, муз. народная). М.И. Глинка «Попутная песня». М.И. Глинка «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». «Патриотическая песня» (муз. М.И. Глинки, сл. А. Машистова). «Дуэт Короля и Принцессы» из мультфильма «По следам Бременских музыкантов» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского) в исполнении одного из известных детских хоровых коллективов.

Романсы М.И. Глинки.

Пьесы: С. Прокофьев «Утро», «Вечер». П.И. Чайковского «Октябрь, Осенняя песня», «Сентябрь. Охота» и «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки» и «Февраль. Масленица», «Январь. У камелька», «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи», «Июнь. Баркарола», «Июль. Песня косаря», «Август. Жатва» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Мама», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Нянина сказка» и «Баба-яга», «Утренняя молитва» и «В церкви» (из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. А. Вивальди. «Концерт для флейты с оркестром» (фрагмент). Старинные пьесы для фортепьяно, скрипки и других музыкальных инструментов в исполнении учащихся музыкальной школы. «Отче наш» (фрагмент «Литургии» П.И. Чайковского).

Оперы: М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»), М.И. Глинка «Иван Сусанин», хор «Cлавься!», музыкальная картина «Море» — вступление ко второму акту оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Фрагменты оперы Н.А. Римского- Корсакова «Снегурочка» (арии Деда Мороза и Снегурочки).

 Балеты: И.Ф. Стравинский «Весна священная» (фрагмент музыки к балету), П.И. Чайковский «Лебединое озеро» (повторение), музыка из балета-сказки С. Прокофьева «Золушка», П.И. Чайковский «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Симфоническая поэма М.А. Балакирева «Русь» (фрагмент).

Записи старинных церковных песнопений Русской православной церкви. Записи колокольных звонов.

Фантазия для оркестра «Камаринская» М.И. Глинки. Мелодия плясовой народной песни «Камаринская» в исполнении на балалайке.

Симфоническая картина Н.А. Римский-Корсаков «Садко» (фрагмент). Н.А. Римский-Корсаков «Океан, море синее» (вступление к опере «Садко») — повторение. Звучание гуслей.

Симфоническая сказка «Петя и волк» (фрагменты «Птичка», «Утка»).

Звучание разных духовых музыкальных инструментов, органа, струнных музыкальных инструментов, различных по составу инструментальных ансамблей, симфонического оркестра.

Музыкально-пластическая деятельность.  Пластические импровизации. Гимны в исполнении духового оркестра.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: «Зеркало», «Пробуждение», «Расцветает подснежник» (под музыку П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник»), «Весенний ручеёк» и др.

Игры. Слушание звуков природы.

Основы музыкальной композиции. Сочинение мелодий, звуковых картин, музыкальных рассказов.

Музыкально-пластическая деятельность. Танцы. Пластические импровизации.

Музыкально-изобразительная деятельность. Беседы по картинам.

Рисунки, иллюстрации музыкальных произведений.

Музыкальная драматизация. Инсценирование под музыку.  Инсценирование песен, сказок.

Подготовка к проектной деятельности. Разработка эскиза или макета Музыкальной машины времени. Обдумывание вопросов викторины «Музыка со всего света». Подбор материалов к книге «Музыка в жизни людей». Сбор аудио и видеозаписей музыкальных произведений для школьной музыкальной коллекции. Разработка программы школьного вечера «Великие русские композиторы».

                  Системно-деятельностный подход

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Задача курса — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий.

Учебно-методический комплект:

        1.  Т.И. Бакланова. Музыка. 2  класс. Учебник.  - М.: АСТ: Астрель, 2012.

2. Т.И.Бакланова. Обучение во 2 классе по учебнику Т.И.Баклановой «Музыка». Методическое пособие. - М.: АСТ, Астрель

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ

 к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У  учащихся будут сформированы:

  • мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
  • чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
  • эмоционально-ценностное отношение к произведениям народной и классической музыке.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к культуре своего народа;
  • эмоционально-ценностного отношения к Государственному гимну России;
  • понимания разнообразия и богатства музыкальных средств  для выражения состояния природы, духовного состояния человека;
  • положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты;
  • мотивации к занятиям определенным видом музыкальной деятельности;
  • эмоционально-ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

Формы контроля личностных УУД: беседы, отзывы о прослушанных произведениях

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы);
  • различать основные жанры народной песни (календарные, колыбельные, трудовые, солдатские, шуточные, плясовые и хороводные песни);
  • определять куплетную форму и вариации;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни  и песни современных композиторов для детей;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
  • исполнять в вокальном ансамбле и в хоре одноголосые вокальные произведения с сопровождением;
  • сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе  музыки, музыкальных жанрах, художественно-образном содержании музыки;
  • выявлять особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;
  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
  • устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);
  • различать виды ансамблей (инструментального, вокального), хоров (народного, академического, церковного) и оркестров (народных инструментов, духового и симфонического);
  • узнавать и называть основные характерные черты и образцы творчества крупнейших русских композиторов М. И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;
  • слышать в музыке и рассказывать о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времен – прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
  • читать и записывать нотные знаки; воспроизводить по нотам ритмические рисунки, короткие мелодии;
  • использовать элементарные приемы игры на ударных , духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
  • исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
  • выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
  • самостоятельно выполнять упражнения арт-терапии;
  • сочинять небольшие мелодии;
  • пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.

Формы контроля предметных УУД: тесты, музыкальные диктанты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать цель выполняемых действий;
  • понимать важность планирования работы;
  • выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
  • вносить коррективы в свою работу;
  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  • оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя);
  • решать творческие задачи, используя известные средства.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • продумывать план действий при драматизации музыкальных произведений, при создании проектов;
  • объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
  • различать и соотносить замысел и результат работы;
  • использовать приемы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
  • включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность (музыкально-исполнительскую, музыкально-пластическую, сочинительскую);
  • участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно-образном содержании музыки;
  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
  • различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
  • сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;
  • характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;
  • группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);
  • устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения звука;
  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря;
  • различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);
  • классифицировать музыкальные произведения по жанрам, видам, по создателям музыки (композиторам);
  • различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);
  • характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П. И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;
  • читать и записывать нотные знаки; осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах;
  • выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам;
  • слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времен – прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
  • активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;
  • выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Форма контроля метапредметных УУД: проекты, сообщения

          По учебному плану МБОУ «Мариинская гимназия» в 2015-2016 учебном году на изучение музыки отводится 35 часов (35 недель, по 1 часу в неделю). По программе индивидуального обучения 0,5 часа в неделю. Ученик начал индивидуально заниматься с 9.09.15, поэтому  в рабочую программу вносятся изменения:

Тема блока

Количество часов по программе «Планета знаний»

Количество часов по рабочей программе

В сокровищнице волшебницы Музыки.

16

8

Встречи с великими композиторами

8

4

В Стране музыкальных инструментов

6

3

В Певческой стране

4

2

Всего

34

17

Календарно-тематическое планирование по музыке , 2 класс

№ п/п

Раздел/Тема урока

Кол-во часов/ дата проведения

Тип/форма урока

Содержание урока

Возможные виды

деятельности

Планируемые результаты

Вил, форма контроля

Информационное обеспечение

Домашнее задание

Коррекция

учащихся

учителя

предметные

метапредметные

личностные

В сокровищнице волшебницы Музыки. (8 часов)

1

Музыкальные часы:

доброе утро,шумный день

1

Комбинированный урок

Понятия:

Музыкальные образы

рассвета и

утра

Музыка:

М.П. Мусо-ргский «Рассвет

на Москва-реке» (вступление к опере «Хован

щина»), латышская народная песня «Петушок»

Слушание музыки. Исполнение вокально-интонационной импровизации «Утренние приветствия» песни «Петушок»

Беседа, опрос.

Знать и уметь называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы); сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно-образном содержании музыки;

Оценивать музыкальные образы, рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений,

Формирование понимания разнообразия и богатства музыкальных средств  для выражения состояния природы

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.10, аудиозапись

-

2

Музыкальные часы:

добрый вечер,тихая ночь

1

Комбинированный урок

Понятия:

Музыкальные образы

вечера. Музыкальные жанры: песня

Музыка:

пьеса С. Прокофьева «Вечер»,

песни: «Вечерняя

песня» (муз. А. Тома, сл. К. Ушин-ского); «За-катилось солнышко» (муз. М.Па-рцхаладзе, сл. М. Садовского)

Слушание музыки.

Исполнение вокально-интонационной импровизации «Добрый вечер!»; песен

Беседа, опрос.

Знать и уметь  называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы); различать основные жанры народной песни

Выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

Формирование понимания разнообразия и богатства музыкальных средств  для выражения состояния природы

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.12

аудиозапись

3

Музыкальный кален

дарь.

Музыка

осени

1

Урок изучения нового материала

Понятия:

музыка и время. Музыкаль

ные образы

времён года

Музыка:

П.И. Чай-ковский  

«Времена года» (фраг-менты пьес, по выбору),

«Времена года» (муз. и сл. Ц. Кюи)

Слушание музыки.

Исполнение вокально-хоровых упражнений;

песен

Беседа

Знать основные понятия Уметь слышать в музыке и рассказывать о музыкальных образах природы

Оценивать музыкальные образы природы, участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов

Формирование понимания разнообразия и богатства музыкальных средств  для выражения состояния природы

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.14-15,

аудиозапись

Вспомнить приз-наки осени

4

Музыкальный кален

дарь: музыка

зимы,музыка

весны.

1

Комбинированный урок

Понятия:

Звуки и му

зыкальные

образы зи-мы.

Народные календарные песни

Музыка:

пьесы П.И. Чайковского «Декабрь.

Святки», «Январь. У камелька»,и «Февраль.

Масленица» (из цикла «Времена года»), песни «Здравствуй, гостья зима»

(муз. народ-ная, сл. И. Никитина, обр. Н.А. Римского-Корсакова); народные календарные песни «Коляда» и «Широкая Масленица.

Беседа по картинам И.Шишкина «Еловый лес зимой» и Б.Кустодиева «Масле-ница»

Слушание музыки.

Исполнение песен.

Беседа, опрос.

Знать и уметь слышать в музыке и рассказывать о музыкальных образах природы, уметь различать основные жанры народной песни. Уметь устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности  их тем и художественных образов.

Оценивать музыкальные образы природы., отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

участвовать в коллективном обсуждении

Формирование чувства уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.18-19, презентация, аудиозапись

Вспомнить приз-наки весны

5

6

Музыкальная машина вре-мени: времена рож-дения музыки.

Музы

кальная стар-ина (народ

ные песни)

2

Урок изучения нового материала

Понятия:

Музыка и

время. Музыка и движение.

Рождение музыки.

Музыка:

И.Ф.Стравинский  «Весна

Священная» (фрагмент музыки к балету).

Слушание музыки .

Исполнение упражнения на звукопод-ражание

«Мотор»; вокально-интонационная игра «Раз-

говор древних людей».

Парная работа.

Беседа, опрос.

Слышать в музыке и уметь рассказывать о музыкальных образах разных времен – прошлого, настоящего и будущего, о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;

Выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре,

включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность

Формирование мотивации и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

 

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.26-27, аудиозапись

с.27 №5

7

Музыкальная машина

вре-мени: музыкальное

прошлое раз

ных стран.

Музыкальный глобус: путешествуем по России

1

Урок изучения нового материала

Понятия:

Музыкальное

наследие за-

рубежных

стран.

Музыка:

Пьеса П.И.Чайковского «Старин

ная францу-зская песен-ка», «Немец-кая песенка», «Неаполитанская песенка» (из цикла

«Детский альбом»); А. Вивальди «Концерт для

флейты с оркестром» (фрагмент).

Песня  «За рекою старый дом»

(муз. И.С. Баха, русский текст Д. Тонского)

игра «Угадай мелодию

Слушание музыки,

исполнение песен ,игра «Угадай мелодию»

Беседа, опрос.

Знать изученные произведения и уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики

Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям

Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям народной и классической музыки.

 

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.30-31, аудиозапись, презентация

с.31 №4

8

Музыкальный глобус:

едем в далёкие края

Волшебная

музыкальная

палочка.

1

Урок –путешествие ( виртуальное)

Понятия:

Музыка наро

дов зарубеж

ных стран

Музыка:

Народов России, Украинская народная песня «Птичка», белорусская народная песня «Перепелочка»

Слушание песен и инструментальной музыки народов России ,исполнение

Песен.

Беседа.

Знать и уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни  и песни современных композиторов для детей;

Знакомство с музыкальной культурой народов России.

Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям

Формирование эмоционально-ценностного отношения  к произведениям народной музыки

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.38-39, аудиозапись, презентация

Выучить песенку «Перепелочка»

Встречи с великими композиторами ( 4 часа)

9

На ро-дине Михаила Ива-новича Глинки.Среди долины.

«Ка-

Маринская»

1

Урок изучения нового материала

Понятия:

Композитор.

Звуки и образы при-роды. Влияние при-

роды на твор

чество компо

зитора.

Музыка:

вариации на тему русской народной

песни «Среди долины ровныя» М.И. Глинка, песня «Среди долины ровныя» (сл. А.Ф. Мерз-

лякова

Слушание музыки, исполнение песен, поиск информации

Беседа, рассказ.

Знать основные понятия , узнавать и называть основные характерные черты и образцы творчества крупнейшего русского композитора М. И. Глинки

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, рассказывать о композиторах, отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.54-55, аудиозапись,презентация

-

10

На родине

Михаила

Ивановича

Глинки: в му-

зыкальной

гостиной.

под звон колоколов

1

Урок закрепления пройденного

Понятия:

Музыкаль-

ные  впечатле

ния детства.

Семейное му

зыкальное

воспитание.

Домашнее му

зицировани

Музыка:

романс М.И. Глинки «Жаворонок, песня «Ты, соловушка, умолкни»

(муз. М.И. Глинки, сл. В. Забеллы )

Слушание музыки, исполнение песен , поиск информации

Беседа, рассказ.

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника

Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.57, аудиозапись,

11

На родине

Михаила

Ивановича

Глинки: серд-

це Ро-дины.

В родительском доме

Петра Ильи

ча Чайков

ского: мама.

1

Урок закрепления пройденного материала

Понятия:

Музыкаль-

ные образы

Родины.

Гимн.

Музыка:

«Патриотическую песня» (муз. М.И. Глинки, сл. А. Машис-това), песни о Родине

Слушание музыки, исполнение песен, поиск информации.

Беседа.

Знать гимн России и уметь выявлять особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника

Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.60-61, аудиозапись, презентация

с.60 №5

12

Морское пла

вание с ком-

позитором

Николаем

Андреевичем

Римским-Кор

саковым: во

владениях

Морского

царя.

Семейство

удар-ных ин

струментов

1

Урок изучения нового материала

Термины:

Звуки и обра-

зы моря.

Гусли

Музыка:

симфоническая картина Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (фрагмент); «Океан, море синее» (вступление к опере «Садко». Песня «Синяя вода» (муз. В. Шаи-нского, сл.

Ю. Энтина)

Слушание музыки, исполнение песен, поиск информации.

Рассказ, беседа.

Знакомство с инструментом «гусли» Уметь различать звучание гуслей. Узнавать и называть основные характерные черты и образцы творчества крупнейшего русского композитора Н.А. Римского-Корсакова

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника

Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.70-71, аудиозапись, презентация

Подготовить небольшое сообщение о Садко

В Стране музыкальных инструментов ( 3 часа)

13

Семейство ду-

ховых инст-

рументов.

Семейство

струнных

инструментов

1

Урок изучения нового материала

Понятия:

Инструмен-

тальная музыка.

Духовые му-

зыкальные

инструменты. Громкость, высота, тембр

звука. Мело-

дия

Музыка:

Записи звучания различных духовых музыкальных инструментов;симфоничес

кая сказка «Петя и волк» (фрагменты «Птичка», «Утка» и др.); звучание органа.

Русские народные песни: «Заиг-

рай, моя волынка», «На зелёном лугу»

Слушание музыки, исполнение песен, поиск информации.

Рассказ, беседа.

Знать названия духовых инструментов и уметь  различать звучание отдельных музыкальных инструментов

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, использовать приемы игры на духовых народных музыкальных инструментах

Формирование положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.86-89, аудиозапись, презентация

с.88 №1 ( на выбор) и выучить названия духовых инструментов

14

15

Инструментальный

ансамбль.

Оркестр.

Оркестр народных инст-

рументов.

2

Комбинированный урок

Понятия:

Ансамбль,

Инструмен-

тальный ан-

самбль. Виды

ансамблей

(дуэт, трио,

квартет)

Музыка:

Записи звучания различных по составу ин-

Струментальных ансамблей.

Песня «Весёлый музыкант» (муз. А. Филлипенко, сл. Т.Волгиной)

Слушание музыки, исполнение песен,, парная работа.

Рассказ, беседа.

Знать и уметь различать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), исполнять в вокальном ансамбле и в хоре одноголосые вокальныепроизведения с сопровождеием;

Выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Формирование положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.94-95, аудиозапись

Выучить понятия « дуэт, трио, квартет»

В Певческой стране ( 2 ч)

16

У кого какой

голос?

Вокальный

ансамбль

1

Урок изучения нового материала

Понятия:

Вокальная

музыка. Пев

ческие голо-

са: дискант,

сопрано,альт, тенор, бас. Тембр голоса. Интонация

Музыка:

фрагменты оперы Н.А. Римского-

Корсакова «Снегурочка» (арии Деда Мороза и

Снегурочки, и другие).

песня «Из чего же, из чего же?»

(муз. Ю. Чичикова, сл. Я. Холецкого)

Слушание музыки, исполнение песен, инсценировка стихотворения «Телефон» К.И.Чуковского

Рассказ, беседа.

Знать основные понятия и уметь  определять куплетную форму и вариации; исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и стотворениях.

Продумывать план действий при драматизации музыкальных произведений

Формирование мотивации и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.106-107, аудиозаписи

Выучить песню «Из чего же?Из чего же?»

17

Хор.

В школе

Скрипичного

ключа: урок

вокала

1

Урок изучения нового материала

Понятия:

Хор. Виды хо

ровых кол-

лективов.

Дирижёр. Ка-

нон.

Музыка:

записи зву-чания различ-ных хоровых коллективов (детского, академического,народного, церковного).

песня«Вместе весело шагать» (муз. В. Шаин-ского, сл. М. Матусовско

го); норвежская народная песня «Камертон»

Слушание музыки, исполнение песен, поиск информации.

Рассказ, беседа.

Знать и уметь различать виды хоров (народ-ного, академи-ческого, церковного), исполнять в хоре одноголосые вокальные произведения с сопровождением;

 

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника

Формировани мотивации и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности е

Внешний конт-роль, взаимоконтроль

Учебник «Музыка» Т.И.Бакданова, с.110-111, аудиозаписи

-

Литература для  учителя:

1. Т.И.Бакланова. Обучение во 2 классе по учебнику Т.И.Баклановой «Музыка». Методическое пособие. - М.: АСТ, Астрель

Литература для обучающихся:

1.  Т.И. Бакланова. Музыка. 2  класс. Учебник.  - М.: АСТ: Астрель, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа модуля "Мир музыки". 2 класс

Цель модуля: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знания...

Рабочая программа модуля "Мир музыки". 1 класс

Цель модуля: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знания...

Рабочая программа по предмету музыка 3 класс Планета Знаний

Рабочая программа по  предмету  музыка 3 класс. УМК Планета Знаний.  Бакланова Т,И,...

рабочая программа(индивидуальное обучение) литература 4 класс

программа предназначена для индивидуального обучения по литературе в 4 классе по программе Занкова...

рабочая программа(индивидуальное обучение) литература 4 класс

программа предназначена для индивидуального обучения по литературе в 4 классе по программе Занкова...

Рабочая программа по предмету " Музыка" 2 класс

Рабочая программа по ФГОС для 2 класса...