Кант в России.
план-конспект занятия по музыке (3 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема Занятия : «ВИВАТ, РОССИЯ!» Слайд 1
Слайд 2
Звучит Кант «Орле Российский»
-Что вы можете сказать об услышанной музыке?
- Какие чувства она у вас вызвала?
- О чём эта песня?(воспевает русскую землю и войско)
- Какая она по характеру? (торжественная, маршевая…)
- Кто исполнитель? (муж. хор)
- Это современная песня или нет?
У - (Вступление к занятию у )
История России знает много войн, но ни когда Россия не вела захватнические войны, ей всегда приходилось обороняться, защищая свой народ, свои земли. Сегодня мы с вами прикоснёмся к истории нашей Родины , к её славным подвигам и великим победам. Виват, Россия!.
Слайд 3 : «ВИВАТ, РОССИЯ!»
…Что значит: Да здравствует, Россия!
- У песен такого рода есть одно общее название – давайте прочитаем об этом в 1 абзаце учебника на 12 стр.)
- Как называют такие песни? (канты)
Слайд 4
- Канты. О них и пойдёт речь
- Запишите в тетрадях.: «Кант - род бытовой многоголосной песни-гимна»
(От куда? )
Слайд 5
Пришедшие в Россию с Украины, куда они, в свою очередь, проникли из Польши, канты первоначально бытовали в узких кругах при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ.
Слайд 6
- Посмотрите, как выглядят страницы из сборника кантов 18 в. Государственный Исторический музей (Москва).
- Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Однако многие дошедшие до нас канты безымянны. Этим они похожи на русские народные песни.
- Первоначально канты создавались на тексты религиозного содержания и были популярны в среде духовенства. В 18в. содержание кантов обогащается – появляются поздравительные и так называемые виватные канты, с которыми мы с вами познакомимся сегодня на уроке.
- Что означает слово «Виват!»? (Да здравствует!)
- Виватные канты получили свое распространение в эпоху Петра Великого. Они отражали различные торжественные события из жизни государства. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость.
Слайд 7
- По-другому, виватные канты называли – хвалебными.
- Как правило, в них было слово «виват», что в переводе означает (?)
Слайд 8 «Да здравствует!».
- Мелодия имела фанфарно - руладный характер.
- Исполнялись хором или группой певцов главным образом во время придворных приемов
. Слайд9
(по щелчку)
Для них характерны мелодия, напоминающая фанфарные сигналы, имитационные переклички.
. Слайд10
- Давайте внимательно послушаем и убедимся в правдивости сказанного.
Звучит Кант «РАДУЙСЯ, РУССКО ЗЕМЛЕ» .wmv
-Сколько голосов? (один или несколько)
-Какие голоса звучат? (мужской, женский)
-Есть ли сопровождение?
-Все время музыка звучит одинаково или изменяется ее характер?
-Характер каждой части музыкального произведения?
(Обратить внимание учащихся на трехчастную форму произведения А-В-А.)
- А теперь простучим ритм 1-й строки на (Стр.13), а затем споём виватную интонацию канта.
Радуйся, Росско Земле!
Радуйся, Росско Земле!
- Схожи ли интонации музыки и речи?
Слайд 11
При Петре I специально сочиненные канты исполнялись при торжественных процессиях по случаю побед русского оружия. Такие процессии проходили в Москве после взятия Азова, Шлиссельбурга, Нарвы и ряда других событий. Особенно торжественной была процессия 21 декабря 1709 года, когда праздновалась победа при деревни Лесной и в Полтавской битве. Было сооружено семь триумфальных ворот.
Слайд 12
(по щелчку)
- На самом верху ворот размещались музыканты-инструменталисты и певцы. Пелись специально сочиненные "Стихи" и канты, звучала инструментальная музыка.
- Один из них, кант, сочинённый на заключение мира между Россией и Швецией в 1721г , предлагаю сейчас послушать, но сначала почитаем слова этого известного канта:
Слайд 13
Знают турки нас и шведы
И про нас известен свет
На сраженья, на победы
Нас всегда сам Царь ведет
C нами труд Он разделяет
Перед нами Он в боях
Счастьем всяк из нас считает
Умереть в Его глазах
Славны были наши деды
Помнит их и швед, и лях
И парил орел победы
На Полтавских на полях
Слайд 14
«Знают турки нас и шведы»
Слайд 15
- Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов писал, что «музыка удваивает, утраивает армию». Не даром для поднятия боевого духа в Отечественную войну 1812 г. музыканты были в штате каждого полка.
Слайд 16- В пехоте сигналы подавали барабанщики,
Слайд 17 в кавалерии — трубачи,
Слайд 18 -а в гренадерских полках еще и «флейтщики».
- В знаменитом Бородинском сражении принимали участие около 3.000 военных музыкантов. В каждом полку, батальоне, эскадроне были и песенники, хранители солдатского фольклора. Репертуар песенников отражал армейские традиции. Так появилась русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
- Сейчас мы её послушаем и вы расскажете, что узнали из истории нашей страны, из истории русской армии.
(Слушание р.н.п. песни )«Солдатушки, бравы ребятушки!» Слайд 19
Вопросы:
-Что указывает на то, что песня не современная, а старинная? (само название )
-О чём эта песня? (Что для солдата Армия - это всё: и отцы, деды, и жёны, и детки. Армия становилась для солдата родным домом, потому, как служили тогда по 25 лет.)
- Перед вами карточки. (работа по карточкам)
Задание. Выберите нужные варианты ответа.
1 вопрос - Какой характер произведения?
(песенный, маршевый, танцевальный)
2 вопрос- В каком ладу ? (мажор или минор) Слайд 13
3 вопрос -Какой жанр песни?
(былинная, солдатская, историческая)
4 вопрос -Кто исполнитель? (хор, солист, ансамбль, солист и хор)
5 вопрос -Сколько куплетов прозвучало?
6 вопрос -Был ли припев в этой песне?
Слайд20
(Вокально – хоровая работа над р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»
Слайд 21 – 25 (слова песни)
Слайд 26
Домашнее задание:
Стр. 12-15 учебника. Читать и отвечать на вопросы.
Слайд 27
(Вывод урока) проверка знаний:
- Задайте друг другу по 1 вопросу, то что запомнилось на уроке.
(Дети задают друг другу вопросы по уроку)
Или учитель:
- С каким песенным жанром мы сегодня познакомились на уроке?
- Что вы теперь знаете о кантах?
Итог урока, заключительное слово учителя:
- Русскому человеку всегда были присущи любовь и беззаветная преданность своей Отчизне, особенно в тяжёлые для неё моменты, когда он не раздумывая мог отдавал за неё свою жизнь. Подтверждение этому мы находим в старых песнях. И я верю, что современное поколение , будет достойным продолжателем славных традиций наших предков. «Виват, Россия!»
Задание. Выберите нужные варианты ответа.
1-Какой характер произведения?
(песенный, маршевый, танцевальный)
2-В каком ладу ? (в мажоре или миноре )
3-Какой жанр песни?
(былинная, солдатская, историческая)
4-Кто исполнял?
(хор; солист; ансамбль; солист и хор)
5-Сколько куплетов прозвучало?
6-Был ли припев в этой песне?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"
Красочная презентация по теме урока делает изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"
Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока: Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...
Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей
Цели урока: 1.Познакомить учащихся со значением личности Петра 1 в истории...
«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»
Предназначена для работы с учащимися 9-1...
Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)
Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...
УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс Опрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»
УМК «Школа России» Окружающий мир 4 классОпрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»...